Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Вторая мировая война » Пилоты-асы Второй мировой


Пилоты-асы Второй мировой

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

От автора: «Как любителя истории авиации, меня давно беспокоила разница в количестве сбитых лучшими советскими пилотами и числом побед, одержанных немецкими асами. Объяснения этому феномену я встречал самые разные, зачастую однобокие, причём как в пользу советских, так и германских пилотов.»
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/fa00e8.jpg
Попробуем же разобраться в реальном комплексе причин такой колоссальной разницы боевых счетов лучших пилотов СССР и Третьего Рейха.

Когда число сбитых превышает число участников

http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/593c9f89df.jpg
Як-1Б
Весна-лето 1943 года. В небе над Кубанью разворачивается одна из самых грандиозных битв в истории авиации: споры о том, что же масштабнее – Битва за Британию или сражение в кубанском небе, ведутся до сих пор. Ожесточённая схватка крылатых машин достигла невероятных масштабов — в отдельные дни в небе проходило до 50 боёв с участием десятков самолётов с обеих сторон. К концу битвы немецкие пилоты отчитались о сбитии 2280 советских самолётов. И ведь это только воздушные победы немцев, а был ещё огонь с земли… Представляете себе масштабы сражения? Аж не верится.
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/464f324f6a.jpg
Воздушный бой в представлении художника
И правильно не верится. Советская сторона потеряла 750 самолётов, среди которых 296 истребителей. В эти цифры входят все потери наших самолётов над Кубанью. Как-то не сходятся данные, согласитесь. Некоторые могут сказать, что в СССР занизили потери, поэтому давайте просто подсчитаем силы сторон.
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/f11fa96a03.jpg
Пикирующие бомбардировщики Ju-87
Немцы сосредоточили на небольшом участке (низовья Кубани, Таманский полуостров, Новороссийск) свой 4-й воздушный флот, насчитывавший более 1000 самолётов – 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. В поддержу этой армаде направили ещё и лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», оснащённые последними модификациями B.f-109 и Fw-190. Кроме того, немцам помогали истребительные эскадрильи из Хорватии, Словакии и Румынии. Основную массу немецких истребителей составили B.f-109 G.
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/845d9a0bcf.jpg
B.f-109 G
Советские силы были несколько скромнее: 900 самолётов, среди которых были 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков. Такое количество техники было достигнуто переброской на Северный Кавказ 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, 282-й истребительной дивизии.
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/4b966166b3.jpg
Ла-5
Более половины советских истребителей составили новые Ла-5, Як-1Б, Як-7Б, имелось значительное количество уже устаревших ЛаГГ-3 и Як-1, имелись американские Р-40 и Р39 (та самая «Аэрокобра», на которой летал Покрышкин) и даже британские «Спитфайры». Таким образом, над Кубанью сражалось немногим более 2000 самолётов с обеих сторон, причём количество истребителей было примерно сопоставимо.
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/0771d98ce4.jpg
Покрышкин на крыле своей «Аэрокобры»
Так каким же образом немецкие асы умудрились сбить самолётов больше, чем участвовало с обеих сторон?

