Отъезд всех русских Латвии - скрытая цель правительства?
Латвийский социолог Андрей Солопенко проанализировал для «НьюсБалт» итоги «секретного» опроса на тему - о чём думают нацменьшинства, проживающие в Латвии.
29 08 2014
Четыре месяца назад в СМИ прозвучало сообщение, что правительство Латвии заказало секретное исследование для того, чтобы выяснить настроения, царящие среди национальных меньшинств страны. И вот на днях директор Центр исследований рынка и общественного мнения SKDS Арнис Кактиньш провёл презентацию результатов исследования под названием «Чувство принадлежности к Латвии», проведённое по заказу Государственной канцелярии, где были опрошены национальные меньшинства.
Следуя формальной логике, можно предположить, что это именно то исследование, о котором и говорилось весной, тем более что вопросы, задаваемые им, были как раз посвящены мнениям о событиях, происходящих в Латвии и мире. По закону об открытости информации, данное исследование должно было быть в открытом доступе, и действительно, на сайте кабинета министров это исследование можно спокойно скачать. Не все его результаты были отображены в прессе, поэтому, думаю, будет интересно ознакомиться с ними.
Итак, с 26 мая по 15 июня центром SKDS был опрошен 801 человек от 18 лет, которые по своей национальности не являются латышами. Среди них 68,9% являются русскими, 11,4% – белорусы, 7,2% – украинцы, 5,8% – поляки и 6,6% – представители других национальностей. В тоже время в разбивке по разговорному языку в семье 79,6% разговаривает дома на русском, 9,6% - на латышском, а 8,4% на латышском и русском в одинаковой степени, тогда как 2,2% говорит дома на других языках.
Также 55,3% опрошенных составляют граждане Латвии, 41,4% – неграждане, а 2,9% – граждане других стран. Большинство респондентов (45,4%) проживают в Риге, 32,7% – в других городах страны, а 22% – на селе, что соответствует примерному расселению нелатышей по Латвии. Также как и по возрастному составу, видно, что большинство опрошенных люди в возрасте от 65 лет и старше (22,5%), далее следуют жители среднего возраста – от 45 до 54 лет и от 55 до 64 лет (по 18,5%), затем от 25 до 34 лет и от 35 до 44 лет (16,7% и 15,9% соответственно) и наименее представлена группа людей от 18 до 24 лет (7,9%). Среди опрошенных респондентов 55% – составляют женщины, а 45% – мужчины. Полученные данные по возрасту, полу и территориальному расселению пропорциональны распределению среди всех национальных меньшинств Латвии.
Рассматривая социально-демографический профиль респондентов, уже заметны проблемы национальных меньшинств, большинство которых русскоязычные. Национальные меньшинства стареют, а молодых людей среди них наименее всего. В будущем это может привести к печальным последствиям, не только к сокращению населения, но и к полному их исчезновению. Ведь если не будет молодых, способных к деторождению, то и не кому будет воспроизводить нелатышское население. Также данные доказали, что большинство нелатышей работают либо в частном секторе (42,4%), либо не работающие (43,9%), в общественном секторе заняты только (13,7%). Это понятно, ведь места в госсекторе заняты преимущественно титульным населением страны, а среди нелатышей и занятость ниже и соответственно уровень доходов тоже.
Само исследование получилось разделённым на несколько частей. В первой части, посвящённой чувству принадлежности респондентов, заметно, что большинство опрошенных наиболее остро ощущает принадлежность к своему посёлку/ краю/ городу, где они живут (55,7%), т.е. к своей «малой родине». Далее по ранжиру следуют Латвия и регион (Рига, Видземе, Курземе, Земгале, Латгале), к ним свою очень тесную принадлежность испытывают 50,7% и 47,7% соответственно.
Очень тесную принадлежность к Балтийским странам (13,1%), России (10,6%) или ЕС (8,1%) ощущают значительно меньшее количество респондентов. Интересно, что очень сильная принадлежность к Латвии зависит от возраста, наиболее сильная она у людей от 65 лет и старше (63,1%), тогда как у молодых от 18 до 24 лет она составляет 41,3%, а наименее она выражена у лиц среднего возраста 35-44 лет (36,9%). Тогда как в принадлежности к России хоть и наблюдается примерно такая же тенденция (от 65 лет и старше – 15%; 18-24 года – 6,8%), но среди остальных возрастных групп заметной разницы не наблюдается (9-10%).
