Джиха́д (от араб. — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Всевышнего Аллаха. Обычно джихад ассоциируется с вооружённой борьбой мусульман против неверных, однако понятие джихада значительно шире.
Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба с собственными недостатками) и малый (газава́т — силовая борьба с кафирами). Джихад является вершиной столпов религии ислама — и продлится, согласно исламу, до конца дней.Джихадом в исламе является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т. д.), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и т. д.
Согласно Корану, каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооруженную борьбу против врагов веры. Джихад это вершина ислама, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины. В период национально-освободительного движения идеи джихада могут быть применены к борьбе против колониализма.
Военный джихад совершается лишь при необходимости: для дачи отпора напавшему врагу. Понятие военного джихада стало основным значением для немусульман и получило у них название «священная война». Однако в исламе нет понятия «священная война», это христианский термин.
Виды джихада:На современном этапе исламские ученые-богословы выделяют следующие виды джихада:
1. Джихад на поле боя. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах называются муджахидами (Моджахед). Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
2. Джихад против своих пороков. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии.
3. Военный джихад (газават). Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объеме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
4. Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, ученость ведет к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству.
5. Джихад посредством распространения истинных знаний об Исламе.
6. Джихад материальными средствами. Этот вид джихада необходим в связи с тем, что многие проблемы в этом мире можно решить при помощи денег, имущества.Некоторые правила военного джихада (газавата):
1. Военный джихад прекращается, когда враг капитулирует.
2. Джихад не может начаться, если мусульмане заключили договор о ненападении с неверными.
3. Во время джихада запрещены действия, приводящие к гибели:
- женщин, несовершеннолетних детей;
- престарелых людей;
- инвалидов и тяжело больных;
- крестьян и наёмных рабочих;
- монахов — людей, уединившихся в молельнях для поклонения, из обладателей писания (то есть, в том числе евреев и христиан);
- Аз-Зиммий (то есть, людей из многобожников, живущих под исламским правлением и платящих подушной налог «джизья»);
- Аль-Муахидов (многобожников, которые заключили с мусульманами договор о ненападении);
- Аль-Мустаманов (многобожников, которым дана безопасность от любого мусульманина).Целью джихада является утверждение истины и устранение всякой несправедливости. Причем джихад не ведется с целью мести, убийства, грабежа или захвата и порабощения различных народов. Его проведение необходимо, чтобы устранить в обществе пороки и восстановить справедливость. Не ведется также джихад для насильственного обращения в ислам. Необходимо лишь создать условия для того, чтобы ислам могли принять те, кто этого пожелает.
В принципе по задумке джихад - достаточно вразумительное и достойное занятие.
Почему в жизни зачастую не так?