Как японцы собирались напасть на Советский Союз и почему такого не сделали
Существует весьма распространенное заблуждение, что японцы мол не желали атаковать Советский Союз в годы войны, боялись наших расстояний и нашего мороза. Или же искали ресурсов исключительно в юго-восточной Азии.
На самом деле, все немного не так обстояло. Японцы на лето 1941-го года имели вполне четкий и готовый план атаки на СССР - «Кантокуэн». От японского «Кантогун токусю энсю» (Особые маневры Квантунской армии).
Планировалась быстро разгромить советские армии в Приморье, Приамурье и Забайкалье, захватить основные коммуникации, занять Владивосток, Благовещенск, Биробиджан, Хабаровск, северный Сахалин (южный уже был за японцами с 1905-го года), Петропавловск-Камчатский. И, окончательно, сломив сопротивление, принудить оставшиеся советские войска к капитуляции.
Финалом операции Японии против СССР должен был стать выход за шесть месяцев к Байкалу. Далее японцы в направлении Красноярска и Иркутска уже боевых действий не планировали, но подразумевали на следующий 1942-й год. На операцию японское командование выделяло около 60 дивизий и группировку в 850 тысяч человек. Общей датой атаки должно было стать 10 августа 1941-го года.
Императорская армия уже готовилась выступить против СССР
Но вот в чем загвоздка вышла. Мудрые японцы после Халхин-Гола отлично понимали: победить мощную советскую армию на Дальнем Востоке им удастся лишь при условии поражения СССР на западном театре военных действий против Германии. И потому внимательно следили за тем, как разыгрывались события в европейской части Советского Союза.
Японские военные атташе лично внимательно следили за действиями немецкой армии в СССР
Военный министр Японии Хидэки Тодзио произнес свою сокровенную фразу: «Наше нападение должно произойти лишь тогда, когда Советский Союз, словно созревшая хурма, готов будет упасть с ветки на землю…» То есть, японцы ждали взятия немцами Москвы и Ленинграда, захвата ими Кавказа, начала мощного антисталинского восстания в стране. А там уже были готовы и сами подключиться.
Но ничего подобного не происходило. Советский Союз все никак не падал. Японцы глазами своих многочисленно наблюдателей в Вермахте великолепно видели: СССР мужественно противостоит Германии и постоянно срывает все сроки гитлеровского Блицкрига.
Более того, Сталин ухитряется даже не снимать боеготовые войска с Дальнего Востока! Что же будет если Япония попробует этого монстра атаковать? Особенно страшило японцев наличие на возможном театре военных действий до 400 советских бомбардировщиков. Способных, в условиях редкой слабости японской системы ПВО, всего за одну ночь превратить Токио в пепелище.
Потому нападение Японии на СССР постоянно переносилось. С 10 на 28-е августа, потом на начало сентября... А там и холода приближались, в условиях которых, японцы, имевшие горький опыт интервенции на русский Дальний Восток в 1918-1920 гг, атаковать Советский Союз просто не решились.
Самоубийственной банзай-атаки на СССР японцы явно не желали
В итоге уже 3 сентября на заседании японского правительства участники совещания пришли к выводу, что, «поскольку Япония не сможет провести крупномасштабную операцию на севере против СССР до января-февраля, нужно за то время быстро осуществить операцию на юге». То есть, Перл-Харбор. А уже 14 сентября 1941-го Рихард Зорге передал в Центр судьбоносное: «Японское правительство решило в текущем году против СССР не выступать».
В общем, хурма, как говорится, так и не созрела. Вследствие провала германского Блицкрига уже к августу 1941-го года и сохранения обороноспособности СССР на Дальнем Востоке, японцы нашу страну так никогда и не атаковали...