Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Гранит науки » Развитие авиации


Развитие авиации

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

Самые важные самолеты в истории авиации: рекорды и первенцы

Пора поделиться с вами соображениями по поводу развития авиастроения с момента появления первого самолета и до сегодняшних дней. Особенно, в свете того, что некоторые из ключевых разработок не так известны, как их «последователи».

Вполне логично, что первым в нашей подборке становится первый в истории самолет «Flyer I», который менее чем за год создали легендарные братья Райт в 1903-м году. 17 декабря того года, их летательный аппарат пролетел 36,5 метров на высоте около трех метров. Полет составил 12 секунд.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/thumbs/1359283729_1.jpg

0

2

Первый пассажирский самолет был модифицирован из грузового самолета «Илья Муромец», разработки Игоря Сикорского. 12 февраля 1914-го года самолет поднял в воздух 16 человек и собаку. Управлял летательным аппаратом сам Сикорский.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/thumbs/1359283721_2.jpg
Также, «Илье Муромцу» принадлежат рекорды грузоподъемности и статус первого тяжелого бомбардировщика, а эскадра этих самолетов стала первым в мире боевым подразделением бомбардировщиков.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/thumbs/1359283670_2b.jpg

0

3

Следующим в списке стало творение Говарда Хьюза – единственный в истории гигантский деревянный гидроплан, размах крыльев которого (97,54 метра) до сих пор является мировым рекордом.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283679_3.jpg

0

4

Одним из самых популярных пассажирских и транспортных самолетов за всю историю авиастроения считается американский «Douglas DC-3», чей первый полет состоялся 17 декабря 1935 года.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/thumbs/1359283719_4.jpg
В общей сложности, было выпущено более 16 тысяч самолетов данной модели, несколько сотен из них до сих пор поднимаются в воздух. Надежность аппарата подтверждается также лицензионным выпуском в СССР (ПС-84 и Ли-2) и Японии (Showa L2D).
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/thumbs/1359283693_4a.jpg

http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/thumbs/1359283728_4b.jpg

0

5

Единственным самолетом, который был вооружен ядерным оружием, стал американский B-29. Именно он стал известен на всю планету после трагической бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283775_5.jpg
Применялся не только во время Второй Мировой войны, но и в Корейской войне (1950-53 гг). Последний самолет серии по имени Fifi, до сих пор летает.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283806_5a.jpg

0

6

Теперь поговорим о самом массовом в истории авиастроения самолете. На нашем сайте он уже фигурировал неоднократно, так как часто используется для аэрофотографии. Американский самолет Cessna 172 Skyhawk выпускается с 1955 года по сегодняшний день. За это время, производитель успел выпустить более 43 тысяч единиц в почти 30-ти модификациях.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283790_6.jpg

0

7

Первым реактивным пассажирским самолетом, который успешно эксплуатируется, считается Boeing 707, первый полет которого состоялся 15 июля 1954 года. Всего их было произведено 1010 штук.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283753_7.jpg

0

8

Рекордсменом по скорости был и остается американский Lockheed SR-71, который имеет неофициальное название «Черный дрозд». Самолет показал рекорд скорости в 1966-м году, более чем в три раза преодолев скорость звука. Зафиксированная максимальная скорость – 3529,6 км/час.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283729_7a.jpg
Почти весь корпус летательного аппарата был изготовлен из титана. Самолет не мог самостоятельно взлететь с заполненными баками, поэтому взлетал с полупустыми, а потом дозаправлялся в воздухе.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/thumbs/1359283822_7b.jpg

0

9

Мировой рекорд по дальности полета без дозаправки и посадок принадлежит самолету Virgin Atlantic GlobalFlyer, который облетел всю планету за 67 часов и одну минуту.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283759_8.jpg
Рекорд устанавливался владельцем этого одноместного самолета, Стивом Фоссеттом с 28 февраля по третье марта 2005-го года.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/thumbs/1359283839_8a.jpg

0

10

Рекорд грузоподъемности принадлежит самолету АН-225 «Мрия», который был выпущен в единственном экземпляре. Второй экземпляр готов только на 2/3. Первый полет состоялся 21 декабря 1988 года. Максимальный взлетный вес составляет 640 тысяч килограмм.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283796_9.jpg
В данный момент успешно эксплуатируется украинской авиакомпанией. По сути, самолет создавался для транспортировки массивных элементов многоразового космического корабля «Буран» и его самого.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283857_9a.jpg

0

11

Первым в истории сверхзвуковым пассажирским самолетом принято считать Ту-144, который летал только между Москвой и столицей Казахской ССР (Алма-Ата) с первого ноября 1977-го по первое июня 1978-го.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283789_10.jpg
Правда, первый полет самолета состоялся на девять лет раньше, 28 декабря 1968 года. Всего было осуществлено 102 пассажирских рейса. Причиной прекращения таких полетов стала очередная катастрофа нового опытного образца. В данный момент ни один из 16 самолетов не поднимается в воздух.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283770_10a.jpg

0

12

Самым большим пассажирским авиалайнером является Airbus A380, который способен транспортировать до 853 пассажиров!
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283832_11.jpg

0

13

Последним в нашей подборке становится легенда пассажирских перелетов и настоящий их символ – Boeing 747. которому еще несколько лет тому назад принадлежал и рекорд по вместительности (более 37 лет!).
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283857_12.jpg
Эксплуатируется с 1969-го года. Количество выпущенных самолетов скоро достигнет 1500 единиц!
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-01/1359283819_12a.jpg

0

14

Интересные факты об авиации и авиапутешествиях

Самой старой авиакомпанией в мире считается голландская KLM, которая была основана седьмого октября 1919 года.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/1360235812_2.jpg
Первой стюардессой на борту самолета стала американка Эллен Черч. Девушка была по образованию медсестрой и имела лицензию на управление самолетом. Когда в 1930-м году она подала заявление о приеме на работу в авиакомпанию «Boeing Air Transit», там с радостью откликнулись. Девушка, кроме прямых обязанностей, заправляла баки топливом, носила багаж, заводила часы в кабине пилота, била мух и т.д.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235795_3.jpg
До этого, два года в самолетах работали только мужчины-бортпроводники (стюарды), причем, только на немецких самолетах.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235776_4.jpg

