Орудия пыток инквизиции
Святая инквизиция
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22013-07-07 01:52:23
Мельница заблуждений: Трибунал инквизиции
Неверные представления зачастую складываются из комплекса причин. Пропагандистская шумиха, предвзятость по отношению к недругам, скудость источников, ограниченный кругозор, желание оправдаться и другое — все они помогают сотворению мифов и порождают многочисленные заблуждения. Распространено мнение, что инквизиция была царством произвола. И мало кто знает — современная процедура охраны свидетелей берет свое начало в практике инквизиции. Главное — не обвинить или оправдать. Главное — попытаться понять, что в реальности представлял собой трибунал инквизиции.
Ни в одном из архивных документов, начиная от архивов инквизиции, писем Галилео Галилея и заканчивая другими современными ему письменными источниками, великий ученый не произносил свой самый известный афоризм "А все-таки она вертится!…". Впервые это "крылатое выражение" появилось в печально известных своими неточностями "Литературных источниках" аббата Ирелли, который, похоже, сам его и придумал.
Протестантские теологи придали мрачный смысл словам "инквизиция" и "инквизитор", которые в европейских языках стали синонимами мучения, пытки и изощренных садистов. Примерно то же ранее проделали отцы католической церкви, закрепив за племенем вандалов репутацию разрушителей культурных ценностей. Давно исчезли с лица земли вандалы, прошло время инквизиции, а слова-ярлыки прилипли к нашему языку, мешая объективному восприятию исторических явлений.
Инквизиция происходит от латинского слова inquisitio, что означает "розыск" или "расследование". Первоначально это было временное учреждение, подобие комиссии, созываемой по конкретным поводам — чаще всего для борьбы с восстаниями еретиков. Однако ничего не бывает более постоянного, чем временное. С XIII столетия инквизиция превратилась в постоянный трибунал со значительными полномочиями. Инквизиция была основана в 1231 году буллой Excommunicamus ("Отлучаем"), которую папа Григорий IX выпустил против еретиков. Отменена последняя — испанская инквизиция — в 1834 году.
Истоки создания религиозной полиции мы находим еще в древней Палестине. Иудейский закон, следуя предписаниям Второзакония, назначал смертную казнь за ересь и богохульство. Ессеи в этом случае оказывались большими либералами. Они лишь изгоняли виновного из своей общины. Император Константин Великий и Феодосий Первый, одержимые идеей цезарепапизма, приравнивали ересь к такому преступлению, как измена. Первым в списке казненных еретиков значится испанский епископ Присциллиан. Его обезглавили в 386 году. Еретиков казнили на протяжении XI-XII столетий.
Изданная в 1992 году французская энциклопедия Les controverses du christianisme (русский перевод: Тристан Аннаньель, "Христианство: догмы и ереси") информирует о современном взгляде на этот вопрос: "Протестанты выступали против инквизиции, но в лоне католицизма она почти не вызывала протестов".
Историк Жан Севилья, которого цитирует писатель и переводчик Сергей Нечаев в своей биографии "Торквемады", сообщает, что "борьба с еретиками была официально делегирована тем, кто имел в этом опыт: нищенствующим орденам. Главным образом доминиканцам и францисканцам. После 1240 года инквизиция распространилась по всей Европе, исключая Англию". Однако костры с еретиками горели не только по всей католической Европе, то есть ассоциировать их исключительно с деятельностью инквизиции было бы несправедливо. (Например, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в ворожбе было сожжено 12 женщин, хотя никакой инквизиции в то время на Руси не было.)
Интересно, что исходя из статистических данных сожженных за колдовство и ворожбу (четыре пятых приговоренных — женщины), можно сказать, что Святая инквизиция представляла собой некий орган женоненавистничества. Правда следует заметить, что делами о колдовстве инквизиторы занимались крайне редко (в основном это делали светские, а не церковные суды) и большинство приговоров по этим делам со стороны инквизиторов были оправдательными. Так, например, на одном из процессов XIV века в Испании инквизиторы из 15 человек, подозреваемых в колдовстве, оправдали 13, а еще одному заменили смертную казнь длительным сроком заключения. Последнего приговоренного все-таки отправили на аутодафе, однако перед началом казни инквизиторы упросили местное начальство помиловать осужденного. В итоге ни один из колдунов не пострадал!
