Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Литература » Лучшие книги прошлого года


Лучшие книги прошлого года

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Брайан Каплан «Миф о рациональном  избирателе»
М.: Ирисэн,  2011
http://s017.radikal.ru/i418/1201/54/7330b2c71178.jpg
Перевод книги американского экономиста Брайана Каплана вышел в августе 2011 года. Тогда казалось, что он пишет о проблемах, решать которые России, увы, не придется еще многие десятилетия. Выбор избирателя нерационален, пишет Каплан. Образованные люди ходят на выборы реже, чем малообразованные, – в результате во власти появляются неподготовленные люди и принимаются неразумные решения. Но отстраниться от выборов – самое простое и, увы, нерациональное решение. «Появление на электоральном поле даже малочисленной, но подготовленной группы населения может изменить ситуацию». В российских условиях эта группа проявила себя уже после выборов – на митингах и акциях протеста. Кстати, Каплан уверен: даже 1% образованных, ответственных избирателей способны изменить страну.

Кроме книжки об избирателях, Брайан Каплан, профессор экономики в Университете Джорджа Мейсона написал еще одну книгу, которая, надеюсь, дождется своего переводчика, – «Эгоистичные причины завести побольше детей». Переводить надо ровно по тем же причинам, что и первую книгу.

Цитата: Представьте себе избирателей, 100% которых хорошо информированы. Кто выиграет выборы? Ответ тривиален: тот, кого поддержит большинство информированных избирателей... А теперь представим ситуацию, когда информирован только 1% избирателей. Остальные 99% избирателей настолько глупы, что голосуют случайным образом. Оба кандидата могут рассчитывать примерно на 49,5%. Но этого недостаточно для победы. Для победы они должны сфокусировать усилия на одном человеке из 100, который хорошо информирован. Кто же выиграет? Тот, кто получит наибольшее количество голосов хорошо информированных избирателей». Звучит, как рецепт алхимика: «Смешайте 99 частей глупости с 1 частью мудрости и получите смесь того же качества, что и чистая мудрость».

0

2

Алексей Никитин «Истеми»
М. Ad Marginem, 2011
http://s51.radikal.ru/i132/1201/49/1845bf50eb72.jpg
Первый – и чрезвычайно симпатичный – роман 40-летнего киевского писателя: невинная игра в альтернативную историю ломает жизнь пяти украинским студентам после того, как они попадают в поле зрения КГБ. Не ломает, а скорее, надламывает – но и десятилетия спустя (уже в наши дни) тремя друзьями: нынешними политиком, коммерсантом и не-пойми-кем (четвертый студент погиб в Афгане, а пятый сидит в дурдоме для хроников) – внезапно овладевает страх, механизм которого был запущен в глухую брежневскую пору. Малособытийное, но высокохудожественное повествование; у русскоязычного киевлянина удивительно твердое и, вместе с тем, изящное перо – особенно для дилетанта, хотя и не только. В самом конце года в том же издательстве у Никитина вышел второй роман – «Маджонг» (тоже, судя по названию, про какого-нибудь homo ludens).

0

3

Фигль-Мигль «Ты так любишь эти фильмы»
Роман. – СПб, «Лимбус Пресс», 2011
http://s018.radikal.ru/i506/1201/1f/498dfa083009.jpg
Второй практически подряд (первый – «Щастье») роман таинственного петербургского писателя, пишущего под заведомо дурацким псевдонимом. Номинированный в рукописи, роман едва не выиграл престижную премию «Национальный бестселлер» и, безусловно, одержал в этом состязании моральную победу. Самая обсуждаемая книга года (и самый обсуждаемый автор). Стильный «абстрактный детектив» (жанр, восходящий к Алену Роб-Грийе и к Петеру Хандке), повествование в котором ведут попеременно пять персонажей, один из которых – гладкошерстая такса, а другой (не исключено) серийный убийца. Интрига, разбегающаяся, как тропинки в саду у Борхеса. Литературный гобелен, чрезвычайно искусно сотканный из петербургских вызовов, комплексов и фобий.