0

15

Более полувека тому назад, стоимость авиабилета была минимум на порядок выше, чем сейчас. То есть, переведя в реальное время, например, авиабилеты Москва-Рим обошлись бы вам не в 6 тысяч рублей, а минимум все шестьдесят.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235758_8.jpg
Каждый аэропорт, согласно правилам системы международной авиации, имеет трехбуквенный код на латинице. В России этот код на кириллице. Уфа – единственный аэропорт, чье название и в международной и в российской системах звучит одинаково: УФА – UFA.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235768_5.jpg
Первый коммерческий пассажирский авиарейс состоялся 99 лет тому назад. Конечно, тогда купить авиабилеты еще не было всем доступной опцией и право лететь решалось закулисно.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235841_13.jpg

0

16

Более забавная история с Копенгагеном и Саранском. У этих двух аэропортов одинаковые буквы кода. Только у Копенгагена они на латинице, а у Саранска на кириллице – СРН.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235772_6.jpg
В большинстве пассажирских самолетов западных авиакомпаний отсутствует тринадцатый ряд.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235817_7.jpg
Часть акций авиакомпании «British Airways» принадлежит Англиканской церкви.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235821_9.jpg

0

17

Ученые утверждают, что шум двигателей самолетов изменяет вкусовые ощущения от еды. Она кажется более хрустящей, но менее соленой и сладкой.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235839_10.jpg
В аэропорту южнокорейского города Инчхон вы не найдете 4, 13 и 44 выхода. С числом 13 все понятно, а 4 созвучно слову смерть.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235788_11.jpg
По статистике, для того, чтобы практически гарантированно попасть на самолет, который потерпит крушение, человеку необходимо в течение 13 лет ежедневно летать, при этом, шанс остаться в живых составляет 10 к одному. То есть, лишь один из десяти станет трагическим.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235857_14.jpg

0

18

Каждый тридцать третий пассажир страдает аэрофобией.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235843_15.jpg
Самым раздражающим фактором во время полета для пассажиров является стук соседа сзади по спинке кресла.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235802_16.jpg
Пилоты, летающие на международных авиарейсах, общаются с диспетчерами только на английском языке.
http://re-actor.net/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360235786_17.jpg

0

19

СМИ: Запад заинтересовался новым российским лайнером МС-21

http://ruposters.ru/images/news/557e6e9c0c506_MS-21_model_MAKS-2011_002.JPG
Европейские страны проявили заинтересованность в приобретении перспективных российских лайнеров МС-21, производство которых начнется госкомпанией «Иркут» в 2017 году. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на источник, близкий к Объединенной авиастроительной корпорации.

«Мы начали предварительное маркетинговое продвижение самолета как в России, так и за границей. Мы также наблюдаем интерес к самолету со стороны европейских, ближневосточных и азиатских авиакомпаний. Все они с интересом ждут появления первых опытных экземпляров и результатов испытаний», - сообщил собеседник издания, представляющий лизинговую компанию «Ильюшин Финанс Ко». Эта фирма уже подписала твердый контракт на покупку 50 лайнеров МС-21.

Представитель организации не назвал конкретные компании покупателей, но уточнил, что в первую очередь самолет будут продвигать в тех странах, где производятся некоторые детали машины.

«Часть оборудования для лайнера производят иностранцы, в том числе и европейцы и, конечно, в «Иркуте» в первую очередь надеются на покупателей из этих стран», - отметил источник. По его словам, потенциальные покупатели есть в Индии и Китае. При этом для экспорта предназначены лишь 20% авиалайнеров, остальные будут осуществлять внутренние рейсы.

Как рассказал главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров, потенциальные заказчики уже запрашивают у разработчика информацию о летно-технических характеристиках, эффективности лайнера и прочих параметрах.

«Я постоянно это вижу на авиасалонах и выставках, причем европейцев действительно больше, чем представителей других регионов. Все идет своим чередом, на данный момент проект обеспечен заказами на ближайшие несколько лет. Думаю, раньше, чем самолет взлетит, нам новых твердых заказов ждать не стоит», - заявил Гусаров.

0

20

ПОЛЕТ САМОЛЕТА НА СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЯХ

Работающий на солнечной энергии самолет «Солнечный импульс» (Solar Impulse) впервые в истории пролетел 26 часов и 9 минут и приземлился 8 июля в 7 утра на аэродроме города Пайерна в Швейцарии.

http://spox.ru/cache/imagemanager/2511862.jpg

Самолет летел со средней скоростью 23 узла или 50 километров в час, на высоте 8564 метров. За день аппарат сумел накопить достаточно солнечной энергии, чтобы продержаться всю ночь. С наступлением сумерек «Солнечный импульс» опустился на высоту 1 500 метров, которую не терял всю ночь. Во время полета в самолете находится только один человек – пилот Андрэ Боршберг.

Теперь создатель самолета известный путешественник Бертран Пикар обещает построить новый, более легкий образец самолета, который пересечет Атлантику в 2013 году.

http://spox.ru/cache/imagemanager/2511871.jpg

Проект «Солнечный импульс», стоимостью 100 миллионов швейцарских франков или 75 миллионов евро, был запущен в 1999 году. Первый полет самолета состоялся 7 апреля этого года. Бертран Пикар, сын известного океанолога Жака Пикара, прославился в 1999 году, когда совершил беспосадочное кругосветное путешествие на аэростате.

http://spox.ru/cache/imagemanager/2511870.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2511869.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2511868.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2511865.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2511864.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2511863.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2722512.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2722513.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2722514.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2722515.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2722516.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2722517.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2722518.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2722519.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2722520.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2722521.jpg
http://spox.ru/cache/imagemanager/2722522.jpg

0

21

В стюардессы б я пошла - пусть меня научат! Как выглядят спальни персонала в самолётах

Максимально рациональное использование места в самолёте, на первый взгляд, делает невозможным обустройство комфортного места для отдыха пилотов и стюардесс. Однако от глаз пассажиров скрыты очень уютные спальни.
https://d.radikal.ru/d29/1804/f3/6f22c73c7984.jpg
Секретная лестница внутри пассажирских Боингов ведёт в кабинку без иллюминаторов, куда воспрещён вход пассажирам. Здесь отдыхают члены экипажа.
https://d.radikal.ru/d16/1804/9a/a634ef7a8922.jpg
Спаленки компактно расположены в верхней или же в хвостовой части самолёта. Выглядят они как кабинки с постелями.
https://a.radikal.ru/a38/1804/18/b83deb03f091.jpg
Каждая кабинка оснащена осветительным прибором для чтения и ремнём безопасности.
Здесь мало места и немного темно, но зато очень уютно.
https://a.radikal.ru/a21/1804/e1/a84c483266c4.jpg
Отсек с тайными спальнями
https://c.radikal.ru/c27/1804/fa/6fc7f0d295b5.jpg
https://d.radikal.ru/d00/1804/ce/d0b25041f719.jpg

https://c.radikal.ru/c32/1804/6b/d73abec3dfb2.jpg

https://d.radikal.ru/d00/1804/e8/53dc1c8cf4e7.jpg

https://d.radikal.ru/d37/1804/42/a800e484e5b2.jpg
На случай турбулентности спать приходится с застёгнутым ремнём безопасности
https://a.radikal.ru/a12/1804/79/cb7150d449a7.jpg

0

22

Американская компания Opener представила "летающую машину" под названием BlackFly. Ее разработка заняла девять лет: за это время были проведены более 1.400 тестовых полетов, сообщает TechRadar.

