Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Политика » Путь Запада и путь Востока


Путь Запада и путь Востока

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

0

2

Project Syndicate, США
http://inosmi.ru/images/23897/90/238979081.jpg
«Арабская весна» и «Западная зима»
28.03.2017
Исхак Диван (Ishac Diwan)

Бейрут — Можно найти множество поразительных параллелей между начавшейся в 2010 году «арабской весной» и событиями прошлого года: референдум о Брексите в Великобритании, избрание президентом США Дональда Трампа, возрождение ультраправых сил в Европе. В каждом из этих случаев прежний порядок пал, а прогрессивные партии оказались слишком слабы, чтобы противостоять возникновению авторитарных и ксенофобских форм управления государством.

В основе арабских восстаний в 2010-2011 годах лежало нараставшее недовольство статусом-кво, и у этого недовольства было множество причин, при этом оппозиция могла принимать как прогрессивные, так и консервативные формы. Представители среднего класса были недовольны утратой достоинства под управлением никому не подотчетной элиты. Молодым людям не нравилось будущее, которое выглядело особенно мрачным в сравнении с ожиданиями поколения родителей. Тем временем исламисты поднимали моральную оппозицию против утраты обществом этических ценностей.

Все это знакомые темы дебатов, которые сейчас идут в странах Запада: здесь растет количество недовольных белых, а также лишившихся привычной работы трудящихся и разочарованной молодежи. По мере того как экономический либерализм постепенно вытеснял старые принципы равенства и социальной солидарности, стали возникать огромные разрывы в уровне богатства, что отрицательно, коррупционно влияло на политику во многих западных странах.

Между тем глобализация и технологические инновации оказали глубоко негативное влияние на определенные слои общества, при этом государство не смогло смягчить этот удар. Сейчас срочно требуется масштабная политическая коррекция, что не в последнюю очередь связано с той смертельной угрозой, которую несет всей планете изменение климата.

Но какой будет эта коррекция, и кто будет ее проводить? Народное возмущение — на улицах и на избирательных участках — пока что не привело к появлению альтернативной модели управления, которая бы обеспечила качественные решения политических, социальных и экономических проблем, охвативших общества стран Запада и Ближнего Востока.

В арабском мире результатом взрыва народного негодования стало свержение старых режимов. Однако прежние авторитарные правители настойчиво работали над уничтожением любых зачатков серьезной оппозиции. В итоге у революций 2010-2011 годов не нашлось лидеров, которые бы могли заполнить возникший политический вакуум. Вместо этого на первый план быстро вышли армии, племена, сектантские группы и религиозные партии.

В Египте произошла реставрация авторитарного правления. Йемен, Сирия и Ливия охвачены гражданской войной. Ливан и Ирак фрагментированы. Страны-производители нефти, пытавшиеся погасить региональный пожар, закидав его деньгами, столкнулись сейчас со значительным дефицитом бюджета. Турция также перешла к режиму правления сильной руки; прогрессивные силы Ирана ослаблены. Один лишь Тунис пока еще занят трудным процессом перехода к демократии; однако даже в этой стране экономические реформы не смогли решить стоящие перед ней проблемы.

Новые авторитарные правители стран Ближнего Востока консолидируют власть, используя тактику «разделяй и властвуй», они провоцируют поляризацию граждан по линии религиозной или иных идентичностей. На фоне растущего ощущения потери личной безопасности многие граждане начинают отдавать предпочтению не обществу, а религиозному сектантству, не гражданским правам, а гарантиям безопасности.

В западных странах политики-популисты, не имея реалистичных планов строительства лучшего будущего, сегодня копируют авторитарных правителей Ближнего Востока. Они побеждают на выборах, разжигая страхи перед «другими» (беженцами, мусульманами, иностранными террористами) и обещая добиться безопасности с помощью силы. Придя к власти, они точно так же начинают консолидировать власть. Демократические институты могут быть устойчивы к правлению популистов; но, как мы уже видим на примере США, этим институтам предстоит серьезное испытание, и они, несомненно, ослабнут, причем еще до того, как испытание закончится.

Параллели наблюдаются и в сфере международной политики. Геополитическая карта Ближнего Востока начинает меняться под влиянием транснационального раскола между шиитами и суннитами (разжигаемого соперничеством между Ираном и Саудовской Аравией), а также внешнего вмешательства в региональные конфликты. Западные лидеры-популисты точно так же действуют против интересов своих стран в отношении Китая, России, Индии, государств Северной Европы, они бросают вызов международному порядку, существующему с 1945 года, не предлагая при этом ничего, что хотя бы отдаленно напоминало реальную альтернативу.

