Настоящее имя: Родерик Дэвид Стюарт
Дата рождения: 10 января 1945 года
Стили: Folk Rock Hard Rock Pop/Rock Rock&Roll
Близкие по стилю исполнители: Black Crowes, Blind Faith, Keith Richards, Paul McCartney, Roger Daltrey, Tom Petty & the Heartbreakers, ZZ Top.
Место рождения: Великобритания.
Род Стюарт (Rod Stewart) начинал в 60-е как смелый и оригинальный интерпретатор рок-н-ролльных стандартов, один из лучших в своем жанре. Исполнительский артистизм сочетался в нем с ярким композиторским талантом. Композиции его авторства, энергичное слияние рока, фолька, блюза и кантри, звучали совершенно по-особому. Это была единственная в своем роде разновидность фольк-рока и кантри-рока. И все-таки однозначной оценке его творчество не поддается. Испытание медными трубами оказалось Стюарту не по плечу: с какого-то момента "звезда" затмила в нем музыканта. Музыка ответила ему взаимным пренебрежением - в дискографии артиста появились откровенно посредственные альбомы. Но даже переболев звездной болезнью и порвав с оригинальными фольк-корнями, он никогда не переставал быть первоклассным певцом с мощным, красивым, неповторимым голосом.
Родерик Дэвид Стюарт родился 10 января 1945 года в многодетной лондонской семье (он был пятым ребенком). Его отец переехал в Лондон из Шотландии, которая навсегда останется для Родерика манящей загадкой. Самостоятельную взрослую жизнь он начинал бурно, перепробовал много занятий, иногда подрабатывал, копая могилы. Хотя с 14 лет Род начал осваивать гитару, его первой страстью оказался футбол. Он успел поиграть в составе футбольного клуба Brentford (кстати, шотландского) и едва не заключил профессиональный контракт, но любовь к музыке все-таки победила. В начале 60-х Род начинает петь в группе, играющей народную музыку скиффл, затем отправляется гастролировать по Европе вместе с фольк-певцом Виззом Джонсом (Wizz Jones). Тур не обходится без приключений: из Испании его депортируют за бродяжничество. Вернувшись в 1963 году на родину, колесит по стране, выступая в составе разных скороспелых групп, играющих ритм-н-блюз. Приходилось ему работать и бок о бок с будущими знаменитостями - Джоном Полом Джонсом (John Paul Jones; впоследствии басист Led Zeppelin) и Миком Флитвудом (Mick Fleetwood; Fleetwood Mac). В конце концов он задержался в R'n'B-группе Jimmy Powell & the Five Dimensions - пел и играл на губной гармошке. Команда ездила с концертами по Европе и записала для лейбла Pye Records первый и последний сингл, для которого Стюарт записал партию блюз-арфы.
Перебравшись в Лондон, он был принят в состав команды Hoochie Coochie Men, которую возглавлял Лонг Джон Болдри (Long John Baldry). С выпуском в 64-м году сингла "Good Morning Little Schoolgirl" положение безвестной группы ничуть не изменилось - до чарта песня так и не добралась. Команда вскоре переформировалась, назвалась Steampacket и летом 1965 года отправилась гастролировать по Великобритании на разогреве у Rolling Stones и Walker Brothers. Тогда же они записали полноформатный дебют, который пролежал на полке до 1970 года. В начале 66-го Steampacket благополучно скончались, а для Стюарта нашлось теплое местечко в блюз-рок-проекте Shotgun Express. По заведенной традиции, выпустив первый сингл, команда распалась.
К концу 1966 года Род числился уже в составе Jeff Beck Group, с которой, собственно, и начался путь музыканта к звездному Олимпу. Джефф Бек, экс-гитарист Yardbird, на пару с Родом Стюартом предложили ударное решение кадрового вопроса, которое станет стандартом для будущих "тяжеловесов" блюз-рока: виртуозный гитарист и динамичный, сексапильный лид-вокалист. Осенью 68 года Jeff Beck Group представили дебютную пластинку "Truth", которая произвела некоторое впечатление на меломанов Америки и Великобритании. В 68-69 годах команда объехала с концертами обе страны по несколько раз, приобретя недюжинную поддержку рок-фанов. Прежде чем стать историей, группа записала еще один альбом "Cosa Nostra - Beck Ola". Хотя он и вызвал активный отклик и на родине музыкантов, и в далекой Америке, на судьбу команды он уже никак не повлиял. Осенью 69 года Jeff Beck Group самораспустились.
Род Стюарт, к этому времени уже не нуждающийся в рекомендациях вокалист, о котором многие группы могли только мечтать, отклонил предложение поработать с американскими рокерами Cactus. Вместе с басистом Роном Вудом (Ron Wood), экс-коллегой по Jeff Beck Group, он присоединился к команде Small Faces, которая недавно осталась без вокалиста и гитариста Стива Марриотта (Steve Marriott). Стюарт начал осваивать репертуар группы, Вуд переквалифицировался в гитариста, коллектив сократил название до Faces, и началась студийная работа над первым альбомом "First Step". Наученный горьким опытом не доверять коллективным проектам, Род Стюарт параллельно подписывает сольный контракт с лейблом Phonogram и готовит собственный дебют. Он впервые пробует свои силы как композитор, написав для альбома пять песен. В конце 1969 года его пластинка "An Old Raincoat Won't Let You Down" готова. Фольк, ритм-н-блюз и рок переплетаются в интригующий звуковой сюжет, и этот тяготеющий к акустике рок-н-ролл красноречиво свидетельствует о рождении оригинального таланта. В США диск выходит под заголовком "The Rod Stewart Album" и отмечается на 134 позиции чарта. На родине альбом в основном игнорируют.
