Франция. Каста "Испекторы Финансов"
Если я скажу вот так: Франция управляется Инспекторами Финансов, то какие ассоциации вызовет это у нормального человека? Наверное такие: "Франция управляется фискальными чиновниками" или что то вроде.
Неверно.
Инспектор Финансов - это звание. Лэйбл. Их всего 290, этих людей, и они действительно управляют всей экономикой страны, ее политической жизнью, и отчасти суются в судейство.
Трудно нормальному человеку представить себе, что не парламент (ассамблее женераль) не правительство (130 министров, некоторые из которых ничего не имеют в распоряжении, кроме портфеля и звания), не администрация Президента управляют страной, а какие-то мифические Инспекторы Финансов.
Тем не менее, это так.
Кто такие? Откуда взялись? Что за суперлюди?
Ответ сразу на последний вопрос: итог их деятельности говорит сам за себя: разруха, коррупция и, самое главное, долговая яма всюду, куда ни глянь. Они не суперлюди, а каста неприкасаемых, которая инкарнирует в себе все пороки французского менталитета.
В соответствии со старой традицией, которой уже много сотен лет, аристократия государства формируется из молодых людей, отобранных еще в юном возрасте.
В этом и состоит одна из фатальных французских ошибок, потому что эта система наглухо закрыта для способных ребят, не замеченных при отборе в детстве, но проявивших себя. При этом такая ранняя селекция оказывается ошибочной, и мы в результате наблюдаем феерических идиотов на самых важных постах государства. Эта система мутировала от режима к режиму, но сути своей не меняла.
Давайте посмотрим, как это на деле происходит сегодня: последние 30 лет высшие государственные служащие набираются преимущественно из выпускников единственного в своем роде учебного заведения: Эколь Насьональ д Администрасьон. Попасть туда учиться - уже означает попасть в обойму.
Каждый год выпускается около сотни "специалистов". Они навсегда связаны между собой, и носят название Энарх (от Э.Н.А.). Карьера для всех уже обеспечена, именно благодаря этой связи. Но среди сотни выпускников есть элита - это те, кто поступит на "службу" одну из трех организаций: Инспексьон Женераль де Финанс, Государственный Совет (Консей д Этат) или Счетную Палату (Кур де Комт). Если все выпускники ЭНА - небожители, то те, кто попал в Госсовет и Счетную Палату - это ангелы, а Инспекторы Финансов - архангелы.
Таких всего трое, редко пятеро.
Все энархи помогают друг другу, независимо от года выпуска. Это их основная обязанность, но Инспекторы Финансов особенно. Между собой они называют себя "товарищ". (Камарад). После недолгого стажа непосредственно в Инспекции, исключительно для галки, все они попадают на высшие посты в крупнейших "частных" и государственных предприятий Франции. (Крупных независимых "частных" предприятий не существует здесь, потому что все они настолько обременены долгами, что без помощи государства загнулись бы прямо завтра).
Исключений не существует. Ну, несколько примеров - Мишель Пеберо (БНП Париба), Даниел Бутон (Сосиете Женераль бывш.) Генри де Кастр (Акса), Жан Клод Трише (ЕЦБ), ну и так далее, почти все. Это только финансовый сектор, но в других секторах то же самое. Политики и правители - все они инспекторы финансов, за редким исключением.
СМИ, разумеется тоже управляются ими.
Как я уже сказал, вся эта пирамида Энархов с верхушкой из Инспекторов Финансов закрыта для чужих. Есть, правда, еще сильный клан Политехник. Но он слабее, и дела не меняет.
Карьера во Франции строится именно так, и только так. Разумеется и нам, и англосаксам почти невозможно поверить, что жизнь и карьера человека может определяться исключительно его учебным заведением, а не заслугами, успехами и пр. Но это так. Если в англоязычных странах образование важно, но не фатально, и возможны всякие варианты - здесь это какой то ритуал, возведенный в Закон. Хрень, с моей точки зрения.
Разумеется, я не могу утверждать, что в ЭНА можно попасть исключительно через семейные связи. А потом стать избранным инспектором финансов. Но почему-то в списке поступивших "правильные" семьи представлены гораздо чаще. К тому же система экзаменов не исключает манипуляции при поступлении.
Так что же дали эти избранные Франции? Смеялсо: банкротства, скрытые банкротства, крах, скандалы, подтасовки и безработицу. Хронический бюджетный дефицит превышающий в разы Маастрихтские нормы.