"Нет одной инквизиции, но есть три инквизиции: средневековая инквизиция, испанская инквизиция и римская инквизиция. С исторической точки зрения их смешение лишено смысла", — продолжает Жан Севиллья. Сергей Нечаев подхватывает и расширяет тему: "Юридически независимая, параллельная гражданскому правосудию средневековая инквизиция была церковным институтом, и ее служители зависели только от папы. При этом булла Excommunicamus не устанавливала четкой процедуры ее деятельности. Правила устанавливались эмпирически, разные на разных территориях".
Специалист по данному вопросу Жан Севиллья указывает, что прибывший для расследования в ту или иную местность инквизитор публиковал два указа. В соответствии с указом веры, каждый верующий обязан был доносить на еретиков и их сообщников. Второй — указ милости — давал еретику срок от 15 до 30 дней для отречения, после чего его прощали. После истечения срока упорствующего еретика передавали в руки трибунала инквизиции.
"Вот тут-то историческая реальность переворачивается с ног на голову и наполняется всевозможными клише, — замечает Жан Севиллья. — Картина инквизиции так негативна, что создается впечатление, что это было царство произвола. На самом деле все было с точностью до наоборот: инквизиция была правосудием методичным, формалистичным и полным бумажной волокиты, часто значительно более умеренным, чем гражданское правосудие".
Для защиты обвиняемый приглашал свидетелей и имел право на отвод состава суда и даже самого инквизитора. На первых допросах присутствовали уважаемые люди — говоря по-нынешнему, старейшины или аксакалы. Имена доносчиков держались в тайне (защита свидетелей), но в случае лжесвидетельствования лжеца ждало суровое наказание. У инквизиции не было права приговаривать к смертной казни, а только к различным видам епитимьи (к временному или пожизненному заключению, к штрафам, к изгнанию, к отлучению от Церкви и т. п.). Разрешение применять пытку было получено много позже, и, как отмечает Сергей Нечаев, "на пытки существовало множество ограничений (по некоторым данным, только два процента арестованных испанской инквизицией подвергалось пыткам и те не длились более 15 минут)".
Те, кто внимательно читал классический труд Генри Чарлза Ли "История инквизиции в Средние века", помнят его вывод: "Во фрагментах инквизиторских процессов, попавших к нам в руки, упоминания пыток встречаются редко". Для осуществления казни жертву передавали светским властям, которые практиковали костры. И еще очередной миф — жертву сжигали не живьем, а сначала удушали.
Кроме временных, имеются еще и географические отличия инквизиционных трибуналов. В Италии инквизиция почти незаметна. Крайне жестокие гонения на юге Франции и в Германии (XIII-XV века).
В Испании действия трибуналов инквизиции отличаются от Германии и Франции. В этих странах репрессиям подвергались в основном секты, тяготеющие к Реформации. Жан Севиллья добавляет: "Во Франции конец инквизиции был связан со становлением государства. В Испании все было наоборот".
В самой Испании преследуют так называемых conversos — евреев и мавров, перешедших в христианство. В Испании и Португалии термин "конверсо" означал не только крещеных евреев, но и их потомков. В подчиненных же испанской короне Нидерландах гонения коснулись главным образом протестантов. Тристан Аннаньель заканчивает статью об инквизиции такими словами: "Несмотря на суровость испанской инквизиции, сегодня среди историков преобладает мнение, что она не была ни самой свирепой, ни самой кровавой в Европе".
Поделиться32013-07-07 02:14:24
Еретиков сжигали из любви к людям
Современный человек приходит в ужас, читая о средневековых казнях еретиков или о наказаниях в наши дни в исламских странах Востока. Причем и первое, и второе кажется ему явлениями одного порядка. Но каковы на самом деле были мотивы исламских фундаменталистов и защитников чистоты церковного учения? Можно ли понять их, стоя на позициях гуманизма?
В обществе по сей день бытует стереотип, будто Средневековье было "диким, мрачным и темным", и неотъемлемой частью средневековой истории является "охота на ведьм". Под ведьмами подразумеваются не просто колдуны и оккультисты, но вообще любые инакомыслящие — особенно, конечно, "прогрессивные ученые".
