Давнишнее интервью Лорда. О Хаммонде и о группе.
Jon Lord: Интервью
- С той поры, когда вышел первый альбом Deep Purple, клавишные инструменты сильно изменились.
LORD. Это уж точно. Пожалуй, единственная настоящая революция, которую мы наблюдаем в рок-н-ролл - это бурное развитие электронных клавишных инструментов. Так что клавишные - это самый неукротимый тип музыкального инструмента. Хорошо, что сейчас я уже не выступаю в качестве суперзвезды. Потому что мне было бы еще труднее решать, на чем играть. Будет ли это аналог, цифра, или, прости, Господи, орган Хаммонд... неважно, все равно выбрать очень трудно.
- Что Вы думаете о современных цифровых синтезаторах? По звуку они так далеки от Хаммонда...
LORD. У меня есть Yamaha DX 7, и это действительно потрясающая машина. Все, чего бы я не пожелал, она выполняет очень быстро. Ее можно использовать также в качестве прекрасной МИДИ-клавиатуры. С помощью нее я играю на своем Эмуляторе ( E-mu System Emulator 2 - один из первых цифровых сэмлеров - прим. перев.), что значительно облегчает работу на сцене. Безусловно, цифра - это огромный шаг вперед. Однако... В песледнее время я много общаюсь с музыкантами разных поколений. Многие отчаянно ищут современный синтезатор, который бы "тепло звучал". Увы, ничем не могу помочь, потому что я сам таковой не отыскал (смеется). Во время нашего интервью Вы поймете, что я не технократ по своей природе. Я даже не знаю многие названия и термины, за исключением названий нот. Когда меня спрашивают, сколько Ватт электроэнергии я обычно использую, я отвечаю так : "целую кучу".
- Перед тем. как продолжить, давайте определимся с одним вопросом... Считается, что Вы играете на электрооргане Hammond B-3. Однако на самом деле у Вас Hammond С-3.
LORD. Да, это правда. Хотя В-3 - это настоящий крепыш, способный выдержать любое издевательство над собой во время выступления, и к тому же его легче транспортировать, я все таки "прикипел" к своему С-3. Именно с него я начинал...
- Почему же все еще Хаммонд, в то время, когда можно практически такой же звук получить на синтезаторе ?
LORD. Потому что ничто не может заменить живые ощущения. Их невозможно "синтезировать". Да, звук можно получить такой-же. Но это все-же не то же самое, что настоящий инструмент. Не могу я перед 20 000 зрителей играть на инструменте, у которого небольшая клавиатура. Когда мы выступали в Калифорнии в 1974 году, мы собрали 300 000 зрителей. Я стоял за своим Хаммондом. И это было действительно круто.
- Оглядываясь назад, можете ли Вы сказать, что именно Вам так полюбилось в Хаммонде?
LORD. Во первых, ему присуща очень "теплая" атака звучания. И еще все эти "живые" качества, которые не встретишь у других электроорганов. Думаю, дело здесь в том, что звук генерируется механическим методом. Можно купить компактный Корг, и он даже будет звучать очень похоже на Хаммонд. Но на нем не сыграть так, как на Хаммонде. Это уже не будет та самая "бестия" под твоими пальцами. Это просто маленький изящный приборчик, который говорит : "Привет, а я звучу, как Хаммонд!". Вы можете представить меня - крупного парня, который весит более 200 фунтов, стоящего за такой вот маленькой штучкой и терзающего ее? Это выглядело бы не очень хорошо. Хаммонд - это классический инструмент. Если вы хотите реального звука, нужен реальный инструмент, по-другому никак. Это трудно объяснить. Я бы сравнил его с фортепиано. Сейчас к Хаммонду возвращается былое признание, но я все-таки удивлен, что все еще так мало музыкантов играют на нем. Я могу сыграть "Highway Star”, а затем сразу перейти к джазовой импровизации. Это - необыкновенный инструмент. Я каждый вечер приношу ему свои извинения за неосторожное обращение с ним.
- Вы помните свой самый первый орган Хаммонд?
Jon Lord - Да, разумеется. Это было за несколько лет до записи первого альбома Deep Purple. Я тогда приобрел Хаммонд L-100, который выглядит как пианино. Это весьма простая модель, но она обладает "фирменным" хаммондовским звуком. Свой первый С-3 я купил 12 февраля 1968 года (как видите, мне легче запомнить даты, чем названия той аппаратуры, что мы использовали). У него не было эффекта "Лесли", зато был огромный ревербератор. Замечательная штука, которую проблематично перевозить с собой.
- Этот Хаммонд и сейчас у Вас ?
