Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Тридцатилетняя война


Тридцатилетняя война

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Нулевая Мировая. Как борьба католиков с протестантами изменила Европу

https://aif-s3.aif.ru/images/015/413/3d1c7ce3877dc0cf6dc0ccb5b6c11f7d.jpg
«Битва при Лютцене, смерть короля Густава Адольфа 16 ноября 1632 года». Эпизод Тридцатилетней войны. Художник Карл Вальбом

24 октября 1648 года подписанием Вестфальского мира завершилась Тридцатилетняя война.

Термин «Мировая война» обычно ассоциируется с XX веком, когда человечество пережило два глобальных конфликта, в которые были вовлечены десятки стран, а счет жертв исчислялся десятками миллионов человек.

Но масштабные войны случались в истории и раньше. Разразившуюся в XVII веке Тридцатилетнюю войну иногда называют «нулевой мировой», потому что по разрушительным последствиям она действительно напоминала конфликты XX века.

Реформация и Контрреформация: спор о вере вел к новой войне

Начиная с X века на территории Европы существовала Священная Римская империя, с XVI века именуемая Священной римской империей германской нации. Это было децентрализованное образование со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Основу территории Священной Римской империи составляли многочисленные германские государства.

Реформация, приведшая к разделению западных христиан на католиков и лютеран, стала причиной ожесточенных религиозных конфликтов, которые на территории Священной Римской империи были урегулированы Аугсбургским религиозным миром 1555 года. Документ признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания.

Мир, однако, получился достаточно хрупким. В Европе набирала обороты Контрреформация — попытка католиков взять реванш, полностью вернув утраченные позиции. Конфликты приводили к десяткам бунтов в различных городах империи. В 1608 году один из вольных имперских городов Донаувёрт, где католики и протестанты имели равные права, был захвачен герцогом Максимилианом Баварским. Захватив город, Максимилиан выставил его жителям огромный счёт на компенсацию своих военных издержек. После того как те не смогли выплатить его, Максимилиан фактически присоединил город к Баварии и в рамках принципа cujus regio, ejus religio запретил там протестантизм. Для организованного отпора растущему давлению католиков протестантские князья на юге и западе Германии объединились в Евангелическую унию. В ответ католики объединились через год в Католическую лигу. Совещательные органы империи были парализованы, а полномасштабная война стала практически неизбежной.

Выброшенные из окна

В июне 1617 года бездетный император Священной Римской империи Матвей (король Чехии под именем Матиаш II) провёл через генеральный сейм решение об объявлении наследником чешского престола своего племянника эрцгерцога Фердинанда Штирийского. Наследник был воспитан иезуитами и считался фанатичным католиком. Это напугало чехов, в большинстве своем протестантов. В марте 1618 года бюргеры и оппозиционные протестантские дворяне собрались в Праге и обратились к императору с требованием прекратить нарушение религиозных прав протестантов. В мае было назначено проведение еще более представительного съезда протестантов, но он был запрещен императором.

В Праге 23 мая 1618 года протестантские дворяне во главе с графом Турном выбросили имперских наместников Вилема Славату и Ярослава из Мартиниц и их писца Филиппа Фабрициуса в ров из высокого крепостного окна в Пражском граде. Удивительным образом все трое избежали гибели. В историю это событие вошло под названием «Вторая пражская дефенестрация» — по аналогии с событиями 1419 года, положившим начало так называемым гуситским войнам.

События мая 1618 года обернулись карательным походом имперской армии в Чехию, с которого и началась Тридцатилетняя война.

https://static1-repo.aif.ru/1/97/1187175/a5a96e8fd240c0229734f2af8bf0a29c.jpg
Дефенестрация габсбургских наместников в Пражском Граде, 23 мая 1618 года

Борьба с переменным успехом

Принято выделять четыре периода Тридцатилетней войны: чешско-пфальцский (1618–1624), датский (1625–1629), шведский (1630–1635) и франко-шведский (1635-1648). Первые два периода сложились в пользу католиков, завершившись в 1629 года изданием Эдикта о реституции, который кардинально урезал права протестантов. Восстанавливались права католической церкви на всё имущество, секуляризованное протестантами с 1552 года — на протяжении жизней трёх поколений. Лишались прав и те, кто честно приобрёл церковные земли, конфискованные ранее. Католической церкви возвращались 2 архиепископства, 12 епископств и сотни монастырей. Эдикт аннулировал законность всех предыдущих решений в отношении церковных земель, утверждая право императора изменять законы и правовые акты по своему усмотрению.

Столь радикальные шаги не только заставили протестантов бороться за свои права с удвоенной силой, но и внесли брожение в ряды католиков, среди которых многие были сторонниками умеренных ограничений. В итоге в третьем и четвертом периодах войны протестантам удалось восстановить свои позиции.

