Шантаж не сработал
Алексей Хазбиев
«Эксперт» №27 (906) 30 июн 2014
Если все пройдет удачно, первый газ по «Южному потоку» начнет поступать в Европу уже в 2017 году
Угрозы и запугивание стран — участниц проекта «Южный поток» не достигли своей цели. Новый газопровод в Европу все равно будет построен, даже если для этого придется изменить его маршрут. Но скорее всего, до этого дело не дойдет, поскольку серьезной альтернативы российскому газу у ЕС нет
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и гендиректор австрийской OMV Герхард Ройсс подписали в Вене юридически обязывающее соглашение о прокладке трубопровода «Южный поток» по территории Австрии. Этим проектом будет заниматься компания South Stream Austria, которой стороны владеют на паритетных началах. Австрийский отрезок трубы сравнительно небольшой, всего 50 км. «Но от этого не менее важный, так как это заключительный, финальный, участок всего маршрута», — подчеркнул Миллер. На территории Австрии труба пройдет от границы с Венгрией до подземного хранилища в Баумгартене, где находится Центрально-европейский газовый распределительный центр, связав его со ставропольским газотранспортным узлом. По словам главы «Газпрома», этот узел позволит в полном объеме удовлетворить потребности европейских покупателей, а также нивелировать транзитные риски. Именно в Ставропольском крае планируется состыковать российскую газотранспортную систему «Южный коридор» текущей мощностью 63 млрд кубометров с существующей системой «Газпром трансгаз Ставрополь», по которой газ поставляется в 12 регионов России и на экспорт в Армению и Турцию. После ввода в строй «Южного коридора» транспортировка газа через ставропольскую систему вырастет до 135 млрд кубометров в год, из них 32 млрд кубометров предполагается направить по «Южному потоку».
Если все пройдет удачно, то первый газ начнет поступать в Баумгартен уже в начале 2017 года, а в 2018 году «Южный поток» должен выйти на полную мощность. Сейчас OMV и «Газпром» ведут переговоры о заключении контракта на поставку до 6 млрд кубометров газа в год. При этом австрийская компания предложила нашему концерну приобрести также долю в австрийской газовой бирже. «Мы всегда говорили, что если кто-то поставляет газ в Австрию, то у него должна быть возможность участия в этой бирже. И поэтому мы предложили такое участие “Газпрому”, однако оно не является частью подписанного соглашения», — заявил Ройсс.
Нынешний контракт имеет очень важное значение для России, так как демонстрирует властям ЕС политическую поддержку «Южного потока» со стороны Австрии. «Австрия очень заинтересована в том, чтобы этот проект был реализован, — говорит глава МИД этой страны Себастьян Курц. — Нам нужно не только больше поставщиков, но и больше маршрутов, по которым газ поставляется в Европу. И поэтому “Южный поток” поддерживается Австрией и многими странами ЕС». Примерно в том же духе на переговорах с Владимиром Путиным высказался и президент Австрии Хайнц Фишер, назвавший этот проект «разумным и целесообразным». «Почему Болгария и Венгрия — страны НАТО — могут в нем участвовать, а мы нет? Тем более что наш участок трубы не пятьсот километров, а пятьдесят», — недоумевал австрийский президент. Эти слова, без сомнения, были адресованы руководству Еврокомиссии, которое развернуло против «Южного потока» ожесточенную борьбу, сопровождавшуюся многозначительными угрозами, а порой и откровенным шантажом.
Десант мимо цели
Началось все с того, что в декабре прошлого года комиссар по энергетике ЕС Гюнтер Эттингер направил письмо министру энергетики России Александру Новаку с требованием пересмотреть все межправительственные соглашения, заключенные со странами, через которые пройдут «Южный поток» и его отводы. Это Болгария, Венгрия, Словения, Хорватия и не входящая в ЕС Сербия, а теперь еще и Австрия. Еврокомиссар считает, что данные соглашения не соответствуют европейскому законодательству, а точнее, противоречат Третьему энергопакету ЕС. Этот свод правил, в частности, предусматривает выполнение трех основных условий. Во-первых, недискриминационный доступ к трубе, то есть возможность прокачивать газ должны иметь все желающие. Во-вторых, функции поставщика топлива и оператора газопровода должны быть разделены. Причем это не могут быть компании, хоть как-то аффилированные друг с другом. Более того, если компания иностранная, то она должна еще и доказать отсутствие угрозы энергетической безопасности ЕС. Наконец, в-третьих, тарифы на транспортировку газа независимый оператор должен устанавливать на уровне экономической эффективности и только по согласованию с регулятором. Иными словами, все устроено так, чтобы власти ЕС в любой момент могли вмешаться в процесс ценообразования и методом регулирования снизить цену до наиболее приемлемого для себя уровня.