В тоже время в принадлежности к ЕС, наоборот наблюдается чёткая возрастная зависимость, чем респондент моложе, тем эта принадлежность сильнее. Исходя из этого, можно сделать вывод, что среди молодых представителей нацменьшинств ощущение принадлежности к Латвии уменьшается, а ощущение принадлежности к ЕС наоборот растёт, что свидетельствует об отчуждении молодых ребят от Латвии в силу многих причин. Поэтому, скорее всего иммиграция молодого поколения нелатышей в другие, более развитые страны ЕС будет продолжаться, что также не будет способствовать сохранению диаспоры в Латвии.
Также при ответе на вопрос «Я согласился бы переселиться жить в другую страну, если это означало бы значительное поднятие уровня жизни», видна та же картина. Наблюдается ярко выраженная возрастная зависимость, когда чем респондент моложе, тем он более склонен согласиться с этим утверждением. Среди молодых в возрасте от 18 до 24 лет таких 76,1%, тогда как среди тех, кому 65 лет и старше только 20%. Что ещё раз доказывает, что молодые представители национальных меньшинств настроены на отъезд из Латвии и менее ощущают свою принадлежность к этой стране.
Следующий раздел исследования был посвящён конкретно сплочению общества, под которым латышский истеблишмент понимает, в основном, знание латышского языка и наличие гражданства. Так что и задаваемые вопросы были как раз об этом. Говоря о знании латышского языка большинство респондентов, ответило, что его в той или иной степени знает. Блестяще знают латышский язык (20,7%); хорошо знают язык (27,6%); удовлетворительно знают язык (27,5%); слабо знают язык (18,8%); почти нисколько или нисколько не знают язык (4,2%).
Тогда как, отвечая на вопрос о планировании получения латвийского гражданства в ближайшие 12 месяцев, абсолютное большинство опрошенных неграждан (80,6%) ответило, что не планирует проходить процедуру натурализации и главной причиной этого они ответили, что «в этом нет необходимости». Уровень желания сдать на гражданство зависит от возраста, молодые неграждане более желают получить гражданство, чем пожилые респонденты. Однако, скорее всего молодым представителям национальных меньшинств оно нужно для того, чтобы уехать из страны. Молодые люди, в отличие от более старшего возраста, по результатам исследования, практически не испытывают проблем с латышским языком, но всё равно желает покинуть страну. Скорее всего, причины здесь кроются в том, что эти молодые ребята, знающие язык и родившиеся в Латвии, не могут реализовать себя, в силу определённых причин, поэтому и думают об отъезде.
В рамках исследования была выяснена степень интереса и информированности респондентов о событиях в Латвии, России, Литве и Эстонии, а также информационные источники о социальных, экономических и политических событиях в Латвии. Половина респондентов регулярно интересуется событиями в Латвии, далее по регулярности следуют события в России (38,6%), тогда как тем, что происходит в Литве и Эстонии регулярно интересуется только 10,5%. Также большинство респондентов считают себя достаточно информированными о том, что происходит в Латвии (68,8%) и России (56,6%). В тоже время о событиях в Литве и Эстонии достаточно информированы только 21,5% респондентов.
Исходя из чего, можно сделать вывод, что события в этих двух Балтийских странах респондентам не интересны, а события в России напротив, вызывают значительный интерес. Наиболее актуальный способ получения информации для национальных меньшинств это телевидение – только 9,1% не использует этот вид получения информации, тогда как радио (40,4%), прессу (45,6%), интернет-порталы (48%) и социальные сети (62,3%) не используют значительно большее количество опрошенных. Наиболее популярный ТВ канал это Первый Балтийский канал из которого преимущественно получают информацию о социальных, экономических и политических событиях в Латвии 47,9% респондентов, далее с чуть меньшим отрывом следует латвийский канал ТВ5 (42,8%). У радиостанций это Латвийское радио 4 (19,5%); газет – «МК Латвия» (23,4%); интернет-порталов – Rus.Delfi.lv (24,8%). То есть все информационные источники, вещающие или пишущее на русском языке, что ещё раз показывает отличающееся языковое информационное пространство, в котором находятся национальные меньшинства Латвии.
Далее последовал открытый вопрос, выделенный в отдельный раздел, посвящённый актуальным проблемам страны. Респондентам требовалось самим без вариантов ответа, назвать три наиболее актуальных проблемы, которые в Латвии следовало бы решить в первую очередь.