Разница в подходе

http://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/596094e735.jpg
Иван Кожедуб
Вообще, показатели немецких пилотов поражают воображение: самый результативный пилот СССР (да и союзников) Иван Кожедуб имеет 64 подтверждённые личные победы. Прославившийся над Кубанью Александр Покрышкин, второй по результативности – 59 личных побед. Мы не будем упоминать о сгоревшем архиве его полка и личном блокноте с отметками о 89 победах, но… Фактически дебютировавший над Кубанью Эрих Хартманн 8 мая 1945 года записал на свой счёт 352-ю личную победу.
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/3676ea238e.jpg
Эрих Хартманн
Нет, конечно же сравнивать количество воздушных боёв советских и немецких пилотов глупо: Хартман провёл 802 воздушных боя, Кожедуб же «всего» 120, так что боевая эффективность советского аса всё ж повыше. Такая разница в количестве боевых вылетов объясняется разными подходами к использованию своих ВВС со стороны советского и германского командований: Люфтваффе использовали своих пилотов весьма интенсивно и дни с шестью боевыми вылетами для немцев были обыденностью. Немецкие эскадрильи постоянно меняли место базирования и оказывались ровно там, где это необходимо.
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/f2a504ba6b.jpg
Строй FW-190A
В советских же авиачастях лётчики выполняли до 3 вылетов в тяжелые дни (хотя, конечно, те же Покрышкин с Кожедубом в дни тяжелых боёв совершали по 5вылетов), а эскадрильи были как бы «привязаны» к наземным частям, поэтому советские лётчики взлетали при возникновении необходимости на их участке фронта. Самолётов и пилотов у СССР хватало, поэтому Кожедуб с Хартманом за примерно один и тот же временной промежуток совершили совершенно разное количество боевых вылетов (не путать с боями) – 330 и 1525 соответственно. Естественно, немцы получали боевой опыт куда интенсивнее советских лётчиков.
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/be7bf82200.jpg
Учебно-тренировочный Як-7УТИ
Подготовка пилотов тоже весьма и весьма отличалась. Так, молодой советский истребитель к моменту прибытия на фронт в лучшем случае имел тридцать с небольшим часов налёта, из которых на боевую технику приходилось меньше 5, немцы же умудрялись налетать только на тренировочных самолётах по 400 часов. Только вот всё это не объясняет сбития двух с лишним тысяч самолётов над Кубанью.
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/27f3408101.jpg 
Сбитый МиГ-3 (сбит не над Кубанью)
Справедливости ради стоит отметить, что официально немецкое командование заявило о заметно меньших потерях СССР над Кубанью: более, чем 1300 машин, из которых зенитки поразили примерно 300. Но ведь эти цифры всё равно больше, чем имелось у Советского Союза на том участке фронта… Как же так?

Бумага всё стерпит

Даже во времена Второй мировой воздушные бои проходили на огромных скоростях, часто самолёт противника «подставлялся» под выстрел лишь на несколько мгновений, постоянно менялась высота боя и положение всех его участников. От пилота требовались огромная выносливость, превосходная реакция и постоянный контроль пространства вокруг себя. Естественно, пилоту было не до попыток отследить, когда и куда упадёт поражённый им самолёт противника. Удача – если враг разваливался в воздухе, тогда однозначно сбитый. Но куда чаще противник просто резко терял высоту и входил в штопор. «Сбил!», – думал пилот и выискивал нового противника. Ну а «сбитый» выходил из штопора и отправлялся на свой аэродром.
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/466512f0b7.jpg
Естественно, в сбитые записывали, в том числе, и просто повреждённые, вышедшие из боя самолёты. Просто потому, что искренне считали их сбитыми. Только и такое заблуждение не объясняет столь огромной разницы между заявленными и реальными цифрами.
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/f68b93b9a2.jpg
Повреждения не помешали сесть этому Ил-2
Зато свою лепту в наш список вносит ещё одна причина: приписки. Да, немецкие штабы разбирались с этими приписками, сократив число побед над Кубанью в два раза. Да и не единичный это случай, а, скорей, систематический. Так, в середине мая немецкие пилоты за два дня отчитались о сбитии 112 советских самолётов, однако реальные потери оказались меньше – 34 самолёта. Завышение в 3 с небольшим раза. При этом за 14 мая на 2 немецких самолёта, по словам их пилотов, пришлось 15 сбитых – Герман Граф одержал 6 побед, Адольф Дикфельд – 9. Как боезапаса хватило – одному Богу известно. Наверное, ему же известно, откуда взялись лишние сбитые.
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/112f519ade.jpg
Воздушный бой над Тихим океаном
Только вот дела у немцев на Восточном фронте шли всё хуже и пропагандисты вовсю старались создать картину могущества слабеющей немецкой армии. Лётчики – элита воинского сословия Третьего Рейха, как нельзя лучше подходили на роль героев, вдохновляющих фольксдойчев воевать за фатерлянд. Каждый пилот на свой сбитый самолёт должен был заполнить анкету из 21 пункта, в которой описывались обстоятельство боя и подтверждения свидетеля. К ним прикладывалась плёнка фотопулемёта. Собственно, фотопулемёт фиксировал попадание, а по записи сбитых в паре «ведущий-ведомый» существовало простое правило – записывать групповую победу на чей-то счёт. Вот и получалось, что часто немецкие пилоты записывали в личные победы факт попадания по самолёту противника.
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/1352b73ab2.jpg
Кадры фотопулемёта
В СССР, стране крайне бюрократической, приписки тоже существовали, но записать себе сбитый советскому пилоту было куда сложнее: требовались показания свидетелей, фиксация фотопулемётом и показания с постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Кроме того, групповые победы так и оставались групповыми, ведь установить, чья пуля или чей снаряд стали роковыми для противника было, чаще всего, невозможно. Правда, и эти меры не помогали дать реальной картины, но, всё же, советские данные получались куда объективнее и, в целом, боевые счета наших лётчиков (не считая, естественно, асов) мало отличались от американских или британских. У тех же американцев лучшим был Ричард Айра Бонг – на его счету 40 самолетов, счета лучших британцев ещё ниже.
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/53d70fac63.jpg
Ричард Айра Бонг

