Катастрофа "Титаника" показала, что нехватка времени мешает альтруизму
02/03/2010

МОСКВА, 2 мар - РИА Новости. Катастрофы "Титаника" и "Лузитании" показывают, что выбор человека между эгоизмом и альтруизмом зависит от того, сколько времени есть для этого выбора, считают ученые из Австралии и Швейцарии, чья работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Среди выживших пассажиров "Лузитании", затопленной немецкой подводной лодкой в 1915 году, преобладали молодые мужчины и женщины в хорошей физической форме. С "Титаника" же, столкнувшегося с айсбергом в 1912 году, удалось спастись в основном женщинам, детям и людям, сопровождающим детей.

Бенно Торглер (Benno Torgler) из Технологического университета Квинсленда в Австралии и его коллеги считают, что причина такого принципиального различия - длительность катастрофы: "Титаник" опускался на дно почти три часа, тогда как "Лузитания" затонула всего за 18 минут.

"Мы показали, что давление времени, похоже, является крайне важным фактором, объясняющим поведение человека на грани жизни и смерти. Хотя оба судна и состав их пассажиров были достаточно похожи, поведение индивидов разительно отличалось", - пишут авторы работы.

Ученые проверяли гипотезу о рациональности человеческого поведения, существующую в современной экономической теории, сопоставив данные о выживших в двух морских катастрофах и характеристики самих событий.

Они выяснили, что на "Титанике", где было время для того, чтобы социальные нормы взяли верх, шансы выжить у ребенка были на 14,8% выше, чем у мужчины, у человека с ребенком - на 19,6%, а у женщины - более чем на 50%. "Лузитанию" на шести спасательных шлюпках, которые успели спустить на воду, покинули в основном молодые и здоровые мужчины и женщины.

Кроме того, Торглер и коллеги увидели различия и в социальном классе спасшихся: на "Лузитании" это были преимущественно пассажиры нижних палуб с самыми дешевыми билетами, тогда как на "Титанике" у пассажиров первого класса шанс спастись был на 44% выше, чем у остальных.

По их мнению, полученные результаты свидетельствуют о том, что поведением индивида при быстром развитии ситуации движут инстинкты выживания и эгоизм. Установки, заложенные обществом, работают только тогда, когда есть время для их осознания.

Некоторые коллеги ученых указывают на то, что определяющие факторы спасения могли быть не связаны с нормами общества. Так, Дэниэл Крюгер (Daniel Kruger) из Университета Мичигана считает, что пассажиры "Титаника" могли следовать мощному эволюционному инстинкту сохранения вида, присущему человеку.

"Люди на "Титанике" были более склонны помогать тем, кто имеет большую ценность с этой точки зрения, то есть детям и женщинам детородного возраста", - отметил Крюгер, чей комментарий к статье приводит Los Angeles Times.

Другие специалисты отмечают, что теория хорошо описывает ситуации на "Титанике" и "Лузитании", но может не быть общей закономерностью. Президент Исторического общества "Титаника" Эд Камуда (Ed Kamuda) в комментарии для газеты приводит контрпример.

По его словам, одинаковое время, в течение часа, тонули "Атлантик" в 1873 году и "Императрица Ирландии" в 1914 году. В первой катастрофе не выжило ни одной женщины и спасся всего один ребенок, а во второй среди выживших большинство составляли женщины.