Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Османская империя


Османская империя

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Балканская Освободительная… или Путь на Голгофу

О положении славянских народов в Османской империи, конечно, знали в России лучше, чем в странах Западной Европы, но даже здесь не сразу поверили в то, что творилось в Болгарии после подавления там в 1876 году антитурецкого восстания… В Петербурге было получено письмо экзарха Болгарской церкви Антилы:

«Если Его Величество Всероссийский император не обратит внимания на положение болгар, не защитит их теперь, то лучше их вычеркнуть из списка славян и православных, ибо отчаяние овладело всеми». Было убито тридцать тысяч человек, не принимавших в восстании никакого участия, даже подчас и живших вдали от мятежных районов; судьба многих тысяч семей беженцев оставалась неизвестной.

И уже ко всему русскому народу воззвал патриарх болгарской литературы Иван Вазов:

Народ зовет единокровный:

К своим приди.

Что предначертано — исполни,

Завет великий воплоти!

Завет о спасении московцами записан в древней «Истории славян и болгар» Хелендарского, его в Болгарии, по словам поэта, «одно поколенье другому вручало». Однако… Истинно, что настоящий поэт пророк: в следующем стихотворении Вазова — и радость при виде «московцев», и тревога за них, печаль:

То сильная Россия пришла на

бранный пир

Во времена лихие —

Чтоб кровью, как Мессия,

Из рабства вырвать мир.

Да, так: «…кровью, как Мессия»! А название стихотворения — «Голгофа».

С точки зрения «здравого смысла» войны этой не должно было быть… Ни по причинам собственно военным, так как наложенный на Россию державами Западной Европы (после Крымской войны) запрет иметь на своем, Черном море военные корабли утратил силу после позора войн и восстаний тех лет в самой Западной Европе. Ни по причинам территориальным: историческая Россия тогда уже состоялась, включив в свои границы христианское население освобожденных из-под османского гнета юга Украины, Армении, Грузии и Молдавии. Оказывается, «совсем не нужна была нам эта война» и на взгляд тех, кто ныне впал в скуку упреков в неблагодарности… Я имею в виду прежде всего самих болгар. Забыв заветы своих предков о вечной дружбе с русскими, сегодня они вступают в военный блок государств, атомные ракеты которого нацелены отнюдь не на террористов.

Среди всех этих, возможно, и вполне здравых взглядов нам, в большинстве неверующим, трудно понять взгляд наших предков на необходимость этой войны — с христианской точки зрения.

Право защиты православного вероисповедания подвластных Турции христианских народов — жертвенное право! — было завоевано Россией в трех с нею войнах, с 1768 по 1812 год (все три подряд начинала сама же Турция). Стамбул признавал это право лишь в отношении тех народов, которые в результате очередной русско-турецкой войны получали наконец, хотя бы пока и в составе Османской империи, право на автономию. Сначала это были греческий и сербский народы, затем румынский (сербский же народ Черногории, отклонив предложение католической Европы о защите его в случае перехода в лоно католической церкви, пятый век продолжал тогда в своих горах борьбу с турецкими захватчиками).

Нельзя отрицать, что Греция свою независимость обрела не только в результате русско-турецкой войны (1828—1829), нет, в освобождение этой колыбели европейской культуры внесли свой вклад и Англия, и Франция… Но именно Греция, в лице своего первого президента, выступила против начавшегося тогда извращения в глазах европейской общественности роли России на Балканах. В 1830 году, отвечая на упрек австрийского министра Прокеша в «излишних симпатиях к России», Иоанис Каподистрия заявил, что, хотя русской армии и не было в Греции, восставшей против бесправного «членства» в составе Османской империи, свою свободу православный греческий народ обрел главным образом «благодаря русским победам» над этой империей.

Однако в бескорыстие позиции России, выступавшей с середины 70-х годов со все более решительными заявлениями о недопустимости дальнейших притеснений христианского населения Болгарии, Боснии и Герцеговины (по сути, это уже были предупреждения о возможной войне), поверили лишь православные христиане, в том числе, конечно, христиане Восточной Европы… Собственно, если мы в наших разговорах не называем Европой ее российскую половину, значит, до сих пор соглашаемся с тем, как обозначали ее западноевропейские картографы Средневековья — Tatarien… Под именем Tatarien — едва выживала вся восточная (православная) половина христианства, и надо было уже нашему соотечественнику Николаю Чернышевскому подхватить этот отстраненно западный взгляд на ее историю, на сугубо христианское сочувствие русских своим балканским единоверцам, чтобы напечатать в «Современнике» о «недостойных свободы народах»: «Неужели турецкие славяне нуждаются в чьей-либо помощи? Если бы так, они были бы племенами, не заслуживающими ничьего сочувствия, столь же еще недостойными свободы, как индусы».

«Просвещенные мореплаватели» и гибель Павла Первого

Удивительно было для образованного россиянина это нежелание понять истинные цели Запада, якобы охваченного тревогой в связи с «экспансией России на Балканы и в Средиземноморье». Вспомним здесь хотя бы один из эпизодов такой «тревоги».

…Явление на Средиземноморье не столько военных, сколько купеческих российских судов встревожило Англию еще в XVIII веке: к доминирующей здесь роли своих торговых компаний она уже привыкла. Еще бы, конторы российских купеческих товариществ, специально создаваемые для «южного негоциантства», появились в Москве, Петербурге, Варшаве, Киеве, Туле, Нижнем Новгороде, Ирбите… Значит — было что им, российским купцам, везти в регион, в котором «сходились на ярмарку» сразу три континента: Азия, Африка и Европа. Вдруг, в довершение этой английской «тревоги», император России Павел Первый становится протектором Мальтийского рыцарского ордена, и, таким образом, Мальта (а ее еще со времен финикийцев считали ключом ко всей средиземноморской торговле) должна была перейти под российский протекторат. В энциклопедических справках о Павле Первом, даже в самых кратких, непременно речь о его «самодурстве»!