Победил не значит сбил

Стоит отметить ещё один примечательный момент: Рыцарский крест давали за 40 побед. Гельмут Лент (всего 113 побед)получил крест за 16 сбитых самолётов. Ганс Ябс (всего 50 побед) – за 19. Это что же, награды авансом? Немецкое командование видело будущее? Но почему тогда Германия проиграла? Загадка…
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/c0170f23cd.jpg
Герман Геринг и немецкие асы
Разгадка кроется в самом подходе к зачислению воздушных побед немецким истребителям. Именно побед. Естественно, сбитый самолёт – это победа, но победой у немцев считались и другие действия: например, заставить вражеский бомбардировщик сбросить бомбы не дойдя до цели. Собственно, за эти победы немцы ставили определенное количество баллов. Баллы зависели от количества моторов побеждённых самолётов и прекрасно стимулировали немецких пилотов защищать небо Германии: британские и американские бомбардировки не особо мешали производству немецкого оружия, а количество «побед» приравнялось к числу сбитых уже с годами.

Ну а в итоге мы имеем…

http://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/36ce21f687.jpg
Ганс Филипп и лисёнок
Ну а в итоге мы имеем весьма занятную картину: тотальные приписки, трансформацию «побед» в сбитые и пропаганду. Уж в чём, а в пропаганде немцы были настоящими мастерами.
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/6f36d18711.jpg
Одна из немецких листовок
Всё это не умаляет опыта и мастерства германских асов, да и фантастические счета вполне объясняются количеством боевых вылетов на пилота и особенностями подготовки. К вышесказанному можно прибавить и тот прискорбный факт, что из-за отсутствия связи между советскими самолетами вначале войны, 80% наших сбитых лётчиков банально не знали, что находятся под атакой – это делало их довольно лёгкой добычей для немецких истребителей.
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/81bc38997e.jpg
Превосходство немцев обеспечивала и техника – B.f-109 на момент начала войны был лучшим истребителем своего времени и заметно превосходил И-16, составлявший основу советских ВВС в 41-м, ну а новые Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 были плохо освоены и требовали множество доработок. Так, например, в конструкцию поспешно принятого на вооружения Як-1 было внесено порядка десяти тысяч (!) изменений и доработок.
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/d434e51006.jpg
ЛаГГ-3
Однако, всё это не помешало нашим конструкторам создать, в итоге, куда более совершенные машины, сначала сравнившиеся, а потом и превзошедшие своих немецких оппонентов, ну а знаменитое «Внимание, в небе Покрышкин» или столкновение двух эскадрилий – Кожедуба и немецкого аса Вильха, окончившееся со счётом 12:2 в советскую пользу, прекрасно иллюстрирует, чьи пилоты были лучшими на самом деле.
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2018/01/26/1002a728bb.jpg
1-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Дмитрий Борисович Глинка (около 300 боевых вылетов и 50 лично сбитых самолетов противника), Трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб (лучший ас союзников периода Второй Мировой войны, 330 боевых вылетов и 64 лично сбитых самолета противника), Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Павел Яковлевич Головачев (385 боевых вылетов и 26 лично сбитых самолётов противника).
2-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Виталий Иванович Попков (325 боевых вылетов и 41 сбитый самолет противника лично и 1 в группе), Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Андрей Егорович Боровых (475 боевых вылетов и 32 сбитых самолетов противника лично и 14 в группе).
3-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Александр Николаевич Ефимов (222 боевых вылета, 1 сбитый самолет противника лично и 6 в группе, в ходе штурмовок разбил и сжег 9 эшелонов, 47 танков, 28 самолетов и много другой техники противника), Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Анатолий Константинович Недбайло (219 боевых вылетов, 5 сбитых самолётов противника лично, в ходе штурмовок уничтожил 17 самолетов, сжёг 30 автомашин, 16 танков и САУ, разбил десять железнодорожных вагонов, подавил 11 зенитных установок и 6 артиллерийских батарей), Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Василий Ильич Мыхлик (188 боевых вылетов, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике).

