Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Вторая мировая война » Репарации после Второй мировой


Репарации после Второй мировой

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Какая единственная страна полностью возместила СССР ущерб за войну
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2021/04/4-4.jpg

Вопрос репараций после окончания Второй мировой войны обсуждался в ходе двух конференций лидеров стран-союзниц: в Ялте и в Потсдаме.

Политическая милость

При этом Сталин добился более чем скромного размера репараций. Германия, например, в соответствии с решениями Ялты, должна была выплатить союзникам 20 миллиардов долларов, что в пересчете на золото составляло 20 тысяч тонн. Для сравнения: после окончания Первой мировой войны победители наложили на Германию обязательство выплатить сумму эквивалентную 100 тысяч тонн золота. Этот великодушный жест со стороны лидера страны, понесшей наибольшие потери в ходе войны и внесшей наибольший вклад в разгром врага, объясняется тем, что Сталин хорошо помнил уроки Первой мировой. Тогда Германия, загнанная в угол, униженная и окончательно разоренная, вынашивала идеи реванша и породила в итоге чудовищную идеологию нацизма. Проявляя милость к побежденным, СССР заработал себе политические дивиденды, что было очень важно в свете нового этапа взаимоотношений со вчерашними союзниками. Вскоре после окончания Второй мировой началась холодная война.

Сколько нам заплатила Германия

Как уже было сказано, в Ялте победившие страны решили взыскать с Германии 20 миллиардов долларов, из которых половина должна была поступить СССР, а остальные 10 миллиардов делили межу собой наши союзники.

Но основной торг шел на Потсдамской конференции в июле 1945 года. Делегация США настаивала на том, что каждая страна должна взимать репарации в своей оккупированной зоне Германии. СССР такой вариант категорически не устраивал, поскольку восточная часть страны была намного менее развита в промышленном отношении, чем западные зоны, куда вошли союзные войска. Нарком иностранных дел Молотов в ходе личной встречи с президентом США Трумэном добился того, что СССР получит 25% от всего репатриированного в богатейшей Рурской области.

Взамен Сталин на следующий день сделал заявление о том, что СССР отказывается от конкретных цифр, соглашаясь на проценты, и намерен придерживаться в дальнейшем принципа «зональных изъятий», предложенных союзниками. Таким образом, конкретный объем репараций, возложенных на Германию, более нигде и никогда в послевоенной истории не фигурировал.

СССР в этом вопросе продолжал придерживаться щадящей политики, и согласился на возмещение ущерба не в денежном эквиваленте, а в натуральном виде. В побежденной Германии демонтировались заводы, станки и оборудование которых было вывезено в нашу страну, к нам шли эшелоны с материальными ценностями, на восстановлении разрушенных городов и предприятий работали граждане Германии. Всего было демонтировано и вывезено 4389 немецких заводов, 96 электростанций, в СССР поступили 72 тысячи вагонов с древесиной, кирпичом, цементом и другими стройматериалами, почти 450 тысяч тонн черного и 174 тысячи тонн драгоценных металлов и т.д. Однако, эти внушительные объемы не покрыли и 15% от того, что было разрушено в нашей стране.

Демонтаж и вывоз заводов с территории Восточной Германии привел к безработице и остановке производства. Поэтому к 1947 году советское правительство приняло решение свернуть эту форму взимания репараций. На базе восточногерманских фабрик и заводов было создано 31 акционерное общество с участием СССР.

23 мая 1949 году на территории западных зон оккупации была создана ФРГ, 7 октября того же года в восточной зоне появилась ГДР. И, разумеется, немедленно возникло соревнование между двумя частями некогда единого государства. ГДР должна была стать своеобразной «витриной» советского образа жизни. И очень скоро, в 1954 году, все акционерные общества, в которых участвовал СССР, были безвозмездно переданы дружественной Германской демократической республике. Вопрос о репарациях Германии был закрыт.

Сколько заплатили другие страны «оси»

Когда речь идет о репарациях, следует помнить, что на СССР напала не только Германия. Под знаменами Рейха воевали армии и других стран так называемой «Оси: Берлин-Рим-Токио». В нашу страну вторглись солдаты из Венгрии, Италии, Румынии и т.д. Этим государствам тоже пришлось платить за свою агрессию.

