Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Война за Фолклендские острова


Война за Фолклендские острова

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Анализ действий боевой авиации в Фолклендским конфликте

http://s008.radikal.ru/i306/1201/98/4c7fd3dadc3b.jpg
Истребители-штурмовики Скайхок ВВС Аргентины

Роль морской авиации и эффективность ее применения на примере событий, которые разыгрались в первой половине 1982 года у берегов Фолклендских (Мальвинских) островов в период англо-аргентинского конфликта по материалам иностранной прессы того времени.

Основную роль в конфликте играла авиация. Это обстоятельство иностранные специалисты обосновывают двумя причинами. С одной стороны потоплением в начале боевых действий крейсера "Генераль Бельргано" продемонстрировало непригодность военно-морских сил Аргентины к борьбе с подводными лодками и определило в дальнейшем полную боевую пассивность ее кораблей, в том числе и авианосца "Бентисинко де Майя". В связи с этим вся тяжесть борьбы с направленными в Южную Атлантику английскими экспедиционными силами и организация поддержки своих сухопутных войск легли на аргентинскую авиацию.

С другой стороны британское военное командование понимало, что без достаточно сильной поддержки с воздуха невозможно захватить Фолклендские (Мальвинские) острова. Поэтому с самого начала конфликта оно неуклонно наращивало количество боевых самолетов и вертолетов, действовавших в составе экспедиционного корпуса. На двух противолодочных авианосцах "Гермес" и "Инвинсибл" находилось 20 многоцелевых самолетов с вертикальным взлетом и посадкой и 20 вертолетов "Си Кинг" и "Линкс". Еще 10 вертолетов базировались на других кораблях.

http://s54.radikal.ru/i143/1201/09/e35cf4d97606.jpg
Британский вспомогательный авианосец (контейнеровоз) Атлантик Конвейр

Затем в Южную Атлантику на контейнеровозе "Атлантик конвейор" и по воздуху было переброшено дополнительно 8 самолетов "Си Харриер" и 15 "Харриер", а также 11 вертолетов. Располагая промежуточной американской военной базой на о. Вознесения (в 6 300 км от Фолклендов), английское командование перебросило туда несколько бомбардировщиков "Вулкан" и базовых патрульных самолетов "Нимрод", а также 15 самолетов-заправщиков "Вулкан".

Для увеличения дальности и продолжительности полетов (до 19 часов) на 13 самолетах "Ниморд" были срочно установлены системы дозаправки топлива в воздухе. Английские самолеты имели современное вооружение, в том числе новейшие американские ракеты "Сайдвиндер" класса "воздух-воздух", которые предполагалось использовать для перехвата низколетящих целей. Для борьбы с надводными кораблями базовые патрульные самолеты "Нимрод" были вооружены противокорабельными ракетами "Гарпун", противорадиолокационными ракетами "Мартель" и торпедами. Их также приспособили для подвески ракет "Сайдвиндер" для защиты от атак аргентинских истребителей и поражения разведывательных самолетов противника. Все самолеты "Харриер" оснастили бортовыми приемниками предупреждения об облучении РЛС противника со стороны передней полусферы , автоматами сбрасывания дополнительных отражателей и инфракрасных ловушек, а бомбардировщики "Вулкан" - противорадиолокационными ракетами "Шрайк" и другим современным авиационным оружием.

http://s001.radikal.ru/i195/1201/a9/2f23fdb795f3.jpg
Самолеты вертикального взлета Си Харриер садятся на британский авианосец Гермес

Таким образом, в боевых действиях в Южной Атлантике, как отмечают иностранные военные специалисты, британские надводные корабли с морской пехотой были поддержаны внушительными воздушными силами.