Несмотря на то, что BlackFly называют "машиной", у нее нет колес. Речь идет об одноместном мультикоптере с восемью пропеллерами. Он оснащен электрической силовой установкой и автопилотом. Взлет и посадка – вертикальные.

Как отмечает Motor.ru, в США управлять BlackFly можно без лицензии пилота.

На американском рынке мультикоптер будет оснащаться батареями емкостью 8 кВт*ч, а на других рынках – 12 кВт*ч. Они обеспечивают дальность пробега без необходимости подзарядки в 40 и 65 километров соответственно. Зарядка аккумуляторов в зависимости от напряжения и типа сети занимает от 25 минут (на 20-80%) до 7,4 часа (полный заряд).

Крейсерская скорость BlackFly в США ограничена 100 км/ч, а в других странах – 130 км/ч.

Планируется, что новинка выйдет на рынок в 2019 году. Как заявляют в Opener, она будет стоить примерно "как вседорожник".

0

23

В Японии успешно провели испытания летающей машины

Недалеко от Токио, на полигоне в городе Тиба, прошли первые успешные испытания летательного аппарата, предназначенного для перевозки пассажиров.

150-килограммовая машина, созданная инженерами японской компании NEC, самостоятельно поднялась на трехметровую высоту, продержалась в воздухе одну минуту, а затем плавно опустилась на землю. Для безопасности ее на всякий случай привязали тросом, а сами испытания проводились в закрытой клетке высотой 10 метров.

Из-за большой загруженности дорог в стране правительство Японии создало план развития транспортной системы, который включает в себя и производство летающих машин. Серийное производство летательных аппаратов запланировано на 2023 год, а пассажирские перевозки на парящих машинах планируется начать с 2030 года.

0

24

Немецкий автопроизводитель Porsche и американский авиационный гигант Boeing совместно разработают летающий электромобиль.

Эксперты Porsche прогнозируют, что после 2025 года наберет обороты рынок малой городской авиации: мегаполисы будут заполнены наземными транспортными средствами, а воздушные шаттлы станут дешевле и мобильнее. К этому времени Porsche и Boeing планируют выпустить компактный летательный аппарат премиум-класса для личных нужд, сообщает Motor.ru.

По словам главы отдела маркетинга Porsche AG Детлева фон Платена, германский бренд намерен объединить сильные стороны ведущих мировых компаний, чтобы охватить ключевой сегмент рынка в будущем.

На первом этапе Porsche будет сотрудничать с "дочкой" Boeing – компанией Aurora Flight Sciences. В январе она провела первые летные испытания автономного пассажирского беспилотника с вертикальным взлетом и посадкой.

0

25

Катастрофа Конкорда. История взлета и падения самого знаменитого пассажирского лайнера в мире

Сверхзвуковой лайнер Concorde - легенда мировой гражданской авиации. Символ роскоши и скорости на трансконтинентальных направлениях.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/119173/pub_5d29d1480aca0500af49332b_5d41e0ed9f272100adcc82d3/scale_1200
В конце 20 столетия перелететь из Нью-Йорка в Париж или Лондон за 3 часа на этой элегантной птице считалось также престижно, как обладать собственной яхтой или скаковыми лошадями. Можно сказать, что билет на Конкорд подтверждал высокий статус и положение в обществе. Или открывал дверь в него. Ведь в соседнем кресле мог оказаться бизнесмен из первой сотни Forbes или известный кутюрье. Только один класс обслуживания - Первый класс. Фарфоровая посуда с синими вензелями Concorde, накрахмаленные салфетки, серебро приборов, мягчайшая кожа сидений. Обслуживали лучшие бортпроводники авиакомпании - конкурс на Конкорд был запредельный. Управляли этими самолетами (разумеется) самые опытные пилоты.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1714257/pub_5d29d1480aca0500af49332b_5d41e154cfcc8600adf16325/scale_1200
Только сто пассажиров. И среди них нет случайных людей. Этот самолет обожали короли и президенты, наследники миллиардных состояний и звезды шоу-бизнеса и кино. Костюмы от Armani и Kiton, сумки Hermes Birkin и бриллианты от Graff. Под черную икру и шампанское Dom Pérignon обсуждались инвестиции и заводились романы.

Конечно, нынешние авиапассажиры первого и бизнес-классов, избалованные отдельными сьютами и персональными ванными комнатами на борту A380, удивятся отсутствию привычного первоклассного комфорта на борту. Обычные, не раскладывающиеся в кровати, кресла. Достаточно тесный салон. Но ведь не в этом дело! Передвигаться между континентами на Конкорде, это как мчаться на Феррари по трассе, наслаждаясь мощью машины и легко оставляя позади приземленных обывателей на минивэнах и седанах. Пусть даже более удобных, но таких скучных, приземленных.. и дешевых..А в этих самолетах казалось, даже воздух был пропитан запахом денег..
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1368767/pub_5d29d1480aca0500af49332b_5d41e18be854a900af13d8e4/scale_1200
Сверхзвуковые лайнеры Concorde эксплуатировались только двумя европейскими авиакомпаниями - British Airways и Air France. У каждой было по 7 таких самолетов.

Перелет из Северной Америки в Европу и обратно стоил в среднем в 4 раза дороже, чем перелет в бизнес-классе по этому же маршруту обычным пассажирским лайнером. Цена билета на Конкорд по маршруту Париж-Нью-Йорк и обратно составляла в среднем 10 000 долларов США. При том, что покупательная способность доллара в те времена была намного выше, чем в наше время.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1899873/pub_5d29d1480aca0500af49332b_5d41e1b4a06eaf00add50c83/scale_1200
И даже при такой невероятной стоимости перелетов, авиакомпании не испытывали недостатка в желающих пересечь океан на борту изящного сверхзвукового Concorde.

