6 польских красавиц, которые покорили советских зрителей
Польский кинематограф во время СССР был довольно востребован в нашей стране. И актрисы-полячки, с котороми познакомился отечественный зритель, получили долю любви и обожания, снявшись в советских фильмах у отечественных режиссеров.
Открытки с изображением польских актрис скупались в киосках «Союзпечати», интервью с ними в журналах «Кино» и «Советский экран» охотно прочитывалось — всем было интересно, как живут они, небожительницы из той самой заграницы?!
Пола Ракса
После выхода на экраны телесериала «Четыре танкиста и собака», зрители запомнили и полюбили медсестру Марусю, которую сыграла Пола Ракса. Успех актрисы стал еще более серьезным после съемок мелодрамы «Зося». В 1967 году она по версии журнала «Советский экран» сумела даже стать лучшей актрисой, обогнав наших советских кинодив, как Наталья Варлей в «Кавказской пленнице», Татьяна Доронина в «Трёх тополях…» и Галина Польских в «Журналисте».
Пола Ракса в фильме “В погоне за Адамом”, 1970 год
Это был первый и очень удачный опыт привлечения зарубежной актрисы в советское кино. А ее популярность в СССР граничила с помешательством. В те годы женщины массово стриглись «под Полю», и каре с чёлкой было самой модной дамской причёской.
Пола Ракса, 1963 год
Да и для многих мужчин она стала идеалом красоты. А польский актер Ежи Штур и вовсе как-то заявил, что именно благодаря этой актрисе выбрал свою профессию.
Пола Ракса в фильме «Ноктюрн», 1966 год
Беата Тышкевич
Еще одна актриса, на которую мечтали походить многие девочки в СССР. Тышкевич начала сниматься в кино в 1960-е годы, а после выхода на экраны фильма А. Кончаловского «Дворянское гнездо», в котором она сыграла роль Варвары Лаврецкой, на нее обрушилась просто грандиозная слава.
Беата Тышкевич в фильме “Пепел”, 1965 год
В СССР ее любили и даже боготворили. Кроме этой роли советскому зрителю актриса была известна и по другим фильмам: «Пепел» (1965), «Марыся и Наполеон» (1966), «Кукла» (1968) «Большая любовь Бальзака» (1973) и др.
Беата Тышкевич в фильме “Дворянское гнездо”, 1969 год
Красивой полячкой восхищался даже президент СССР Михаил Горбачёв, называя её «нашей знаменитой актрисой».
Тышкевич снималась не только в кино времен СССР — ее приглашали в Россию даже после перестройки. В 1992 году она появилась в совместном польско-российском фильме «Прекрасная незнакомка» по мотивам рассказа Алексея Толстого «Возмездие» (режиссёр — Ежи Гофман). Актрису, знакомую на постсоветском пространстве, снимали и белорусы — в 2001 году вышел фильм режиссёра Михаила Пташука «В августе 44-го…», где Тышкевич исполнила роль пани Гролиньской. Последняя ее роль в российском кино — Марта Липиньская в телефильме Олега Газе «Линия Марты» (2014). Кинокартина рассказывает о блокадном Ленинграде.
Сейчас актрису изредка можно встретить в телепрограммах ( в частности, она появлялась на ТВ в программе «Танцы со звездами»). В свободное время она с удовольствием занимается фотографией и наслаждается жизнью в своем варшавском особняке.
Эльжбета Старостецка
После выхода фильма «Прокаженная», в котором Старостецка сыграла главную роль, она стала так популярна в СССР, что многие роженицы называли своих дочерей Эльжбетами.Прелестная актриса обладала еще и очень приятным голосом — послушайте, как она поет!
Эльжбета Старостецка в фильме “Кукла”, 1968 год
Анна Дымна
Эта актриса стала известной в СССР по роли Марыси в замечательном польском фильме «Знахарь», хотя до него она успела сыграть более чем в 20 фильмах.
Помимо «Знахаря» Анну можно увидеть в таких кинолентах, как «Прокажённая», «До последней капли крови», «Мастер и Маргарита» (1988), «Дама с камелиями» и др.
Анна Дымна в фильме “150 в час”, 1971 год
Анна Дымна в фильме «Знахарь»
Эва Шикульска
Очаровательная полячка хорошо знакома советским телезрителям по романтической картине «Звезда пленительного счастья», где актриса сыграла роль Полины Гебль.
Эва Шикульска в фильме “Звезда пленительного счастья”, 1975 год
Шикульска еще в детстве выучила русский язык и разговаривала на нем без акцента. Это обстоятельство помогло ей получить роли у талантливых и известных советских режиссеров: Владимира Мотыля, Александра Зархи, Ильи Авербаха. После киноленты «Звезда пленительного счастья» Шикульску могли видеть и в других работах отечественных режиссеров: «Объяснение в любви» (1978), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980), «Что сказал покойник» (2000), «Азазель» (2002) и др.
Эва Шикульска — актриса разноплановая, она играла разных женщин, и с трагической, и с романтической судьбой. Ей удалось перевоплотиться в Аполлинарию Суслову, первую страсть Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (Александр Зархи, 1981), а также сыграть Зину, подругу писателя, в фильме по автобиографическому сценарию Габриловича «Объяснение в любви» (Илья Авербах, 1978). Во время съёмок этого фильма Эва влюбилась в женатого режиссера Авербаха и так сильно, что тот даже порывался уйти из семьи, но в какой-то момент одумался.
На мужчин она действовала абсолютно магически. Во время съемок «Звезды пленительного счастья» от Эвы потерял голову Игорь Костолевский. Правда, сама актриса оказалась холодна к чарам харизматичного коллеги по съемкам, и романа у них так и не случилось.
Актриса, начавшая работать в 1960-х, снимается и по сей день, продолжая радовать своих поклонников.
Барбара Брыльска
И, наконец, пожалуй, самая популярная и любимая польская актриса, которая до сих пор владеет сердцами наших соотечественников — Барбара Брыльска. Своей утонченной красотой после выхода культового фильма Э. Рязанова она пленила сотни тысяч мужчин в СССР, которые мечтали случайно ошибиться самолетом и встретить ту самую Надю.
Брыльска в 60-е годы
Звезда «Иронии судьбы», кажется, так и не поняла, почему на нее свалилась такая всенародная слава. Сам режиссер Рязанов по этому поводу однажды высказался так: «Она стала национальной русской актрисой. Любимой русской актрисой. Понимаете, благодаря этой картине. Она долго не понимала, почему такой успех, это она и до сих пор, по-моему, не понимает…”
На своей родине, в Польше, карьера актрисы началась еще в 1960-е годы.
После нее актриса стала еще чаще появляться на киноэкране. Среди ее известных киноработ можно выделить следующие картины: «След Сокола» (1968), «Белые волки» (1969), киноэпопея «Освобождение», «Анатомия любви» (1972)
Роль Нади Шевелевой оценили не только телезрители — в 1977 году создатели фильма, в том числе Барбара Брыльска, стали лауреатами Государственной премии СССР в области кинематографии. У актрисы есть и польские награды «Крест заслуги» (1975) и кавалерский крест Ордена возрождения Польши (1985), однако именно Госпремию ей продолжают припоминать отдельные ура-патриоты Польши.
Некоторое время назад актриса призналась, что эта награда стоила ей карьеры: «ваша Госпремия положила конец моей работе на родине — я в основном стала работать за границей: в Германии, Чехословакии, Болгарии, России. В Польше мне почти не давали ролей, я постепенно выпала из этого артистического круга».