0

4

Джонатан Литтел «Благоволительницы»
М. Ad Marginem, 2011

Умберто Эко «Пражское кладбище» 
М. Астрель: Corpus, 2011
http://s018.radikal.ru/i502/1201/64/a64e267d1a22.jpg
Два международных бестселлера, выпущенные с интервалом в пять лет, вышли по-русски фактически одновременно (в двух разных издательствах), но сводим мы их здесь под одним номером отнюдь не только поэтому. По сути дела, перед нами дилогия, тема которой агрессивный антисемитизм («превентивный» и «платонический»120 лет назад и неистовствующий 70 лет назад), а художественный прием – один на два романа – саморазоблачительный монолог героя-рассказчика – изготовителя «Протоколов сионских мудрецов» у Эко и эсесовского палача – у Литтела. Обоим рассказчикам (и обоим романам) присуще барочно-избыточное многословие – на грани старческого словесного недержания у 80-летнего итальянца и с недвусмысленным БДСМ-уклоном у 38-летнего (на момент написания) франкофонного американца. При этом роман Литтела вызвал по выходе сплошные восторги, роман Эко был встречен скорее настороженно, а кое-где и грубыми нападками, но дела это не меняет: обе книги, разумеется, как это ни прискорбно, и со спекуляцией, и, главное, с душком. У Литтела душок попротивнее, но зато сам роман переведен не так плохо, не так скандально плохо, как «Пражское кладбище». Читать в общем-то не стоит ни тот, ни другой, но если уж читать – то дуплетом. Или, как сказано выше, дилогией.

0

5

Виктор Пелевин «S.N.U.F.F.»
М., ЭКСМО, 2011
http://i069.radikal.ru/1201/ae/fa947a1e634e.jpg
Пелевин – наше все. Два года назад писатель выпустил провальный роман, год назад – средне-хороший (перехваленный критикой) сборник рассказов, и вот нынче – средне-хороший роман. То есть динамика, безусловно, положительная. Что же такое «S.N.U.F.F.»? Политическая и социальная сатира в оболочке антиутопии; женоненавистничество, замаскированное под сказочку о надувной Галатее; умеренный антиамериканизм пополам со столь же умеренной русофобией; перманентная пространственно-временная война с Маршалом Маклюэном и Константином Эрнстом; шутки про наших Рванов и Дранов и ихних Торнов; Дафнис и Хлоя; козлоюноша Джайлс; «Ониротрон»; «Радуга притяжения»; «Бим-бом» Крусанова, «Метель» Сорокина, «Живущий» Старобинец; ну и так, по мелочи. Язык заведомо усредненный – этакий пиджн рашн, с матерком и прочими речекряками. Ключевой прием: остраннение (по Шкловскому), оно же очуждение (по Брехту): оглянись вокруг себя, и душа твоя страданиями уязвлена станет. А еще: посмотри вокруг себя, не берет ли кто тебя. А еще: без галлюциногенов все вокруг фальшиво – и лишь когда ты под кайфом, приобретает свои истинные очертания и полнится зловещим смыслом… Приятное предновогоднее чтение, да и посленовогоднее тоже. Последний утилитарный смысл романа «S.N.U.F.F.» – парадоксально остроумный подарок на 14 февраля и, самое позднее, на 8 марта.