Один рейс ежедневно из лондонского аэропорта Heathrow в Нью-Йорк выполняла авиакомпания British Airways. И 5 рейсов в неделю из Парижа в Нью-Йорк - Air France.

Кроме того, British Airways ставили Конкорды на рейсы из Лондона в Вашингтон, Даллас, Майами, Торонто, Сингапур, на Барбадос и в Бахрейн. А Air France из Парижа - в Рио-де-Жанейро, Каракас, Мехико, Дакар и Вашингтон.

Также эти самолеты часто фрахтовали для чартерных перелетов. Королева Елизавета II несколько раз использовала Конкорд для своих визитов в другие государства. Для официальных визитов их предпочитали заказывать президенты Франции Валери Жискар д'Эстен и Франсуа Миттеран. Рок и поп-звезды первой величины фрахтовали Concorde для перелетов во время мировых турне.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1887828/pub_5d29d1480aca0500af49332b_5d41e204c0dcf200ad70832f/scale_1200
Впрочем, к началу 2000-х годов, полеты на Конкорде уже перестали быть в диковинку. К ним привыкли. И публика стала демократичнее. Что не отменяло ни великолепного сервиса, ни огромной разницы в цене с обычными рейсами.

Ни у одного самолета за всю историю не было столько фанатов и почитателей, как у этой длинноногой птички с загнутым клювом. Способной подниматься на высоту до 18 300 метров и развивать скорость до 2330 км/час. Невероятные по красоте и грации взлеты и посадки. Те, кто не мог позволить себе покупку билета на рейс - специально приезжали в Лондон, Нью-Йорк или Париж полюбоваться на взлеты и посадки этой птицы. Конкордомания охватила миллионы людей.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/169683/pub_5d29d1480aca0500af49332b_5d41e241093e5a00ad1ca117/scale_1200
За 27 лет эксплуатации, сверхзвуковые лайнеры Concorde налетали более 243 845 часов полетного времени, побывали в 150 аэропортах мира и перевезли более 3 миллионов пассажиров.

Но 25 июля 2000 года стало роковым в истории Конкордов и всей сверхзвуковой гражданской авиации.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/48747/pub_5d29d1480aca0500af49332b_5d41e26cf73d9d00aea062e3/scale_1200
При вылете из аэропорта Шарль-Де-Голль, на разгоне загорелся лайнер, выполняющий рейс 4590 Париж - Нью- Йорк. Взлетев и пролетев с двумя пылающими двигателями несколько десятков секунд, он рухнул на землю. На небольшой пригородный отель в двух километрах от аэропорта.

Все находившиеся на его борту 100 пассажиров и 9 членов экипажа погибли. Также погибли 4 человека на земле - постояльцы и сотрудники маленькой гостиницы, на которую упал горящий самолет.

Все пассажиры того злосчастного рейса были гражданами Германии. Немецкие пенсионеры летели в США на круиз по Карибам на лайнере Дойчленд.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1888829/pub_5d29d1480aca0500af49332b_5d41e28f5ba2b500ad462d20/scale_1200
После того, как спасатели расчистили место катастрофы и убрали искореженные останки птицы Конкорд и ее пассажиров, люди еще долго находили среди обгоревших кирпичей здания и кустов можжевельника осколки фарфоровой посуды. С синими вензелями Concorde.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/985972/pub_5d29d1480aca0500af49332b_5d41e2b843863f00ad837dbf/scale_1200
Сразу же после трагедии в аэропорту Шарль-де-Голль, обе авиакомпании приостановили эксплуатацию этих сверхзвуковых самолетов. Впрочем, British Airways пыталась восстановить полеты на маршруте Лондон-Нью-Йорк. Но безуспешно. И пассажиры после катастрофы охладели к белой птице, и сами самолеты стали вести себя странно - последовала череда отказов техники, которых не было раньше, за все годы эксплуатации.

10 марта 2003 года обе авиакомпании заявили о выводе из эксплуатации этих легендарных самолетов. И все оставшиеся Конкорды разошлись по авиационным музеям мира.

Так была поставлена точка в развитии сверхзвуковой гражданской авиации. И вряд ли нам когда-то доведется полетать на пассажирских лайнерах, способных взлетать в стратосферу и пробивать звуковой барьер.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1860621/pub_5d29d1480aca0500af49332b_5d41e2d81d656a00ada09a40/scale_1200
А ведь когда-то, в 50-х годах прошлого века, считали что как раз будущее именно за такими самолетами. Что в 21 веке вся авиация станет сверхзвуковой. И пассажиры смогут передвигаться с одного континента на другой всего за пару часов. На воплощение этой идеи в жизнь и на разработку и создание Конкорда были потрачены колоссальные, астрономические средства, сравнимые с расходами на космическую программу. Почти 15 лет исследований и испытаний.

Так почему же люди отказались от сверхзвуковой авиации? И что стало причиной катастрофы в парижском аэропорту Шарль-де-Голль?

0

26

Сверхзвуковой Конкорд. Взлет и падение самого знаменитого пассажирского лайнера в мире. Часть вторая.

2000 год в гражданской авиации стал самым спокойным за последние 20 лет. Всего два авиапроисшествия с человеческими жертвами на более чем 30 миллионов выполненных рейсов.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1855206/pub_5d42c0221e8e3f00ad0714b6_5d42c19d093e5a00ad1ca4a1/scale_1200
За 2000 год по воздуху было перевезено 3.3 миллиарда человек, почти половина населения нашей планеты. И из такого количества пассажиров погибло всего 256 человек. Но одна из этих катастроф потрясла весь мир и стала одной из самых трагичных вех в истории гражданской авиации. На взлете загорелся и рухнул на пригород Парижа легендарный сверхзвуковой лайнер Конкорд. Cream of the cream пассажирской авиации конца 20ого века.