LORD. Нет, тот умер в 1973 году. Хаммонд, который у меня сейчас, я приобрел у Кристин МакВи (Christine McVie, британская рок-певица и клавишница, вокалистка группы "Fleetwood Mac" - прим. перев.). В начале 70-х годов мы постоянно были на гастролях, и "Fleetwood Mac" часто выступали вместе с нами. Кристине понадобились деньги, и тогда я решил купить у нее Хаммонд. Ему тогда было уже около 16-ти лет. У него было два "Лесли", оба в идеальном состоянии. Не помню точно, сколько я ей за него заплатил. Помню только, что это были небольшие деньги, около 15 тысяч фунтов. С тех пор он у меня.
- В нем присутствовали какие-либо модификации, усовершенствования?
LORD. Не так много. Знаете компанию RMI, производившую электропиано? Один замечательный человек по имени Майк Филлипс, встроил такое пиано прямо в мой Хаммонд. Он ездил с нами на гастроли, и он мог соединить все, что угодно. Майк взял "начинку" RMI и поместил ее в Хаммонд, соединив ее с его клавиатурой. Такая модификация позволяет мне смешивать звуки электрооргана и электропиано. Это создает удивителные эффекты и именно так я добился своего фирменного "джонлордовского" звучания. Еще на моем Хаммонде стоит ринг-модулятор от компании Gibson Maestro. Я успел купить у них шесть ринг-модуляторов, перед тем, как они прекратили их делать, и сейчас я все еще использую только второй. А остальные четыре лежат совершенно новые, в упаковках. Ринг-модулятор управляет и громкостью, и высотой, и модуляционными эффектами. Когда мне хочется выпендриться, именно ринг-модулятор дает мне сильно перегруженный искаженный звук.
- На гастроли Вы всегда везете только один Хаммонд. А что Вы используете в качестве "запасного варианта", на тот случай. если с Хаммондом возникнут проблемы?
LORD. Молитвы (смеется). Да нет, я доверяю ему. Просто доверяю. Возить два Хаммонда - это уже слишком.
- Как известно, во время выступлений Вы любите расскачивать Хаммонд, взад-вперед...
LORD. Даже не помню, когда мне это впервые пришло в голову. Из-за внушительных размеров Хаммонда постоянно кажется, что он вот-вот упадет. Однако в нем имеется точка баланса. Где-то прямо под клавиатурой. Это стало естесственной привычкой... Забавно, что когда-то давно я был на концерте группы Nice и увидел, что Кит Эмерсон (Keith Emerson) делает, что он также использует фрагменты классики в своей музыке. А ведь мы с ним даже не встречались до той поры, когда он организовал ELP (Emerson, Lake and Powell). Мы с ним пришли к идеям использования классики и издевательств над своими инструментами независимо дуг от друга. Наверное, что-то нехорошее было тогда в воде, в те времена, в Англии...
- Вы, пожалуй как никакой другой клавишник ассоциируетесь именно с Хаммондом.
LORD. Это, скорее всего, потому, что я не очень-то от него отвлекался. Вот Эмерсон очень плотно занимался ранними синтезаторами Муга, и именно он помог Роберту Мугу воплотить идею полифонического синтезатора. Я тоже тогда использовал первые синтезаторы, но в основном только для эффектов, иногда - для басовых звуков, параллельно с бас-гитарой, чтобы звучало круче.
- Ваш любимый инструмент, кроме Хаммонда?
LORD. Эмулятор (Emulator от фирмы E-mu Systems). Старые Минимуги. У меня и сейчас дома стоят три таких. Один Минимуг из той специальной серии последних 25-ти, которые были выпущены. На них еще специальная памятная пластинка. У меня инструмент с номером 01, а у самого Роберта Муга - 25. Я люблю такие инструменты, я понимаю аналоговые синтезаторы лучше, чем цифровые. В свое время Полимуг (Polymoog) был очень продвинутым инструментом для своего времени. К сожелению, они слишком долго
работали над ним. К тому времени, как он был выпущен в продажу, это было уже не ново.
- Вы должны гордиться тем фактом, что Вы не покидали Deep Purple с самого его основания.
LORD. Конечно. В начале 70-х особенно, замечательные были времена. Затем Ян Гиллан (Ian Gillan) и Роджер Гловер (Roger Glover) ушли, и я не очень люблю период с Дэвидом Ковердейлом (David Coverdale), Гленном Хьюзом (Glenn Hughes) и Томми Болином (Tommy Bolin), упокой Господи его душу. Для меня это не был настоящий Deep Purple. А затем, спустя 11 лет, мы воссоединились с Яном и Роджером, и стало веселее, чем когда-либо. Deep Purple - офигенно хорошая группа, мы заняли свое место в истории рока. Может, не такое уж огромное, но достаточное, чтобы гордиться этим.
