Знаменитая актриса много лет играла лишь небольшие роли. И вот в сериале «Предлагаемые обстоятельства» она снова «первая скрипка»!
Марина Мстиславовна принципиально не дает интервью, и мы попытались рассказать о ней сами...
Она из тех, кому для поддержания популярности не нужна, как принято говорить сейчас, «тяжелая ротация», то есть постоянное пребывание на экране. Она словно намеренно уходит в тень, старается, чтобы о ней забыли. Но как забудешь трогательную Аллочку из «Осеннего марафона» или несчастную, запуганную собственными воспитанниками учительницу из «Дорогой Елены Сергеевны»? Двумя-тремя яркими работами бронировать себе место в истории - это, пожалуй, привилегия настоящих звезд. Неелова, несомненно, одна из них.
Наглость как средство защиты
Марине повезло: в отличие от многих других выдающихся актеров ей не пришлось воевать с родителями и доказывать им, что служение искусству не менее почетно, чем нормальная работа где-нибудь в НИИ или бухгалтерии. Правда, изначально мать и отец видели будущую народную артистку СССР на балетной сцене. Благо комплекция располагала - хрупкая, тоненькая Марина была словно создана для «Лебединого озера» или «Щелкунчика». Детство Нееловой прошло под знаком балета: с четырех лет она с мамой посещала практически все спектакли Кировского театра, затем поступила в балетную школу. Занятия были серьезными, родительские планы соответствующими, однако, чем старше становилась Марина, тем сильнее ее влекло к театру. Родители отнеслись к увлечению дочери с пониманием, и после окончания школы Марина поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Поступила с первого раза вопреки огромному - сто человек на место! - конкурсу, с ходу зацепив приемную комиссию своими очевидными драматическими способностями. Затем Нееловой вновь повезло - она попала на курс к большим мастерам, легендарному Василию Меркурьеву и его супруге Ирине Мейерхольд. И вскоре уже дебютировала в кино, сыграв в картине «Старая, старая сказка», причем обе главные роли - дочери трактирщицы и принцессы. Дебют прошел удачно, может, даже слишком. На съемках все были поражены ее уверенностью, граничащей с нахальством. «...Многие потом спрашивали меня, действительно ли я впервые снимаюсь, потому что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты...» - с улыбкой вспоминает актриса.
Через ссадины - к звездам
Впрочем, поначалу режиссеры эксплуатировали лишь внешность Нееловой. По-настоящему способности Марины раскрылись позже, когда в 1972 году она после ряда ролей в детских и историко-приключенческих фильмах снялась в психологической драме «Монолог». Ее дуэт с великим Михаилом Глузским (Марина сыграла его внучку) стал подлинным украшением картины и заставил говорить о молодой Нееловой как о большой актрисе. Через год пришел и международный успех - за роль Стеши в фильме Родиона Нахапетова «С тобой и без тебя» актриса удостоилась специального приза на кинофестивале в Брюсселе. Этот успех, кстати, был Мариной в буквальном смысле выстрадан: в одной из сцен ее должен был избить Юозас Будрайтис, причем по просьбе режиссера знаменитый прибалт старался с Мариной не миндальничать, что закончилось для актрисы синяками и ссадинами.
Но это была лишь предыстория, ведь главная роль Нееловой ждала ее впереди.
Фильмы, подобные «Осеннему марафону», накладывают отпечаток на любого, кто участвовал в их создании. Возможно, для большинства зрителей Марина Неелова навсегда останется несчастной Аллочкой, которая вцепилась в завравшегося Бузыкина, питая себя несбыточными надеждами. Можно долго спорить о том, лучшая ли это роль Нееловой, но то, что эта работа самая знаменитая и любимая, несомненно. И, как знать, стал бы «Осенний марафон» культовым, если бы не талант Нееловой, сумевшей в рамках небольшой, по сути, роли воплотить типичный для нашей страны образ молодой одинокой женщины, для которой самообман - единственный выход в этой жизни.
Король и Королева
Как у любого выдающегося человека, у Нееловой не могло быть все по шаблону. В том числе и в личной жизни. Ее роман с Гарри Каспаровым стал настоящей сенсацией, бомбой. Еще бы - на дворе 1984 год, люди только готовятся к будущим переменам, страна все еще остается достаточно пуританской, а тут такое! Две звезды, шахматист, без пяти минут чемпион мира, и знаменитая актриса, любимица советских зрителей, начинают встречаться. Каспаров невероятно молод, ему всего 21 год, Нееловой уже 37... Но это не мешает ни ей, не ему. Гарри всегда нравились женщины опытные, плюс к этому он, будучи личностью неординарной, искал возлюбленных, равных себе по уровню таланта. По той же причине тянулась к юному дарованию и Неелова.
Дочь актрисы Ника - копия юной Нееловой.
Вот что много лет спустя написал в своей книге «Дитя перемен» сам Каспаров: «Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Марина Неелова была старше меня, как и все мои тогдашние подруги. ...Ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира. ...Марина тем и устраивала меня, что не хотела замуж. Она понимала истинную природу мо- ей борьбы и оказывала мне поддержку и опору. ...По природе своей я щедрый парень, и мне доставляло огромное удовольствие покупать ей подарки во время моих поездок за границу. Но в 1986-м я был сильно озабочен приготовлениями к матчу-реваншу ...Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому я был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь».
По другой версии, именно Каспаров был отцом ребенка, и на разрыв с Нееловой он пошел именно потому, что знал об этом. Плюс ко всему на молодого шахматиста оказала давление его мать, не желавшая свадьбы сына с женщиной, почти вдвое старше его.
Как бы то ни было, в 1987 году Неелова родила дочь, которую назвала Ника (Марина Мстиславовна словно предчувствовала, что спустя шесть лет получит одноименный приз за роль в фильме «Ты у меня одна»). Крах отношений с Каспаровым она переживала крайне тяжело, но все же нашла в себе силы, чтобы выдержать удар. В том же году Неелова стала народной артисткой СССР, а годом позже на экраны вышла картина «Дорогая Елена Сергеевна», одна из лучших в фильмографии актрисы.
В погоне за счастьем
Словно в награду за пережитые страдания в 1994-м Неелова обрела личное счастье. Избранником актрисы стал дипломат Кирилл Геворкян. Вместе с Никой Неелова отправилась вслед за мужем в Париж. Пять лет во Франции могли бы стать самым долгим отпуском в жизни Марины Мстиславовны, но оставаться вне кино и театра актриса не смогла. Ей пришлось жить на две страны, она умудрялась совмещать роли в «Современнике» и в кино с «работой» матерью и женой в Париже. Когда командировка Кирилла завершилась, семья вернулась в Москву, но ненадолго. Работа дипломата предполагает цикличность - несколько лет за границей, затем год-два в России. Большую часть времени Неелова находилась с семьей за рубежом (сейчас, например, она живет в Гааге). Снималась актриса редко, в основном это были роли второго плана. «Предлагаемые обстоятельства» стали для Марины Мстиславовны первой крупной работой за долгие годы. Первой и, как единодушно признают зрители, удачной. Что не удивляет - над настоящим талантом не властны ни годы, ни обстоятельства...
ПЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛЬМОВ НЕЕЛОВОЙ
«Осенний марафон» (1979)
«Дамы приглашают кавалеров» (1980)
«Дорогая Елена Сергеевна» (1987)
«Ты у меня одна» (1993)
«Тюремный романс» (1993)