0

2

К действиям против англичан Аргентина могла привлечь около 200 боевых самолетов, в том числе 5 истребителей "Мираж 3" и "Даггер" (модификация "Мираж"), 70 истребителей-штурмовиков "Скайхок, 50 турбовинтовых легких штурмовиков "Пукара", 11 бомбардировщиков "Канберра" и некоторое количество других устаревших самолетов.

http://s018.radikal.ru/i524/1201/6d/39e62ad0cee4.jpg
Аргентинский истребитель-штурмовик А-4 Скайхок

До начала боевых действий ВМС Аргентины успели получить из Франции 5 современных палубных истребителей "Супер Этандар" и 6 ПКР "Экзосет". Как видим по количеству имеющихся воздушных сил Аргентина превосходила силы англичан, однако в качественном отношении, только самолеты "Супер Этандар" французского производства отвечали требованиям современной войны. Большинство же остальных аргентинских самолетов представляли собой устаревшие или устаревающие модели, оснащенные столь же устаревшими ракетами.

На результатах противоборства в воздухе сказалось и то, что авиация Аргентины действовала на пределе своего боевого радиуса. К тому же аргентинские самолеты не были оборудованы установками применения помех против РЛС и ракет противника.

http://s018.radikal.ru/i522/1201/75/d090a30416aa.jpg
В зарубежной печати отмечалось, что построение боевых и походных порядков, организация всех видов обороны и соединения кораблей англичан соответствовали принятым в США и НАТО нормам и должны были обеспечить защиту от атак аргентинской авиации, а также прикрытие десантной операции. Однако отсутствие самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и истребителей с необходимым радиусом действия не позволило своевременно осуществлять поиск, обнаружение и перехват низколетящих самолетов противника. Вот почему в качестве средств ДРЛО англичане были вынуждены использовать эскадренные миноносцы УРО типа "Шеффилд", располагая их на значительном удалении от основных сил. До высадки десанта эти корабли поочередно патрулировали в 220 км от центра ордера и с помощью своих РЛС могли обнаружить высоколетящие самолеты на дальности более 300 км от соединения. Перехват воздушных целей осуществляли самолеты "Харриер" из положения дежурства в зоне и на палубе (в трехминутной готовности к взлету).

Ограничение дальности обнаружения низколетящих целей и значительное удаление от основных сил соединения сделало корабли ДРЛО уязвимыми для атак с воздуха. Этим обстоятельством и воспользовались аргентинские летчики, потопив ракетой "Экзосет" эсминец "Шеффилд".

http://s018.radikal.ru/i518/1201/d3/8aee8e9baf31.jpg
Горит британский эсминец УРО Шеффилд после попадания первой ракеты

Из-за нехватки управляемых ракет аргентинские летчики вынуждены были применять обычные авиационные бомбы и неуправляемые авиационные ракеты (НАР) устаревших образцов, что вынуждало наносить удары с близкого расстояния, при визуальном контакте с атакуемыми кораблями, находясь в зоне действий средств ПВО.

http://s017.radikal.ru/i417/1201/bc/50e1f6a6aa73.jpg
Британский эсминец УРО Ковентри идет на дно после атаки аргентинских самолетов Скайхок

Так в конце мая три аргентинских самолета "Скайхок" с высоты 15 м атаковали и потопили однотипный с "Шеффилдом" эсминец УРО "Ковентри" применив НАР и обычные авиационные бомбы. Таким же образом были потоплены два фрегата УРО и повреждены еще 4 корабля.

Принимая усилия с целью изменения хода боевых действий, командование ВВС Аргентины пыталось в конце мая уничтожить английские авианосцы. Одна ракета "Экзосет" попала в левый борт авианосца "Инвинсибл", но его экипаж ликвидировал повреждение и корабль остался в строю.

http://s018.radikal.ru/i510/1201/ed/b8d9648ad99f.jpg
Аргентинские техники готовят подарки для британского авианосца Инвинсибл