Италия. Она была главным союзником Германии в Европе. По итогам войны Италия должна была выплатить СССР 100 миллионов долларов. Это был также вполне щадящий подход, поскольку объем итальянских репараций не превышал 5% ущерба, причиненного нашей стране. Но и эта сумма не была выплачена в полном объеме, поскольку холодная война свела на нет многие договоренности, достигнутые сразу после победы над Германией и ее союзниками.

Венгрия. Согласно договору, она обязана была выплатить СССР 200 миллионов долларов. В 1947 году правительство Венгрии обратилось в министерство иностранных дел СССР с просьбой сократить размер репараций, поскольку эти выплаты составляли половину венгерского бюджета. В 1948 году СССР согласился на сокращение выплат на 50%, а затем и вовсе передал этой социалистической братской стране все германские активы, находившиеся на ее территории. Более репараций с Венгрии не взимали.

Румыния. Эта страна должна была выплатить 300 миллионов долларов. Указанную сумму СССР согласился получить «натурой» — главным образом, сырьем. Однако, повторилась история с Венгрией. Жалобы, затем великодушное прощение половины долга, а затем и вовсе «закрытие» темы репараций. Между союзниками по Варшавскому блоку какие счеты?

Кто расплатился полностью?

Единственная страна, которая полностью выплатила СССР весь размер затребованных репараций – Финляндия. Согласно мирному договору, подписанному после окончания советско-финской войны 1941-44 года, она должна была выплатить 300 миллионов долларов в течении 6 лет. В 1948 году по взаимной договоренности срок увеличился до 8 лет, а размеры репараций сократились до 226,5 миллионов.

СССР в этом случае так же согласился на выплаты «натурой», и таким образом к нам поступили тонны бумаги, целлюлозы, фанеры, картона, других продуктов деревообрабатывающей промышленности, медный провод, силовой кабель, а также 1800 сборных домов.

Финляндия по сей день считает, что необходимость выплаты репараций СССР стала стимулом для активного роста промышленности, который случился в стране после окончания войны. Сама Финляндия не особенно пострадала в ходе боевых действий. Это обстоятельство в сочетании с национальным характером финнов – добросовестных и трудолюбивых – стало причиной того, что в 1952 году Финляндия – единственная из всех — полностью погасила свой долг перед СССР.

0

2

Дома построенные пленными немцами: что с ними не так

После окончания Великой Отечественной войны в разных городах Советского Союза работали немецкие военнопленные. Работали они, в том числе, на стройках жилых и производственных зданий.

Со временем такая их деятельность поросла легендами. Чуть ли не все малоэтажные многоквартирные жилые дома, построенные в первые годы после войны, стали называть «немецкими» (в некоторых местах страны их ещё называют «финскими»). Они и впрямь порой вызывают удивление своей архитектурой – многие элементы экстерьера не имеют аналогов в более поздней советской жилой застройке.

Но как обстояло дело в действительности?

По германским данным, СССР взял в плен около 3,2 млн. военнослужащих немецкой национальности, из которых чуть более 1 млн. умерли в плену (в основном ещё в годы войны и сразу после ее окончания). Значительная часть пленных немцев была учтена в СССР как "военнослужащие других армий". К этому стремились сами немцы, так как к пленным итальянцам, венграм, финнам и т.д. отношение у лагерного начальства было лучше.

Подавляющее большинство пленных было отпущено до 1950 года. Уже к марту 1947 года было репатриировано почти 800 тысяч немцев. До конца 1949 года на родину было возвратили ещё около 900 тысяч, а в 1950 году – более 400 тысяч. В СССР оставалось только 13 с половиной тысяч военнопленных, которые были осуждены как военные преступники. Последних из них освободили в 1956 году.

На стройках работали и обычные пленные немцы, и осуждённые за военные преступления. В отношении большинства из них судебные процессы и приговоры были заочными и коллективными.

Понятно, что общая доля квалифицированных строительных рабочих среди пленных была невелика. Но в широком привлечении немцев на послевоенные стройки сыграли решающую роль два обстоятельства. Первое – стойкое русское убеждение в том, будто немец, по природе своей, на все руки мастер и «делает всё качественно». Второе – работа на строительстве предполагала значительное облегчение режима содержания военнопленных, выдачу денежного содержания и возможность для немцев подкормиться.