Да, этой чертой характера Павел первый не был обделен, но проявлялась она прежде всего в отношении тех, все еще занимающих высокие должности екатерининских вельмож (как правило, англоманов, членов масонских лож), исходящую опасность от которых Павел чувствовал, что называется, кожей… Именно их руками английская агентура убила не только самого русского императора и завязавшуюся тогда дружбу с наполеоновской Францией, но и всю столь важную для России средиземноморскую торговлю. Сама Мальта была захвачена англичанами под предлогом «прекращения волнений среди местного населения», обычно в таких случаях и провоцируемых английской агентурой. Под этим именно предлогом после убийства в 1831 году греческого президента Иоаниса Каподистрии вмешались англичане во внутренние дела Греции — и был совершен (разумеется, «руками самих греков») государственный переворот, в результате которого вместо дружественной монархической России республики в Греции была установлена монархия, политически сориентированная на Запад. И опять общественное мнение в странах Западной Европы, или, как они тогда гордо именовали себя, в «шестой великой державе», ничего предосудительного для Англии в этом событии не увидело: «просто» оно страну Древней Эллады желало лицезреть в «клубе западных держав». Но ведь Греция также и прямая наследница великой культуры Византии — и в национальном, и в географическом отношении…

Нет! Известно, как решительно выступил Запад против возвращения Европе такого центра православного греко-славянского мира, каким был (и мог стать опять) Константинополь. И уже на случай «новой Крымской войны» стали готовить «державу общественного мнения»: внушать ей тревогу о привнесении Россией в жизнь балканских народов «собственных деспотических порядков» (видимо, «порядки» Османской империи показались более предпочтительными). Например, обвинения в «жестоком гнете российской цензуры» эта «держава» выдвинула на полвека раньше «безгрешных» в этом отношении советских обвинителей… Однако в связи с титулованием последними некоторых русских литераторов (Чернышевского, Писарева, Салтыкова-Щедрина, Добролюбова) великими демократами возникает вопрос: как же они стали ими под таким гнетом? То есть, разумеется, никакая цензура не могла «разрешить», например, такие ходившие тогда в списках стихи:

Иди и гибни безупрёчно…

Умрешь не даром — дело прочно,

Когда под ним струится кровь!

Англичане одобряют убийство русского генерала

…Еще бы разрешить призыв к таким «делам»! Одни только содеянные революционер-боевиками взрывы поезда, в котором должен был ехать Александр Второй, и царского дворца унесли десятки жизней. Другой же литератор, Сергей Кравчинский (под псевдонимом Степняк-Кравчинский известен как автор романа «Андрей Кожухов»), не довольствуясь пропагандой— переложением в сказочной, «для народа», форме «Капитала» Карла Маркса (русское издание «Капитала» свободно тогда продавалось в книжных магазинах), зарезал коварно, отнюдь не на дуэли, человека (генерала Мезенцева), бежал на Запад… И вот как по этому поводу высказалась лондонская газета «Крисчен уордл»: «То, что называется преступлением у нас, нельзя таковым считать в России, там это лишь вид патриотического духа народа, который не в силах больше терпеть злодейства тиранов».

То есть все понятия о человечности и уголовных преступлениях уместны лишь в «нашей Европе», а там, в Tatarien, хороши все средства для достижения цели… Цель же тогда западных правительств была не допустить Болгарии в качестве самостоятельного государства, а когда оно все же им стало — сделать все, чтобы не было оно в добрососедстве с Россией, ибо его центральное положение на Юго-Востоке Европы могло консолидировать здесь православные народы, образовать союз дружественных России государств: Болгарии, Румынии, Греции, Сербии, Черногории...

Тем более знаменательным стало покаяние (в 1876 году) английского правительства перед редакцией лондонской газеты «Дейли ньюс» — в связи с преследованием ее за подтверждение фактов, сообщаемых русскими газетами о трагическом положении балканских славян… Это выдающееся в истории западноевропейской прессы событие состоялось благодаря обстоятельствам, первое из которых, личного характера, продолжилось обстоятельством политическим…

Впрочем, прежде чем сказать о главном виновнике этого события, корреспонденте названной газеты Макгахане (американце по происхождению, корифее тогдашней американо-английской прессы), надо отметить, что Соединенные Штаты Америки тогда еще не испытывали ревности к растущему могуществу России (начинается это только к концу XIX века) и потому в борьбе за общественное мнение не прибегали к жупелу ее «антидемократического строя». Больше того. Когда, пятнадцать лет до этого правительственный Вашингтон начал борьбу с Южными штатами за отмену рабства среди негритянского населения (почти сразу после отмены крепостного права в России), Петербург послал ему в помощь Балтийский флот, и российские парусные корабли остановили перевозку из Африки людей для работы на хлопковых плантациях, объявивших себя независимыми от рабовладельческих Штатов. Так что изначально дружественный к России американец Эвид Макгахан после его женитьбы на русской (из дворянского рода Елагиных) не мог не проникнуться сопереживанием русских «турецким болгарам». Последовала его поездка в Болгарию в качестве корреспондента английской газеты (турецкие власти разрешили ее потому, что даже представить себе не могли иного в Англии взгляда на Турцию, ибо всегда и все в мире Лондон рассматривал через призму своей выгоды. Действительно, репортажи Макгахана в «Дейли ньюс» расстраивали геополитические интересы английского правительства, однако митинги в Лондоне и других городах страны в поддержку этой гонимой газеты могли повлиять на итоги предстоящих в скором времени парламентских выборов— отсюда и это спешное правительственное покаяние перед редакцией газеты, и обещание учредить в Болгарии консульство…

Надо сказать, что после такого, чрезвычайного в истории всей мировой журналистики, события и к сообщениям русских газет о положении балканских славян стали на Западе относиться более внимательно, и общественное мнение здесь стало по отношению к России уже не столь враждебно. Французский историк Гленар, хотя все еще и уверенный в «экспансии русских на Балканы», даже пытался «понять русских»: «Все время эти сыны Севера, живущие в стране инея, снегов и льда, стремились на Юг, где процветает растительность, согреваемая животворными лучами солнца».