Оценивая боевые действия аргентинской авиации западная печать отмечала высокий уровень профессиональной подготовки и мужество ее летных экипажей. Действуя в неблагоприятной тактической обстановке, сложных метеорологических условиях, и будучи недостаточно оснащенной современными видами техники и оружия, аргентинская авиация нанесла существенный урон военно-морским силам Великобритании. В результате ее ударов англичане потеряли 2 эскадренных миноносца - "Шеффилд" и "Ковентри", два фрегата УРО, десантный корабль и контейнеровоз. По оценке англичан Аргентина потеряла 91 самолет и 18 вертолетов. Из них самолеты "Си Харриер" сбили 31 машину ракеты класса "воздух-воздух" - 41, на основных аэродромах было уничтожено или захвачено - 30, другие потери составили 7 машин. (По данным аргентинской стороны потери составили 22 штурмовика А-4 "Скайхок" и 11 истребителей-бомбардировщиков "Даггер" - примечание ВО)

http://s018.radikal.ru/i521/1201/7b/a3b4794f9893.jpg
Пожар на британском фрегате УРО Ардент после попадания авиабомбы

По данным английской прессы потери британской авиации составили 8 самолетов "Си Харриер" и 11 вертолетов. Однако аргентинская сторона считает эти цифры заниженными. (Великобритания впоследствии признала, что потери английской авиации составили 34 самолета и вертолета, из них 9 погибли от огня наземных средств ПВО, а остальные, в результате ударов ВВС Аргентины, аварий и катастроф.- примечание ВО)

В политических и военных кругах Лондона итоги агрессивной британской авантюры использовались в качестве повода для еще большего увеличения военных расходов, усиления гонки вооружения, нагнетания международной напряженности. При этом особо подчеркивался "большой вклад" военных операций в Южной Атлантике в проверку новых вооружений не только Англии, но и других стран НАТО, в выявлении "сильных и слабых сторон" военной машины блока.

0

3

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/thatcher.jpg

2 апреля 1982 года британская атомная подводная лодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» у берегов Фолклендских островов. С «латентным» конфликтом было покончено. Началась война за Фолкленды, нефть и парламентские выборы.

«Латентный» конфликт

Небольшой архипелаг Фолклендских островов был открыт в Южной Атлантике в XVI веке. Ученые до сих пор гадают, кто же первым из мореплавателей добрался до них: испанец Эстебан Гомес в 1520 году или британец Джон Дейвич в 1592. Более двух столетий на Мальвинских островах (аргентинское название Фолклендов) находился испанский гарнизон и, следовательно, весь архипелаг входил в состав Испанской державы. Когда же в 1810 году Аргентина провозгласила свою независимость, испанские военные покинули острова. Сама Аргентина вспомнила про остров только через десять лет, там высадился аргентинский десант, во главе с капитаном Джюэтом, который провозгласил суверенитет Аргентинской республики над архипелагом. Триумф длился недолго. Через двенадцать лет архипелаг захватила английская морская экспедиция, установив его фактическое подчинение британской короне. Молодая республика оказалась не способна сопротивляться агрессивной политике Великобритании, но отказываться от своих юридических прав на владения Мальвинскими островами тоже не собиралась. Зародился так называемый «латентный конфликт», на какое-то время противоборствующие стороны затихли.

Нефть, криль и выборы в парламент

В 1960-е годы в период крушения колониальной системы Аргентина попробовала вернуть Фолклендские острова дипломатическим путем. Страна всячески укрепляла свое влияние на островах, построила там аэродром, установила телефонную связь. Ей удалось даже заручиться поддержкой большинства членов ООН, но Англия оставалась непреклонна. Правительство Альбиона отказалось предоставить аргентинцам острова равные права с гражданами Великобритании, у Лондона были свои интересы на пустынные острова. Особенно интересовали их крупные залежи нефти и газа, обнаруженные в прибрежных водах и береговом шельфе островов. Другим камнем преткновения стал рачок криль, монопольное право на ловлю которого фактически принадлежало одним британцам.
Некоторые исследователи видят в Фолклендской войне одну из интриг Маргарет Тэтчер, для которой она стала маленькой «победоносной войной». Накануне военных действий, и одновременно накануне новых выборов в парламент, дела у «железной леди» шли не лучшим образом. Экономическую политику Тэтчер поддерживали не все даже внутри ее партии: 9 из 22 министров ее кабинета против ее экономических начинаний. К декабрю 1980 года уровень политического доверия к Тэтчер упал до 23 % (наименьший результат среди британских премьер-министров). Но сходить с намеченного курса экономических реформ она отказывалась. «Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает!» - заявила она на партийной конференции в том же году. Для восстановления авторитета консервативной партии Великобритании, Тэтчер нуждалась в маленькой победоносной войне. К тому же, победа вполне соответствовало внешнеполитической доктрине Тэтчер, предусматривавшей возвращение Великобританией статуса великой державы.

