Как долго может планировать пассажирский самолет при отказе двигателей?
Как показывает практика, одновременный отказ двух двигателей, которые имеют большинство пассажирских авиалайнеров – случай из ряда вон выходящий. Но, какими бы исключительными такие случае не были, они, к сожалению, время от времени происходят. Последний тому пример – недавняя жесткая посадка Airbus A321 на кукурузное поле под Москвой из-за попадания птиц сразу в оба двигателя.
Благодаря аэродинамической форме самолетного крыла, оно способно создавать подъемную силу при движении с определенной скоростью, создаваемой тягой двигателей. При отсутствии тяги самолет продолжает прямолинейное движение по инерции, постепенно снижаясь и теряя скорость за счет лобового сопротивления.
Способность планировать определяется так называемым аэродинамическим качеством (k) – отношению подъемной силы к лобовому сопротивлению. Чем выше аэродинамическое качество, тем больше способность летательного аппарата к длительному планированию. Разумеется, наибольшим аэродинамическим качеством обладают планеры (k~30-50).
Что касается пассажирских авиалайнеров, то их k лежит в пределах 10-15, то есть, они также обладают довольно приличными способностями к планированию. Поэтому в опасных аварийных ситуациях при отказе двигателей самолет может плавно снизиться и приземлиться, если он, конечно, не перешел в сваливание (а это зависит от мастерства пилотов).
Самое долгое в истории мировой авиации планирование гражданского лайнера произошло 24 августа 2001 года. Канадский самолет Airbus A330 с тремя сотнями людей, принадлежащий авиакомпании Air Transat и выполняющий рейс Торонто – Лиссабон, находился над Атлантическим океаном, когда через 5,5 часов полета у него начали последовательно отказывать двигатели.
Этот самолет совершил самое долгое планирование в мире
Экипаж включал в себя двух опытнейших пилотов – 48-летнего Робера Пише (КВС) и 28-летнего Дирка де Ягера (второй пилот). Когда в кабине раздалось звуковое предупреждение о низком давлении и высокой температуре масла, пилоты связались с технической службой, которая, не сочтя ситуацию критической, посоветовала внимательно следить за дальнейшей работой систем. После этого система сообщила о дисбалансе топлива в топливных баках.
Командир воздушного судна, подозревая утечку керосина, попросил стюардессу выглянуть в иллюминатор и проверить догадку, но была ночь, и увидеть ничего не удалось. Поэтому было принято решение сесть на ближайший аэродром на Азорских островах. Когда до них оставалось чуть больше 200 км, правый двигатель остановился. Через 13 минут заглох и левый двигатель. Электрогенераторы отключились, лишив самолет электропитания. Аварийная турбина (небольшой выдвижной пропеллер, работающий от набегающего потока воздуха и служащий для обеспечения энергией при нештатных ситуациях) могла обеспечить системы электропитанием меньше, чем на 30%. Вся механизация крыла не работала.
Аварийная турбина
В момент отказа обоих двигателей самолет находился на высоте 10600 метров. Пилоты проявили поразительное хладнокровие и решительность. В катастрофической ситуации они абсолютно точно определили скорость снижения и скорость движения лайнера, лишенного тяги, и рассчитали, что у них в запасе есть около 18 минут, чтобы дотянуть до ВПП.
После аварийной эвакуации
A330 подлетел к аэродрому на большой высоте и со скоростью, далекой от посадочной. Для снижения скорости пилоты предприняли несколько поворотов, однако погасить скорость они смогли незначительно. Спустя 19 минут после остановки двигателей самолет сел на полосу со скоростью 370 км/ч с применением экстренного торможения. Несмотря на взорвавшиеся от перегрева шины шасси, самолет удалось благополучно остановить. Ни один человек не пострадал, не считая незначительных ушибов.
Экипаж самолета осуществил планирование гражданского реактивного самолета на рекордно большое расстояние – 120 км! Этому способствовал не только огромный опыт КВС, но и удачные сопутствующие условия в виде хорошей погоды.
Лопнувшие от перегрева шины
Что касается причины отказа, то, как оно обычно и бывает, всё объясняется пресловутым «человеческим фактором». При замене двигателя на самолете был поставлен гидравлический насос от старой модели, отличающийся только лишь длиной шланга. Казалось бы, ерунда (вероятно, так думал и техник), но в полете от вибраций шланг начал тереться о другой шланг – топливной системы, пока тот не лопнул, и топливо не начало выливаться наружу.
Робер Пише - командир воздушного судна
Что касается пилотов, то их действия были оценены как безошибочные и высокопрофессиональные. Также они были награждены премией «за самое длительное в истории планирование».