Откровения бывшего шефа пакистанской разведки
http://s03.radikal.ru/i176/1010/1f/59f49b399dc3.jpg
Бывший шеф пакистанской разведки утверждает, что цель новой афганской разведслужбы RAMA - дестабилизировать Афганистан.

Генерал-лейтенант в отставке Хамид Гуль был генеральным директором Межведомственной разведывательной службы Пакистана (ISI) с 1987 по 1989 год. В тот период он плотно работал с ЦРУ в интересах поддержки моджахедов, воюющих против советской оккупации в Афганистане.

Хотя он тогда считался верным союзником Соединённых Штатов, позднее его имя фигурировало во многих полемических публикациях. Он выступал с заявлениями о том, что террористические атаки 11 сентября 2001 года были «внутренней работой». Правительство США обвиняло его в поддержке Талибана, даже предлагая Совету безопасности ООН включить его в список международных террористов.
http://s49.radikal.ru/i125/1010/4c/91a75182085b.jpg
Генерал-майор Хамид Гуль, генеральный директор ISI (крайний слева), с Уильямом Уэбстером, директором ЦРУ, Клэром Джорджем, директором по оперативной работе, и Милтом Бёрденом, резидентом, в тренировочном лагере для моджахедов в Северо-Западной пограничной провинции Пакистана, 1987 год (фото с сайта RAMA.org).

В его эксклюзивном интервью «Форин Полиси Джорнэл», я спросил бывшего шефа ISI, каков его ответ на эти обвинения. Он сказал: «Я бы сказал, что это смешно, так как я работал с ЦРУ и знаю, что они никогда не были так плохи, как сегодня». Он сказал, что «это печально для американского народа», так как ЦРУ должно быть «глазами и ушами» страны. Насчёт обвинений в поддержке Талибана: «Это абсолютно безосновательно. У меня нет контактов с Талибаном, с Осамой бен Ладеном и его коллегами». Он добавил: «У меня нет средств и нет возможности поддерживать их или помогать им».

После того, как администрация Клинтона потерпела неудачу в ликвидации бен Ладена в 1998 году, некоторые американские официальные лица заявили, что бен Ладен был вывезен кем-то в Пакистан, ссылаясь на то, что спецслужбы США могли отслеживать его передвижения через его спутниковый телефон. Советник Национального совета безопасности по вопросам борьбы с терроризмом Ричард Кларк сказал: «У меня есть основания быть уверенным, что бывший шеф ISI мог дать информацию членам «Аль-Каиды» о предстоящей атаке». И кое-кто предполагал, что упомянутый отставной шеф ISI был никто иной как генерал-лейтенант Хамид Гуль.

Когда я пересказал эти обвинения ему самому, генерал Гуль указал мне на тот факт, что он уволился из ISI 1 июня 1989 года, а из армии — в январе 1992 года. «Вы делились этой информацией с ISI? — спросил он. — И почему вы не обвиняете ISI в передаче этой информации бывшему руководителю?». США не проинформировали командующего пакистанской армией Джехангира Карамата по поводу своих планов, сказал он. Так как же он мог узнать о плане, чтобы быть способным предупредить бен Ладена? У меня есть «крот» в ЦРУ? Если так обстоит дело, то им, чем обвинять меня, лучше обратить внимание на ЦРУ, чтобы провести расследование, найти этого «крота». Я думаю, всё это безосновательные обвинения и в них нет правды… А если они чувствуют, что надо свои провалы переложить на кого-то другого, то это они виноваты, а не я».

Генерал Гуль перевёл нашу беседу на тему 11 сентября и войны в Афганистане. «Знаете, моя позиция очень ясна, — сказал он, — «я пришёл к ней по моральным соображениям. И я говорю, что Америка начала свою агрессию без необходимых оснований. Они даже не доказали, что 11 сентября — это дело рук Осамы бен Ладена или «Аль-Каиды». Он сказал, что «в этой истории много вопросов без ответов», приводя в качестве примера тот факт, что не удалось перехватить ни один из четырёх самолётов после того, как выяснилось, что они захвачены. Он спросил как Мухаммад Атта, «который учился управлению лёгкими самолётами в Майами 6 месяцев», мог провести сложнейший манёвр «так аккуратно», чтобы успешно поразить цель (сообщается, что Атта захватил рейс №11 «Америкэн Эйрлайнз», этот самолёт был первым, ударившим в цель — Северную башню Всемирного торгового центра в 8:46 утра). Он также коснулся самолёта, врезавшегося в Пентагон и манёвра, предпринятого пилотом, спланировавшего на несколько тысяч футов в ходе поворота на 360 градусов, прежде чем вспороть свою цель. «И, после всего», - добавил он, - «почему не полетели головы? ФБР, ЦРУ, служба контроля воздушных перелётов — почему они не были привлечены к ответственности?». Описывая работу специальной комиссии по расследованию терактов 11 сентября словами «тень на плетень», генерал сказал: «Думаю, что из американского народа сделали дураков. Мои симпатии на его стороне. Я люблю его. Я ценю его. Я был в Америке несколько раз».