Победоносная война Леопольдо

Не только Тэтчер нуждалась в победоносном конфликте. В 1881 году в результате военного переворота в Аргентине к власти пришел Леопольдо Галтьери. Чтобы добиться популярности среди аргентинского населения, ему была необходима маленькая, быстрая, победоносная война. Что может быть лучше, нежели вернуть назад власть над Фолклендскими островами? Изначально операция, получившая в память о корабле капитана Джюэта название «Росарио», планировалась на 25 мая 1882 года – день национального праздника Аргентины. Но английская разведка вскоре узнала о готовившемся вторжении и направила в Южную Атлантику свою подводную лодку «Спартан». Галтьери решил действовать быстро и уже 2 апреля 1982 года на островах высадился аргентинский десант, быстро вынудивший сдаться небольшой английский гарнизон. Для Англии эта была война не только за свои, как они считали, национальные интересы. Война служила очередной проверкой Западного блока в «холодной войне». Куба и многие другие латиноамериканские страны подержали действия Аргентины в её «справедливой» военной операции по возвращению некогда «оккупированных британским империализмом» территорий. Неоднозначную позицию заняло руководство Франции, поставлявшей незадолго до конфликта в Аргентину свои боевые самолеты Mirage и продававшего союзнику Аргентины Перу французские противокорабельные ракеты Exocet.

Защита британских граждан

«Если острова захватят, то я точно знала, что нужно делать - их нужно вернуть. Ведь там, на островах, наши люди. Их верность и преданность королеве и стране никогда не подвергались сомнению. И как часто бывает в политике, вопрос состоял не в том, что делать, а в том, как это можно сделать» - вспоминала позже Маргарет Тэтчер.
Совет Безопасности ООН призывал враждующие стороны решить конфликт путем переговоров. Но ни одна из сторон отступать не собиралась. Правительство Великобритании объявило, что будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль и ближе от Фолклендских островов (расстояние от островов до континентального побережья Аргентины составляет всего 287 миль). 5 апреля из американского Портсмута в сторону Фолклендских островов отправилась английская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами "Гермес" и "Инвисибл". Следом на аргентинском острове Южная Георгия (к югу от Фолклендов) высадился британский десант, быстро подчинивший его территорию. А уже в конце апреля британская авиация с авианосцев начала наносить удары по аргентинским позициям на островах.

«Мэгги придет»

В день когда президент Перу Фернандо Белаунде Терри получил со стороны Аргентины предварительное согласие на условия мирного соглашения с Великобританией, был нанесен первый мощный удар со стороны британского военно-морского флота. В тот же день английская атомная подводная лодка «Конкеррор» на расстоянии 236 миль (что противоречило раннее озвученным официальным предупреждением) атаковала аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Почти 400 членов экипажа погибли в водах Южной Атлантики. Естественно, Аргентина отвергла всякую возможность мирного решения конфликта и началась открытая война. Тэтчер как настоящая «железная леди» была настойчива в своих политических решениях. По её приказу английские войска разбомбили взлетно-посадочные полосы на острове и захватили Фолклендские острова.
«И когда, наконец, ночью 21 мая Королевские ВМС высадили войска десанта на берег в бухте Карлос, фермер-островитянин одной фразой выразил характерную особенность нашей нации. На вопрос офицера-парашютиста, удивлен ли он, увидев оперативное соединение на якорной стоянке в бухте, фермер ответил: “Совсем нет. Мы знали, что Мэгги придет”», - впоследствии гордо и патриотично вспоминала Маргарет Тэтчер. Ей было чем гордиться, консервативная партия вновь получила большинство в парламентских выборах 1983 года.