В случае с «Южным потоком» эти требования действительно не соблюдаются, так как изначально они и не выдвигались. Морским участком газопровода будет владеть и управлять компания South Stream, в которой 50% акций принадлежат «Газпрому», 20% — Eni и еще по 15% — Wintershall и EDF. Что же касается сухопутных участков трубы, то они будут контролироваться все тем же «Газпромом» и уполномоченными национальными компаниями стран — участниц проекта на паритетных началах. Причем в Сербии «Газпром» даже получит 51% в совместной компании, а «Сербиягаз» — только 49%. Но все это легко объяснимо: «Газпром» инвестирует в строительство «Южного потока» гигантские средства, в общей сложности более 22,5 млрд долларов, и должен быть уверен, что вложения окупятся. А для этого концерну необходимо полностью контролировать всю цепочку издержек, включая тарифы на транспортировку, и не зависеть от прихоти регуляторов, которые в любом случае стараются отстаивать национальные интересы своих стран. Тем не менее сам «Южный поток» Евросоюзу очень нужен. Именно поэтому все тот же Гюнтер Эттингер неоднократно предлагал российским властям признать правила Третьего энергопакета и попросить Еврокомиссию сделать для этой трубы исключение из существующих норм. Так поступил, в частности, Азербайджан, и его экспортный газопровод TAP был немедленно выведен из-под правил Третьего энергопакета. Проблема, однако, в том, что если бы аналогичную заявку подала Россия, то власти ЕС выставили бы целый ряд встречных условий, которые в нашем случае неприемлемы. Грубо говоря, права собственности на трубу Россию никто бы лишать не стал, но вот продавать газ на наших условиях мы бы больше не могли.
Именно так произошло с другим нашим газопроводом — «Северный поток» и его ответвлением OPAL. Александр Новак уже обращался в Еврокомиссию с просьбой вывести OPAL из-под действия Третьего энергопакета, но получил отказ. Поэтому сейчас этот газопровод, как и сам «Северный поток», загружен лишь на половину мощности. А оставшуюся половину ЕС зарезервировал за альтернативными поставщиками газа, которых на самом деле нет. В результате уже тогда Владимир Путин открыто призвал экспортеров газа «не идти на уступки Европе и сообща противостоять требованиям Третьего энергопакета». Этот призыв буквально взбесил руководство Еврокомиссии. А конфликт с Украиной лишь усилил негативное отношение ЕС к «Южному потоку». «На фоне кризиса на Украине мы занимаем еще более оборонительную позицию по отношению к российским трубопроводам, чем год назад. Теперь какие-либо исключения для “Газпрома” не наш приоритет», — заявил в конце мая Эттингер.
Уже в начале июня глава Еврокомиссии Жозе Баррозу открыто пригрозил санкциями всем странам ЕС, участвующим в «Южном потоке», и в первую очередь Болгарии. Причем сделано это было под тем предлогом, что София якобы «нарушает европейские правила проведения тендеров на строительство инфраструктурных объектов и предоставляет привилегированные возможности российским и болгарским компаниям». Речь идет о компании «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, которая получила подряд на строительство болгарского участка «Южного потока». Более того, на закрытой встрече с болгарским руководством Баррозу четко объяснил, что если Болгария не заморозит строительство «Южного потока», то на финансирование со стороны ЕС может больше не рассчитывать. Кстати, речь идет о сумме всего около 1 млрд евро в год. Угроз Баррозу оказалось недостаточно, и в Софию экстренно направилась целая группа американских сенаторов во главе с Джоном Маккейном, которая убедила премьер-министра Болгарии Пламена Орешарского «еще раз все взвесить». «Нам бы хотелось, чтобы в вопросах, касающихся “Южного потока”, было меньше российского участия. Мы надеемся, что этот вопрос будет решен в координации с европейцами и что компании, которые работают с российскими компаниями, подпавшими под санкции, участвовать в реализации проекта не будут», — заявил на совместном брифинге Маккейн. В итоге премьер Орешарский распорядился приостановить работы по проекту «Южный поток» для консультаций с Еврокомиссией. «После переговоров с Брюсселем будет определен ход дальнейшей работы», — сообщил он. Тем не менее никаких уведомлений от Болгарии, касающихся межправительственного соглашения с этой страной, ни российские власти, ни «Газпром» не получали. «Все принимавшиеся до сих пор решения остаются в силе. Никаких изменений планов не произошло. Я не испытываю каких-либо сомнений в том, что приостановка работ по проекту — дело временное», — заявил глава МИД России Сергей Лавров. Примерно в том же духе высказался и Александр Новак. «Вопрос по Болгарии носит рабочий характер, он обсуждается, решается между компаниями. Я думаю, что все там будет нормально и проект будет реализовываться строго по графику», — сказал министр.