Дебютный лонг-плей Faces "First Step" был опубликован весной 1970 года. Альбом имел мало общего как с ориентированным на поп-музыку ритм-н-блюзом Small Faces, так и с тяжелым блюзом Jeff Beck Group. В лице Faces в музыку пришла шумливая, эмоциональная, беспокойная рок-н-ролльная команда, вдохновляемая примером Rolling Stones. На родине группе повезло больше, чем Роду Стюарту. "First Step" не был обделен вниманием, а после дерзких живых шоу о группе громко заговорили английские рок-фаны.
"По совместительству" Стюарт продолжал работу над вторым сольным альбомом "Gasoline Alley", который издал осенью 70-го года. Одним из самых красивых номеров на альбоме стала композиция "Lady Day", а одной из главных составляющих успешного саунда - мастерская гитара Мартина Куиттентона (Martin Quittenton), в чьих руках она звучала, как мандолина. "Gasoline Alley", засветившийся в американском Тор 30, певец поддержал первым сольным туром по США.
Род Стюарт вступал в решающую и наиболее успешную полосу своей карьеры. В начале 1971 года Faces издали вторую пластинку "Long Player", встреченную получше предыдущего релиза группы, но гораздо спокойнее, чем третий сольный диск лид-вокалиста. С выходом пластинки "Every Picture Tells a Story" Род Стюарт становится международной звездой. Альбом лидирует в чартах Америки, Англии и других европейских стран несмотря на то, что первый промо-сингл "Reason to Believe" прошел почти незамеченным. Поначалу сингл "Reason To Believe" пользовался относительным успехом, но когда ди-джеи начали ставить в эфир вторую сторону пластинки с песней "Maggie May" - симпатичной полуакустической балладой а-ля фолк - сингл моментально взлетел до №1 в британских чартах. На волне этого успеха попал в горячую десятку (в Британии и США) и третий альбом The Faces - "A Nod Is As Good As a Wink… To A Blind Horse" (1971). По обе стороны Атлантики "Maggie May" продержалась на первой строке чарта пять недель.
Личные успехи вокалиста самым непосредственным образом отразились и на отношении к релизам Faces. Третий студийный лонг-плей команды "A Nod Is as Good as a Wink...To a Blind Horse", подготовленный к концу 1971 года, отметился в первой десятке хитов на крупнейших музыкальных рынках. Весной'72 Faces отправились в продолжительное турне.
Карьера Рода Стюарта развивалась стремительно, намного превосходя успехи его команды. Кроме нарастающего напряжения в отношениях ничего хорошего коллективу это не сулило. Летом певец опубликовал четвертый сольный альбом "Never a Dull Moment", практически повторивший успех своего предшественника. Стюарт предстает здесь зрелым исполнителем, с прекрасным вкусом в подборе материала для кавер-версий. Его вариант композиции Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) "Angel" поднимается в Тор 40 США. С неотразимым обаянием исполняет он и свои собственные вещи, которые оказываются композиционно не менее интересными, чем классические стандарты, например, прекрасная песня "You Wear It Well" (#13 в чарте).
Наконец, в начале 73-го Faces подготовили свой четвертый и, как оказалось, последний альбом с легкомысленным названием "Ooh La La". Лид-вокалисту запись откровенно не нравилась, и он не считал нужным скрывать это от прессы. Публика была иного мнения и гарантировала диску первое место в британском чарте и 21 строку в рейтинге США. 1974 год начался для коллектива с большого турне. Фактически они прощались со своими поклонниками.
Новая студийная попытка Стюарта "Smiler", выпеченная по уже испытанному рецепту, пользовалась оправданным успехом, преодолев рубеж американского Тор 20. Однако уже этот альбом 1974 года несет в себе первые признаки усталости и в конечном счете ограниченности выработанной формулы. К этому времени достиг кульминации громкий роман Рода Стюарта со шведской актрисой Бритт Экланд (Britt Ekland). И это романтическое приключение и (в первую очередь) проблемы с уплатой налогов заставили его просить гражданства в Соединенных Штатах. Переезд нашел отражение и в творчестве музыканта. Его новая полноформатная запись носила символичное название "Atlantic Crossing" (1975). Этот альбом, созданный вместе с продюсером Томом Даудом (Tom Dowd) и ритм-секцией Muscle Shoals, не имел уже практически ничего общего с фольковым прошлым Стюарта, делая акцент на поп-составляющей его творчества. Лонг-плей включал будущий хит номер один "Sailing" (написанный Гэвином Сазерлендом) и симпатичную версию "Drift Away" Доби Грей. К концу года стало понятно, что возвращение лид-вокалиста в Faces не состоится уже никогда, и коллектив тихо распался.