Позиции СССР и США

По данным британской разведки, СССР «был готов предоставить Аргентине военные корабли, самолеты и ракеты (типа СС) в обмен на поставки зерна и говядины по льготным ценам». Но у СССР была своя нерешенная проблема – война в Афганистане. По этой причине все давление, которое оказывало советское руководство на англо-саксонские державы, происходило только в рамках заседаний ООН. Никаких активных действий по предотвращению военного конфликта или в рамках помощи Аргентине со стороны Советского Союза не было.
Наоборот, СССР отрешился от какого-либо участия в англо-аргентинском конфликте, заявив вызванному 14 мая 1982 г. в советский МИД послу Великобритании в СССР Кертису Киблу, что «британская сторона, видимо, в плане дипломатического прикрытия своих военных акций в Южной Атлантике, несколько раз обращались к советской стороне с так называемыми «предупреждениями», которые полностью неуместны и имеют целью создать вымысел о какой-то «причастности» Советского Союза к англо-аргентинскому конфликту».
Штаты в стороне не остались. Главным союзником Великобритании стал министр обороны США Каспар Уайнбергер, уговоривший Рейгана и Пентагон предоставить «большую поддержку самому верному союзнику Америки». Своим же подчиненным министр приказал «предоставить Британии всевозможную помощь в вопросах технического обеспечения и разведки».
30 апреля Рейган объявляет о поддержке Великобритании и о введении санкций против Аргентины. Администрация США использовала различные рычаги воздействия на Аргентину их латиноамериканских соседей. Они вынудили Аргентину сократить поставки говядины и зерна в СССР. Остальные южноамериканские страны объявили о своем нейтралитете. На попытку принятие Советом Безопасности ООН резолюции по фолкледскому вопросу США и Великобритания наложили вето.
Против возможного включения в конфликт СССР был разработан специальный англо-американский план. Согласно ему США и Великобритания должны были оказывать давление на СССР сразу по нескольким направлениям. При поддержке США и Франции Израиль начал военную операцию на территории Ливана, поддерживаемого СССР. Провокационные действия начали проамериканские южные корейцы в отношении КНДР. США через Израиль стал оказывать материальную помощь Румынии, активно выступавшей против советской политики в Афганистане, расшатывая тем самым «изнутри» организацию стран Варшавского договора. Кроме этого, Великобритании и США удалось сорвать заключения в апреле-мае 1982 года ряда контрактов по проекту «Газ-трубы», планировавшему соединить Западную Европу и СССР обоюдовыгодными условиями газового сотрудничества.
Под нажимом США 14 июня было достигнуто соглашения о прекращении боевых действий, а на следующий день аргентинский генерал Мендоса заявил о своей капитуляции.

60 миллиардов баррелей

Латентный конфликт продолжается и сегодня. Официального соглашения между Англией и Аргентиной до сих пор не заключено. Дипломатические отношения между государствами были восстановлены лишь в 1990 году.
В последние годы спорные острова вновь оказались в фокусе мировой общественности. По оценкам британских экспертов, на шельфе островов находятся запасы нефти в 60 миллиардов баррелей. Если эти цифры соответствуют действительности, то они сравнимы с запасами наиболее богатых нефтью стран. Для сравнения, по оценкам на 2012 год доказанные запасы нефти в России составляют все те же 60 миллиардов баррелей.
В марте 2013 года при полной поддержке со стороны британского правительства на островах прошел референдум. Местному населению предстояло решить: «Желаете ли Вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой политический статус в качестве заморской территории Соединённого Королевства? ДА или НЕТ». Из 1517 голосовавших граждан 99,8 % ответили утвердительно, выступив за сохранение нынешнего политического статуса города. Аргентина не признала итоги референдума, сохранив свои территориальные претензии на данный архипелаг. Проблема принадлежности Фолклендских островов остается до сих пор открытой. И вряд ли одна из противоборствующих сторон согласиться отпустить столь лакомый «нефтяной кусочек».