Основу католического лагеря составляли государства, находившиеся под властью представителей различных ветвей Габсбургской династии, а также папский престол, Речь Посполитая. В лагере противников Габсбургов оказались не только протестанты. Например, туда иногда относят и Россию, чью войну с Польшей 1632-1634 годов порой считают частью «Тридцатилетней войны». Ряд государств, в первую очередь Франция, успели, исходя из своих государственных интересов, повоевать за обе стороны конфликта.

https://static1-repo.aif.ru/1/9a/1187174/769c56123ec6b20f0a9686431c4961d3.jpg
Битва на Белой Горе, (художник Питер Снайерс, 1620)

Мир на новых принципах и независимая Швейцария

Несколько попыток остановить войну не увенчались успехом в силу того, что, помимо религиозных вопросов, конфликт породил много территориальных претензий между различными монархами. Лишь в 1641 году были начаты переговоры, которые растянулись на семь лет. В 1648 году был заключен Вестфальский мир — первое в истории соглашение подобного рода, которое не только завершало боевые действия и устанавливало новые границы, но и закрепляло принципы мирного сосуществования. Эти принципы сегодня известны как «Вестфальская система международных отношений». Среди главных принципов:

-приоритет национальных интересов;
-принцип баланса сил;
-приоритет государств — наций;
-принцип государственного суверенитета;
-право требовать невмешательства в свои дела;
-равенство прав государств;
-обязательство выполнять подписанные договоры;
-принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях.

Среди многочисленных территориальных изменений стоит выделить признание в качестве независимого государства, не входящего в Священную Римскую империю, Швейцарской конфедерации, а также признание суверенитета Республики Соединённых Провинций Нидерландов, добившейся независимости как от Священной Римской империи, так и от Испании.

Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (как кальвинистов, так и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществленную до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип cujus regio, ejus religio, вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами.

Восемь миллионов жертв

Последствия Тридцатилетней войны были чудовищными. Территории Центральной Европы, в первую очередь земли германских княжеств, подверглись опустошению. Общие потери на полях сражений, составившие около 700 тысяч человек, не шли ни в какое сравнение с жертвами, вызванными голодом и страшными эпидемиями. Всего за этот период в Европе погибли около 8 миллионов человек. Целые регионы пребывали в запустении. Районы, где боевые действия велись с наибольшим ожесточением, потеряли до 70 процентов населения. В экономике и демографии результаты Тридцатилетней войны сказывались более века.

Наемные армии, переведенные на самофинансирование, по сути, грабили местное население, зачастую не делая поблажек даже единоверцам. Считается, что и термин «мародерство» также возник во время Тридцатилетней войны.

0

2

Тридцатилетняя война — для России «мать родна». Как Европа приняла Москву

https://aif-s3.aif.ru/images/014/259/56b19a216ce9f3b5a2d239a6da2058e7.jpg
Вестфальский мир (картина Герарда Терборха (1648 год)

23 мая 1618 г. из окна канцелярии в Пражском Граде выбросили трёх чиновников Священной Римской Империи. Обошлось, хотя и с увечьями, но без трупов — злосчастные потерпевшие, пролетев около 15 метров, сыграли в кучу навоза. Чешские дворяне-протестанты, учинившие это дело над своими собратьями-католиками, даже не подозревали, в какую кучу навоза совсем скоро угодит вся Европа — именно тот майский день принято считать началом Тридцатилетней войны.

Её ещё иной раз называют «Нулевой Мировой войной», что, наверное, справедливо. В той или иной степени конфликт затронул очень и очень многих, закончившись грандиозным переделом границ и сфер влияния в Европе. Финалом войны стал первый в истории международный конгресс, где изменения были приняты на уровне договора — Вестфальского мира. Этот мир зафиксировал такое до сих пор важное понятие, как государственный суверенитет, установив в Европе «новый мировой порядок».

Главными «смотрящими» за этим самым порядком стали Франция и Швеция, совместными усилиями ушатавшие Священную Римскую Империю, которая до тех пор казалась незыблемой. И разорвавшие солидную её часть «на сотню маленьких медвежат» — независимых немецких княжеств, герцогств и курфюршеств, проредив по ходу дела население германских земель чуть ли не наполовину.

Словом, кровопускание было масштабнейшим. Но самое увлекательное и поучительное во всей этой истории — роль России. Почему-то считается, что европейские дела до Петра I были для нас какой-то непонятной кашей, в которую мы не ввязывались, исходя из принципа «своя хата с краю».

На самом деле здесь куда уместнее другая народная мудрость. «Кому война, а кому — мать родна». Редчайший в нашей истории случай, когда война стала для России если и не совсем «мать родна», то близко к тому. Во всяком случае, выгоды от этой войны были для нас гораздо весомее потерь.