- Какой Ваш любимый альбом Deep Purple?
LORD. "Made in Japan ". Тогда мы были в самом расцвете сил. Этот двойной альбом стал воплощением всего, чего мы тогда достигли. Его не собирались выпускать за пределами Японии. Японцы просили нас сделать "живой" альбом. Мы отвечали, что не верим в идею "живых" альбомов, что мы такие не записываем. А они просили и просили. В конце концов мы согласились, но поставили условием, что права на запись будут у нас. Сначала мы хотели выпустить его только в Японии. Потом мы предложили запись фирме Warner Bros. и через две недели альбом стал платиновым.
- Другим платиновым альбомом стал "Perfect Strangers", в 1984 году. Тот, что вышел после него, "The House of Blue Light", был далеко не таким популярным...
LORD. "The House of Blue Light" был странным альбомом, нецельным. А "Perfect Strangers" мы делали с удовольствием и радостью от того, что мы вновь вместе после долгих лет. Мы организовали тур с этим альбомом, и по продажам билетов заняли второе место, уступив только Брюсу Спрингстину. Тогда менеджеры сказали нам : "Парни, надо записывать следующий альбом". Это было нашей ошибкой - пытаться поставить сочинение музыки "на поток". Люди не хотели этого от нас. Они хотели, чтобы мы играли то, что у нас выходит лучше всего. Мы громкие, гордые, настоящие, простые.
- В каком альбоме Вы больше всего приняли участие в качестве автора песен?
LORD. Думаю, это "Fireball". Нелегко сочинять материал для рок-группы дома, сидя за фортепиано. Для меня неприемлемы все эти фортепианные версии песен "Smoke On The Water” или "Into The Fire”. В этом смысле Ritchie Blackmore - бесценен, он всегда был таковым и всегда будет. Он разжег огонь Deep Purple. Я не могу с ним соревноваться на этом уровне. Но есть и моя работа, я - клавишник. Клавишные могут привнести свои краски в музыку, такие, на которые не способны другие инструменты.
- С ним трудно работать?
LORD. У Риччи мертвая хватка - если он взялся за что-нибудь, он не отступит. Он ясно видит, что он хочет создать, и он будет сражаться, пока не добьется этого. Он редко ошибается, а если и ошибается, он признает это с огромным достоинством, изящно. Но он не сдаст позиции, пока не докажет сам себе, что он ошибается. Я люблю его именно таким. Он не играет на гитаре так, как принято. У
него особый взгляд на вещи. Именно потому, что он настолько индивидуален, я тоже не хочу ударить в грязь лицом.
- Кто из музыкантов повлиял на Вас больше всего?
LORD. Джимми Смит (Jimmy Smith) был как бог для меня. Был еще английский органист, Грэм Бонд ( Graham Bond). Он научил меня всему тому, что я знаю об органе Хаммонд. Еще я слушал Марка Штайна (Mark Stein) из группы "Vanilla Fudge", в конце 60-х. Он использовал замечательные трюки при игре на Хаммонде. Нельзя не вспомнить моего учителя музыки, я учился у него с семи до семнадцати лет. Для него главным была любовь к музыкальному инструменту. Он говорил : "Если ты любишь его, ты все сделаешь правильно".
- Вы ведь и есть в каком-то смысле классический клавишник?
LORD. Это связано с моей юностью, и это уже навсегда. Правда, я не собираюсь размахивать этим, как знаменем. Просто именно так я учился играть. До 18-ти лет я играл классику.
- Что Вы посоветуете молодым клавишникам ?
LORD. Прежде всего - практиковаться, тренироваться, заниматься. Затем - вырабатывать разные техники. Невозможно переоценить значение практических занятий. Практика никогда не отвлечет вас, она только помогает. Помогает переводить идеи из вашего сознания в ваши пальцы и на клавиши. Это великое наслаждение, когда ты делаешь прорыв, и можешь сыграть то, что неделю назад не смог бы.
- Особенно, когда твой стиль не похож ни на какой другой.
LORD. Это точно. Мой стиль был сформирован всеми теми музыкантами, с которыми я работал. Я счастлив, что играл вместе с Ричи Блэкмором. Мне повезло, что я обучался музыке в самое подходящее время, в эпоху великих музыкантов. То, что ты слушаешь, со временем становится тем, кто ты есть сам. Нужно впитывать, как губка.