0

4

Фолкленды: Приключения британского спецназа в Патагонии ("ИноСМИ", Россия)
Илья Плеханов
http://beta.inosmi.ru/images/19677/72/196777238.jpg

О планируемой англичанами операции «Микадо» во время Фолклендской войны в российских источниках иногда коротко да упоминают. В 1979 году Аргентина заказала во Франции помимо прочего вооружения и ракеты Exocet. К апрелю 1982 года аргентинцы, по данным продавца, французской фирмы Aerospatiale, успели получить пять таких противокорабельных ракет, которые хранились на авиабазе аргентинской Рио-Гранде на Огненной Земле. 4 мая ракетой Exocet был тяжело поврежден эсминец «Шеффилд», впоследствии затонувший. Данный инцидент произвел впечатление на британцев. По информации британской разведки, на 13 мая у аргентинцев оставались три готовых к применению ракеты, и надо было срочно решать вопрос с ними. С целью уничтожения ракет и аргентинских самолетов и была разработана операция «Микадо».

Первоначальный план атаки на Рио-Гранде включал использование пары C-130 «Геркулес» с 50-55 бойцами британского спецназа SAS на борту. «Геркулесы» должны были вылететь с авиабазы на острове Вознесения в Атлантике и, маскируясь под аргентинские С-130, дерзко и открыто сесть в Рио-Гранде. После приземления бойцы, в теории, выбегали из самолетов и уничтожали все на своем пути, включая Exocet. После выполнения задания «Геркулесы» либо взлетали и направлялись на базу Пунта-Аренас в Чили, либо подрывались, а бойцы пешком добирались до чилийской границы.

В рамках «Микадо» была разработана отдельная разведывательная операция «Рождественский пудинг», о которой мало что известно в России, да и детали от непосредственных участников просочились в британскую прессу лишь весной этого года. Цель операции — установление наблюдения за базой Рио-Гранде, сбор информации и подготовка к основной фазе «Микадо».

Бойцы SAS (B Squadron, 22 SAS Regiment) со своей базы в Великобритании вылетели в Атлантику. Затем с острова Вознесения на юге Атлантики на «Гекулесе» они были десантированы в океан и подобраны авианосцем Invincible. В первые минуты 18 мая с борта Invincible взлетел вертолет Sea King с восемью бойцами SAS. После взлета вертолет вдруг обнаружил на своем пути морскую газодобывающую платформу, о которой было известно всем, кроме английской разведки. Платформу пришлось облетать и терять время. Как позже оказалось, аргентинский военный корабль засек вертолет, но не стал открывать огонь, опасаясь нанести повреждения платформе.

После нескольких часов полета в густом тумане над Аргентиной вертолет заблудился и совершил посадку. Далее версии произошедшего расходятся. Пилот вертолета утверждал, что все же он, несмотря на почти нулевую видимость, все сделал правильно, и посадка была совершена четко в запланированном месте, а командир группы SAS решил, что приземлились не там. После краткого совещания, пререканий с пилотами и опасений, что вертолет засекли и что приземлились не в том районе, было решено, что операция отменяется и вертолет летит в Чили. Два уже десантировавшихся бойца были загнаны командиром группы обратно в вертолет.

Граница между Аргентиной и Чили была пересечена на вертолете, бойцы спецназа в целях безопасности высажены на южном берегу залива Инутиль.

Вертолет же отправился на чилийскую авиабазу в Пунта-Аренас. Не долетая до базы, экипаж (3 человека) по плану должен был уничтожить машину. Решили сделать все по-тихому. Сели, проделали дыры в вертолете, но с первой попытки затопить не получилось. Во время очередной посадки вертолет потерпел крушение прямо на пляже. Экипаж взорвал вертолет, скрывался 8 дней на местности и потом все же своим ходом отправился в Пунта-Аренас, где на улице этого городка 25 мая сдался местным военным и властям. Экипаж вертолета был переправлен в Сантьяго, где пилоты дали нашумевшую международную пресс-конференцию.

