Отрицательные герои истории: Распутин – развратный мистик
Он был святым для своих сторонников, в то время как для многих противников -воплощением Антихриста. Всё время, пока он был жив, его считали пророком, насильником, бесноватым, политическим заговорщиком, кудесником, целителем, колдуном и немецким шпионом. Легенды о загадочной жизни сделали его интересной личностью в истории.
12.30 вечера 16 декабря 1916 года Григорий Ефимович Распутин открыл дверь своей квартиры на Гороховой улице в Санкт-Петербурге, направляясь в руки смерти.
Лестница в здании была тёмной, и поэтому он был вынужден предложить проводить в темноте своего гостя, князя Феликса Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон. Они спустились по лестнице, держась за перила. Распутин знал дорогу по памяти, но Юсупов верил, что его глаза видят в темноте. Каждый, кто сталкивался с ним хотя бы один раз, соглашались с тем, что взгляд у него был странным, что он обладает гипнотической властью, что его глубоко посаженные глаза вызывали дрожь. На фотографиях, которые сохранились, Распутин всё время смотрит в будущее с эксцентричностью дьявольского безумия. Однако, по выверту судьбы, этот ясновидящий, которому многие приписывали сверхчеловеческие силы, не почувствовал, что находится рядом со своим убийцей.
В тот час было не очень холодно (два или три градуса тепла), и сверху тихо, молчаливо и равнодушно на город падал снег. Когда они вышли на улицу, их ожидал автомобиль Великого князя, который вёл врач Лазаверт, переодетый в шофёра – ещё один из заговорщиков, задумавших убийство самого влиятельного царского советника в стране, которого цари считали святым, принимали в течение многих часов в Зимнем дворце и в Царском селе, и кого они называли "наш друг" с каким-то нежным и тайным чувством, так характерным для императорской пары России.
То, чем занимался последнюю ночь Распутин, а так же многие подробности его жизни при дворе и его дела мы знаем в деталях из показаний служанок, круга сторонников и некоторых политиков, которые дали показания намного позже перед представителями февральской революции и которые были собраны отделом предварительной прокуратуры в документы Чрезвычайной комиссии по исследованию незаконных актов министров и других компетентных органов при царе. Этот комитет был упразднён большевиками в октябре 1917 года и документы не были найдены до самого 1995 года, когда виолончелист Мстислав Ростропович приобрёл его на аукционе дома "Сотбис" и подарил его своему другу, писателю Эдварду Радзинскому, чья работа "Распутин: жизнь и смерть" является одним из крупнейших исследований, когда-либо произведённых о личности Распутина.
Министр, который привёл его к смерти
В ту последнюю ночь Распутин, известный также как Григорий, Гришка, Гриша, Старец (в русской традиции старцами называют святых и мудрецов) или Тёмный (в полицейских докладах после августа 1914 года), принял у себя дома от 10 до 11 вечера, посетительницу, одну из обычных его поклонниц: "полная блондинка, около 25 лет", как подтвердили его племянница, которая тогда проживала в квартире, и швейцар. Они оставались в пресловутом салоне Распутина, через который проходили заблудшие девушки, фанатки, любопытные дамы сомнительной нравственности, всегда крутившиеся вокруг «посвещённого».
В 12 часов ночи в его квартире появился Александр Протопопов, тогдашний министр внутренних дел - должность почти всемогущая в России в 1916 году. Он пробыл десять минут, но Григорий не сказал ему, что собирается выйти. Протопопов был одним из важных элементов, используемых судьбой, ведущей Распутина прямо к смерти. Министр, чтобы не было каких-либо свидетельств его частых посещений этого дома, приказал команде, постоянно охраняющей Распутина, каждый день после 10 вечера покидать здание. Распутин не знал об этом, и когда вышел в последнюю ночь с Феликсом Юсуповым, то был убеждён, что охрана будет следовать за ними.
Правда же в том, что он шёл беззаботно рядом с тем, кто давно уже участвовал в заговоре с целью убить Распутина. Юсупов был из семьи, самой могущественной после царской в России, такой же, а может и более богатой, чем сам император. Со времён Ивана Грозного Юсуповы владели огромной территорией, позднее - стали важными промышленниками. За триста лет Юсуповы были "тенью" императорской семьи. Феликс Юсупов женился на племяннице царя Александра II великой княгини Ирине.
Хотя в его жилах текла кровь воинственных и жестоких татар, Феликс был скорее трусом. Интересно, что он отказался служить в армии, потому что не хотел участвовать ни в какой войне, в которой ему пришлось бы пролить кровь. В молодости, до его участия в заговорах, жил богатой и чувственной жизнью. С помощью старшего брата Николая (позже тот был убит на дуэли мужем любовницы), он познакомился с чувственными ночами Санкт-Петербурга и Парижа, часто переодеваясь женщиной, следовал по пути двуличной гомосексуальной страсти - страсти, которая останется на всю его жизнь.
Приманка и убежище
Машина, которую вёл врач Лазаверт, остановилась в ночь на 16 декабря на краю двора дворца Юсупова, расположенного на реке Мойка. Феликс и Ирина жили в крыле здания, которое переделали по своему вкусу. Во время реконструкции здания подвал был отреставрирован для воссоздания сцены убийства Распутина. Подвал был с толстыми стенами и небольшими окнами на высоте пола (как указано в исследовании Радзинского, из-за зеркальных игр истории он был отвратительно похож на подвал известного Ипатьевского дома в Екатеринбурге, в котором немногим позже состоялось ночное убийство царской семьи).