Более оригинальным можно считать другое соображение этого «европейца-рационалиста» (уже на «тему Российской церкви») о том, что «вероучению Восточного (православного) христианства в гораздо большей степени, чем католическому и особенно протестантскому, свойствен идеализм». В самом деле, не вдаваясь в философскую и литературную категории этого понятия, нельзя не видеть, что под идеализмом западноевропейцы чаще всего подразумевают участие в деле, сомнительном в отношении выгоды. Стоит вспомнить признание Наполеона III о том, что, объявляя в 1859 году войну Австрии в помощь восставшей против ее господства Италии, он, император, «был бы невозможным идеалистом, если бы не знал заранее, что от благодарной Италии Франция получит Савойю и Ниццу».

Что ж, могут сказать: а вы сами, русские?.. Да, призывы к завоеванию «Константинополя» и проливов у нас никогда не стихали. Однако одним только стремлением России к территориальным завоеваниям, пусть и с «сакральным» подтекстом, не объяснишь более чем двухвековую кровавую ее борьбу с Османской империей: мы попросту не могли жизнь угнетаемых османами единоверцев «оставить пока такой, какая она есть»… Так заявил английский премьер-министр по окончании Крымской войны, которую-де Запад вел ради «сохранения общепринятых законов», в данном случае имея в виду необходимость «сохранения целостности Турецкого государства». Как бы забывая при этом, что наши с Турцией войны не только помогли Западу предотвратить дальнейшее поглощение ею европейских территорий, в частности Словении и даже Триеста, но и отвоевать Галицию, Словакию, Хорватию. И вот тут-то, когда уже ни одного католического народа не осталось под владычеством Турции, озабоченная ее «целостностью» католико-протестантская Европа предоставила и дальше томиться в османском пленении народам православным — румынам, болгарам, сербам, черногорцам, македонцам: оставляя их жизнь «…пока такой, какая она есть».

Европейские демократы вооружали башибузуков

И лишь разразившиеся во второй половине XIX века войны и социальные потрясения в самой Западной Европе принудили радетелей «общепринятых законов» к нейтралитету в новом русско-турецком столкновении. Нейтралитет, однако, не помешал западным державам снабдить самым современным оружием Османскую империю, еще тогда включавшую в себя, кроме территорий современной Турции и балканских стран, весь северо-восток Африки и все (в том числе аравийские) страны Ближнего Востока. Со всех этих народов Стамбул жестко собрал налоговые недоимки, обязав экипировать призываемых из них солдат; в ход пошла личная казна султана (многолетние накопления от поступлений десятой части всех налогов); были проданы остров Кипр, принадлежавшая Турции часть акций Суэцкого канала; у Франции взяты кредиты для покупки у германской компании Круппа новых (стальных) орудий, у Франции — ружей, усовершенствованных в ходе последних европейских войн. Российская же артиллерия в большей своей части была еще «медной», а тульские «берданки» значительно уступали в дальности стрельбы. Лучшие в мире французские инженеры-фортификаторы помогли возвести в турецкой части Европы такие крепости-редуты, у которых затем сложат головы многие тысячи русских солдат (только у одной Плевны — двадцать восемь тысяч!..). Под убаюкивающие разговоры о «мирном решении балканского вопроса» Турция отмобилизовала огромную армию, в то время как в России для ведения этой войны была объявлена лишь «частичная мобилизация».

Отношение к грядущей войне стало в России своего рода полем сражения за интеллигенцию — сражения ее революционно-демократического крыла с защитниками государственного строя и религии. О том, как относился к защите «турецких славян» Чернышевский, здесь уже говорилось (см. его статью «Бестолковость народа»), и какой уж тут мог быть разговор о «защите единоверцев» у другого демократа — Писарева, если он «дряхлую религию» своего народа определил в качестве — опять же! — «дряхлых стропил официальной нравственности»… Наши великие демократы боялись, что победа в этой войне, освободительной не только в национальном, но и в религиозном отношении, сплотит народ с Главой Церкви и Государства.

Зато другой русский человек, чье имя в сравнении с названными деятелями вспоминаем ныне гораздо реже (в печати в настоящем году никто не вспомнил о его 180-летней годовщине), Иван Аксаков, сказал об этой войне: «Болгарское государство крещено русской кровью, а потому не должно, да и не может никогда стать русскому сердцу чуждым».