Отредактировано Atos (2018-02-07 17:40:03)

0

2

За что аса Покрышкина в разгар войны исключили из партии
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2019/01/89-15.jpg
С весны 1943 года слова «Внимание, внимание, в небе Покрышкин!», звучавшие с немецких постов оповещения, означали безотлагательную необходимость усилить осмотрительность, выйти из затяжных воздушных боев, «охотникам» -- набрать высоту, молодым и неопытным летчикам -- возвратиться на аэродромы.
Не будет преувеличением сказать, что эти слова – один из ярчайших знаков признания летного мастерства и храбрости Александра Ивановича Покрышкина, советского летчика-аса, одного из самых результативных пилотов-истребителей среди летчиков стран антигитлеровской коалиции. Александр Иванович Покрышкин – первый трижды Герой Советского Союза, кавалер  шести орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, четырех орденов Красного Знамени, двух орденов Суворова II степени, ордена Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, ордена «За службу Родине в вооруженных силах СССР». Кроме того, Покрышкин был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» и многими другими. Был Покрышкин награжден и орденами и медалями США, ГДР, Болгарии, Вьетнама, Кубы, Монголии и других стран.

За годы Великой Отечественной войны Александр Иванович Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе. Иногда, впрочем, называют другое количество сбитых Покрышкиным самолетов, некоторые авторы уменьшают их количество, другие, напротив, несколько увеличивают. В настоящее время привести точное число сбитых Покрышкиным самолетов не представляется возможным по ряду причин. Прежде всего, оттого, что не все сбитые самолеты в хаосе войны были должным образом задокументированы, кроме того, Покрышкин иной раз «дарил» сбитые самолеты своим ведомым. Но, как бы там ни было, Покрышкин остается одним из самых великих летчиков-истребителей.

Началось все еще до войны. Александр Покрышкин родился в 1913 году в Новониколаевске (теперь Новосибирск), в семье рабочего. Авиацией он был увлечен с детства. После окончания школы Александр какое-то время работал на стройке, а в 1932 году пошел служить в армию. В 1933 году Покрышкин окончил Пермскую авиационную школу, затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, и в Краснодарском аэроклубе. В ноябре 1938 года он был направлен на учебу в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу, которую с отличием окончил в ноябре 1939 года. В звании лейтенанта А. И. Покрышкин был распределён на должность младшего летчика в 55 истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк в 1940-м году был передислоцирован в Молдавию, город Бельцы.

Покрышкин прошел всю войну, с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945, участвовал в оборонительных операциях в Молавии, на Донбассе, в Ростовской области, в воздушных боях на Кубани, в Крыму, воевал в составе 1-го и 2-го Украинских фронтов, участвовал в освобождении Чехословакии, брал Берлин. Кроме того, в 1943 году в составе 16-го гвардейского авиаполка летал в Иран, чтобы поручить новую технику, поставлявшуюся по ленд-лизу, в боевых условиях испытывал американские самолеты и отечественные новые типы истребителей, начиная с ЯК-1.