Подвал был оформлен в классическом стиле русской столовой. Известны точные подробности сцены, так как они были описаны и опубликованы в Париже Феликсом в мемуарах много лет спустя. Сводчатый потолок и арка, разделяли две части подвала: одна часть была преобразована в небольшую столовую, а другая - в маленькой салон. В стенах были ниши с вазами из японского фарфора. Достали с чердака старые деревянные стулья с кожаной обивкой, чашки из слоновой кости, стенку эпохи Екатерины Великой. Пол покрывал персидский ковёр, а напротив стенки была брошена огромная шкура белого медведя. В центре комнаты стоял стол для гостей. Подвал соединялся винтовой лестницей с комнатами Феликса. На половине лестницы находилась дверь, выходящая в сад, через которую, после того, как остановился автомобиль, и вошли в ту ночь Феликс и Распутин.
Что послужило приманкой, чтобы заманить Распутина, не совсем ясно, для этого, скорее всего, было задействовано много различных компонентов. С одной стороны, Распутин чувствовал себя лестно, потому что приглашение исходило от одного из самых могущественных людей в стране. С другой стороны, как говорят свидетели, такие взыскательные и близкие, как великий князь Николай Михайлович в своём дневнике, что Феликс в этой своекорыстной дружбе использовал эротические приманки и Распутину не был чужда любовь мужчины, то есть - в нём сосуществовали элементы мужественности и женственности.
Наконец Распутин захотел познать прекрасную Ирину, которую Феликс использовал как наживку и к которой "старец" испытывал страсть на расстоянии. Трюк был основан на том, что Ирина нуждается в лечении от предполагаемой болезни психического происхождения. Как мы увидим, Распутин привык изгонять демона похоти через ту же похоть, принять чужой грех через совершение греха так, что затем следовало покаяние и исцеление пациента. Всё показывает, что к концу заговора Феликс рассчитывал на этот вид терапии, и что Ирина должна была также излечиться в ту ночь убийства Григория Ефимовича, крестьянина, пришедшего из Сибири, который в ту эпоху расточительного разгула 1916 года хвастал, что держит Россию "в кулаке".
Сторонники махинации
Распутин, второй слева, пьёт чай с императрицей (сидящей слева), у которой был советником. Фотография датирована 1914 годом
Вот только Ирины в ту ночь в особняке Юсупова не было. Хотя она первоначально согласилась принять участие в заговоре, но вскоре начала сожалеть, и в своих письмах умоляла мужа отказаться от плана убийства. Она осталась дома в Крыму, страдающая от кризиса повышенной чувствительности к боли, который приковал её к постели с высокой температурой, и зловещими предчувствиями войны, крови и боли за страну, как это и произошло позже.
Конечно, когда Распутин спустился в подвал на Мойке, он был убеждён, что племянница царя Александра II была дома, среди обитателей верхнего этажа, откуда доносились голоса и музыка из граммофона с мелодией американской песни "Yankee Doodle". Эта музыка придавала ауру лёгкости, которая не соответствовала обстоятельствам преступления. Врач Лазаверт после того, как припарковал машину, снял грим водителя и встретился в комнатах первого этажа с другими заговорщиками. Там уже находился Владимир Пуришкевич, монархический политик, антисемит, член Государственной думы, который уже произносил пламенные речи против Распутина и царицы Александры Фёдоровны, называя её "немкой на престоле России, чуждой стране и народу". Наряду с Пуришкевичем были лейтенант Сухотин (молодой офицер Преображенского полка), а другой, крупный игрок, великий князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат царя Николая II.
Дмитрий был высоким, дородным и красивым офицером императорской гвардии, спортсменом, который участвовал в Олимпийских играх, охотником до удовольствий и членом закрытого яхт-клуба, который в те дни был центром многих подрывных планов распада страны. Это, несомненно, подходило для фаворита Николая, который, наверное, восхищался их либерализмом и всем тем, чего судьба лишила его самого, сделав не только мнительным человеком с больными желаниями, но и возложив обязанности во времена великих национальных и международных конфликтов.
Дмитрий был женихом великой княгини Ольги Николаевны, старшей дочери царя, но помолвка была отменена после настойчивых усилий императрицы и Распутина. Императрица Александра знала, что двоюродный брат Николая подозревал "старца" и поэтому вызвала скандал, рассказав дочери о гомосексуальных приключениях Дмитрия с Феликсом Юсуповым, а также о его пристрастие к фанатичному пьянству, к бесконечным дракам и разврату. Распутин предсказал, что Дмитрий скоро заболеет кожным заболеванием из-за беспутной жизни, и из-за этого будущий любовник Коко Шанель не заключил удачный брак, о котором уже было объявлено. Эти четверо заговорщиков слышали на лестнице рядом с первым этажом голоса Распутина и Феликса, исходящие из подвала. А те сидели внизу напротив друг друга, энергично общаясь у огня в камине. Чтобы прийти к этой сцене, Григорий Ефимович Распутин прошёл тёмный, загадочный, и почти всегда необъяснимый путь его жизни.