0

6

Анна Старобинец «Живущий»
М. Ad Marginem, 2011
http://s018.radikal.ru/i503/1201/01/860b9fb920cf.jpg
Молодую московскую писательницу сразу же по выходе первых книг провозгласили «русским Стивеном Кингом» и даже «русским Филипом Диком». Новый роман «Живущий» по жанру антиутопия. В сравнительно недалеком будущем после целой череды катастрофических событий человечество сократилось до трех миллиардов человек ровно – и эти три миллиарда образовали в своей совокупности некоего то ли эфемерного, то ли, наоборот, всесильного бога по имени Живущий. Реальность в этом мире многослойна; причем первый слой – оффлайн сегодняшних фанатов сети – наименее интересен самим трем миллиардам, второй представляет собой сильно усовершенствованный интернет и называется социо, отдельным «ныряльщикам» удается проникнуть в одиннадцатый слой и даже (но оттуда уже нет возврата) в двенадцатый. Вторая особенность этого мира: здесь побеждена смерть. Вернее, люди верят в то, что она побеждена. Третья особенность – истреблены или как минимум смертельно запуганы все животные. Весь этот мир прописан с убийственной логикой и безупречной тщательностью. Здесь есть власть, служба порядка, наука, есть умственно отсталые, есть преследователи и преследуемые. Книг почти нет, но во втором слое бесконечно транслируют два сериала: криминальный и порнографический. «Живущего» любопытно сравнить с пелевинским «S.N.U.F.F.», вышедшим восемью месяцами позже.

0

7

Мишель Уэльбек «Карта и территория»
М.: АСТ,  2011
http://s018.radikal.ru/i511/1201/df/7b9b3f250d4d.jpg
Одно из литературных ожиданий уходящего года (второе – «Пражское кладбище» Умберто Эко, вышедшее в том же «АСТ»). От безумного Мишеля, от аутичного автора «Платформы» ожидали новой эксцентрики, новых эпатажных откровений. А он написал, пожалуй, самую лиричную свою книгу. Сарказма и критики здесь хватает, конечно. Уэльбек даже рисует карикатуру на самого себя, настолько точную, что кажется, будто он списал свой портрет из сочинений французских критиков и статей журналистов. Но главное не это. А сама история героя – художника, причем, успешного. История меланхолическая, печальная. Нежная, если хотите.

0

8

Анатолий Гаврилов «Вопль впередсмотрящего»
М.: КоЛибри, 2011
http://s017.radikal.ru/i437/1201/d1/8894afb5bdc6.jpg
Новые тексты одного из самых дерзких экспериментаторов в современной российской словесности, лауреата премии Андрея Белого, скромного владимирского почтальона. Понятно, что Гаврилов порадует, прежде всего, литературных гурманов, настоящих ценителей изящной словесности. К коммерческой литературе он не имеет никакого отношения, с этой точки зрения на него абсолютно бессмысленно смотреть.

0

9

Дэвид Ремник «Мост: жизнь и карьера Барака Обамы»
М.: Corpus, 2012
http://s004.radikal.ru/i208/1201/62/f14a31f4aaeb.jpg
Дэвид Ремник – главный редактор культового журнала The New Yorker и просто великолепный журналист, который написал несколько книг (за «Мавзолей Ленина» был удостоен Пулитцеровской премии). Барак Обама – 44-й президент США (в 2009 году был удостоен Нобелевской премии мира). Почему Ремник назвал книгу про Обаму «Мост»? Есть в американской истории момент, считающийся переломным в борьбе за равенство людей разных рас. В городе Селма (штат Алабама) 2500 борцов за избирательные права для чернокожих прошли маршем, не испугавшись полиции, которая тогда обращалась с ними куда жестче, чем российский ОМОН с теми, кто защищает свои избирательные права сейчас. Они пересекли мост Эдмунда Петтуса, и это стало началом конца сегрегации. То был 1965 год. «Барак Обама – это то, что ждало нас на другой стороне моста в Селме», – сказал главный герой того марша Джон Льюис после победы чернокожего в президентской гонке. И в этой фразе весь дух книги, написанной Ремником тогда, когда Обаму многие еще принимали чуть ли не как мессию. Сейчас Обама без особых успехов борется за то, чтобы иметь возможность переизбраться на свой пост в 2012 году. Но, несмотря на изменение политической ситуации, блестяще написанная Ремником биография Обамы (которую вполне можно читать как биографию Соединенных Штатов) сохранила свою главную ценность. Она дарит уверенность: нет ничего невозможного, если люди верят в то, что они делают.