Среди них выделяются следующие:
социальная защита и социальная политика (38%),
проблемы безработицы (34,4%),
повышение уровня жизни (26,5%),
здравоохранение (19%),
экономическое развитие (17,5%),
финансовая политика страны (13,8%),
национальные вопросы и проблемы гражданства (13,3%),
регулирование цен и инфляция (12,2%),
проблемы образования (11%).
Удельный вес остальных проблем составляет менее 10%, а респондентов, которые не знают или считают, что проблем в стране нет всего 4%.
Исходя из данных, на первый взгляд можно утверждать, что национальных меньшинств, в основном, интересуют именно социальные проблемы, а национальные являются мене актуальными. В тоже время я бы не стал это утверждать наверняка. Среди опрошенных большинство людей старшего возраста, которым действительно актуальны проблемы пенсий, здравоохранения и повышения уровня жизни. Также именно эти люди, в основном, неграждане, которые не ходят на выборы, а для русских граждан и жителей среднего возраста распределение актуальных проблем может быть другим. К сожалению, данных в разбивке по возрасту нет, так что точно ответить на этот вопрос не возможно.
Следующий раздел был посвящён оценке политической позиции Латвии. Респондентам предстояло дать своё отношение к утверждениям, которые связаны с политической позицией Латвии – было ли Латвии хорошо в составе СССР; будет ли жителям Латвии и самой стране лучше, если она войдёт в Евразийский Союз, а не будет членом ЕС; и угрожает ли политика России независимости Латвии.
По поводу того, что Латвии в составе СССР было довольно хорошо, согласно 60,6% респондентов, и чем они старше, тем согласие с этим утверждением увеличивается. Среди молодых отношение между согласными с этим утверждением (29,8%), не согласными (33,1%) и теми, кто не смог дать ответ (37,1%) разделилось практически поровну. Тогда как среди жителей от 65 лет и старше однозначно преобладает согласие с этим утверждением (74,2%).
Согласие с тем, что людям в Латвии было бы лучше, если Латвия вошла бы в создаваемый Россией Евразийский Союз, а не была бы членом ЕС, выразили 29% респондентов, тогда как 38,3% с этим не согласились. Также, когда респондентов спрашивали, а было бы Латвии как стране лучше, если она вошла бы в создаваемый Россией Евразийский Союз, а не была бы членом ЕС, согласилось с этим только 27,9%, а 39,8%, наоборот, придерживались противоположной позиции. Явной зависимости с возрастом при ответе на эти вопросы не наблюдалось.
В тоже время при ответе на вопрос об угрозе России независимости Латвии большинство (79,1%) было абсолютно не согласно с этим утверждением. Единственной группой, где удельный вес согласных был значительно выше среднего. Это молодые люди от 18 до 24 лет (25,7%), тогда как в остальных возрастных группах он был примерно равен 15%. Данные свидетельствуют, что национальные меньшинства в целом не считают Россию врагом Латвии, но в тоже время быть только в союзе с Россией без ЕС не хотят, хотя значительная часть и придерживается такого мнения.
В целом рассматривая результаты исследования, становится ясно, что мнения национальных меньшинств Латвии, всё же по многим вопросам отличаются, от мнений титульной нации, но не всё так страшно и к кровавым столкновениям на улицах дело пока не идёт. Как сказал на презентации исследования Арнис Кактиньш:
- Есть множество проблем. Но заявлять, что мы все тут «на ножах» и возможна гражданская война – неверно. Нет оснований такое заявлять!
Да, это действительно так, национальные меньшинства не собираются сдавать Латвию России, что так любят заявлять латышские национальные политики. Однако по результатам исследования можно выявить определённые проблемы, которые правительство не замечает, либо не хочет замечать.
Почему среди молодых представителей национальных меньшинств нарастает отчуждение от Латвии и желание из неё уехать? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но искать на него ответ нужно. Эдвин Шноре, баллотирующийся в Сейм по списку радикальных националистов «Всё Латвии!..», не так давно однозначно высказался о желательном отъезде всех русских Латвии. Надеюсь, что он «попал пальцем в небо», а не проанализировал результаты этого исследования и это не является скрытой целью правительства.
Ведь если молодые национальные меньшинства уедут, а пожилые через некоторое время в силу возраста умрут, то мы получим «латышскую Латвию», именно то, к чему так стремятся многие латышские политики. Недопущение этого в руках самих национальных меньшинств, если, конечно, сохранение своего языка и культуры является для них целью.