Впрочем, эта блестящая военная карьера могла завершиться, не начавшись. И вот почему. Свой первый самолет Александр Покрышкин сбил 22 июня 1941 года. Это был … советский самолет 211-го бомбардировочного полка — легкий бомбардировщик СУ-2. Произошла такая беда по чистому недоразумению. Дело в том, что такие бомбардировщики появились в наших частях перед самой войной и их вид был незнаком истребителям. Вот Покрышкин по недоразумению и принял СУ-2 за вражеский самолет. Будущего аса спас хаос первого дня войны он отделался нагоняем. К тому же пилот нашего бомбардировщика выжил после падения.

Был и еще один момент, который мог стоить Покрышкину не только карьеры, но свободы и, возможно, жизни.

Это было в 1942 году. Покрышкин тогда уже был известен, как отличный летчик, командовал эскадрильей. У него возник серьезный конфликт с командиром полка Н. В. Исаевым. Покрышкин был не просто блестщим летчиком, он был новатором и теоретиком воздушного боя. Сложившуюся к этому времени тактику он считал устаревшей и много работал над более совершенными и современными подходами. По воспоминаниям сослуживцев, он «чертил схемы, делал расчеты, применял формулы, законы аэродинамики дозвуковых скоростей. Летчикам был широко известен его знаменитый альбом типовых атак. Его землянку называли «воздушной академией». Исаев критики устаревшей тактики советской авиации не принимал. Серия конфликтов привела к тому, что Покрышкин был исключен из партии и снят с должности. Более того, однажды имела место стычка в офицерской столовой, на основании которой было сфабриковано целое дело против Покрышкина. Оно было направлено для рассмотрения в военный трибунал. Бог знает, чем кончилась бы эта история, если бы не заступничество комиссара полка и вышестоящего начальства. Дело было прекращено, Покрышкину вернули партбилет и восстановили в должности.

Новаторство Покрышкина заключалось в том, что он отказался от построения боя в горизонтальной плоскости, как это было до сих пор. К этому времени появились новые самолеты, двигатели, увеличились горизонтальные и вертикальные скорости, и возникла возможность «полезть на высоту», как говорили летчики. Формула победы в воздушном бою от Покрышкина имела такой вид: «высота — скорость — маневр — огонь».

Вот лишь один пример применения этой формулы самим Покрышкиным.

12 апреля 1943 года над Кубанью, патрулируя на большой высоте, гвардии капитан Покрышкин увидел две пары «мессершмиттов», которые находились выше его. Это была излюбленная тактика немецких асов: нанести неожиданный удар в спину, и снова скрыться. Но Покрышкин резко взметнул он свой истребитель вверх. Набрав высоту, перевалил его и с пикирования устремился в атаку. Меткая очередь — и один «мессер» пошел к земле.

Еще в момент набора высоты Покрышкин увидел, что пару наших истребителей атакует четверка «мессершмиттов». Он не стал атаковать ведомого сбитого им фашиста, а бросился на помощь товарищам. Ударил снарядами по одному «мессеру», проскочил вниз, развернул самолет и пошел в лобовую на третий вражеский истребитель. Все в этой схватке решили секунды. Покрышки провел три результативные атаки — и каждая своеобразна. Сверху, снизу, лобовая атака — все было. И в каждом положении он находил единственно правильное решение и мгновенно претворял его в действие.

К числу заслуг Александра Покрышкина следует отнести и тот факт. Что это ему принадлежала мысль использовать в качестве посадочной полосы шоссейные дороги. Это сыграло решающую роль в период боев на территории Германии.

После войны А.И. Покрышкин окончил военную академию им. Фрунзе, получил звание генерал-майора авиации, занимал должности в высшем командовании ПВО страны. С января 1972 года он был председателем Центрального комитета ДОСААФ,  с ноября 1981 года -- военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет.

0

3

«Орёл Востока»: что стало c любимым лётчиком Гитлера после войны
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2021/08/4-88.jpg
Ганс-Ульрих Рудель был самым прославленным фашистским летчиком, любимцем Гитлера. Летал на бомбардировщике Ю-87. Немцы называли такие боевые машины «Юнкерсами». Рудель был самым результативным бойцом Люфтваффе, за что был удостоен наивысшей награды Третьего Рейха – Рыцарского креста (полный бант с бриллиантами, мечами и дубовыми листьями).