Живучесть идеи о "средневековой охоте на ведьм" долгое время поддерживалась чисто политическими факторами: борьбой протестантских и католических государств в Новое время в Европе, в ходе которой каждая из сторон пыталась выставить противоположную кровожадным чудовищем. "Второе дыхание" эта идея получила в годы борьбы с религией в странах социалистического лагеря.
Проблема была подвергнута объективному и всестороннему научному анализу, никто из историков не сомневается: охоты на ведьм в Средневековье не было. На самом деле, "охота на ведьм" началась в Европе в эпоху Возрождения и продолжалась примерно с 1450 по 1700 год. Последние случаи сожжения ведьм имели место в конце XVIII века.
В раннем средневековье церковное право следовало взглядам блаженного Августина, считавшего, что сама вера в колдовство есть ересь и внушается бесами — на самом же деле никакие бесовские ухищрения не могут повредить христианину. Вера в колдовство была запрещена в империи Карла Великого. Знаменитая же инквизиция занималась преследованием прежде всего еретиков, в частности, катаров. Ведьмы, даже если допустить их существование, не представляли для инквизиции никакого интереса. Например, в так называемом деле "Madonna Oriente" миланская инквизиция долгое время не знала, что делать с двумя женщинами, которые в 1384 и 1390 годах признались, что участвовали в чем-то вроде белой магии.
Характер массового психоза "охота на ведьм" приобрела уже в годы реформации. В те годы, пока католическая церковь в Европе была сильна, инквизиторы часто вырывали обвиняемого из рук толпы и предлагали хоть какую-то формальную процедуру расследования, в которой можно было и оправдаться. Например, от обвинения в колдовстве была оправдана мать астронома Кеплера.
Неверно утверждение, что ответственность за охоту на ведьм лежит на католической церкви — протестанты усердствовали в этом намного больше. В протестантских странах основными инициаторами и активными деятелями охоты на ведьм были самые что ни на есть светские власти — местные судьи, мэры городов, князья отдельных земель, — а вовсе не церковные. Знаменитый "Молот ведьм" был запрещен католической церковью через пять лет после выхода из печати. Из материалов дел против ведьм известно, что основные регионы "охоты" были как раз преимущественно протестантскими: Германия (точно известное число казней за все время охоты на ведьм — более 8000 человек, а общее, по оценкам, — до 30 000), юг Франции, Швейцария.
Также, благодаря живучему стереотипу, "мучеником за свободу мысли" и "ученым, внесшим значительный вклад в науку" многие по сей день считают Джордано Бруно. На самом деле, он не был ни физиком, ни астрономом, ни продолжателем дела Николая Коперника. Бруно был поэтом, философом и оккультистом. С точки зрения католической церкви он являлся еретиком, так как не верил в Бога-Творца и описывал пантеистическую картину мира. Его судили и сожгли на костре как беглого монаха и отступника от веры. Инквизиторы предлагали Джордано Бруно восьмилетнее покаяние, но он остался верен своим философским построениям, которые называл "героическим энтузиазмом". Никаких научных даже по меркам XVII века трудов после Джордано Бруно не осталось, зато до наших дней дошел его магический трактат. В одной из глав книги описывается, как убить человека с помощью магии. Читая заклинание, нужно подробно, в красках описать подробности и обстоятельства той смерть, которую колдун хочет наслать на жертву своим проклятием.
Остается разобраться с тем, кто такие еретики с точки зрения Церкви. Согласно церковному учению, спастись, то есть обрести вечную жизнь со Христом, можно, только имея правую веру. Именно для утверждения правой веры собирались Вселенские соборы. Таким образом, еретик с точки зрения христианина предстает носителем опасной заразы, которая может увлечь поверивших ему людей в вечную погибель. Здесь можно вспомнить душераздирающие сцены из фильмов про смертельных вирусов или зомби: твоя любимая девушка заражена, выбирай — или убьешь ее, или погибнет все человечество.