Почувствовав это, многие немцы сразу стали говорить, что они каменщики, или штукатуры, или кровельщики, и т.д., хотя большинство из них до войны ни разу не работало по таким профессиям. Таким образом, вербовка желающих отстраивать разрушенные советские города проходила среди пленных успешно.

Масла в огонь, говорят, подлила ещё фраза Молотова, что ни один пленный немец не будет отпущен домой, пока не будет заново отстроен разрушенный Сталинград. И говорят, будто Сталинград восстанавливали как раз немцы. То и другое, конечно, легенда. Потому что процесс массовой репатриации пленных начался сразу после войны. А Сталинград в основном был восстановлен в первые же послевоенные годы, причём без участия немцев. Доля пленных в стройках этого города была не выше, чем в целом по стране.

Итак, не всякие послевоенные дома в СССР строили именно пленные немцы (или их  бывшие союзники). И особенности архитектуры не являются признаком, позволяющим определить, что их строили немцы.

Дело в том, что вся послевоенная жилая застройка велась по типовым проектам, составленным советскими архитекторами. Немцы привлекались ведь только как рабочая сила.

Нас удивляют облик и конструктивные особенности домов первых послевоенных лет – их малоэтажность (от двух до четырёх этажей), мансарды, эркеры и прочие элементы, придающие им какой-то «готический» вид, а также типовое разнообразие. Немецкие строители тут ни при чём. В Советском Союзе того времени были принято проектировать дома подобным образом. И до начала массового возведения «хрущёвок» в конце 1950-х гг., придавалось большое значение градостроительной эстетике.

Жилая застройка того времени также сильно различалась. Капитальные «сталинские» жилые дома, строившиеся в 1940-50-е гг. и  по сей день считающиеся элитными, во многих советских больших городах, возводились, как правило, силами отобранных советских рабочих, чья квалификация не вызывала сомнений. Подневольный же труд военнопленных использовался для возведения массового дешёвого жилья преимущественно в рабочих кварталах и посёлках.

Вот по этому признаку можно предполагать, что послевоенный дом барачного типа мог быть возведён пленными немцами. Он не всегда построен из кирпича, а чаще из дешёвого строительного материала (шлакоблоков). Перекрытия внутри – деревянные, потолки не выше, чем в позднейших домах (в «сталинках», для сравнения, 350 см). Многокомнатные квартиры в этих домах изначально были коммунальными.

Инженерное обеспечение такого строительства тоже оставляло желать лучшего. Например, спешка при их возведении и нехватка качественных материалов приводили впоследствии к проседанию фундаментов. Сейчас многие из этих домов, где они ещё сохранились, находятся в аварийном состоянии.

Местные жители могут показать некоторые объекты, возведённые пленными немецкими строителями – в Ленинграде, Минске, Новосибирске, Челябинске, Харькове, Луганске, во множестве городов поменьше. Это не только жилые дома, но и гостиницы, больницы и т.д. Однако во многих случаях восхищение современных жильцов «сталинских» домов тем, что их-де «немцы строили», является навязанным стереотипом. Как уже замечено, большинство пленных строителей не обладали соответствующей квалификацией и навыками.

Как вспоминал пленный майор вермахта Рольф Грамс, воевавший под Сталинградом, а потом отстраивавший город в 1950-1953 гг., языковой барьер между пленными и охранниками позволил немцам самостоятельно вести отчётность о работе и предъявлять завышенные показатели производительности своего труда, которые лагерное начальство всё равно не могло проверить. Немцы таким образом получали полную пайку, денежное довольствие и даже премии.

В общем, военнопленные, на ходу превратившиеся в строителей, занимались тем, что на русском языке давно имело названия «халтура» и «очковтирательство». Последствия такого строительства могли сказаться только через несколько лет, но к тому времени немцы рассчитывали уже быть на родине, что у них и получилось.

Так что, если сегодня вы видите послевоенный дом «немецкой» архитектуры, это вовсе не значит, что его строили именно немцы. Пожалуй, единственным признаком могут служить только окна (где ещё сохранились первоначальные оконные рамы) – немцы делали их привычно, то есть открывающимися наружу. В результате, по свидетельству новосибирского писателя Игоря Маранина, наши люди, привыкшие, что окна открываются внутрь, иногда вываливались на улицу.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Вторая мировая война » Репарации после Второй мировой