И мы видим неспособность прогрессивных политических сил обеспечить такую альтернативу. Уже во всем мире наблюдается смена доминирующей риторики. Многие люди больше не верят в будущее, формируемое прогрессом, динамичной экономикой, глобальной интеграцией, социальной демократией. Усиливаются более пессимистичные взгляды, согласно которым будущее испорчено глобализацией, вышедшими из-под контроля рынками, глобальным потеплением, а также технологическими инновациями, которые уничтожают рабочие места.

Восстановление оптимизма, как на Ближнем Востоке, так и на Западе, будет зависеть от того, смогут ли интеллектуалы, профессиональные союзы, прогрессивные партии и группы гражданского общества создать единую политическую базу и предложить общее видение будущего. Для этого нужны не просто новаторские решения возникающих проблем, но и заслуживающие доверия средства реализации изменений демократическим путем.

Как минимум эта новая эпоха сопротивления и революций вернула нас к тем проблемам, которые раньше упорно игнорировались и накапливались в тени. Теперь мы знаем, что экономическая политика должна быть заточена на инклюзивность; что материальное потребление надо ограничивать; что демократию надо защищать от тлетворного влияния концентрации богатства и корыстных интересов.

Это, конечно, колоссальный вызов; но если мы сможем четко дать определение проблемам, мы сможем начать действовать. Успех в одном месте станет моделью для всех остальных. В следующий раз, когда миллионы людей пройдут мирным маршем по Каиру, требуя, чтобы их голос был услышан, поводом для этого может стать уже не самосожжение в городе Сиди-Бузид, а бунт в Стамбуле, импичмент президента США, победа прогрессивных партий на выборах в Европе.

0

3

Handelsblatt, Германия

Запад распадается?
27.03.2017
Трансатлантические ценности разрушаются, опасаются Михаэль Хютер (Michael Hüther); Рассел Берман (Russell Berman)

В настоящее время основные направления нашей западной модели общества стремительно теряют никогда ранее не подвергавшуюся сомнениям самоочевидность. Причин для этого множество: правые националисты в западной Европе, левые популисты в южной Европе (партии Сириза (Syriza), Подемос (Podemos)). Но особенно фатальное влияние оказывают авторитарные перемены в отдельных частях восточной Европы, отделение Эрдогана от Европы, срыв Арабской весны и атака Путина на политический порядок, установившийся после 1990 года. Но, прежде всего, сказывается изоляционное развитие в США, симптомом которого является экономический национализм Трампа. Эти факторы давления связываются между собой неизвестным до этого образом.

Ошибается тот, кто считает, что речь идет только о политических интересах и вопросе о соответствующей репрезентации и балансе сил. Явно высказанный откровенный отказ от «трансатлантического запада» (как говорил российский министр иностранных дел Лавров и европейские правые популисты) или неявно содержащийся (критика Трампа свободной торговли и глобализации, а также конституционные планы Эрдогана) являются не только попытками поставить взаимодействие государств на основу, базирующуюся только на власти и интересах, которую мы знаем из истории XIX века. Это намного глубже уходящий отказ от западных ценностей, которые связывают проект Запада с 1776 года исторически и с 1789 года — нормативно: неотъемлемые права человека, верховенство права, разделение властей, народный суверенитет и представительная демократия.

Теперь самоуверенность запада неслучайно так сильно, как никогда раньше, связана с давлением извне и изнутри на нормативный проект запада. В противоположность этому, по-видимому, комфортная обстановка во время западно-восточного конфликта вышла из однозначной и негативной альтернативы. После решения западно-восточного конфликта доминировала наивная самоуверенность запада, заметная в невысказанной безальтернативности собственной модели общества.

Следствием стала двойная невнимательность: во-первых, по отношению к негативным последствиям, присущим западной модели. Во-вторых, по отношению к фактически имеющимся альтернативам, которые давно появились в результате капиталистического открытия Китая, продолжающего оставаться народной диктатурой, и, недавно, из «исламистского проекта». Большой шанс для нынешнего беспорядка, однако, заключается в том, чтобы заново оценить актуальный потенциал и возможности запада и отсюда получить конкретные выводы для преобразования.

Прежде всего, является ли еще канон западных ценностей вообще приемлемым и уместным? Историк Генрих Август Винклер (Heinrich August Winkler) не допускает в этом никаких сомнений: история западного проекта не закончится еще долгое время, так как «взрывная сила идей 1776 и 1789 годов еще долго не будет исчерпана» и «нормативный проект в отношении универсальности прав человека» еще не завершен. Отсюда тогда возникают четыре мощных поля напряжения. Во-первых, кризис управления, возникший в ситуации, когда запад стал целевым регионом для миграции. Какое значение в этой взаимосвязи еще имеет «универсальность человеческих прав»? Проявились глубокие расхождения в готовности принятия развивающихся стран. В то же время обнаружилась относительная слабость в борьбе с причинами бегства, как и провал дипломатии в Сирии.

