Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Вторая мировая война » Мотоциклетные войска во Второй мировой


Мотоциклетные войска во Второй мировой

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Почему в 1943 году Гитлер отказался от использования мотоциклетных войск на Восточном фронте
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2019/05/10-16.jpg
Во время Первой Мировой мотоциклы неплохо показали себя на фронте – они использовались курьерами и разведчиками, поэтому нет ничего удивительного в возникновении перед началом Второй Мировой воинских подразделений на мотоциклах.

И для связи, и для разведки

Промышленность Германии специально для этих целей разработала целую линейку новых моделей мотоциклов с объемом двигателей от 125 см3 до 800 см3. Самыми известными моделями второй мировой до сих пор остаются легкие мотоциклы NSU, Triumph, Victoria, ну и конечно же, тяжелые мотоциклы с коляской – BMW и Zundapp.

Легкие мотоциклы предполагалось использовать для связи и разведки, тяжелые – для передвижения частей, подвозки боеприпасов, патрулирования и даже для перевозки легких орудий парашютно-десантных войск, правда, от этой идеи потом отказались – орудия отказались слишком тяжелыми.

Как писал в агитационной брошюре майор Хассо фон Мантейфель, использование моторизованных подразделений не предполагало, что они будут противостоять превосходящим силам противника. Мотоциклистами предполагалось усиливать пехоту, мотопехоту и бронеавтомобильные части. Это должны были быть высокомобильные подразделения, которые в случае непредвиденной ситуации можно было легко перебросить с одной части фронта на другую.

Специалистами вермахта была тщательно продумана экипировка мотоциклистов, разработана система спецсигналов флажками и звуками клаксонов.

От карабинов до минометов

Согласно статье того времени в итальянской газете «Джорнале д’Италиа» батальон немецких мотострелков включал в себя три мотоциклетные роты и роту тяжелого вооружений. Боевую мощь составляли три противотанковых орудия, четыре мортиры,15 минометов, 12 станковых пулеметов, 61 ручной пулемет и 900 карабинов. До 1941 года было сформировано 16 таких батальонов, а с началом Великой Отечественной подобные батальоны появились в составе дивизий мотопехоты, танковых дивизий и в СС.

Кроме этого, в каждой дивизии были сформированы батальоны разведчиков, в которых обязательно одна рота была укомплектована мотоциклистами.

Мотоциклы использовались не только в спецподразделениях. Они обязательно были при штабах, на батареях – на них ездили санитары и дальномерщики. На мотоциклах подвозили боеприпасы.

Да забыли про овраги...

Реальность, как это обычно бывает, внесла свои коррективы: вплоть до войны с Советами гитлеровцам так и не удалось проверить мотоциклы в реальной боевой обстановке.

Аннексия таких стран, как Австрия, Чехия, Судеты и Моравия, прошла быстро и бескровно. Единственная неприятность, которая встречалась в Европе «фрицам на мотоциклах» – дождь и ветер. Дороги были превосходными.

Война во Франции выявила только положительные моменты. Дороги были по-прежнему превосходные, и оказалось, что эвакуировать раненых на мотоциклах – очень эффективно. После захвата Франции и Бельгии в руки гитлеровцев попало много французских и бельгийских мотоциклов, которые тоже собирались использовать в армии.

Успешно мотоподразделения вермахта действовали и в Польше. Здесь они впервые вступили в реальную схватку с противником, а кроме того в Тухольской пуще им пришлось преодолевать реальное бездорожье, но все же мотоциклистам удалось показать себя с лучшей стороны: этому благоприятствовала погода – было сухо.

Однако в Польше прозвучал и первый «звоночек» — Кампиновская пуща и пески вокруг города Кельце для мотоциклистов оказались непроходимыми — без привода на коляску мотоциклы увязали в песке. Кроме этого, провалилась эксплуатация легких мотоциклов с объемом двигателя в 250 – 300 куб см. Они не переносили нагрузки, часто ломались, требовали бережного отношения и частого обслуживания. Их могли использовать только вестовые при штабах, так как у них было время на техобслуживание.

Просчеты были учтены и исправлены. Уже в 1940 году на вооружение Вермахта поступили тяжелые и мощные колясочные мотоциклы BMW и Zundapp с приводом на колесо коляски.

Семь загибов на версту

Операция «Barbarossa» стала последней операцией, в которой приняли участие крупные подразделения мотоциклистов. На Восточном фронте было задействовано 20 батальонов мотоциклистов в составе танковых дивизий, а кроме этого – батальоны, входящие в состав мото- и горнострелковых дивизий, а также дивизий СС.

Все шло хорошо до осени 1941 года, а когда зарядили дожди, распутица – грязь, глина, болота, сделала невозможным передвижение на мотоциклах даже по дорогам. На легких мотоциклах бойцы падали, а тяжелые – увязали в грязи по ступицы колес.