В это же самое время высаженные бойцы спецназа испытывали свою судьбу. Спеназовцы в итоге решили, что все же выполнят свою миссию, и отправились к Рио-Гранде. На руках у них было две карты, выданные еще в Англии: вырванный лист из школьного атласа 30-х годов и аргентинская карта 43-го года с печатью библиотеки Кембриджского университета от 1967 года. Рио-Гранде не была обозначена на данных картах. Карт не было и на борту авианосца, на что рассчитывал командир группы. Группа также не имела достаточно провизии для долгой автономной работы и приборов ночного видения.

На рассвете 18 мая группа вышла на связь и получила приказ продолжать операцию. К этому моменту один из бойцов слег с высокой температурой. Командир группы принял решение переждать. Общее настроение было подавленным. У людей возникало ощущение, что их уже списали со счетов и бросили на произвол судьбы.

19 и 20 мая группа лежала в спальных мешках под камуфляжными сетками среди заснеженных пампасов на открытой местности, тряслась от холода и ждала, пока боец поправится.

Вечером 20 мая они начали движение, но до границы с Аргентиной оставалось около 10 миль, а от границы надо было преодолеть еще 30 миль по вражеской территории до Рио-Гранде. Это было нереально без дополнительного продовольствия.

21 мая во время сеанса связи им был дан приказ добраться до определенной точки эвакуации, где их должен был ждать один из офицеров SAS, который уже находился в Чили. После сеанса связи рация, которая промокла еще при десантировании в Атлантику, вышла из строя.

22 мая группа добралась до обозначенного места, но никого не встретила. Бойцы прождали еще три дня, расходуя и без того небогатый запас продовольствия.

26 мая командир группы и еще один боец, оставив основные силы, прихватив пистолеты, решили все же отправиться в чилийский городок Порвенир. Им удалось остановить грузовик на местности и быстро добраться до Порвенира, откуда из единственного телефонного автомата они сделали звонок британскому консулу. Консул был в ужасе, не имея никакого представления, что проводится специальная операция, и посоветовал спецназовцам сдаться властям. Это был еще один удар по морали. А вечером этого же дня командир группы и его боец неожиданно наткнулись в харчевне на троих своих коллег из SAS, которые и не пытались по невыясненным причинам прийти на точку эвакуации. Удивлению участников «Рождественского пирога» не было предела.

30 мая группу переодели в гражданское и в условиях повышенной секретности отправили из Порвенира в Сантьяго.

8 июня им дали приказ возвращаться домой.

Карьера командира группы была окончена. Ему вменяли в вину, что он отказался десантироваться во время первого приземления и увел вертолет в Чили, вместо выполнения операции. Командир уволился из рядов вооруженных сил Великобритании и до недавнего времени держал язык за зубами, но в марте 2014 года он решился рассказать историю приключений SAS в Патагонии во время Фолклендской войны.

Данный эпизод является единственной подтвержденной попыткой англичан вести наземные действия непосредственно на материковой территории Аргентины в ту войну.

У аргентинцев, впрочем, свой взгляд на эту историю. По их мнению, аргентинским солдатам удалось из стрелкового оружия попасть в вертолет южнее Рио-Гальегос, что заставило англичан изменить маршрут полета, дотянуть до чилийской территории и потерпеть крушение под Пунта-Аренас.

Собственно, провал подготовительной операции «Рождественский пудинг» поставил крест и на основной операции «Микадо», которую прозвали «Верная смерть», за критику и отказ от выполнения которой многие британские военные лишились своих постов и службы в армии.

А 25 мая, пока SAS замерзал в пампасах, двумя ракетами Exocet аргентинцы поразили авиатранспорт Atlantic Conveyor, который затонул спустя несколько дней.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Война за Фолклендские острова