Барбара Брыльска: «Я выбирала самых красивых мужчин»
Она была эталоном стиля для целого поколения советских женщин
Грустные глаза усталой учительницы, строгое лицо, подчеркнутое изящество – это Барбара Брыльска.
Впервые ее героиня вошла в наш дом 1 января 1976 года, и сразу стала родной. Сейчас уже невозможно представить новогодний праздник без этого фильма, а сам фильм Эльдара Рязанова – без польской актрисы Барбары Брыльской.
Барбара родилась в местечке Скотники в районе польского города Лодзи. Выросла она в послевоенной бедности, скромной и закомплексованной, условия жизни заставили ее с ранних лет быть довольно самостоятельной.
В детстве Барбара увлекалась живописью. Родители, заметив талант дочери, всё сделали для того, чтобы она окончила художественный лицей. Директор лицея, увидев ее в самодеятельности, убедил поступить в высшую театральную школу. Впервые Брыльска появилась на экране в комедии Богдзевича «Калоши счастья». А настоящий кинодебют состоялся в исторической драме «Фараон», где она исполнила главную роль. Затем были работы в фильмах «Пан Володыевский», «Анатомия любви», популярном сериале «Ставка больше чем жизнь» и других польских картинах.
В 60-х актриса много снималась за рубежом, чаще всего в ГДР. Советские зрители могли видеть ее в немецких вестернах об индейцах «След Сокола» и «Белые волки».
Главная новогодняя улыбка страны
Столь любимый зрителями фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» – не первый опыт Барбары в советском кино. Еще в 1968 году актриса снялась в двух сериях военной киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение» --- «Огненная дуга» и «Прорыв». Затем последовала главная роль в драме Александра Зархи «Города и годы».
Но советский зритель открыл для себя Барбару Брыльску именно в «Иронии судьбы». Судьба фильма складывалась непросто. Пьесу Брагинского и Рязанова отвергли все московские театры. Наконец, нашлись желающие ее поставить, но постановка сорвалась. После шестилетних театральных мытарств Рязанов решил экранизировать пьесу. В роли Лукашина он видел Станислава Любшина. Но тот обиделся, узнав, что пробуются и другие актеры. Так роль досталась Андрею Мягкову.
Сложнее всего было ответить на вопрос, кто сыграет Надю Шевелеву. На эту роль претендовали первые красавицы Советского Союза. Начались кинопробы, но идеальной претендентки всё не находилось…
Внезапно Рязанову вспомнилась актриса из польского фильма «Анатомия любви». Он нашел телефон, позвонил ей в Варшаву. Барбара была свободна от съемок и сказала, что ждет сценарий. Многие задавали режиссеру вопрос: «Неужели в нашей стране нельзя найти подходящую актрису?» Однако Рязанов был уверен в своем выборе как никогда – именно в Барбаре он распознал идеальную кандидатуру на роль Нади.
Рождение шедевра
Актриса приехала в Москву на кинопробу. Ее версия роли оказалась самой убедительной – за очаровательной внешностью Барбары Брыльской чувствовалась нелегкая судьба.
Съемки продолжались три месяца. Валентина Талызина озвучила Брыльску, Алла Пугачева исполнила песни героини. Все вместе они подарили людям надежду на то, что под Новый год сбываются самые смелые мечты. По сей день «Ирония судьбы» остается одним из любимых фильмов российских зрителей. Многие помнят его наизусть, но каждый год с волнением переживают его перипетии. Что касается Барбары Брыльски, то вряд ли найдется зарубежная актриса, пользующаяся в нашей стране большей популярностью. Кстати, язык не поворачивается называть ее зарубежной, ведь большинство россиян считают ее своей.
Для самой актрисы ее Надя тоже стала примером. Не зря же она не меняла свой счастливый имидж много лет. «Ни один фильм, а у меня их около семидесяти, не дал мне столько, сколько «Ирония судьбы». Эльдар Рязанов сделал картину, которую полюбила вся огромная страна. И вся страна за одну ночь полюбила меня», – признается Барбара.
А ведь актерам на съемках не так просто было изображать любовь. Брыльска рассказывала, например, что наотрез отказалась целоваться с Юрием Яковлевым, которого органически не переваривала. «Я сказала Эльдару Рязанову, что не могу целоваться с Яковлевым, не нравится он мне, – морщится от воспоминаний Барбара. – Договорились, что снимать будем со спины, и я только сделаю вид, что целую Ипполита… Настойчивость Яковлева мне не нравилась. И как мужчина он меня не вдохновлял».
Барбара также как-то обронила, что лично она «по жизни» не осталась бы ни с одним из ее партнеров по фильму» – ни с Женей Лукашиным, ни с Ипполитом.
Злая ирония
Как это ни странно, на ее родине, в Польше, актрису... невзлюбили после успеха «Иронии судьбы». Кроме того, в конце 70-х в польском кинематографе воцарился тип агрессивной и напористой героини – и лиричная Барбара осталась не у дел.
Но любовь зрителей Советского Союза с лихвой покрыла ее неудачи. Приезжая в Россию, актриса по сей день ощущает себя по-настоящему дома – так тепло ее встречают и такой окружают любовью. В отечественных фильмах Барбара Брыльска снималась еще не раз – правда, большого успеха эти ленты не имели.