Историк и публицист, поэт и философ, руководитель Славянского комитета, поборник всеобщего духовного объединения славян («папой славян» называли его даже католики Словении и Словакии)! Роль этого русского христианина в том, что именно такое крещение состоялось, была и огромной, и тяжелой одновременно. Ибо тяжел был тот жертвенный крест, который понес русский народ ради спасения болгарского народа. И болгары вполне понимали, какую ответственность берет на себя тот, кто всей силой своего авторитета, принадлежавшего ему в России, призвал русских к этому кресту (поначалу новой войны с Турцией не хотел и сам российский император). А потому с ним, с этим известнейшим тогда во всем мире славянином, средостение (духовное родство) было у них такое, что после войны, когда они было подумали, что сами выберут себе монарха, многие из созданных в Болгарии «избирательных комитетов» выдвинули на занятие престола кандидатуру этого славянина. Разумеется, что это выдвижение не более чем исторический казус, однако заявление будущего болгарского монарха Фердинанда Кобурга о том, что он до конца жизни останется в лоне воспитавшей его Церкви, хотя и «сделало» ему честь как католику, но отнюдь не придало его православным подданным уверенности в решении их проблем… Прямым следствием царствования прогермански настроенной династии Кобургов стало участие Болгарии в Первой мировой войне на стороне Германии и потеря в результате этой войны почти четверти своей территории.

Что же касается Ивана Аксакова, надо сказать, что такие личности, как этот первый общественный деятель России, могут состояться в истории, прежде всего будучи востребованы своим народом, могут «произрасти» из определенного в развитии этого народа времени. Заслуги его как поборника великой крестьянской реформы, его подвижничество в славянском деле, — все в жизнедеятельности этой личности соединилось с удивительным тогда в истории России переплетением двух славянских освобождений — русского крестьянина и болгарского народа.

Еще рядом было время, когда потомственно благородный слой русского общества все никак не мог освободиться от потомственного позора рабовладения. Но если один из персонажей Шекспира считал, что «любое время — время для всего», то совсем не случайно русский поэт Апполон Григорьев возразил: «Время — на все, что происходит!»

Развитие российского общества и российского государства позволяло наконец отменить прежние отношения между землевладельцем и земледельцем. Время освобождения русского крестьянина пришло, оно облегчило души лучшей части российского дворянства.И пришло время освободить других христиан…

Однако и здесь наблюдалось единомыслие наших, отечественных, и западных реалистов: прежде чем вмешиваться во внутренние дела «самодержавно-султанской» Турции, надо, мол, устроить дела у себя дома, в «самодержавно-царской» России.

Что ж, пусть этот спор остается открытым до сих пор. Спор о том, насколько решение России вмешаться в трагедию иностранных христиан опередило решение ею собственных внутренних проблем. Однако вставал вопрос, на который тогда ни наша демократическая интеллигенция, ни общественность Запада так и не дали ответа... А именно. Если, как считали там, на Западе, столь уж совершенен в сравнении с самодержавным строем России был государственный строй Англии, Франции и, в «лице» Сардинии, Италии, то есть стран, которые двадцать лет назад с оружием в руках вмешались во внутренние дела России, то почему же они теперь «по моральному праву либерального, гуманного устройства» своих государств не вмешались в «дела» султанской Турции, чтобы остановить геноцид болгар после подавления их восстания турецкими войсками?

Репортажи Макгахана в английской газете были страшны своей документальностью, излагаемыми в них фактами. Вот только два из них:

«…Чевкет-паша, который сжег селение Татар-Базарджик и умертвил почти всех его жителей, получил высокое назначение при султанском Дворе». «…Капитан Ахмет-ага, будучи во главе отряда башибузуков (турецких ополченцев), умертвил восемь тысяч жителей города, далекого от мест антитурецких восстаний — Батака. Еще до начала уничтожения жителей... из города было выведено двести молодых девушек, их заставляли плясать, насиловали, а потом всех убили, свалив трупы гнить под солнечным зноем. Так вот… Этот именно Ахмет-ага был произведен в паши и назначен членом комиссии, учрежденной по настоянию России для разбирательства злодейств, совершенных… башибузуками!»

…И что же? Западные правительства официально выражали сочувствие страданиям «восточных христиан» — и ничего для облегчения этих страданий не делали.Нет, в отличие от седой давности крестоносных походов Европы для освобождения Гроба Господня (устроенных Римским Престолом для подъема потухающего тогда в Западной Европе христианства), никто теперь не призывал к крестовому походу против мусульманского мира — речь шла не об объявлении войны всему исламизму, а о вооруженном сопротивлении тому исламизму, который угнетает другие религии и народы.

Православное братство

Именно так — историческим было удивительное, поражающее католические народы Европы, из века в век занятые кровавой борьбой друг с другом, единство православных народов. Это теперь мы, православные, теряем единство — потому что теряем Христа. Но тогда... Тогда именно те народы, которые еще до разветвления христианства на западную (католическую) и восточную (Православную) церкви, строили свои первые храмы: греки — в Константинополе, македонцы — в Охриде, сербы — в Косово, болгары— в Средеце, будущие украинцы и белорусы —в Киеве и Полоцке, русские — в Великом Новгороде, посвящая их Софии!

Известны две Софии, принявшие за исповедание гонимого в первые века христианства мученический конец: одна была обезглавлена в Египте, другую в Риме «казнили горем»: на глазах убили дочерей (Веру, Надежду, Любовь), после чего она умерла. Но православные народы Византии, а затем и будущие народы древней Руси «софийские» иконы и храмы посвящали не этим святым, а Софии — Премудрости Божией, дивной ипостаси Бога Живого. И видели себя с Ним и друг с другом едиными.

Вот и болгары, находясь в неволе у пришедших с Востока завоевателей, переименовали город Средец на Софию после одоления восточных завоевателей русской ратью на поле Куликовом… Соединив надежду на Премудрость Божию с верой в будущее свое спасение.

Не было в России такой волости, где бы не доживал свой век солдат «турецкой войны» — престарелый ли солдат войны предыдущей или совсем еще молодой калека, вернувшийся в родительский дом с очередной из этих почти бесконечных войн. Означало это и то, что память о тех сродниках, которые сложили головы за «турских христиан» («положити души за други своя»), не умирала в поколениях русских, украинских и белорусских крестьян.