Поговорим немного об этом фантастическом и невероятно красивом самолете, позволявшем добраться из Нью-Йорка до Лондона или Парижа всего лишь за 3 часа, преодолевая Атлантику на скорости более 2200 км/час.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/60743/pub_5d42c0221e8e3f00ad0714b6_5d42c853fc69ab00ae270875/scale_1200
Идеи по созданию сверхзвукового пассажирского лайнера взбудоражили мир еще в 50-х годах прошлого века. После испытаний нового поколения бомбардировщиков и успешного преодоления ими звукового барьера. Почему бы не переложить достижения военных на мирный лад и не создать самолет для гражданской авиации, способный перевозить пассажиров с одного континента на другой в 2-3 раза быстрее, чем на обычных турбовинтовых или реактивных самолетах? Идея показалась блестящей — вот оно, окно в будущее гражданской авиации! И в гонку по разработке нового, сверхзвукового поколения пассажирских самолетов включились сразу четыре державы. США, СССР, Франция и Великобритания. Этим разработкам уделялось колоссальное внимание со стороны правительств. Наверное, не меньшее, чем космическим программам. Каждое государство хотело быть первым и получить заказы на новейшие самолеты от авиакомпаний всего мира. Самый перспективный концепт был разработан американцами в конструкторском бюро Boeing. СССР вел разработку ТУ -144 на базе КБ Туполев. В Великобритании — работы велись в BAC (Bristol Aeroplane Company), а во Франции - на Sud Aviation.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1606228/pub_5d42c0221e8e3f00ad0714b6_5d42dbcbf8a62300ad706d0e/scale_1200
Но вскоре выяснилось, что задача намного сложнее, чем виделась в начале. В отличии от военного бомбардировщика, пассажирский лайнер должен быть не только значительно больше, не только поднимать и перевозить со сверхзвуковой скоростью достаточно большой вес пассажиров и багажа, но еще и иметь в полете горизонтальный пол, а так же не допускать перегрузок для пассажиров. В программы по созданию вливались все новые и новые средства, первоначальные сметы на разработку уже были превышены в десятки раз.

BAC (Великобритания) и Sud Aviacion (Франция) испытывали серьезные финансовые трудности и были готовы к закрытию программ, но продолжать разработку подхлестывали успехи американских и советских авиаконструкторов.

По иронии судьбы, американцы, которые лидировали в гонке с концептом Boeing 2707, первыми сошли с дистанции. Конгресс не утвердил очередной транш на финансирование разработки, к тому же в США, под давлением природоохранных движений и обществ, приняли законопроект о запрете полетов сверхзвуковых самолетов над территорией страны из-за шума. И проект сверхзвукового Боинг 2707 пришлось закрыть. СССР тоже не довел свою разработку, Ту-144 до коммерческого использования. Зато аутсайдеры, Франция и Великобритания, объединившись построили такой самолет, который не только поразил весь мир, но и 27 лет, до 25.07.2000 прослужил на коммерческих трансконтинентальных и трансатлантических рейсах без происшествий и катастроф.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1904579/pub_5d42c0221e8e3f00ad0714b6_5d42de32ddfef600b1d637db/scale_1200
Вернемся в 1962 год, когда после длительных переговоров на правительственном уровне, французские и британские авиастроители согласились объединить усилия и объявили, что будут совместно работать над созданием новейшего сверхзвукового пассажирского лайнера трансатлантической дальности и вместимостью 100 человек. Франко-британский проект получил говорящее название - Concorde (Cогласие). Целых четыре года заняло проектирование и еще столько же — строительство первых образцов, которое шло сразу на двух заводах — Airbus в Тулузе и на BAC в Бристоле. Стоимость проекта была настолько ошеломляющая, что точные цифры затрат на создание Конкорда не раскрываются до сих пор. Официально была объявлена сумма затрат в 1 миллиард фунтов стерлингов. Но, возможно, и это не окончательный итог.

Впрочем, в период проектирования и строительства прототипов, интерес к новому сверхзвуковому лайнеру был невероятно высок и авиастроители получили заказы на 105 таких самолетов от 26 авиакомпаний мира.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1657335/pub_5d42c0221e8e3f00ad0714b6_5d42defde4f39f00ae10b65b/scale_1200
И вот, в мае 1969 года, на авиасалоне в Ле Бурже, был представлен первый прототип Конкорд 001. Невероятный по красоте самолет, похожий на стройную птицу с длинными лапками и загнутым клювом. С весьма совершенной по тем временам авионикой и революционными инженерными решениями многих узлов и агрегатов. Уже в ноябре того же года на испытаниях прототип смог преодолеть скорость звука. Работы по предсерийным испытаниям самолета велись еще несколько лет.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1945957/pub_5d42c0221e8e3f00ad0714b6_5d42df2e97216d00ad6987ef/scale_1200
Паралелльно, на заводах в Бристоле и Тулузе собирали первые серийные Конкорды для передачи в авиакомпании. Будущее лайнера казалось безоблачным. И тут произошло то, чего не ожидали. И что поставило большой крест на дальнейшем развитии всей сверхзвуковой авиации.

0

27

Взлет и падение легендарного Конкорда. История самого успешного сверхзвукового лайнера в мире. Часть 3.

В мае 1969 года, на авиасалоне в Ле Бурже был представлен первый прототип - Конкорд 001. Невероятный по красоте самолет, похожий на стройную птицу с длинными лапками и загнутым клювом. С весьма совершенной по тем временам авионикой и революционными инженерными решениями многих узлов и агрегатов. Уже в ноябре того же года на испытаниях прототип смог преодолеть скорость звука. Работы по предсерийным испытаниям самолета велись еще несколько лет. Паралелльно, на заводах в Бристоле и Тулузе собирали первые серийные Конкорды для передачи в авиакомпании. Будущее лайнера казалось безоблачным.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/50335/pub_5d44a840d7859b00add38659_5d44ade63f548700ae5bb9bc/scale_1200
И тут произошло то, чего не ожидали. И что поставило большой крест на дальнейшем развитии всей сверхзвуковой авиации. В 1973 разразилась война между Израилем и Палестиной. И в результате конфликта на Ближнем Востоке в три раза выросла цена на нефть. А следом — и на авиационное топливо. И вот тут на первое место вышел один из недостатков сверхзвукового пассажирского лайнера. Недостаток, который раньше, при низких ценах на керосин, считался несущественным. А именно: расход топлива Конкорда был в несколько раз выше, чем у привычных, дозвуковых лайнеров. Это делало перевозку пассажиров на Конкорде крайне невыгодной. Следом выяснилась еще одна неприятная деталь: техническое обслуживание сверхзвуковых самолетов требовало особой тщательности и тоже стоило колоссальных денег.