В 2003 году в Москве Барбаре предложили попробовать себя в спектакле «Квартет». Актриса рассказывала, что прежде она не воспринимала театр всерьез: «Я всегда считала себя киноактрисой, полагая, что театральный актер – совершенно иная профессия, другая техника, средства выражения, другой образ жизни. Театр – это работа до ночи, а я стремилась быть вечером дома со своей семьей». Но поработав с такими актерами, как Игорь Дмитриев, Кахи Кавхадзе, Светлана Крючкова, актриса стала получать наслаждение от игры на сцене.
«Нет красоты – и мужчины нет»
Поклонники до сих пор спорят о том, благодаря каким магическим чарам Барбара проникла в душу советского обывателя и заняла свое законное место рядом с елкой, салатом «оливье» и шампанским. Одним нравится ее незаурядная внешность, других привлекает актерский профессионализм, третьи в восторге от неподдельного недоумения, не сходящего с лица актрисы все две серии. А может, секрет в особом иностранном шарме, который скрыть не удалось? Ведь люди в СССР были особо падки на всё заграничное. Но причина, естественно, не только не в этом. Возможно, зрители почувствовали, что у реальной Барбары мало общего с ее отстраненной лирической героиней. Не правильная и холодная учительница Надежда Шевелева растопила зрительские сердца, а интересная и явно страстная женщина.
Брыльска как-то призналась в интервью, что всегда обращала внимание на красоту мужчины – дескать, нет красоты – и мужчины нет. «Я выбирала самых красивых мужчин Польши», – сказала она, подчеркивая, что просто не могла представить себя в постели с некрасивым партнером. Она влюблялась с первого взгляда, не думая о последствиях – может, поэтому ни один из романов не принес актрисе желанного покоя и счастья. Большая любовь случалась в ее жизни пять раз, и всегда избранниками были высокие черноволосые красавцы.
Удар судьбы
Замужем Барбара была трижды, но ни с одним мужем счастливой жизни не получилось. От второго брака актриса родила дочь Барбару и сына Людвига.
В 21 год ее дочь, преуспевающая модель и начинающая актриса, которой пророчили блестящее будущее, погибла в автокатастрофе. Для Барбары это был страшнейший удар. Три года актриса рыдала каждый день, сидела только на таблетках. Она не хотела жить, и лишь маленький сын не дал ей покончить с собой.
Сейчас, когда прошло время, актриса не перестает рассказывать о том, какой талантливой была ее дочь. Барбаре выпало самое ужасное испытание в жизни – пережить собственного ребенка. Но оказалась невероятно сильной женщиной, и этим завоевала еще большее уважение к себе.
Сегодня она всю свою любовь отдает сыну, которого обожает. Людвиг — поздний ребенок, актриса родила его в 42 года. «Себя я посвятила сыну и разбаловала его просто невозможно», – признается она.
Лучше, чем Надя
Когда новогодняя ночь заканчивается, мы внезапно обнаруживаем, что всенародно любимой Наде уже за шестьдесят, и голос у нее хрипловатый от сигарет (она выкуривает пачку «Мальборо» в день), и нрав далеко не ангельский. Впрочем, что тут странного?
Ни присужденная в свое время актрисе Госпремия СССР, ни мемориальная доска, установленная на московском проспекте Вернадского, 125, где проходили съемки «Иронии», права на авторские отчисления от картины Брыльской не обеспечили. За свою карьеру она снялась более чем в 70 фильмах, что никак не повлияло на размер ее пенсии. А тех денег, которые платит польское правительство, по словам Барбары, хватает только на туалетную бумагу и мыло. Вот и приходится Брыльской выбираться из домашнего затворничества: сниматься в сиквеле «Ирония судьбы. Продолжение», заседать в жюри многочисленных телешоу и кинофестивалей. И при этом всегда выглядеть уверенной в себе, чтобы никто не догадался, как беспокоит ее завтрашний день.
Барбара с удовольствием занимается хозяйством, прекрасно готовит, у нее красивый дом под Варшавой. Интерьер актриса придумала сама, не привлекая дизайнеров. На вопрос, готовит ли заливную рыбу, как Надя, Барбара ответила: «Да. Только лучше, чем Надя. К празднику готовлю блюда из рыбы, пирожки с грибами и капустой, красный борщ, телятину «карли» с ананасами и шампиньонами. Люблю вкусно поесть, но не могу много кушать. Надо держать себя в форме».
И это ей отлично удается! Она и сегодня выглядит не хуже, чем 30 лет назад. Барбара очень домашний человек, снимается в кино и играет в театре только тогда, когда у нее заканчиваются средства для жизни. Этот вопрос она давно решила для себя – не живёт, чтобы работать, а работает, чтобы жить.
И всё-таки, для нескольких поколений советских и российских зрителей она навсегда останется молодой и красивой Надей Шевелевой.
Цитата: «Я смотрю на сегодняшний день и стараюсь не забегать дальше будущей недели. Я приучила себя жить тем, что имею сейчас».