Цитата: Ньютон Минов [прокурор] говорил: «Мы ему втолковывали – есть серьезная вероятность, что на него будет совершено покушение. А он отвечал: «Вы говорите как Мишель [Обама]». Он не был особо напуган, он беспокоился меньше, чем мы»… В ноябре 2006 в офисе вашингтонской адвокатской конторы Обама проводил секретное совещание. Его друзья и советники задавались вопросом, сможет ли он компенсировать недостаток опыта. И вот Бродерик Джонсон, знаменитый адвокат и лоббист, спросил: «А как насчет расы?» Обама ответил: «Я думаю, Америка готова». Примерно в то же время Обама разговаривал по телефону с одним из своих организаторов сбора средств (афроамериканцем), который говорил, что не уверен, удачный ли сейчас момент: «Знаешь, я тут провел свой собственный опрос и мнения разделились». «Знаю-знаю, – перебил Обама. – Белые хотят, чтобы я шел на выборы, а черные думают, что меня пристрелят».

0

10

Всеволод Бенигсен «ВИТЧ»
М.: АСТ, Астрель 2011
http://s017.radikal.ru/i441/1201/9f/57998530d4e0.jpg
Бенигсен – наиболее яркий дебютант последних двух лет. По существу, каждое его произведение («ГенАцид», «Раяд») вызывало интерес. «ВИТЧ» – не стал исключением. ВИТЧ – вирус имунодефицита творческого человека, роман-притча о том, как в угоду популизму, успеху, карьере, благополучию думающие и талантливые люди (оппозиционно настроенные в том числе) готовы предавать самих себя, то есть свое собственное дарование в первую очередь.

0

11

Сергей Солоух «Игра в ящик»
М.: Время, 2011
http://s017.radikal.ru/i401/1201/66/1fc199a2a082.jpg
Солоух в литературе не новичок, но солидные литературные институции вроде премии «Большая книга» обратили на него внимание лишь в этом году. «Игра в ящик» – пожалуй, лучший роман об эпохе 70-80, о технической интеллигенции и диссиденствующей интеллигенции вообще. Благодаря успеху этого года, может быть, и на другие вещи Солоуха обратят внимание, из которых «Клуб одиноких сердец унтера Пришибеева» – более всего заслуживает читательского признания.

0

12

Николас Шэксон «Люди, обокравшие мир»
М.: «Эксмо», 2011
http://s018.radikal.ru/i520/1201/87/4e22955563f5.jpg
В эпоху кризисов левые идеи становятся востребованы и популярны. Простые ответы на неприятные вопросы о том, почему европейцам приходится сокращать социальные расходы, американцам больше платить за ипотеку, а русским – за импортные шампанское и колбасу, становятся лозунгами, с которыми идут на Уолл-стрит и меняют правительства. Но стоит ли сходу отметать соображения критиков современной финансовой системы только на том основании , что они отдают «левизной»? Николас Шэксон, английский публицист, работавший в Financial Times, написал книгу об офшорах. Будь наши силовики поэрудированнее (или почестнее), они бы с удовольствием воспользовались ею в качестве пособия для борьбы с финансовой олигархией и мировой закулисой. Шэксон рисует мрачный мир, в котором с помощью многослойной сети офшоров богатые делают бедных еще беднее, американцы «объегоривают» англичан, англичане надувают европейцев, а все вместе они обворовывают остальной мир. Некоторые цифры из книги настолько убедительны, что они не требуют никаких оценок. Возникает, правда, один вопрос – а какая есть альтернатива? Зарегулированная система госфинансов, при которой многие налогоплательщики остаются один на один со своими драконовскими государствами?