Помимо этого знака отличия Ганс-Ульрих был награжден Золотой медалью за доблесть, которая являлась на момент Второй мировой наивысшей наградой Венгрии. В послужном списке этого летчика так много наград, что превзойти его смог только рейхсмаршал Герман Геринг. Руделя называли «Орлом Востока».

Биография

Родился летчик в 1916-ом в силезском городке Конрадшвальдау (сейчас это территория Польши). Еще в школьные годы серьезно увлекался спортом, что не шло на пользу его учебе. По окончании средней школы сразу же пошел учиться на пилота Люфтваффе. Затем был призван в армию. За время службы совершил 2,5 тысячи боевых вылетов и уничтожил более 2-х тысяч единиц техники. В этом списке числятся бронепоезда, танки, артиллерийские орудия, самолеты, 2 крейсера, линкор, а также 2 моста.

Основную часть вылетов Рудель совершил на Юнкерсе. После определенного количества вылетов летчик настоял, чтобы в самолете были установлены 2 пушки 37-го калибра. Это сделало его боевую машину крайне эффективной для уничтожения такой тяжелой техники, как, например, танки или бронированные штурмовики. После этого Юнкерсы стали называть Kanonenvogel, что в переводе с немецкого означает «птичка с пушкой». В последний год войны Рудель летал на одномоторном истребителе Фокке-Вульф FW-190.

Особые достижения Руделя

Фашистский летчик уничтожил 9 советских самолетов. Есть версия, что на одном из сбитых им истребителей летал прославленный герой войны Лев Шестаков, погибший в воздушном бою. Сам Рудель тоже бывал неоднократно сбит (в общей сложности 32 раза), но ему всякий раз удавалось выбраться живым из горящего самолета и снова вернуться в строй.

Во время одного из вылетов Ганс-Ульрих был сбит зенитным орудием, и ему при этом оторвало ногу. Во избежание гангрены еще часть ноги ему пришлось ампутировать. Даже лишившись конечности, Рудель продолжал летать и показывать высокие результаты.

Важнейшим его достижением стало уничтожение советского линкора «Марат». Одна из бомб его Юнкерса попала как раз в носовую башню корабля, в результате чего произошел мощный взрыв. «Марат» был затоплен. Взрыв и погружение в воду линкора заснял хвостовой стрелок Руделя, когда самолет выходил из пикирования. Это произошло в сентябре 1941-го.

После войны

После поражения Третьего Рейха многие фашисты скрывались за границей, зачастую - в странах третьего мира. В 1948-ом Ганс-Ульрих Рудель тоже сбежал из Германии, чтобы избежать наказания за свои преступления. Он эмигрировал в Аргентину, а чуть позднее – в Швейцарию. Последние годы жизни провел в баварском городе Розенгейме, где и умер.

Рудель был ярым национал-социалистом. Даже после поражения Германии остался верен своим политическим взглядам и никогда не подвергал сомнению авторитет Гитлера. Несмотря на свое боевое фашистское прошлое, бывший «Орел Востока» достаточно активно участвовал в политической жизни Германии в мирное время. Однажды даже баллотировался в Бундестаг как кандидат от ультраконсервативной партии, но неудачно.

В начале 50-х Рудель издавал политические памфлеты, в которых яростно выступал против разоружения Германии и высказывал горячее желание дальше сражаться с большевизмом. Его взгляды ни на йоту не изменились даже после разоблачения всех преступлений нацистской Германии и процессов против фашистов в Нюрнберге. В гитлеровскую идею «завоевания жизненного пространства для великой немецкой нации» он верил до последнего своего дня.

0

4

Франц-Йозеф Бееренброк: что стало с немецким асом в советском плену
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2021/09/8-14.jpg

Один из самых результативных немецких летчиков попал в плен еще в 1942 году. После исчезновения Бееренброка его сослуживцы решили, что он добровольно перешел на сторону СССР. Мало того, некоторые были уверены в том, что Бееренброк даже сам управлял советскими самолетами. Оказывается, у немцев были веские причины так думать.