Кстати, об этом вроде как непонятном «простому человеку» выражении на церковнославянском языке... Язык этот понимали православные тысячу лет — в тысячах своих храмах. Понимали сердцем… И, по свидетельствам участников той войны, солдаты из этих трех народов, находясь в госпиталях, просили грамотных своих товарищей и сестер милосердия читать им Евангелие именно на церковнославянском. К тому же особенно этот язык похож был на язык народа, который они пришли спасать. К тому же, добавим здесь, это язык вероисповедания всех православных славянских народов, язык их единения.

Истинно, что волна христианской любви захватила тогда все без исключения слои русского общества... Что еще можно сказать о нравственной сути Балканской Освободительной войны 1877—1878 годов, если добровольно, в качестве сестер милосердия, вызвались на нее три тысячи женщин! Если даже поэт, «далекий всякой политике», Яков Полонский откликнулся на «Голгофу» болгарского поэта:

Русь не была бы никогда

Такой великою Россией,

Когда б она была чужда

Любви, завещанной Мессией.

0

2

Темные секреты Османской империи

В течение почти четырех сотен лет Оттоманская империя доминировала на всей территории Юго-Восточной Европы, Турции и Ближнего Востока. Основанная отважными племенами тюрков, империя в какой-то момент начала разваливаться из-за ненасытности и недальновидности своих правителей. Долгое время эта страна существовала в весьма любопытном состоянии функциональной дисфункции, где как в мутной воде скрывались темные тайны государственных дел.

Геноцид армян
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/14/22/98/03/2016/07/21/8744528a31.jpg
В целом, Османская империя была довольно терпима к инаковерцам. Сильному государству не требовалось никаких доказательств своей силы. Проблемы начались одновременно с проблемами в стране. К 19-ому веку массовые казни стали все более и более распространенным явлением. Ужас достиг апогея в 1915 году, когда был организован геноцид всего армянского населения. В этой мрачной резне погибло 1,5 миллиона человек. Турция до сих пор отказывается полностью признать это событие.

Янычары
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/14/22/98/03/2016/07/21/aab3e5a6df.jpg
Эта традиция была очень распространена на заре становления Оттоманской империи. Специально обученные люди со всей страны собирали насильно молодых мальчиков, чтобы передать их на службу стране. Жители Греции и Балкан вынужденно отдавали своих отпрысков — тех вели в Стамбул, где самых сильных превращали в мусульман и заставляли поступать на военную службу. Корпус янычар давал отличную возможность возвыситься — и такую же отличную возможность погибнуть во время суровых испытаний. Традиция сгинула примерно в 18 веке, когда служба янычаров превратилась в наследственную.

Казни
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/14/22/98/03/2016/07/21/38b50bf959.jpg
Османская власть полностью распоряжалась жизнью и смертью своих подданных. Главный суд, расположенный во дворце Топкапы, являл собой ужасающее место. Здесь были построены специальные колонны, где выставлялись головы казненных и специальный фонтан, предназначенный исключительно для палачей — здесь они мыли руки. Удивительно, но в роли заплечных дел мастеров часто выступали обычные садоводы, разделявшие свое время между созиданием искуснейших букетов и практикой с топором. Чаще всего провинившимся просто отрубали голову, однако кровь членов королевской семьи проливать было нельзя. Главным садовником всегда назначался крупный мускулистый мужчина, способный задушить человека голыми руками.

Клетки
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/14/22/98/03/2016/07/21/da6b18b006.jpg
Политика братоубийства никогда не пользовалась большой популярностью ни у народа, ни у духовенства. Но что же делать с членами королевской фамилии, которые могли бы устроить переворот? Принцы Османской империи могли провести всю жизнь в специальных тюрьмах, Kafes. Заключение было роскошным, но клетка есть клетка. Высокорожденные господа сходили с ума от скуки, спивались и заканчивали жизнь самоубийством.

Бунты
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/14/22/98/03/2016/07/21/355967e147.jpg
Несмотря на то, что великий визирь был особой чуть ниже султана (формально), ими часто пользовались как расходными фигурами. По сути, султан отдавал своего советника на растерзание толпе каждый раз, как назревала опасность бунта. Селим I имел за свою жизнь столько визирей, что просто не мог запомнить их имен. Британский посол XVIII века заметил: быть визирем в Османской империи опаснее, чем быть солдатом арьергарда армии.

Рабство
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/14/22/98/03/2016/07/21/22b3c218cf.jpg
Вплоть до XIX века рабство в Османской империи было довольно ограничено. Большинство рабов были из Африки и Кавказа (особенно ценились чрезмерно услужливые и, в то же время, храбрые адыги). Русские, украинцы и даже поляки — все, кроме мусульман, которых нельзя было поработить юридически. Однако, ослабевшая империя уже не могла обеспечить себе необходимый приток рабочей силы. Исповедующие ислам также стали порабощаться, с известными оговорками, разумеется. Османская система была очень жестока. Сотни тысяч людей гибли в набегах и работали на полях до смерти. Это даже не упоминая весьма распространенный ритуал кастрации: считалось, что евнухи менее склонны к бунту. Известный историк, Менер Льюис, в одной из своих работ указывал на миллионы импортированных их Африки рабов — а ведь в современной Турции совсем немного осталось людей африканского происхождения. Один этот факт уже повествует об ужасных традициях османского рабства.