Первая, и самая приятная новость для России была в том, что она по факту начала и развития крупнейшего европейского конфликта внезапно обнаружила себя не «медвежьим углом», не «Тартарией» и не «страной варваров-еретиков». А полноправным участником европейского политического процесса. Более того — желанным и ценным союзником.

Это было невероятное везение. В том самом 1618 г. польский королевич Владислав предпринял поход на Москву и даже осадил город, получив по результатам позорного для нас Деулинского перемирия право именоваться «царь московский». Ещё одна катастрофа вдобавок к совсем недавней Смуте, едва не превратившей Россию в пустыню.

Но тут в Европе что-то сдвинулось. «Большие дяди» в лице главных игроков того времени схлестнулись в нешуточном противостоянии. И в нашу «пустыню», которая и управлялась-то, формально, польским Владиславом, потянулись послы.

Им у нас были рады — ещё бы, практически даром приобрести статус «равного среди равных». Но достоинства не теряли. А уж политические и экономические интересы государства и династии соблюдали жёстко и хладнокровно.

С 1620 гг. в Москву регулярно приезжают шведы — посланники короля Густава Адольфа. Он вторгается в Польшу и Германию, крушит католиков и быстро приобретает статус самого победоносного и опасного полководца этой войны. Но к царю Михаилу обращается кротко и вежливо. Просит хлеба и селитры — хлеба для солдат, а селитры для производства пороха. А ещё льстиво предлагает союз против Польши и вообще католиков: «Моя армия, воюющая в Германии, является не более чем передовым полком Вашего Величества, поскольку сражения идут, в том числе, и с проклятыми папистами — исконными врагами греческой православной веры».

Царь Михаил вступать в войну пока не торопится, но хлеб и селитру милостиво разрешает купить, впрочем, ничего конкретного не обещая: «Если где добудут».

В Москву едут голландцы. Представители Генеральных Штатов, послы Альберт Бург и Иоганн Фелтдриль расшаркиваются перед царём Михаилом за то, что тот «жалует голландских торговых людей и разрешает покупать русский хлеб в трудный военный период». Попутно привозят благодарности и от кардинала Ришелье. В 1630 г. во Франции был неурожай, и если бы не зерно из России, главному игроку Тридцатилетней войны было бы совсем худо.

Едут в Москву и датчане. С ними, правда, происходит конфузия. Датский посол Малтеюл Гизингарский требует, чтобы имя его короля Кристиана IV стояло в грамотах первым, а имя русского царя Михаила — вторым. Такого бесчестья в Москве не допускают. Дании вместо хлебных поставок выкатывают грандиозный кукиш, а самого посла во время приёма оставляют «без скамьи и стола». То есть не угощают и даже не позволяют присесть. А в финале Малтеюл «за упрямство его отпущен обратно в сторону Датскую без грамоты». То есть без ответа. Фактически, пинком.

И все страны, все послы протестантских держав, умоляют Россию немножко повоевать. Хотя бы с Польшей, которая примкнула к их врагам.

Царь Михаил разумно говорит, что с Польшей он воевать всегда готов, но вот материальная часть для войны как-то слабовата. Дескать, Смута была, да и до Смуты европейские державы не отпускали к Москве мастеров военных и промышленных технологий. Нанимать их запрещали, а уже нанятых задерживали.

Внезапно оказывается, что Россия Европу «просто не так понимала». Сейчас уже никто никого не задерживает, пожалуйста, пользуйтесь — весь военно-промышленный потенциал протестантской Европы к услугам Вашего Величества.

И вот уже Россия вербует в Швеции 5 тысяч солдат и размещает там же заказ на 5 тысяч шпаг и 10 тысяч мушкетов — шведских, лучших на тот момент во всей Европе. Голландцы Андрей Виниус и Пётр Марселис организуют в Туле железоделательные мануфактуры. Прославленный немецкий мастер-литейщик из Нюрнберга Ганс Фалькен льёт пушки для царя Михаила в Москве. Шотландец Александр Лесли, немец фон Дамм и француз Шарль де Эбер рыщут по Дании, Голландии и германским землям, нанимая солдат и офицеров для новой русской армии — «полков иноземного строя».

К сожалению, окончательно отвертеться от участия в войне России в тот раз не удалось. Попытка напасть на Польшу и отвоевать у неё Смоленск в ходе кампании 1632-1634 гг. окончилась не тем, чем ожидали. Удалось вернуть только городок Серпейск, да заставить польского короля Владислава отказаться от титула «царя московского».

Но даже это можно расценивать как победу. Хотя бы по той причине, что Вестфальский мир, завершивший Тридцатилетнюю войну, требовал гарантов соблюдения договора. Одним из таких гарантов стала Россия, вошедшая, пусть пока и не на первых ролях, в «концерт» европейских держав.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Тридцатилетняя война