Ас люфтваффе

Франц-Йозеф Бееренброк родился в Вестфалии в 1920 году. О ранней биографии Бееренброка нет фактически никаких данных, но известно, что свою военную карьеру он начал в возрасте 18 лет, когда поступил на службу в зенитную артиллерию. Через несколько месяцев будущего аса перевели в авиацию. По крайней, мере именно такие сведения приводит в своей энциклопедии «"Герои" Люфваффе» Константин Залесский. По словам Залесского, после окончания авиационного училища в Штольпе весной 1941 года Бееренброк был зачислен в 12-ю эскадрилью 51-й истребительной эскадры. С 22 июня того же 1941 года, то есть с первого дня Великой Отечественной войны немецкий летчик участвовал в боях на Восточном фронте.

Уже спустя двое суток на счету Франца-Йозефа Бееренброка было 2 сбитых бомбардировщика СБ-2. И это число стремительно увеличивалось. Так, если верить Михаилу Зефирову, автору книги «Асы Люфтваффе», 10 июля 1941 года Бееренброк сбил свой 10-й самолет, а к концу того же месяца – 20-й. К октябрю германский летчик уже мог похвастать полсотней побед, за что и был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Впоследствии Бееренброк удостоился Золотого Германского креста и дубовых листьев к Рыцарскому кресту. И это неудивительно: 100 советских самолетов он уничтожил еще к августу 1942 года. Всего же Бееренброку приписывают не менее 117 побед в воздушных боях.

Немецкий летчик в плену

Однако удача в конце концов отвернулась от Франца-Йозефа. Это случилось 9 ноября 1942 года. В тот день, как пишет в своей книге «Смоленщина известная и неизвестная», Юрий Иванов, в ходе очередного сражения Бееренброк успел отправить к земле 3 советских самолета. Однако в том же бою Ме-109, на котором летал немецкий ас, был подбит. Бееренброк остался жив, но ему пришлось совершить посадку неподалеку от деревни Ляхово, находившейся в 2 километрах от города Велижа Смоленской области. Понятно, что немецкий военнослужащий был взят в плен советскими войсками. Поэтому в тот момент счет боевых вылетов Бееренброка навсегда остановился на цифре 400.

Никто из сослуживцев Бееренброка точно не знал о том, что с ним случилось. Тем не менее большинство из них были уверены в том, что их товарищ перешел на сторону врага. Дело в том, что, как утверждает Михаил Зефиров, немецкие летчики стали замечать, что сразу после исчезновения Франца-Йозефа Бееренброка русские начали использовать те же самые тактические приемы и уловки, которыми прежде  пользовались они сами. Мало того, некоторые германские летчики считали, что Бееренброк нередко и сам усаживался за штурвал советского самолета. Несмотря на то, что никаких документальных подтверждений подобным слухам не нашлось до сих пор, у немцев были все основания так думать.

Бееренброк-антифашист

Если верить Михаилу Габовичу, автору книги «Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа», у Франца-Йозефа Бееренброка только отец был немцем, мать же являлась русской по национальности. Более того, по словам Габовича, Бееренброк даже родился в России. Кстати, кое в чем сослуживцы аса все-таки оказались правы. Как пишет в издании «Небо вторжения. Горячее небо 1941 года» Михаил Кудинов, в 1943 году, будучи в советском плену, Бееренброк совместно с бывшим командиром 51-го армейского корпуса, генералом артиллерии Вальтером фон Зейдлиц-Курцбахом основал антифашистскую организацию «Союз немецких офицеров», которая впоследствии присоединилась к комитету «Свободная Германия».

После победы над фашистской Германией многие члены комитета вернулись на родину, в Германию. Среди них был и Франц-Йозеф Бееренброк. Правда, летчик оказался дома лишь в 1949 году. Впрочем, Бееренброку все равно повезло: он продолжил службу в авиации. По крайней мере Константин Залесский в своей книге «"Элита" Гитлера во Второй Мировой. Кто был кто в Третьем Рейхе» упоминает о том, что после войны Бееренброк служил в ВВС ФРГ. Кроме того судьба отмерила одному из самых результативных летчиков Люфтваффе долгую жизнь. Франц-Йозеф Бееренброк скончался в городе Морсбах, расположенном неподалеку от Кельна, в 2004 году в возрасте 84 лет.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Вторая мировая война » Пилоты-асы Второй мировой