Цитата: Агентство Tax Justice Network в 2005 году подсчитало капитал, который состоятельные люди держат в офшорах. Эта сумма составила $11,5 трлн – около четверти всех богатств мира и эквивалент всего ВВП США.

0

13

Вадим Волков «Силовое предпринимательство. 21 век»
3-е издание (дополненное)
СПб.: Изд. Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012
http://s017.radikal.ru/i402/1201/be/567a7856ed2d.jpg
Книга «Силовое предпринимательство» впервые вышла еще в 2004 году. Но в ее третьем издании появилась очень важная новая глава  – «Силовое предпринимательство по закону». Вы не читали первое издание этой книги? В нем Вадим Волков, доктор социологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, проанализировал причины возникновения силового предпринимательства – бандитов, ЧОПов, коррумпированных силовых ведомств – и, сравнивая ситуацию в нашей стране с зарубежной криминальной историей, пытался понять, почему оргпреступность так быстро стала составной частью российской экономики. Теперь фокус его внимания переместился с внегосударственной преступности на государственных силовиков. За спокойным, слегка наукообразным стилем скрывается острая и напряженная эмоциональная работа, цепкий анализ деталей и механизмов «силового» бизнеса. Автор подмечает интересные детали громких скандалов и процессов «путинской» России – дела «Трех китов», «оборотней в погонах», конфликта «Евросети» и управления «К» МВД, разгром «Арбат-престижа»... Почему члены банд, рэкетировавших крупный бизнес, служили в разных силовых ведомствах – в прокуратуре, МВД, МЧС, Госнаркоконтроле, Налоговой службе? Потому что, объединяясь в «сети поперек ведомств», эти группы получают невероятную синергию возможностей и прав, по сути, угрожая реальному государственному порядку, констатирует автор. Почему из большинства возбужденных уголовных дел против бизнеса только самый мизер доходит до реальных приговоров? Не потому ли, что «дела» – просто инструмент вымогательства, возвращает вопрос Вадим Волков? Возможно, эта книга – самый точный портрет «вертикали власти», блестящая работа «научного реалиста». 

Цитата: Сотрудник ОБЭП поясняет: «Уголовное дело – это не прерогатива одного только оперативника. Разговор тут идет о следствии, про следователя и далее. И во всей этой цепочке оперативник играет не такую уж и большую роль и получает не такие уж большие деньги по сравнению с тем, что получает следователь, по сравнению с тем, что получает прокурор, по сравнению с тем, что получает судья. На этой стадии можно заказывать. Это крайне серьезные люди с крайне серьезными намерениями».

0

14

Дэвид Хоффман «Мертвая рука. Неизвестная  история холодной войны и ее опасное наследие»
М: Астрель: Corpus, 2011
http://i070.radikal.ru/1201/90/3d35382c2c12.jpg
Американского журналиста Дэвида Хофмана знают в России по книге «Олигархи» – это тщательно изложенные биографии Березовского, Лужкова, Смоленского и Ко. «Мертвая рука» – труд такой же фундаментальный: автор потратил шесть лет, чтобы изучить свидетельства политиков, ученых и дипломатов и объяснить, благодаря чему (и кому) закончилось главное противостояние конца XX века. 

«Мертвая рука» легко читается – особенно, когда речь заходит о сюжетах, мало исследованных в российской литературе. Например, какова была истинная роль Рейгана в истории разрядки, или как, на самом деле, обстояли дела с производством биологического оружия в СССР. Хоффман также раскрывает суть проекта, название которого вынесено в заглавие – «Мертвой рукой» американцы называли полуавтоматическую систему «Периметр», способную нанести по Америке удар возмездия даже после того, как было бы уничтожено руководство СССР.