Кроме того, отнюдь не всегда еретики были безобидными странствующими философами. В некоторые исторические периоды еретические сообщества становились весьма влиятельными и приходили к власти — например, иконоборцы в Византии, подвергавшие православных пыткам и казням. Весьма влиятельна была в России в конце XV — начале XVI века секта, получившая название "ересь жидовствующих". Если бы не преподобный Иосиф Волоцкий, которого часто обвиняют в неоправданной жестокости по отношению к членам секты, "жидовствующие" имели все шансы прийти к власти и уничтожить в России православие. Это была война за смыслы, за мировоззренческий выбор страны.
Жестокие наказания в исламских странах Востока за несоблюдение норм шариата имеют совсем другие мотивы. Человека европейской культуры и либеральных взглядов ужасают новостные сообщения о том, что в Чечне из пейнтбольных ружей обстреливали девушек без платков, при этом одной из них выбили глаз, а в Иране мать двоих детей приговорили за супружескую измену к казни через побитие камнями. Власти этих стран знают, что делают — ведь государство или общество, в основе которого лежит соблюдение традиции, можно сохранить только через жесткое соблюдение традиции. Иначе это будет уже другое государство на той же земле. Если с христианской точки зрения еретик — это опасный заразный больной, который многих может увлечь в вечную погибель, то с точки зрения исламского государства тот, кто нарушает нормы шариата — государственный преступник.
Стоит добавить, что с православной точки зрения традиция не обладает той ценностью, которую имеет чистота веры. Поэтому должно настораживать, если кто-либо, называя себя православным, возводит традицию в ранг догмата. Например, рассуждает: "Вот, придем мы к власти, запретим рок-музыку, а женщин заставим носить платки, длинные юбки, отрастить косы и сидеть дома". По некоторым пророчествам, именно под лозунгами традиционализма к власти в России придет антихрист.
Поделиться42014-02-23 08:40:35
Казни Ведьм
XVI и XVII столетия были временем преследования ведьм. В Германии процессы над ними начались сравнительно позже, чем в других странах, но по количеству казненных ведьм она превзошла всех.
Почти в каждой области Германии, в особенности в тех, где преобладало католическое влияние, преследователи ведьм в буквальном смысле неистовствовали.
В Эльбинге в 1590 году на протяжении восьми месяцев состоялось 65 процессов. В Брауншвейге в течение 1590—1600 годов были дни, когда сжигали по 10—12 ведьм в день.
Магистрат города Нейссе соорудил особую печь для сжигания ведьм, в которой были сожжены в 1651 году 22 женщины; во всем княжестве Нейссе в течение девяти лет были сожжены более тысячи ведьм, среди них были и дети, в возрасте от двух до четырех лет.
Свободный имперский город Линдгейм в 1631—1633, 1650— 1653 и 1661 годы отличался особенно жестокими преследованиями ведьм. Подозреваемых бросали в ямы, «башни ведьм», и, не допуская никакой защиты, пытали до тех пор, пока они не сознавались.
Сжигание ведьм на костре. Средневековая миниатюра
В Триерском епископстве с 1587-го по 1593 год, во время епископства Иоанна, в 22 деревнях, прилегавших к Триеру, были сожжены 368 человек. В 1585 году после одного большого процесса в двух селениях уцелели только два человека.
Город Легамо за обилие процессов против ведьм приобрел название «гнездо ведьм».
В Бамбергском епископстве, начиная с 1625 года по 1630-й, были сожжены более 900 человек.
В одном сочинении, изданном в 1659 году, говорится о распространении в стране колдовства следующее: «Между осужденными находились канцлер доктор Горн, его сын, жена и дочери, также много знатных господ и некоторые члены Совета, и даже многие лица, заседавшие с епископом за одной трапезой.
Они все сознались, что их более чем 1200 человек, связанных между собой служением дьяволу, и что если бы их колдовство и дьявольское искусство не были открыты, то они сделали бы, чтобы в течение четырех лет во всей стране погибли весь хлеб и все вино, так что люди от голода съедали бы друг друга. Другие сознавались, что они производили такие сильные бури, что деревья с корнем вырывались и большие здания обрушивались, и что они хотели вызвать еще более сильные бури, чтобы обрушить Бамбергскую башню и т.д. Между ведьмами находились и девочки семи, восьми, девяти и десяти лет от роду; 22 девочки были осуждены и казнены, проклиная своих матерей, научивших их дьявольскому искусству. Колдовство до такой степени развилось, что дети на улице и в школах учили друг друга колдовать».