А исполнительный директор Wintershall Райнер Зеле и вовсе заявил, что консорциум по строительству «Южного потока» начнет прокладку морского участка трубопровода даже в случае негативного решения Еврокомиссии по проекту на территории Болгарии. «Реализация этого проекта — в интересах ЕС. Если нам удастся убедить Еврокомиссию, то политика в отношении “Южного потока” изменится. Сейчас речь идет о морском участке трубы, и это внутреннее дело Болгарии. Если по нему будет принято отрицательное решение, то мы все равно продолжим придерживаться плана и начнем строительство в конце года», — подчеркнул Зеле. Это можно считать ясным сигналом Болгарии, что если та пойдет на поводу у Еврокомиссии и США, то ее заменят Турцией. А сама Болгария, импортирующая из России 100% потребляемого газа, не только не получит многомиллионных доходов от транзита, но и по-прежнему будет зависеть от капризов Украины и покупать газ безо всяких преференций. Но зачем это надо Еврокомиссии? На что вообще рассчитывают в Брюсселе, пытаясь блокировать «Южный поток»?
Суд грядет
Главным образом на то, что «Газпром» в конце концов вынужден будет отыграть назад, то есть признать правила Третьего энергопакета, а Россия отзовет свой иск во Всемирную торговую организацию, в котором оспаривает нормы этого пакета как противоречащие обязательствам ЕС перед ВТО. Но в одностороннем порядке наш газовый гигант на это никогда не пойдет, тем более что его переговорная позиция, как никогда, сильна. Не секрет, что на момент заключения межправительственных соглашений они полностью соответствовали всем нормам ЕС. А закон, как известно, обратной силы не имеет. Более того, базовый принцип международного права гласит, что при введении новых законодательных актов ухудшение стартовых условий уже действующих соглашений недопустимо. Наконец, сами межправительственные соглашения, подписанные Россией со странами — участницами «Южного потока», имеют как минимум такую же юридическую силу, как и законодательство ЕС, а в отдельных случаях и приоритет над ним.
Не случайно Еврокомиссия оказывает давление не на компании, участвующие в проекте, а на правительства тех стран, через которые пройдет газопровод. Причем делает это очень грубо, выходя за рамки дипломатического этикета. Тот же Баррозу, находясь в Софии, прямо заявил, что «Болгария должна быть очень осторожной», так как «в Болгарии есть российские агенты». Но как только стало известно, что Россия намерена судиться в ВТО, бюрократы из Брюсселя изменили свою риторику. «Проблемы, возникшие у “Южного потока”, вполне преодолимы, — сообщил Гюнтер Эттингер. — Это проект, который мы, конечно, принимаем. Переговоры по нему возобновятся при первой возможности. Но сначала Еврокомиссия планирует прозондировать почву относительно намерений России в отношении иска в ВТО». При этом еврокомиссар посетовал, что Россия, обвинив ЕС в нарушении правил ВТО, хочет таким образом добиться для себя исключений из европейских регламентов. «То есть российская энергетическая политика соответствует правилам ВТО, а законодательство ЕС не соответствует», — иронизировал Эттингер. Саму мысль о том, что на самом деле все именно так и есть, брюссельские бюрократы почему-то не допускают.