Кроме того, в те же годы концерн Boeing (США) представил миру еще одну дальнемагистральную новинку — двухэтажный самолет Boeing 747. Jumbo-Jet. Публика была очарована «слоненком» и интерес к невероятно дорогому в обслуживании и неэкономичному сверхзвуковому Concorde был несколько утерян. Авиакомпании начали отзывать заказы. И судьба уже построенных 16 машин повисла в воздухе. Только Air France и British Airways, имевшие непосредственное отношение к данной разработке и осуществлявшие финансовую поддержку проекта, выкупили 9 самолетов. (4 — AF, 5 – BA).
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1209300/pub_5d44a840d7859b00add38659_5d44af34ac412400ad9982d8/scale_1200
После многочисленных и безуспешных попыток продать Конкорды, на уровне правительств Великобритании и Франции было принято решение: Concorde – национальный проект и гордость авиастроения двух стран. Они должны летать. Поэтому оставшиеся невостребованными серийные модели стоит передать национальным перевозчикам British Airways и Air France за символическую цену (1 фунт стерлингов и 1 французский франк), но с условием, что самолеты будут эксплуатироваться на рейсах. Чего бы это авиакомпаниям не стоило. Таким образом, и у Вritish Airways, и у Air France в парке самолетов появилось по 7 сверхзвуковых лайнера Конкорд. Еще два были оставлены на запчасти. Так как уже было ясно, что проект придется закрывать и производство останавливать. С 1973 по 1975 в авиакомпаниях шла подготовка к запуску самолетов на коммерческие рейсы. Разрабатывалась технология сервиса на борту, готовился персонал.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1716636/pub_5d44a840d7859b00add38659_5d44af0b118d7f00adcda58f/scale_1200
В это время Конкорды совершали рекламные турне по миру, поражая своей красотой любопытствующих. 21 января 1976 состоялся первый, долгожданный коммерческий рейс с пассажирами по маршруту Лондон-Бахрейн. В тот же день Air France отправила рейс на Конкорде из Парижа в Дакар. И с этой даты сверхзвуковой Concord стал флагманом французского и британского национальных перевозчиков. Гордостью авиастроения этих стран. А так же символом роскоши и скорости на трансконтинентальных перелетах.

Все перечеркнул жаркий вечер 27 июля 2000 года. Чартерный рейс AFR 4590 вылетавший по маршруту Париж — Нью-Йорк. Самолет был зафрахтован крупным туроператором и на борту, помимо 9 членов экипажа, граждан Франции, находились 100 туристов из Германии. Немецкие пенсионеры, купившие тур по Карибам на лайнере Дойчеланд.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/168601/pub_5d44a840d7859b00add38659_5d44af5be4f39f00af427fc2/scale_1200
В 16.42 Конкорд готовился к взлету по 26 ВПП аэродрома. За 4 минуты до катастрофы, по той же полосе взлетал пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-10 авиакомпании Сontinental Airlines. Как выяснилось в результате расследования, во время разгона у DC-10 от двигателя оторвалась титановая пластина, защищающая реверс от износа. Для DC-10 существенных проблем это не доставило, но отлетевшая деталь, оставшаяся на полосе и стала основной причиной той трагедии, которая потрясла весь мир и привела к катастрофе «самого надежного самолета в мире».

При разгоне Конкорд наехал на титановую пластину, которая пробила резину шасси и покрышка лопнула. Один отлетевший фрагмент попал в крыло самолета, пробил обшивку и вызвал утечку топлива, второй кусок покрышки перебил электропровод и вызвал короткое замыкание. Вытекающий из бака керосин моментально воспламенился от искр и превратил самолет в горящий факел. Пожар на разгоняющемся по полосе Конкорде был замечен диспетчерами на вышке, они доложили экипажу, но самолет уже было останавливать поздно. Слишком большую скорость он набрал. Командир принял решение вернуться на землю после взлета, но пламя было настолько сильным, что система пожаротушения с ним справиться не смогла. Огонь вывел из строя два двигателя из четырех. Конкорд стал неуправляем и через 2 минуты после взлета рухнул на маленький отель «Hôtelissimo Les Relais Bleus», приблизительно в двух километрах от аэропорта.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1873797/pub_5d44a840d7859b00add38659_5d44af781d656a00ad80aa01/scale_1200
Погибли 4 человека на земле и все, находившиеся на борту сверхзвукового Concorde. 9 членов экипажа и 100 пассажиров. Расследование катастрофы, которое проводили несколько лет, показало, что самолет на момент происшествия был абсолютно исправен и катастрофа вызвана роковым стечением обстоятельств — крупные фрагменты покрышки шасси отскочили крайне неудачно. И вызвали одновременно короткое замыкание и разлив топлива. Экипаж действовал профессионально и слажено, пытаясь сохранить самолет и жизни пассажиров. Но обстоятельства оказались сильнее.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1247665/pub_5d44a840d7859b00add38659_5d44af99f0d4f400af0a7e0a/scale_1200
И все же, был одной из причин этой катастрофы и человеческий фактор. В 2010 году в городе Хьюстон (США) перед судом предстал 42-летний механик авиакомпании Continental Airlines Джон Тейлор. Расследование показало, что именно он плохо, всего на один болт, закрепил ту самую титановую деталь, которая отвалилась на ВПП при разгоне DC-10. Тейлор был приговорён к 15 месяцам лишения свободы условно и выплатил штраф € 1700.

Continental Airlines, в свою очередь, выплатила авиакомпании Air France штраф € 170 000 и компенсацию € 850 000.

А Air France - более 100 000 000 евро в качестве компенсаций - родственникам погибших.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1350031/pub_5d44a840d7859b00add38659_5d44afb46f5f6f00aeae602f/scale_1200
После этой страшной катастрофы, желающих купить билет на Конкорд значительно поубавилось. Даже расследование, доказавшее безопасность и надежность самолета, не смогло вернуть доверия пассажиров. Этот спад интереса еще и совпал с очередным скачком цен на нефть в 2003 году.

И обе авиакомпании, и British Airways, и Air France решили распрощаться с легендарным самолетом. В принципе, решение не было шокирующим для общественности. Эксплуатация Конкордов началась в 1975 году и должна была закончиться в 2005. 30 лет - ресурс данного воздушного судна. Но в связи с трагическими обстоятельствами, пенсия суперсоников пришла на 2 года раньше. И все оставшиеся 13 самолетов ушли на заслуженный отдых. Экспонатами в музеи авиации в разные страны мира.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/916951/pub_5d44a840d7859b00add38659_5d44afed1ee34f00ae9d1bee/scale_1200
Так и закончилась эра самого успешного сверхзвукового лайнера, 27 лет перевозившего пассажиров через Атлантику всего за 3 часа полетного времени. А вместе с ним - и эра сверхзвуковых пассажирских перевозок.