В этом месте нашего разговора генерал Гуль объяснил, почему США и Великобритания перестали предоставлять ему въездную визу. По его словам, после того, как ему отказало Соединённое Королевство, он обратился с письмом к британскому правительству через Высокого комиссара в Исламабаде (глава дипломатического представительства одной из стран Британского Содружества в другой стране Содружества), спрашивая: «Почему вы поступаете так — если я представляю угрозу безопасности, то это парадоксально, исключать меня из вашей юрисдикции. Вам бы лучше арестовать меня, провести расследование, посадить, судить, что угодно. Я имею в виду, что запрещая мне въезд в Великобританию, вы поступаете непонятно». Он говорит, что затем послал второе письмо, предлагая Великобритании прислать кого-нибудь допросить его в Пакистане, если есть вопросы, на которые они бы хотели бы получить ответы. Если США хочет включить его в список международных террористов, то, замечает Гуль, он по-прежнему готов подать запрос на визу. «И я поеду… Если они думают, что что-то со мной всерьёз не так, то чтобы вам не дать мне визу и затем не задержать?».

«Им не хватает характера»

Я перевёл разговор на войну в Афганистане, предлагая обсудить заявленное в качестве цели войны стремление осуществить правосудие в отношении обвинённого в организации атак 11 сентября Осамы бен Ладена. Также в планах было свергнуть режим Талибана, поддержавший действия террористов. ФБР не включает атаки 11 сентября в перечень преступлений, за которые разыскивается бен Ладен. После начала войны, генерал Томми Фрэнкс, отвечая на вопрос о его поимке, сказал: «Мы не говорили, что Осама бен Ладен является целью наших усилий». Председатель Объединённого комитета начальников штабов Ричард Майерс также вскоре заявил: «Нашей целью никогда не было поймать бен Ладена». И сам президент Джордж Буш это подтвердил. Эти сами за себя говорящие заявления, очевидно, учитывают неудачность попыток поймать бен Ладена. Но что, спросил я генерала Гуля, по его мнению, послужило подлинными причинами вторжения в Афганистан, а также того, что США находятся там до сих пор?
«Очень хороший вопрос, — ответил он. — Я думаю, вы точно ухватили суть». Это «принцип войны», - сказал он, - «что вы никогда не смешиваете цели. Потому что, когда вы смешиваете цели, вы теряете в итоге лицо. А в этом случае цели были смешаны. Изначально, надо было поразить «Аль-Каиду», поймать Осаму бен Ладена. Но позже причины для нападения на Афганистан стали явно другими».

Во-первых, говорит он, США хотели «достичь центрально-азиатских нефтяных полей» и «открыть себе дверь туда», что «было желанием американских корпораций, потому как Талибан не хотел сотрудничать с ними в проведении нефтегазовопровода через Афганистан. «UNOCAL» — вот в ком дело (речь об американской компании, поглотившей «Шеврон» - прим. пер.). Они хотели обставить китайцев. Они хотели предоставить более широкое поле безопасности Израилю, и они хотели включить весь регион в это поле. Вот почему они так горячо говорили в то время о «великом Ближнем Востоке». Они перекраивали карту».

Во-вторых, война «была за то, чтобы скинуть режим Талибана, потому что они вводили шариат», или исламский закон, который «в духе этой системы, где бы он ни проявлялся, будет продвигать альтернативную социоэкономическую систему. А они никогда на это не согласятся».

В-третьих, это был поход против «ядерных возможностей Пакистана», что «подразумевалось, но не проговаривалось тогда, а сейчас открыто говорится». Это было причиной, по которой США подписали стратегический договор с Индией и посредником выступил при этом Израиль. «Так что теперь есть определённые узы между Вашингтоном, Тель-Авивом и Нью-Дели»

Несмотря на достижение некоторых из этих целей, «по-прежнему есть вещи, которые пока не сделаны», — продолжает он. «Потому что они пока ещё не победили в войне. Без разницы, что за карты ты рисуешь в своей голове, что планируешь — если не одерживаешь победу на поле сражения, всё это идёт прахом. А это и происходит сейчас с Америкой».
«Кстати, что касается американских генералов, у меня к ним претензии в профессиональном отношении, — добавил Гуль. — Им не хватает характера. Они знают, что работа не может быть сделана, потому что не могут противостоять начальникам. Я не могу поверить, что они не осознают, что смещены приоритеты. Они не могут противостоять людям вроде Рамсфельда и Дика Чейни. Они не могут сказать им. Думаю, они предали американское государство, американский народ. Тут у меня есть претензии к американским генералам. Потому что генерал должен показывать характер. Он должен говорить, что дело не может быть сделано. Он должен противостоять политиканам. Но эти генералы этого не делают».

