Трехмерное кино портит зрение. Результаты исследования

Исследователи университета Калифорнии в Беркли получили экспериментальные данные, подтверждающие их предположение, согласно которому просмотр фильмов в режиме 3D наносит вред зрению.

Для рассматривания трехмерных объектов в реальной жизни глаза должны выполнить две задачи. Сначала происходит вергенция – вращательное движение глаз, обеспечивающее попадание изображения в центр обеих сетчаток. Следующий этап – аккомодация – заключается в изменении кривизны хрусталиков, позволяющей глазу сфокусироваться на предмете и получить его четкое изображение.

Результаты эксперимента с участием 24 взрослых добровольцев подтвердили подозрения специалистов, что созерцание искусственных трехмерных изображений нарушает естественное равновесие между вергенцией и аккомодацией. Причина этого кроется в несоответствии между глубиной экрана и изображения. При просмотре трехмерного фильма глаза пытаются одновременно фокусироваться на плоском экране и вергировать на трехмерных объектах, как бы висящих в воздухе перед или позади него. Результатом этого, естественно, является чрезмерное напряжение глаз, которое может проявляться помутнением зрения, усталостью глаз и головной болью.

Оказалось, что при просмотре 3D фильмов на экране, находящемся на небольшом расстоянии от глаз (например, на дисплее компьютера), наибольшее напряжение вызывают объекты, визуализирующиеся перед плоскостью экрана. В кинотеатре же, напротив, наиболее напряжение вызывают предметы, визуализирующиеся за плоскостью экрана, удаленного от глаз на значительное расстояние.

Однако исследователи не призывают полностью отказаться от трехмерного кино, так как понимают безуспешность подобной попытки. Вместо этого они предлагают минимизировать возможный вред путем введения правил для производителей трехмерного кино, которые в настоящее время не руководствуются никаким стандартами. Одним из возможных подходов, направленных на уменьшение вреда, является создание разных версий фильмов, предназначенных для просмотра в домашних условиях или в кинотеатре. Ученые также подчеркивают, что оптимальное решение очерченной ими проблемы возможно только при условии плодотворного диалога между учеными, представителями кинематографической индустрии и производителями оборудования.