Гарем
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/14/22/98/03/2016/07/21/ad86789792.jpg
Многие считают гаремы своеобразной необходимостью образа восточной жизни. Мужчины, дескать, брали в гарем женщин, чтобы заботиться о них. Может быть, изначально все так и было — но только не во времена расцвета Османской империи. Императорский гарем при дворце Топкапы насчитывал две тысячи порабощенных женщин. Некоторые из них никогда не видели окружающего мира. Посмотреть на женщин султана можно было ценой своей жизни: евнухи ревностно охраняли «самое ценное место империи». Примерно такое же положение сохранялось и для менее знатных лиц государства, предпочитавших собирать собственные гаремы. В целом, положение женщины в ту пору нельзя было назвать завидным.

0

3

«Игра престолов» в Османской империи. Закон Фатиха
https://r2.mt.ru/r29/photoF0EA/20097479010-0/jpg/bp.webp
Кадр из сериала «Мехмед: Завоеватель мира»

Седьмой османский султан Мехмед II, как известно, вошёл в историю под прозвищем Фатих – Завоеватель.
https://r4.mt.ru/r29/photoA1B8/20320551859-0/jpg/bp.webp
Паоло Веронезе. Портрет султана Мехмеда II

Именно во время его правления в 1453 году пал Константинополь, а территория османского государства за 30 лет (с 1451 по 1481 гг.) увеличилась почти в 2,5 раза – с 900 тысяч до 2 миллионов 214 тысяч квадратных километров. Отчаявшись организовать против Мехмеда II новый Крестовый поход, папа римский Пий II организовал на этого султана несколько покушений (некоторые исследователи насчитывают до 15 попыток). Поскольку Мехмед II умер довольно рано – в возрасте 49 лет, порой высказываются предположения о его отравлении, однако никаких подтверждений этой версии до сих пор не найдено.

Но, помимо военных успехов, Мехмед прославился также изданием свода светских законов Канун-наме.

https://r1.mt.ru/r29/photo0341/20543624708-0/jpg/bp.webp

Во втором разделе Канун-наме, среди прочих, имеется знаменитый «Закон Фатиха», оказавший огромное влияние на ход истории Османской империи и судьбу очень многих сыновей турецких султанов. Его позднее неофициальное название – «закон братоубийства».

Закон Фатиха

Из статьи Тимур и Баязид I. Великие полководцы, не поделившие мир вы должны помнить, что первым шахзаде, приказавшим после смерти отца убить своего брата, стал Баязид I.

Затем в междоусобной войне погибли три сына Баязида – Иса, Сулейман и Муса. Мурад II, внук Баязида, придя к власти, приказал ослепить двух своих братьев, одному из которых было 7 лет, другому – 8. Его сын, султан Мехмед II (ещё не ставший Завоевателем), пережил старших братьев, а единственного оставшегося младшего, родившегося за три месяца до смерти отца, приказал убить сразу же после восшествия на престол в 1451 году. Самому ему в то время было 17 лет. И именно Мехмед II издал закон, официально позволяющий сыновьям умершего султана убивать друг друга «ради общественного блага» (Nizam-I Alem) – чтобы избежать смуты и междоусобных войн:

И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим.

«Лишних» принцев, разумеется, убивали «без пролития крови» – душили шёлковым шнурком.
Это правило было столь шокирующим, что ряд историков считали его клеветой, придуманной европейцами. Сам факт убийств османскими султанами братьев при восшествии на престол не отрицался: сомневались в том, что такие братоубийства были закреплены на законодательном уровне. Поскольку на протяжении долгого времени единственный доступный исследователям полный экземпляр Канун-наме хранился в Вене, высказывались предположения о его фальсификации в пропагандистских целях. Однако именно турецкие историки Халил Иналджик и Абдулкадир Озджан нашли и опубликовали новые списки Канун-наме с «законом Фатиха», включённым во второй раздел, и пришли к однозначному выводу о его достоверности.

Вероятно, вас удивит, что старшинство претендента и происхождение его от той или иной жены или даже наложницы в османском государстве не имели значения: власть должна была перейти к тому из братьев, кому «помогает судьба». Сулейман I Кануни писал своему мятежному сыну Баязиду:

Будущее надо было оставить Господу, потому что царствами распоряжаются не человеческие желания, а Божья воля. Если он решит отдать государство после меня тебе, то ни одна живая душа не в силах будет ему помешать.

По традиции, сыновья султана назначались правителями различных провинций империи, называемых санджаками (мать шехзаде отправлялась вместе с ним, чтобы управлять его гаремом и распоряжаться слугами). Принцам категорически запрещалось покидать свои санджаки. Всё менялось после смерти султана: его преемником становился тот из братьев, кому после смерти отца удавалось первым добраться из своего санджака в Константинополь, завладеть казной и провести церемонию интронизации «Джюлюс», приняв присягу от чиновников, улемов и войск. Сторонники претендентов в Константинополе, естественно, пытались помогать своим кандидатам: перехватывались гонцы, направленные к другим братьям, закрывались ворота города, перекрывались дороги, порой восставали янычары, гибли великие визири. В общем, в периоды междуцарствий в Османской империи часто бывало очень «интересно». Самой ближней к столице провинцией была Маниса – именно за назначение в этот санджак жестоко соперничали между собой сыновья всех султанов.

https://r.mt.ru/r29/photo21D2/20766697557-0/jpg/bp.webp
Маниса на карте современной Турции

Позже Маниса стала неофициальной столицей наследников престола.

В 2019 году в Манисе даже был открыт «Парк принцев» (Şehzadeler Park), в котором можно увидеть статуи османских царевичей и уменьшенные копии исторических зданий города:

https://r4.mt.ru/r29/photo69C9/20989770406-0/jpg/bp.webp

https://r3.mt.ru/r29/photo2E5C/20212843255-0/jpg/bp.webp

Но и пребывание шехзаде в Манисе, как мы увидим позже, не гарантировало восхождения на престол: из 16 принцев, управлявших (самостоятельно или формально) этим санджаком султанами стали лишь 8.