Мало этого, в русской грязи и на бездорожье ломались даже такие надежные мотоциклы, как BMW. Из-за сложностей со снабжением возникали задержки в поставке запчастей, и мотоциклы превращались в головную боль для вспомогательных служб. А суровые русские морозы вообще поставили под вопрос эксплуатацию мотоциклов, не предназначенных для зимы.

Учитывая, что изготовление мотоцикла обходилось бюджету Германии дороже, чем производство легкового автомобиля, стало ясно, что идея потерпела крах.

Гитлеровскому командованию пришлось снимать бойцов с мотоциклов и прикреплять их к моторизованным батальонам. С 1942 года в Вермахт вместо мотоциклов стали поступать автомобили-амфибии VW Schwimmwagen и мощные легковые автомобили. «Байкеры» превратились в панцергренадеров или вошли в состав разведподразделений.

По сути, история использования мотоциклетных подразделений окончилась в 1943 году под Сталинградом, где Советская армия разгромила Шестую армию вермахта.

0

2

Почему вермахт отказался от мотоциклов после поражения под Сталинградом
https://mtdata.ru/u19/photo3D5F/20015017211-0/original.jpg#20015017211
По условиям Версальского мирного договора, завершившего Первую мировую войну, Германия была ограничена в разработке и производстве многих видов вооружения и техники. Мотоциклы в этот перечень не входили, что привлекло к ним внимание вооружённых сил.

Моторизованная пехота

Германская армия стала называть мотоциклы Kraftrad («силовое колесо»), что привело к появлению в индексах мотоциклов букв «К» или «R». В двадцатые — тридцатые годы армия довольствовалась адаптированными гражданскими мотоциклами компаний Zundapp и BMW.

Лёгкие Kraftradы этих фирм использовались в разведке, патрулях, для быстрого передвижения связных. В 1940 году настало время реформы и вермахт потребовал от производителей выпуска нового класса мототехники — тяжёлых мотоциклов с коляской. Её использовали для транспортировки раненых или же для установки пулемёта MG-34 или MG-42 . Для воздушно-десантных и горно-егерских подразделений был нужен полугусеничный мотоцикл.
К началу вторжения в СССР вермахт располагал десятками тысяч мотоциклов разных классов объёмом двигателей 125 см3 - 800 см3. Востребованной полугусеничной машиной стал SdKfz 2, обозначавшийся также как Kettenkrad HK 101. Он стал больше тягачом для лёгкой артиллерии, чем мотоциклом.

Мотоциклы использовались не как самостоятельный род войск, а для усиления других. В мотострелковом батальоне было три роты мотоциклистов, оснащённых дюжиной станковых пулемётов, 61 ручным пулемётом, 15 миномётами, 3 противотанковыми пушками и 4 мортирами. Мотоциклисты вооружались карабинами. К 1941 году в вермахте было 16 подобных батальонов. К началу Великой Отечественной войны батальоны появились в танковых дивизиях, СС и мотопехоте. Мотоциклисты во множестве запечатлены на кадрах фото- и кинохроники. Мотоциклисты принимали участие в боях лета-осени 1941 года, отлично зарекомендовав себя, в том числе — в преследовании отступавших частей РККА. И это было фактически первое боевое применение мотоциклов: Австрия, Бельгия, Польша,Франция, Чехословакия были завоеваны практически бескровно, мотоциклисты лишь прокатились по хорошим европейским дорогам.

Сталинград ставит крест на мотоциклах

Бои за Сталинград стали переломными не только в войне в целом, но и в судьбе мотоциклов в составе вермахта. Отсутствие единой линии фронта, множество очагов сопротивления и городские бои свели на нет преимущества мотоциклетной техники. Скорость передвижения в Сталинграде была неактуальна, как и поддержка пехоты или танков — мотоциклисты были слишком лёгкой добычей не только для снайперов, но и для огня обычной пехоты, тем более, прятавшейся в развалинах зданий. А когда в дело вступали гранаты и бутылки с зажигательной смесью — мотоциклы уничтожались вместе с экипажем в ста процентах случаев. Подробности можно узнать на Поисково-историческом форуме Smollbattle.

В частности, из частей, воюющих на Восточном фронте, стали выводить BMW R75, поставляя его, в основном, в Африку, Роммелю, что привело к появлению у этого мотоцикла прозвища «Сахара». R75 стоил как два автомобиля Volkswagen, что делало его потери в боях с РККА или из-за русского бездорожья весьма чувствительными и затратными. В Африке «Сахара» пришлась как нельзя кстати.

Справедливости ради, лёгкие мотоциклы продолжали использоваться в разведке и для связи как на Восточном, так и Западном фронте. Тяжёлые мотоциклы применялись в антипартизанской борьбе, но уже не так массово, как это было в боях с РККА в 1941-1942 годах. Мотоциклетные роты и взводы в составе батальонов и дивизий после Сталинграда были расформированы.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Вторая мировая война » Мотоциклетные войска во Второй мировой