Цитата: Пережив 30 марта 1981 года попытку покушения, президент [Рейган] задумался о том, что он в состоянии сделать для прекращения гонки вооружений. «Возможно, то, что я оказался так близко к смерти, внушило мне мысль – я должен сделать все возможное за те годы, которые отвел мне Господь, для устранения угрозы ядерной войны; возможно это было причиной, в силу которой я был пощажен», – вспоминал он позднее. В первую же неделю после выхода из больницы он взял свой желтый блокнот и написал – прямо от руки – письмо Брежневу.

0

15

Михай Чиксентмихайи «В поисках потока»
М: «Альпина нон-фикшн», 2011
http://s018.radikal.ru/i523/1201/49/7f9ff16fabe1.jpg
Мы привыкли думать, что счастье – то, что с нами случается, падает на нас сверху («Осенняя пора! Очей очарованье...»). А бывает, что мы создаем его себе сами. И чем чаще мы организуем себе счастливые часы, тем мы счастливее в целом. Об этом в своих книгах, которые произвели фурор за границей в 90-е, и только сейчас были переведены на русский, пишет американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи. Основная идея его книги в том, что мы бываем счастливы, когда находимся в так называемом состоянии потока. Поток – это когда мы заняты чем-то невероятно интересным и погружены в это; когда уровень задач соответствует уровню наших талантов и умений, когда часы летят как секунды, одним словом, когда наше занятие доставляет нам такое удовольствие, что мы растворяемся в нем. Нас несет потоком. Самый яркий и простой пример – это секс, но есть счастливчики, с которыми это случается на работе, во время чтения, игры в баскетбол, вышивания крестиком, во время танца и так далее.

Чиксентмихайи – один из отцов-основателей позитивной психологии, профессор, член разных американских академий и все такое. Большой, седой, толстый и веселый человек, который всю жизнь занимается тем, что ему интересно. То есть не выходит из потока. – Э.М. 

Цитата: Если человек уделяет внимание какой-либо задаче против своей воли, он чувствует, что его психическая энергия расходуется напрасно. Вместо того чтобы работать над достижением личных целей, мы помогаем кому-то другому в реализации его задач, не имеющих ничего общего с нашими желаниями. Время, потраченное на это, воспринимается нами как вычеркнутое из жизни.

0

16

Уолтер Айзексон «Стив Джобс»
М: Corpus, 2012
http://s018.radikal.ru/i524/1201/f8/3c4b4b9287c9.jpg
Когда мне предложили почитать книгу Айзексона, «единственную книгу, работу над которой одобрил сам Джобс», я, признаться, напрягся. Уж очень все это походило на очередную маркетинговую операцию Apple. Со дня смерти великого бизнесмена не прошло и месяца, и вот она, свежеотпечатанная книга. Но вместо ожидаемого панегирика я увидел блестящую писательскую работу, в которой книжный Стив Джобс нарушает нормы этикета, делает вещи, которые часто трудно считать «приемлемыми в высоком обществе», бешено работает на пределе сил – своих и соратников. Он то ли фанатик, то ли безумец, то ли безжалостная расчетливая машина, то ли «фрик», но точно человек, выдающийся из общих норм и правил.

В знаменитой лекции в Стэнфорде Стив Джобс рассказывал о том, как порою удивительно складывается судьба, проводя «прямые между точками в жизни». Мы никогда не знаем, для чего нам те или иные знания, опыт, умения, знакомства. Айзексон рисует из десятков точек-эпизодов в судьбе Джобса портрет настоящего гения. Не идеала, а именно гения. 

Цитата: Одного из классических музыкантов Джобс ценил и как личность, и как исполнителя: это был Йо-Йо Ма, великий виртуоз... Однажды Джобс пригласил Ма выступить на своей свадьбе, но тот тогда был на гастролях. Несколько лет спустя он приехал к Джобсу, устроился в гостиной, вытащил виолончель 1733 года работы Страдивари и исполнил Баха. «Вот что я бы сыграл на вашей свадьбе» – сказал он. Джобс прослезился и ответил: «Ваша игра – это лучшее доказательство существования бога, какое мне когда либо встречалось. Я не верю, что человек способен на такое». В следующий приезд Йо-Йо Ма позволил дочери Джобса Эрин подержать виолончель, пока они сидели на кухне. К тому моменту Джобс уже боролся с раком и заставил Ма пообещать, что тот будет играть у него на похоронах.