Что же касается намерений России довести разбирательство до конца, то они весьма серьезны. Наша страна уже направила соответствующую ноту в представительство ЕС при ВТО и проинформировала об этом секретариат этой организации. Согласно правилам ВТО, на первом этапе стороны попытаются разрешить противоречия путем двусторонних переговоров. Максимальный срок для таких консультаций — 60 дней, после чего Москва потребует создать панель арбитров ВТО, которая и будет рассматривать иск по существу. Безусловно, разбирательства в ВТО длятся годами, а итоговый вердикт, как правило, изобилует компромиссными формулировками. Чего стоят хотя бы взаимные претензии ЕС и США по поводу незаконной поддержки авиастроения. Этот спор длился около шести лет и закончился тем, что обе стороны были признаны виновными и вынуждены были изменить механизмы финансирования своих авиастроительных корпораций.
Примерно такой же вариант решения можно ожидать и в отношении иска России к ЕС. Разница лишь в том, что если «Газпром» уже сейчас готов идти на компромисс, то Еврокомиссия — нет. В частности, российский газовый концерн не раз предлагал ЕС обсудить вариант, при котором в случае отсутствия альтернативного поставщика газопровод будет использоваться Россией на 100% мощности, но при этом какая-то часть газа станет продаваться на открытом рынке через аукционы. Однако никакого решения по этому вопросу Еврокомиссия так и не приняла. И это как нельзя лучше демонстрирует ущербность европейской дипломатии. В нынешних условиях Еврокомиссия просто не хочет искать приемлемый выход из сложившейся ситуации. Во-первых, потому, что уже этой осенью ее состав полностью обновится и все текущие договоренности могут быть пересмотрены. Не стоит забывать и о том, что нынешние чиновники ЕС после отставки очень надеются найти работу в других межгосударственных структурах типа НАТО, что при мало-мальски приемлемом для России варианте решения вопроса по «Южному потоку» будет проблематично. А во-вторых, потому, что такого решения у них просто нет. Европейская дипломатия вообще славится тем, что не любит прорабатывать варианты отхода от изначально заявленной позиции и в результате очень часто загоняет себя в тупик. Но если проект «Южного потока» увязнет в бюрократических согласованиях, то кто же тогда будет снабжать Европу газом?
Азербайджан не спасет
Едва ли не все надежды на альтернативные поставки нынешние власти ЕС связывают с Азербайджаном. Полтора месяца назад на заседании Совета по энергетике США и ЕС в Брюсселе американский госсекретарь Джон Керри назвал Азербайджан ни много ни мало «энергетическим будущим Европы». Азербайджан уже начал разрабатывать месторождение Шах-Дениз с запасами 1,2 трлн кубометров газа. Ожидается, что к 2030 году добыча в этой стране вырастет вдвое и превысит 50 млрд кубометров в год. При этом большая часть газа будет поставляться в Европу сразу по двум газопроводам. Первый из них, TANAP, пройдет по так называемому северному маршруту — в Австрию через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию. Второй газопровод, TAP, предполагается проложить в Италию через ту же Турцию, Грецию и Албанию. Соответствующее межправительственное соглашение президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган подписали еще два года назад. Весной этого года стороны согласовали план работ по этому проекту и даже смонтировали первый участок трубы. Уже известно, что строительством газопровода будет заниматься консорциум под управлением BP, и все земли, по которым намечено его проложить, будут национализированы в Турции до конца текущего года. Это обстоятельство не могло не сказаться на стоимости газопровода. Если два года назад она оценивалась в 5 млрд долларов, год назад в 7 млрд, то теперь уже в 10 млрд долларов. Несмотря на это и Турция, и в особенности Азербайджан полны решимости завершить стройку как можно скорее. «Мы с моим братом Эрдоганом ожидаем открытия трубопровода к 2018 году», — заявил Ильхам Алиев. На первых порах по TANAP планируется прокачивать в Европу порядка 10 млрд кубометров газа в год. После того как будет введен в строй газопровод TAP, объем ежегодного экспорта газа вырастет до 20 млрд, а в перспективе и до 30 млрд кубометров в год. Если учесть, что Европа сейчас потребляет порядка 460 млрд кубометров газа в год, топливо из Азербайджана в среднесрочной перспективе вполне может занять около 6% европейского рынка. Чтобы «выдавить» российский газ или хотя бы существенно сократить его долю на европейском рынке, этого явно недостаточно. Поэтому власти ЕС открыто заявляют, что в целях диверсификации источников рассматривают и других поставщиков, таких как Израиль, Кипр, Туркмения и, при определенных обстоятельствах, даже Иран. Однако делается это лишь для того, чтобы оказать давление на Россию в вопросах цены на газ. Реально же ни одна из этих стран составить конкуренцию нашему газу на европейском рынке не может.