0

28

Boeing 737 JT8D,Ту–154, McDonnell-Douglas DC-9 и Airbus A310. Почему эти самолёты считаются самыми опасными?

https://zen.yandex.ru/lz5XeGt8f/1xxh4o024/3a8c62jpwg/V457Zjx_aLvqVSutkO-VAvECrLczLiZPetge0NJhtg91WPxrc_8bKSu6srIReydbnOvHeYkg50FRnhltTNXbMUSecXlxLyjrpwBuu-G3lUi5SvjrYHg6WSOOXM-FZaQTPwvxBSK_C2V74OLVEHwhRMzx3U7EBbRiA-sMPA-zry1OizcedFR0ld9wKajnxqk-pjidgBYFFS5NyBmsxXSIeGdH10Bx3hxSY-rwxmY-Vhqv9fxT3TK7VwjrPh8VlacSUrc3LXZcdLL9QA#DSD
В этой подборке я собрал самолёты, о которых можно сказать многое, если знать их историю. Они одновременно приносили людям пользу, однако при этом до сих пор считаются самыми опасными лайнерами в мире.

Начнем по по порядку:

Ту-154
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1921148/pub_5d9f11d8433ecc00b161947e_5d9f1b0b8d5b5f00b0d8e46e/scale_1200
Знали ли вы о том, что на общее количество летных часов (1 041 000) у Ту-154 приходится одна авиакатастрофа?
В настоящее время Ту-154 почти не летают, однако в период СССР данный самолёт являлся одним из популярных. В период с 1975 по 2016 год был потерян 71 самолёт. В основном, причиной потери являлись внутренние неисправности (проблемы с проводкой и т.д.). Ту-154 пытались угнать тридцать раз, а в результате инцидентов судьба 3000 человек изменилась раз и навсегда.

McDonnell-Douglas DC-9
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1658056/pub_5d9f11d8433ecc00b161947e_5d9f1d29ecfb8000ae1cc3e8/scale_1200
У данного самолёта одна катастрофа приходится на 1 068 700 летных часов.
В период с 1966 года по 2008 был потерян 101 самолёт. Выпускать данную модель прекратили в 1982 году, однако в странах третьего мира он всё ещё летал. У него отказывали двигатели, экипаж также не справлялся со своими задачами.
Однажды, во время неприятного инцидента с самолётом произошло чудо: выжила стюардесса, упав с высоты 10 160 метров! Имя её - Весна Вулович. Этот случай произошел в 1972 году.

Airbus A310
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1874839/pub_5d9f11d8433ecc00b161947e_5d9f1f48e4f39f00b228bc79/scale_1200
На 1 067 700 летных часов приходится одна авиакатастрофа.
В настоящее время мало используется крупными авиакомпаниями. В России его перестали эксплуатировать в 2013 году. Очень часто проблемы были связаны с ошибками пилотов, однако были и другие причины. Кстати говоря, как и Ту-154 очень часто подвергался угонам и захватам.
Всего было потеряно 11 самолётов с 1987 по 2015 год.

Boeing 737 JT8D
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/105853/pub_5d9f11d8433ecc00b161947e_5d9f220baad43600adaf594e/scale_1200
На 507 500 летных часов приходится одна авиакатастрофа. Считается самым опасным пассажирским самолётом в мире. В Европе его вообще запретили, так-как у самолёта явные проблемы с безопасностью. Возможно сейчас до их пор летает где-то в Африке. Было потеряно более 200 боингов за весь период их эксплуатации.
Почти во всех случаях, в проблемах, возникающих с самолётами замешан человеческий фактор. Будь это ошибка пилота, или же безответственность инженера, работающего над созданием самолёта - в обоих случаях виноват человек, а не сама машина. Лишь иногда всю вину можно списать на непреодолимую силу в виде погодных условий!

0

29

Почему самолётам запрещено летать над Антарктидой, а над Бермудским треугольником нет: 5 зон над планетой, где запрещено летать

Пилоты гражданской авиации, как и представители других профессий, имеют свои строгие инструкции, касаемые их деятельности. В этих инструкциях прописано все, от внешнего вида пилота, до определенных зон над планетой, где по той или иной причине полеты строго запрещены. Давайте рассмотрим пять мест, над которыми пилотам запрещено летать, а авиакомпаниям прокладывать маршрут для пассажироперевозок и почему.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1112006/pub_5d89d79d028d6800b1430849_5d89de67f73d9d00ae8e5a5e/scale_1200
В Антарктиде не просто совершить посадку на крупном авиалайнере

1. Антарктида
Антарктида, является запретной зоной, для полетов гражданской авиации. Из-за труднодоступности материка, в плане проведения спасательных операций, неблагоприятного климата и отсутствия возможности совершить, в случае необходимости, экстренную посадку, полеты над южным полюсом строго запрещены.

2. Полюса планеты
Северный и Южный полюс, не самое лучшее место для полета авиалайнера. Дело в том, что магнитные полюса земли, способны дезориентировать навигационные приборы авиалайнеров. Отсутствие поблизости аэропортов не позволит совершить экстренную посадку, да и истощенный озоновый слой, в этих местах, приведет к тому, что пассажиры и члены команды получать повышенную долю космической радиации.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1594475/pub_5d89d79d028d6800b1430849_5d89dc241ee34f00aee1d7df/scale_1200

3. Гималаи
Гималаи, также являются неблагоприятным местом для совершения перелетов. В горах, при необходимости, будет проблематично посадить огромный авиалайнер. В случае разгерметизации, пилоты по инструкции обязаны снизить высоту до 3-4 км над уровнем моря, на этой высоте человек сможет дышать самостоятельно, воздух станет более теплый и выровняется давление. Средняя высота хребтов Гималайской горной цепи около 6 км.

4. Диснейленд и Дисней Уорлд (США)
Диснейленд и Дисней Уорлд, еще в 2003 году заплатили огромную сумму, чтобы сделать зону над своими парками бесполетной, делалось это из соображения безопасности, так эти парки посещают более 13 миллионов человек в год. Хотя Дисней заплатил за временное введение ограничений полета над своими парками, оно продолжает действовать до сих пор. Кстати часто, в местах скопления большого количества людей временно вводится режим “no flight zone”.