Возвращаясь к Афганистану, он сказал: «И если они теперь говорят, что с 17 000 человек дополнительных войск они в Афганистане одержат победу, то, даже если удвоить это число, они не победят. Это моё профессиональное заключение. И я говорю это вслух ради американского народа, потому что я друг ему, поэтому я всегда и говорю, что ваша политика ошибочна».

«Гнев подогревают»

Я повернул разговор к теме последствий войны в Афганистане непосредственно для самого Пакистана, к вопросу о возросшей активности экстремистских отрядов в пределах страны, особенно в пограничных районах, где пакистанское правительство ведёт военные действия против «Техрик-е-Талибан» («Пакистанский Талибан»). Я сказал, что это движение, похоже, хорошо спонсируется и снабжается и спросил Гуля, как и откуда оно получает финансы и оружие.

Он ответил сразу: «Конечно, они получают это через границу, через линию Дюранда*, из Афганистана. И Моссад там сидит, и RAW** там сидит, они под крышей ЦРУ. И теперь они создали ещё одну организацию, которая называется RAMA. Существование этой разведслужбы для вас может быть новостью, они решили не афишировать, но она теперь есть — «Военная разведка и аналитика Афганистана». Её помогли создать индийцы и её работа в основном сконцентрирована на дестабилизации обстановки в Пакистане».

Генерал Бисмиллах Хан Мохаммади, бывший заместитель министра обороны Северного Альянса при Ахмадшахе Масуде и начальник штаба Афганской национальной армии с 2002 года, «которого я очень хорошо знаю», сказал мне генерал Гуль — «отправился в Индию несколько дней назад и предложил Индии пять баз: три на восточной границе с Пакистаном, в Асадабаде, Джелалабаде, Кандагаре; одна в Шинданде, около Херта, и пятая около Мазари-Шарифа. Эти базы предложены в интересах новой игры, которая там ведётся». Поэтому, по его словам, несмотря на жёсткую экономию, индийцы продолжили увеличивать свой оборонный бюджет - на 20% в прошлом году и ещё на 34% в этом.

Он также привёл в качестве доказательства стремлений дестабилизировать Пакистан атаки американских БПЛА «Предатор» на Вазиристан, которые «обозлили жителей этого племенного пояса из района Патхан. И этот гнев подпитывается. Этот разожжённый огонь подпитывается через границу индийской разведкой. Конечно, сразу за ними стоит «Моссад». У них нет причин там находиться, но есть много свидетельств, что они там есть. Надеюсь, вскоре пакистанское правительство предоставит общественности некоторые свидетельства против индийцев».

Через несколько дней после нашего разговора с генералом Гулем в заголовках новостей прозвучало, что лидер «Техрик-е-Талибан» Байтуллах Мехсуд был убит в ходе атаки беспилотных летательных аппаратов ЦРУ. Я связался с Гулем и попросил прокомментировать. «Когда Бейтуллах Мехсуд и его бомбисты-самоубийцы атаковали пакистанские вооружённые силы и государственные учреждения, пакистанская разведка регулярно сообщала ЦРУ, где он находится. Трижды — и это по сообщениям американской, западной прессы — пакистанская разведка предоставляла Америке такую информацию, но они не производили атак. Почему они теперь объявили награду за информацию о его местонахождении и убили его? Вероятно, потому что имели место некие секретные переговоры между Бейтуллахом Мехсудом и пакистанским военным истэблишментом. Они хотели достичь мирного соглашения; если вы обратитесь к истории, то всегда, когда кто-либо из повстанцев племенной зоны хотел договориться с правительством, американцы убивали его». Среди других примеров бывший шеф ISI привёл случай, когда американские БПЛА 30 октября 2006 года атаковали школу в районе Баджаура, где должно было быть заключено перемирие. Погибло 82 ребёнка.

«Так что, по моему мнению, — продолжил генерал Гуль, дело шло к какому-то соглашению — может быть, оно уже было достигнуто. Не знаю, у меня недостаточно информации на этот счёт. Но я подозреваю, что Байтуллаха убили потому, что он старался достичь соглашения с пакистанской армией. И поэтому последние 6-7 месяцев не было атак смертников в Пакистане».

«Всё это очень тревожно»

Переводя разговор на вопрос об афганской проблеме с наркотиками, я отметил, что ведущие американские СМИ рутинно обвиняют Талибан в покровительстве торговле опиумом.