Закон Фатиха систематически применялся до 1603 года: за это время по соображениям Nizam-I Alem были убиты 37 принцев. Но и после 1603 года османские правители иногда вспоминали об этом законе – вплоть до 1808 года.

Борьба за власть сыновей Мехмеда Фатиха

Между тем, сам Мехмед II имел трёх сыновей от разных жен. Один из них – Мустафа, умер в 1474 году в возрасте 23 лет ещё при жизни Мехмеда. После смерти отца в 1481 году в борьбу за престол Османской империи вступили шехзаде Баязид II (родился в 1448 г.) и его младший брат Джем (или Зизим, родился в 1459 г.).

https://r5.mt.ru/r29/photo5600/20435916104-0/jpg/bp.webp
Портрет султана Баязида II, Британский музей

https://r3.mt.ru/r29/photo13BD/20658988953-0/jpg/bp.webp
Портрет Джема работы Пинтуриккио

Баязид знал арабский и персидский языки, сочинял стихи, увлекался каллиграфией, играл на сазе и даже пробовал сочинять музыку (сохранились ноты восьми его произведений). Однако Мехмед II, вероятно, благоволил именно Джему, поскольку выделенный этому сыну санджак был ближе к столице. И великий визирь Караманлы Мехмед-паша тоже против воцарения Джема не возражал, так как известие о смерти Мехмеда II его сыновьям он отправил одновременно. Джем должен был прибыть в Константинополь первым, но направленного к нему гонца задержали по приказу бейлербея Анатолии Синана-паши. Поэтому о смерти султана Джем узнал на 4 дня позже брата.

Баязида поддержали и столичные янычары, которые, восстав, убили великого визиря. Баязид отблагодарил их, увеличив им содержание с 2 до 4 акче в день.

Узнав о том, что Баязид уже вступил в Константинополь, Джем понял, что в ближайшее время к нему явятся палачи с шёлковым шнурком. Отступать ему было некуда, и потому он захватил старую столицу империи – Бурсу, объявил себя султаном и стал чеканить деньги от своего имени. Таким образом, закон Фатиха «дал осечку» при первой же попытке его применения.

Джем предложил Баязиду разделить государство на две части, что нового султана категорически не устроило. Сила была на его стороне: в скоротечной военной кампании уже через 18 дней Джем потерпел поражение и бежал в Каир.

Баязид победил, но младший брат на долгие годы стал буквально занозой в его сердце: он был законным претендентом на престол и, поскольку убить его не удалось, нельзя было однозначно говорить, что «судьба благоволит» именно Баязиду. Джем ещё мог вернуться в Константинополь: в результате дворцового переворота, бунта янычар или с неприятельской армией.

Между тем, разочарованный масштабами помощи, оказанной ему мамелюками, Джем по приглашению гроссмейстера ордена рыцарей-госпитальеров Пьера д’Обюссона прибыл на остров Родос.

Обюссон был человеком, известным всей Европе: это он в 1480 году возглавил героическую оборону Родоса от огромного османского флота, после которой госпитальеры получили гордое прозвище «Родосские львы».

https://r5.mt.ru/r29/photo148E/20882061802-0/jpg/bp.webp
Pierre d'Aubusson

Но Обюссон был не только воином, но также тонким и беспринципным дипломатом. Заполучив соперника Баязида, он вступил в переговоры с султаном Баязидом, обещая, что Джем никогда не вернётся в Константинополь. За эту услугу он просил сущую «мелочь» – ежегодную «субсидию» в размере 45 тысяч дукатов, сумму, сравнимую с годовым доходом ордена Иоаннитов. Мнение и чувства самого Джема Обюссона интересовали в последнюю очередь. Баязид попытался было организовать отравление брата, но добился лишь того, что обеспокоенные госпитальеры перевели его в один из своих замков во Франции. Баязиду всё же пришлось согласиться на выплату «субсидий», правда, цену удалось сбить: 40 тысяч вместо 45. После этого к игре с Джемом подключился римский папа Иннокентий VIII, который пытался организовать Крестовый поход против османов, и карманный претендент на престол ему казался нелишним.

https://r.mt.ru/r29/photo7CDF/20328207500-0/jpg/bp.webp
Папа римский Иннокентий VIII

С другой стороны, султан Египта предлагал Обюссону за Джема 100 тысяч. А Баязид II предложил французскому королю Карлу VIII помощь в войне с Египтом – в обмен на Джема, разумеется (напомним, что шехзаде в то время находился на территории Франции).

Победу в этой борьбе одержал папа Иннокентий VIII, который в качестве компенсации возвёл Обюссона в сан кардинала. Весной 1489 года Джем был привезён в Рим, где условия его содержания значительно улучшились, но он по-прежнему оставался пленником, пусть и очень ценным. Иннокентий официально заявил, что Джем остаётся верным исламу, и признал его законным правителем Османской империи. Оценивший этот ход Баязид после очередных неудачных попыток устранения брата вынужден был теперь «субсидировать» уже римского папу, да ещё и периодически отправлять ему различные христианские реликвии, оказавшиеся в его распоряжении.

В 1492 году новым папой был избран Александр VI (Борджиа), который принимал турецкие деньги так же охотно, как и его предшественник. Баязид же заверял его в своих письмах:

Наша дружба с помощью Божьей будет крепнуть изо дня в день.

Потом султан решил повысить ставки и предложил 300 тысяч дукатов в случае, если душа Джема «сменит эту юдоль скорби на лучший мир». Так соблазнял он Александра:

Ваше святейшество сумеет купить Вашим сыновьям княжества.