Должны ли мы перестать ссылаться на выступление Ханны Арендт (Hannah Arendt) «WeRefugees» («МыБеженцы») — эссе о политической самоидентификации беженцев, и занять именно по отношению к перемещению беженцев нормативно согласованную позицию?

Во-вторых, кризис элиты с вытекающим отсюда выводом о том, что типичное для истории запада самопронизывание своими ценностями фундаментально ослаблено. На самом деле необходим «секуляризованный святой», как его назвал экономист Вильгельм Рёпке (Wilhelm Röpke), подразумевая под этим общепринятые образцы для подражания. Сегодня мы говорили бы о политически-культурном классе. Однако эти «святые» пропали у нас повсюду в западном мире.

Это отсутствие заслуживающей доверия элиты идет рука об руку с эмфатическим антиэлитизмом в широко распространенном популизме. Может ли запад без адекватного проблеме обсуждения элит при общественных проблемах уверенно идти своим путем? В-третьих, кризис СМИ: демократия и резистентные к меньшинствам права большинства функционируют только в здоровом «публичном пространстве» (Ханна Арендт), которое служит для обмена мнениями и ведения переговоров гражданского общества. Это предполагает функциональные СМИ и дискурсы, основанные на фактах.

Во времена фейковых новостей, «альтернативных новостей» и «постфактических дискурсов» мы теряем эту основу. Общество распадается на предвзятые сообщества, общее нельзя больше сформировать. Это процесс, который за счет новых технологий и социальных сетей будет только ускоряться. Насущный вопрос: как мы защитим наше публичное пространство?

В-четвертых, кризис легитимности политики вследствие неудержимо растущей бюрократизации, только лишь стратегической работы с общественностью и «далекой от народа» политики. Сюда также добавляется стремление управлять и интегрировать все большие пространства, чтобы противостоять глобальной конкуренции. Вследствие этого центры власти исчезают вдали. Из этого следует рост исполнительной власти в США и «дефицит демократии» в ЕС. Несмотря на глобальные взаимосвязи, существуют веские причины для возрождения принципа субсидиарности.

Ускорение интеграции. Но что означает кризис запада для его экономического порядка, рыночной экономики? Глобализация нашего времени с падением «железного занавеса» приобрела новое качество. В то же время было утеряно осознание того, что эта глобализация, связанная с «историей запада», сама является нормативным проектом. Ускорение всемирной экономической интеграции связано с перспективой создать надежную базу на основе западных ценностей, и стабилизировать ее снова посредством экономических успехов. Нейтральная точка зрения на глобальную рыночную экономику с прицелом на Китай создает серьезное противодействие содействию глобализации на западе.

Свободная торговля и беспрепятственный оборот капитала, необходимые для увеличения благосостояния, могут иметь также и серьезные разделяющие последствия: в соответствии с доходом и в региональном плане. Государства с разумной инфраструктурной политикой — материальной и нематериальной (образование) инфраструктурой — держатся лучше. Дисбаланс в старых промышленных регионах должен быть устранен посредством эффективных стратегий.

Обеднение или отсталость целых регионов и стран не может быть реальностью успешного запада. Эти долгое время игнорируемые последствия глобализации трактовались там, как потеря контроля: подверглись влиянию неизвестных сторонних сил.

Ответы на потерю контроля. Из всего этого следует, что нормативный проект запада не мертв, как утверждал Лавров, а требует ремонта. Только рассказа о западно-трансатлантических ценностях (также как и рассказа об европейской идее мира и процветания) больше недостаточно, хотя он неизменно верен. Он нуждается в применимом к жизни переводе. Это требует ответов на фундаментальные потери контроля в результате глобализации, финансового кризиса и диджитализации.

Вызванный этим в западном обществе кризис идентичности в настоящее время находит только негативные подтверждения изоляции, будь то социально-политическая, или торгово-политическая. Однако речь должна идти о том, чтобы сознательно установить в G20 главенство политики посредством дебатов о в равной степени значимых вопросах регулирования и установления стандартов с помощью обратной связи с нормативной базой рыночной экономики, ее закрепления в западных ценностях.

Кроме того, речь должна идти о том, чтобы реалистично обосновать новые перспективы подъема с помощью дифференцированной региональной политики на западе, которая эффективно борется с актуальными проблемами образования, последствиями разделения и региональными различиями в развитии. Если это произойдет, станет возможным серьезное восприятие моральных обязательств запада миром, там, где они особенно востребованы: в политике развития и политике беженцев. Но это будет по-настоящему возможно, только если приступить к решению социальных проблем дома и создать правдоподобные перспективы подъема.

Рассел Берман является профессором гуманитарных наук в Стэнфордском университете и старшим научным сотрудником Гуверовского института (Hoover Institution).

Михаэль Хютер — директор института немецкой экономики в Кельне.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Политика » Путь Запада и путь Востока