Согласно информации комитета ООН по преступности и наркотикам (UNODC), антиправительственные элементы, включающие в себя талибов, но не ограничивающиеся ими, получают относительно малый процент от общего объёма наркоторговли в Афганистане. Два американских разведывательных агентства, ЦРУ и DIA (Drug Information Association - Ассоциация сбора информации по наркоторговле – прим. пер.), сообщают, что Талибан получает от торговли наркотиками 70 млн. долларов дохода в год. Сумма могла бы показаться внушительной, но она составляет всего лишь 2% от общей прибыли наркоторговцев от афганского сырья, согласно информации UNODC, в прошлом году составившей 3,4 млрд. долларов.

Между тем, США объявили новую стратегию борьбы с наркоторговлей: помещая наркоторговцев, связанных с инсургентами (и только наркоторговцев, связанных с инсургентами) в списки на уничтожение. Таким образом, большинство наркоторговцев из перечня целей исключены. Другими словами, США будут способствовать уничтожению конкурентов тех наркоторговцев, которые сотрудничают с оккупационными силами и афганским правительством, облегчая им увеличение доли на рынке.

Я указал бывшему шефу ISI, что афганский опиум идёт в Европу через Пакистан, Иран и Турцию, а также через бывшие советские республики. По утверждению бывшего посла Великобритании в Узбекистане Крэйга Мюррэя, конвои генерала Рашида Дустума, недавно переназначенного Хамидом Карзаем с поста начальника штаба на должность заместителя командующего Национальной афганской армией, будут доставлять наркотики через границу. Родной брат резидента Карзая, Ахмед Уали Карзай, был обвинён в том, что является крупным наркоторговцем. И я спросил генерала Гуля, кто же, по его мнению, главный покровитель афганской наркоторговли.

«Что ж, давайте я Вам расскажу историю афганской наркоторговли», - начал он свой ответ. - «Прежде чем ей занялся Талибан в 1994, или, вернее, до того, как Талибан захватил Кабул в сентябре 1996 года, объём её составлял 4500 тонн в год. А с приходом к власти Талибана этот объём упал в итоге до 50 тонн в их последний год. Это был 2001. Было произведено 50 тонн. (Он повторил это трижды). А в прошлом году общий объём составил 6,200 тонн. То есть, он вырос в 1,5 раза по сравнению с тем, каким был до эры Талибана». При этом он, правда, отметил, что США наградили Талибан за борьбу с производством наркотиков. Свыше 125 млн. долларов, полученных Афганистаном при талибах в качестве гуманитарной помощи, американский госдеп выделил ещё 43 млн. на антинаркотические мероприятия. «Конечно, они совершали ошибки, но они действовали искренне и искали правильный путь. Если бы их вовлекли в нормальные конструктивные переговоры, то это было бы хорошо для Афганистана», — сказал Гуль.

Касаясь того, что последовало непосредственно после террористических атак 11 сентября 2001 года, генерал Гуль сказал, что Мулла Омар неоднократно подчёркивал в ходе переговоров свою готовность выдать Осаму Бен Ладена в любую третью страну для шариатского суда. И это предложение было отвергнуто. «Ко мне приходил посол Талибана в Исламабаде и я спросил его, почему они не проведут расследование по предъявляемым Осаме обвинениям, ведь США угрожают напасть на них. А он ответил, что они сделали всё возможное. Он сказал, что ходил к американскому послу — кажется, это был Милам в то время — и просил предоставить улики. Но он не показал ничего, кроме вырезок из газет. Посол талибов сказал, что этого недостаточно, так как он, бен Ладен, должен предстать перед судом закона. Он предложил судить его в миссии ООН в Кабуле, но по шариату, так как он был гражданином шариатского государства. Поэтому талибы отказывались выдать его немедленно Америке, так как президент Буш сказал, что «хочет его живым или мёртвым», без судебного решения вынеся тем самым приговор». «Если говорить об отказе США от предложения судить бен Ладена в Афганистане или выдать его третьей стране, думаю, это была упущенная ими возможность», — сказал генерал Гуль.

Возвращаясь к теме наркоторговли, Гуль назвал брата президента Карзая Абдул Уали самым крупным наркоторговцем Афганистана. Он также сказал, что наркобароны вовлечены в торговлю оружием, «процветающую» в Афганистане. «Но более всего меня беспокоит то, что используются американские военные самолёты. Вы верно сказали, что каналы транспортировки наркотиков лежат на север через центрально-азиатские республики и часть российской территории в Европу и дальше. Но кое-что отправляется напрямую — военно-транспортными самолётами. Я столько раз говорил в своих интервью: пожалуйста, прислушайтесь к моим словам. Ведь я не посторонняя персона. В Пакистане по-прежнему есть афганцы и они иногда встречаются со мной и рассказывают кое-что. И некоторые из них очень правдивы — я могу судить об этом. И если они говорят, что американские военные самолёты используются для этих целей - то это очень тревожная информация».