Процессы проходили удивительно быстро, судопроизводство было максимально упрощено. Подсудимые допрашивались по 8—10 человек вместе, и их признания записывались в одном протоколе, причем для краткости они назывались не по именам, а по номерам: № 1, № 2, № 3 — и сжигались на одном костре по 8—10 человек.
В Вюрцбургском епископстве множество лиц подвергались такому же преследованию. С 1627-го по 1629 год были сожжены более 200 человек разного возраста по обвинению в колдовстве. Среди казненных находились: канцлер с женой и дочерьми, член Городского совета, самый толстый горожанин Вюрцбурга, два пажа, самая красивая девица Вюрцбурга, студент, говоривший на многих языках и притом бывший отличным музыкантом, директор госпиталя, два сына и дочь, а также жена городского советника, три церковных регента, 14 духовных лиц, один доктор теологии, одна толстая дворянка, одна слепая девушка, девочка девяти лет, ее младшая сестра, их мать и т.д.
В архиепископстве Кёльнском со второй половины XVI столетия преследование ведьм проникало во все слои общества.
Особенно много людей сожжено в Бонне. В одном частном письме мы читаем: «У нас (в Бонне) сильно жгут. Нет сомнения, что половина города падет жертвой. Тут уже сжигали профессоров, кандидатов прав, пасторов, каноников, викариев и других духовных лиц. Канцлер со своей женой и жена тайного секретаря казнены, 7-го сентября сожгли 19-летнюю девушку, любимицу епископа, которая считалась самой красивой, самой благонравной во всем городе. Девочки от трех до четырех лет уже находятся в связи с дьяволом. Тут сжигали многих мальчиков от девяти лет».
В апреле 1663 года Агнесса, жена Ганса Генше, ткача, была арестована по подозрению в колдовстве и отвезена в Эслийген. Однажды она была где-то на крестинах, на стол вдруг вскочила черная кошка, и женщина, одна из всех гостей, не испугалась и даже пила из своего стакана, в который кошка сунула свою лапку.
Под пыткой фрау Генше созналась, что имела некоторое отношение к приписываемым ей элементам колдовства, надеясь таким образом поскорее увидеть своего мужа и детей. Потом она отреклась от своих слов, выдержала все высшие степени пытки и была выпущена с условием, что навсегда покинет страну.
В Эльзасе костры инквизиции начали дымиться с 1570 года. В течение 1572—1620 годов были сожжены 136 ведьм, но это было только начало последовавшего после 1620 года массового преследования.
В течение 1620—1635 годов в одном Страсбургском округе погибли 5000 человек.
Австрия в конце XVII века была переполнена ведьмами.
В архивах города Аисбург сохранились протоколы по делам о колдовстве. Вот один из них: «15 апреля 1661 года Анна предалась душою и телом дьяволу, который явился к ней в образе мужчины, по его приказанию отрицала Св. Троицу, богохульствовала и оскверняла Св. Таинство; при помощи колдовских средств умертвила ребенка и этими же средствами причинила другому порчу.
За такие тяжкие и отвратительные преступления постановляется, чтобы она была посажена на повозку и отвезена к месту казни для сожжения на костре, причем предварительно оба плеча должны быть прижигаемы раскаленными щипцами, по одному разу каждое плечо. Но так как она раскаялась, постановляется оказать ей милость и отрубить голову мечом и после тело ее сжечь — таков приговор; учитывая ее слабое здоровье и глубокий возраст, был еще более смягчен, а именно: она была освобождена от прижигания раскаленными щипцами».
В Зальцбурге в 1678 году были сожжены 97 человек.
В 1583 году одна 16-летняя девушка, страдавшая конвульсиями, была признана одержимой бесом и передана иезуитам для изгнания их. Святые отцы энергично взялись за дело, но борьба с дьяволом оказалась очень трудной. Наконец они преодолели хитрости дьявола, и им удалось изгнать из тела девушки 12 655 чертенят. После этого была подвергнута пытке ее старая, 70-летняя бабушка Елизавета Пленахерин, которая созналась, что уже много лет находится в связи с дьяволом и ездит на шабаш. Ее осудили и поволокли к месту казни, привязанной веревками к хвосту лошади, и сожгли заживо.