5. “Зона 51”
Воздушное пространство над Зоной 51, расположенной в пустыне на юге штата Невада, США, существование которой было признано правительством, лишь в 2013 году, является запретной зоной для полетов гражданской авиации. Хотя, это правило зачастую относится ко всем крупным военным объектом.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1950904/pub_5d89d79d028d6800b1430849_5d89dcfbe4f39f00b24d962a/scale_1200

Интересный факт
На карте нашей планеты можно отметить сотни мест относящихся к категории “ No flight zone”, однако самое загадочное, которое казалось бы, должно быть в этом списке по умолчанию, сюда не входит. Мы говорим о Бермудском треугольнике, это место за которым закреплена мистическая слава, из-за череды таинственных исчезновений кораблей, самолётов, в разное время. Однако из-за отсутствия научного подтверждения аномальности этого места, полеты над ним продолжаются, как ни в чем не бывало.

0

30

Как долго может планировать пассажирский самолет при отказе двигателей?

Как показывает практика, одновременный отказ двух двигателей, которые имеют большинство пассажирских авиалайнеров – случай из ряда вон выходящий. Но, какими бы исключительными такие случае не были, они, к сожалению, время от времени происходят. Последний тому пример – недавняя жесткая посадка Airbus A321 на кукурузное поле под Москвой из-за попадания птиц сразу в оба двигателя.

Благодаря аэродинамической форме самолетного крыла, оно способно создавать подъемную силу при движении с определенной скоростью, создаваемой тягой двигателей. При отсутствии тяги самолет продолжает прямолинейное движение по инерции, постепенно снижаясь и теряя скорость за счет лобового сопротивления.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1657335/pub_5d7a192f1febd400c4d6f65a_5d7a1d023d008840f785e0e4/scale_1200

Способность планировать определяется так называемым аэродинамическим качеством (k) – отношению подъемной силы к лобовому сопротивлению. Чем выше аэродинамическое качество, тем больше способность летательного аппарата к длительному планированию. Разумеется, наибольшим аэродинамическим качеством обладают планеры (k~30-50).

Что касается пассажирских авиалайнеров, то их k лежит в пределах 10-15, то есть, они также обладают довольно приличными способностями к планированию. Поэтому в опасных аварийных ситуациях при отказе двигателей самолет может плавно снизиться и приземлиться, если он, конечно, не перешел в сваливание (а это зависит от мастерства пилотов).

Самое долгое в истории мировой авиации планирование гражданского лайнера произошло 24 августа 2001 года. Канадский самолет Airbus A330 с тремя сотнями людей, принадлежащий авиакомпании Air Transat и выполняющий рейс Торонто – Лиссабон, находился над Атлантическим океаном, когда через 5,5 часов полета у него начали последовательно отказывать двигатели.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/105853/pub_5d7a192f1febd400c4d6f65a_5d7a1ba9c7e50c00ad881110/scale_1200
Этот самолет совершил самое долгое планирование в мире

Экипаж включал в себя двух опытнейших пилотов – 48-летнего Робера Пише (КВС) и 28-летнего Дирка де Ягера (второй пилот). Когда в кабине раздалось звуковое предупреждение о низком давлении и высокой температуре масла, пилоты связались с технической службой, которая, не сочтя ситуацию критической, посоветовала внимательно следить за дальнейшей работой систем. После этого система сообщила о дисбалансе топлива в топливных баках.

Командир воздушного судна, подозревая утечку керосина, попросил стюардессу выглянуть в иллюминатор и проверить догадку, но была ночь, и увидеть ничего не удалось. Поэтому было принято решение сесть на ближайший аэродром на Азорских островах. Когда до них оставалось чуть больше 200 км, правый двигатель остановился. Через 13 минут заглох и левый двигатель. Электрогенераторы отключились, лишив самолет электропитания. Аварийная турбина (небольшой выдвижной пропеллер, работающий от набегающего потока воздуха и служащий для обеспечения энергией при нештатных ситуациях) могла обеспечить системы электропитанием меньше, чем на 30%. Вся механизация крыла не работала.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/95163/pub_5d7a192f1febd400c4d6f65a_5d7a19c13642b600ad052cfc/scale_1200
Аварийная турбина

В момент отказа обоих двигателей самолет находился на высоте 10600 метров. Пилоты проявили поразительное хладнокровие и решительность. В катастрофической ситуации они абсолютно точно определили скорость снижения и скорость движения лайнера, лишенного тяги, и рассчитали, что у них в запасе есть около 18 минут, чтобы дотянуть до ВПП.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/118284/pub_5d7a192f1febd400c4d6f65a_5d7a19e6c05c7100ad8ced16/scale_1200
После аварийной эвакуации

A330 подлетел к аэродрому на большой высоте и со скоростью, далекой от посадочной. Для снижения скорости пилоты предприняли несколько поворотов, однако погасить скорость они смогли незначительно. Спустя 19 минут после остановки двигателей самолет сел на полосу со скоростью 370 км/ч с применением экстренного торможения. Несмотря на взорвавшиеся от перегрева шины шасси, самолет удалось благополучно остановить. Ни один человек не пострадал, не считая незначительных ушибов.

Экипаж самолета осуществил планирование гражданского реактивного самолета на рекордно большое расстояние – 120 км! Этому способствовал не только огромный опыт КВС, но и удачные сопутствующие условия в виде хорошей погоды.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1887828/pub_5d7a192f1febd400c4d6f65a_5d7a1a2ae6cb9b00adee62ca/scale_1200
Лопнувшие от перегрева шины

Что касается причины отказа, то, как оно обычно и бывает, всё объясняется пресловутым «человеческим фактором». При замене двигателя на самолете был поставлен гидравлический насос от старой модели, отличающийся только лишь длиной шланга. Казалось бы, ерунда (вероятно, так думал и техник), но в полете от вибраций шланг начал тереться о другой шланг – топливной системы, пока тот не лопнул, и топливо не начало выливаться наружу.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1668923/pub_5d7a192f1febd400c4d6f65a_5d7a1a3b0a451800adff10c7/scale_1200
Робер Пише - командир воздушного судна

Что касается пилотов, то их действия были оценены как безошибочные и высокопрофессиональные. Также они были награждены премией «за самое длительное в истории планирование».

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Гранит науки » Развитие авиации