Израиль, начавший работы на морском месторождении Левиафан в 135 км от Хайфы, действительно имеет все шансы стать заметным экспортером газа на европейский рынок. Американская компания Noble Energy оценила суммарные ресурсы структур Левиафана всего в 453 млрд кубометров при 50-процентной достоверности. Это означает, что запасы месторождения еще меньше. Но в любом случае, даже если оценка Noble Energy верна, прокладывать трубу из Израиля в Европу не имеет большого смысла — гораздо эффективнее организовать поставки сжиженного природного газа (СПГ). Это потребует затрат в 5–6 млрд долларов. Однако проблема в том, что газ нужен и самому Израилю. Сейчас он получает его из Египта по газопроводу, который исламские экстремисты взрывают примерно два раза в год. Очевидно, что Израиль в первую очередь заместит египетский газ и лишь затем начнет экспортировать его в Европу. Но объем таких поставок вряд ли превысит 3–4 млрд кубометров в год.
Ставка же на Кипр и вовсе может оказаться проигрышной. Эта страна имеет 170 млрд кубометров доказанных запасов газа, которые после доразведки на восточном участке шельфа могут увеличиться еще на 141,5 млрд кубометров. То есть всего получается около 312 млрд кубометров. На первый взгляд это очень даже неплохо, тем более что серьезной промышленности на Кипре нет и почти весь этот объем можно экспортировать. Но надо понимать, что на месторождения, которые хочет разрабатывать Кипр, претендует также и Турция. Даже если эту проблему удастся решить, то Европа, как и в случае с Израилем, может рассчитывать опять-таки не более чем на 3 млрд кубометров газа в год.
Таким образом, остаются только Туркмения и Иран. Обе эти страны обладают поистине фантастическими запасами газа. В Туркмении они превышают 25 трлн кубометров, в Иране — 33,5 трлн кубометров. Но Туркмения полностью ориентирована на Китай — в эту страну на средства компаний из КНР проложено уже несколько веток газопровода, по которому будет поставляться порядка 65 млрд кубометров газа в год. И Пекин не заинтересован в том, чтобы туркменское топливо шло еще и в Европу. Учитывая, что Туркмения не может похвастаться сильными геополитическими позициями, для прорыва на европейский рынок Ашхабаду необходимо найти не только средства на строительство газопровода, но и более мощного союзника, нежели Китай. И самое главное — договориться о прокладке трубы со своим прямым конкурентом — Азербайджаном. Последнее в полной мере относится и к Ирану. Если в случае с Туркменией азербайджанцы и турки еще готовы были обсуждать этот вопрос в сугубо теоретическом ключе, то с Ираном такое в принципе невозможно. Во-первых, экспорт углеводородов из этой страны в Европу официально запрещен. Во-вторых, Анкара и Баку рассматривают шиитский режим в Тегеране как откровенно недружественный.
Таким образом, получается, что, кроме самого Азербайджана и отчасти Израиля, других реальных вариантов диверсификации поставок газа у ЕС нет. Не появятся они и в долгосрочной перспективе. Конечно, ЕС может рассчитывать на СПГ из Катара и США. Но этот газ дороже трубопроводного минимум на четверть. И пока в Азии на него существует гигантский спрос, ожидать падения цен бессмысленно. А покупать топливо, руководствуясь исключительно политическими соображениями, в Европе никто не будет. Что же касается Азербайджана с Израилем и Кипром, то их суммарные поставки при самом оптимистичном сценарии будут покрывать не более 7–8% потребностей Европы в газе, которые из года в год растут.
Кроме того, энергетическая зависимость ЕС от Азербайджана и Турции ничем не лучше зависимости от России.
Так что, как ни крути, а с Россией властям ЕС в любом случае придется договариваться. Проблема в том, что серьезные договоренности с новым составом Еврокомиссии могут быть достигнуты не раньше осени, когда Украина не сможет обеспечить бесперебойный транзит российского газа своими силами и, скорее всего, начнет его несанкционированный отбор. Что станет еще одним аргументом в пользу «Южного потока».