В Вене в 1601 году были осуждены две ведьмы, из которых одна покончила в тюрьме самоубийством, а другая умерла во время пыток. Труп последней был законопачен в бочке и брошен в Дунай, «дабы она была удалена от населения Вены».
В Венгрии в 1615 году погибло огромное количество ведьм вследствие возникшего предположения, что они имеют намерение дьявольским искусством вызывать сильный град и уничтожать посевы. Об этом случае в хрониках рассказывается следующее: «Одна 12-летняя девочка, гуляя со своим отцом и слушая его жалобы на засуху, сказала ему, что, если он хочет, она может вызвать дождь и град. Когда он спросил ее, кто ее научил этому, она указала на свою мать.
В это время действительно разразилась страшная гроза с градом. Отец донес об этом, после чего мать и дочь были арестованы и подвергнуты пытке. Они сознались в своем преступлении и оговорили многих других, которые также были привлечены к следствию».
Во Франции в правление Генриха IV ведьм, в основном, обвиняли в оборотничестве.
Один из иезуитов того времени писал в 1594 году: «Наши тюрьмы переполнены ведьмами и колдунами. Не проходит дня, чтобы наши судьи не запачкали своих рук в их крови и чтобы мы, возвращаясь домой, не содрогались от печальных мыслей об ужасных, отвратительных вещах, в которых эти ведьмы признаются. Но дьявол так искусен, что мы не успеваем достаточно большое количество ведьм отправить на костер, как из их пепла возникают новые ведьмы».
В 1609 году была назначена комиссия для преследования ведьм в стране басков. За короткое время там были сожжены 600 человек.
В Тулузе были дни, когда сжигались на кострах по 400 ведьм в день. Инквизиция свирепствовала на всем юге Франции. Де Ланкру пришла мысль, что распространение колдовства около Бордо связано с большим количеством фруктовых садов, так как «очень хорошо известно, что дьявол имеет особую силу над яблоками».
В Испании преследование ведьм продолжалось дольше, чем во всех остальных странах Европы. В 1527 году по оговору двух девочек, девяти и одиннадцати лет, было осуждено огромное количество ведьм, которые были изобличены в колдовстве благодаря усмотренному инквизиторами в их левом глазу особому знаку. Еще в 1810 году, 7 и 8 ноября, были сожжены 11 человек.
В Швеции известен ужасный процесс, который происходил в небольшом селении в 1669 году, вследствие чего погибли масса детей. Процесс начался из-за того, что у многих детей той местности наблюдались странные судороги, сопровождавшиеся обморочным состоянием. Во время этих припадков дети рассказывали, что они часто вместе с ведьмами летают на шабаш и там сатана их бьет, отчего и приключилась с ними эта болезнь.
По просьбе жителей правительство назначило специальную комиссию для расследования дела. Комиссия подвергла допросу около 300 детей, которые рассказали чудовищные подробности о полетах на шабаши и происходивших там оргиях. По словам детей, сатана на шабашах часто бил детей, иногда же, напротив, был очень любезен с ними, играл на арфе, любил, чтобы ведьмы всячески ухаживали за ним во время его болезни и пускали ему кровь. А один раз он даже умер на короткое время.
Комиссия арестовала многих женщин, которые под пыткой сознались во всех преступлениях. Из них 84 женщины были приговорены к смерти, и вместе с ними также 15 детей, остальные дети подверглись разным наказаниям, 56 из них получили удары плетьми.
Приговор был объявлен во всеуслышание, и члены комиссии после совершения казни над обвиненными вернулись домой, осыпанные благодарностями со стороны населения. В церкви долгое время после этого возносились молитвы о защите страны от дьявола на будущее время.
Похожие темы
Охоты на ведьм | История | 2013-08-17 |
Пьеса в четырех лицах | Религия и атеизм | 2009-11-28 |
Николай Коперник | Личности | 2013-06-22 |
Правда и мифы о русских душегубах и западноевропейских тиранах | История | 2012-06-04 |
Сократ | Личности | 2020-05-05 |