0

17

Карл Циммер «Эволюция. Триумф идеи»
М: «Альпина нон-фикшн», 2011
http://s002.radikal.ru/i200/1201/8a/15ff621b2811.jpg
Последние два года можно смело назвать временем ренессанса научно-популярной литературы: книги об открытиях в биологии и физике, биографии и воспоминания выдающихся ученых наконец-то появились в продаже. Но среди их авторов, увы, не так много людей, способных просто объяснить несведущему читателю сложные научные понятия, и почти нет тех, кто может сделать это еще и захватывающе. Карл Циммер – исключение. После прочтения его предыдущей книги – «Паразиты» – большинство моих знакомых в лучшем случае заново берутся читать зоологию, а в худшем – лихорадочно моют руки с мылом десятки раз в день. Новая книга Циммера – грандиозное полотно рождения и триумфа эволюционной теории, разворачивающееся на глазах читателя, в котором действуют, страдают и ошибаются не ходульные «светила», а живые люди Дарвин и Мендель, Гексли и Везе, Кельвин и Резерфорд. Кирпичики открытий палеонтологии, генетики, физики, ботаники, химии выстраивают безупречную стену теории. Яростный адепт теории эволюции Томас Гексли в запале публичной дискуссии как-то заметил: «Некоторые люди все время стремятся снова залезть на дерево». Циммер не из тех, кто им препятствует. Но тем, кто остается на земле, он дает сотни аргументов в пользу своего выбора. 

Цитата: Приматы – очень общественные животные; они живут группами, заключают союзы и стараются занять место повыше в социальной иерархии… Приматы прекрасно сознают переменчивость своего общественного мира – часто даже лучше, чем мира физического. Зеленые мартышки до смерти боятся питона, но не способны при этом распознать свежий след питона. Зато они четко отслеживают генеалогию и историю своей группы. Если две мартышки поссорятся, их родичи обидятся и будут еще несколько дней задирать друг друга.

0

18

Игорь Яковенко «Россия и репрессия: репрессивная компонента отечественной культуры»
М: «Новый хронограф», 2011
http://s018.radikal.ru/i507/1201/ae/a137a1818986.jpg
Охранительная позиция, активно продвигаемая многими российскими публицистами и политиками, заключается в том, что в России нельзя ничего трогать. Проводишь реформы, чтобы заставить лучше работать, – жди беса бунтов. Обсуждаешь религию – задеваешь чувства верующих. Оцениваешь запредельный уровень самоубийств или уровень насилия в семье – посягаешь на истинные ценности народа. «Самая большая ошибка – видеть в революциях, гражданских войнах, революционном терроре слепую и бессмысленную силу. В истории не бывает бессмысленных процессов…», отмечает философ и культуролог Игорь Яковенко. Автор проводит анализ того, почему насилие в России стало обыденностью, как общество и государство воспроизводят и культивируют насилие в семье, образовании, массовой пропаганде, бытовых привычках, нормах, даже шутках. Эта книга не «для широкого круга читателей», обывателю тяжело придется не только из-за плотности содержания, но и из-за жесткости оценок автора. Не хотите тревожиться и обижаться? Тогда не читайте. Авось пронесет.

Цитата: Поощрительный, покровительственный или издевательский барственный смех – доминанта – как небо от земли отличается от заискивающего хихиканья маленького человека… Начальственный мат, крик, угрозы направлены только в одну сторону – сверху вниз. Случаи симметричного ответа исключительно редки, запоминаются, их рассказывают, о них вспоминают спустя десятки лет.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Литература » Лучшие книги прошлого года