Но послы Баязида по пути в Рим были захвачены Джованни делла Ровере – братом кардинала, который станет позже папой Юлием III, и это вызвало скандал, помешавший сделке. Александр попытался теперь продать Джема французскому королю Карлу VIII, но османский принц неожиданно умер (в 1495 г.) – вероятно, от естественных причин, поскольку Александру VI его смерть была совершенно не выгодна. Через 4 года тело Джема было передано Баязиду, который распорядился захоронить его в Бурсе.

Баязид II оказался очень неплохим правителем. У власти он находился более 30 лет, принимал личное участие в 5 походах, одержал победу в четырёхлетней войне против Венеции, во время которой в морском сражении при Сапиенце впервые были использованы корабельные пушки. В историю он вошёл и благодаря двум благородным поступкам. По его приказу турецкие корабли под командованием адмирала Кемаля Реиса эвакуировали из Андалусии часть евреев-сефардов, изгоняемых «католическими королями» Изабеллой и Фердинандом: они были расселены в Стамбуле, Эдирне, Салониках, Измире, Манисе, Бурсе, Гелиболе, Амасье и в некоторых других городах. Баязид II также оказал большую помощь населению Константинополя после катастрофического землетрясения сентября 1509 года (в историю оно вошло под названием «Малый конец света»). В результате он даже заслужил прозвище «Вали» – «Святой» или «Друг Аллаха», но конец жизни его был печален.

Селим I против отца и братьев

У Баязида II было восемь сыновей, но до зрелого возраста дожили лишь трое из них: Ахмед, Селим и Коркут. Знавший о законе Фатиха Селим сильно подозревал отца в симпатиях к Ахмеду. Поэтому он решил действовать, не дожидаясь смерти султана: двинул на Константинополь армию своего санджака, центром которого был Семендир (сейчас – Смедерево, Сербия). В августе 1511 года он потерпел поражение и вынужден был бежать в Крым, где бейлербеем Кафы был его сын Сулейман – будущий султан, которого турки назовут Кануни (Законодатель), а европейцы – Великолепным.

На этой карте вы можете увидеть османские владения в Крыму:

https://r4.mt.ru/r29/photo4F2F/20551280349-0/jpg/bp.webp

Здесь Селиму удалось заручиться также и поддержкой хана Менгли I Гирая, на дочери которого он был женат.

https://r5.mt.ru/r29/photoE7A7/20774353198-0/jpg/bp.webp
Крымский хан Менгли I Герай

А султан-победитель теперь не доверял и Ахмеду, которому он запретил появляться в Константинополе. Между тем, Селим и Менгли-Гирей сложа руки не сидели: вдоль берега Чёрного моря их армия дошла до Адрианополя, а в столице в это время сторонники этого шехзаде взбунтовали янычар. В этих обстоятельствах Баязид II предпочёл отказаться от престола, уступив его Селиму. Уже через 43 дня после отречения, 25 апреля 1512 года, бывший султан неожиданно умер по дороге в родной город Дидимотика. Высказываются вполне обоснованные подозрения, что он был отравлен по приказу Селима, который на престоле пока ещё чувствовал себя неуверенно и опасался возвращения популярного в народе правителя в Константинополь.

Ахмед не признал младшего брата султаном. Он сохранил часть владений в Анатолии и не собирался сдаваться палачам Селима.

24 апреля 1513 года у Енишехера близ Бурсы состоялось сражение, в котором армия Ахмеда была разбита.

https://r2.mt.ru/r29/photoE539/20997426047-0/jpg/bp.webp
Битва Селима и Ахмеда при Енишехире

Ахмед был захвачен в плен и казнён. Вслед за ним шёлковым шнурком был задушен и признавший Селима султаном Коркут.

Теперь уже никто не мог с оружием в руках оспорить власть Селима I. Однако нового султана не успокоила смерть отца и братьев: он приказал убить всех своих родственников по мужской линии, за что получил прозвище Явуз – «Жестокий», «Свирепый». Свою жестокость Селим подтвердил, когда в 1513 году приказал уничтожить в Анатолии до 45 тысяч шиитов в возрасте от 7 до 70 лет. Весьма нетерпим этот султан был и к своим приближённым: приказ о казни сановников даже самого высшего ранга мог отдать в любую минуту. В те времена в империи даже была в ходу поговорка: «Чтобы тебе быть визирем у Селима». При этом он писал стихи (под псевдонимом Талиби), которые по инициативе Вильгельма II издавались в Германии. Также он сочинял музыку: я читал, что её можно услышать во время экскурсии по Топ-Капы (я лично, правда, не слышал). Существует легенда, что во время пребывания шехзаде Селима в санджаке Трабзон он в одежде простого странника отправился на разведку в Иран, посетив шаха Измаила, который, якобы, не отказывал никому, кто желал сыграть с ним в шахматы. Первую партию Селим проиграл, вторую – выиграл. Утверждают, что шах получил такое удовольствие от игры и общения с неизвестным ему партнёром, что на прощание подарил ему 1000 золотых монет. Эти деньги Селим спрятал, позже он удивил всех, когда приказал одному из отличившихся в войне с Персией военачальников взять то, что он «найдёт под камнем».

https://r3.mt.ru/r29/photoBCA5/20220498896-0/jpg/bp.webp
Портрет султана Селима I, Британский музей

Селим I правил всего 8 лет, но за это время успел увеличить территорию доставшегося ему государства примерно на 70 процентов. В это время османы захватили Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Венеция платила ему дань за остров Кипр. Именно во время правления Селима I на османскую службу перешёл знаменитый корсар Хайр-ад-Дин Барбаросса (о котором было рассказано в статье Исламские пираты Средиземного моря).

https://r3.mt.ru/r29/photoF3B4/20443571745-0/jpg/bp.webp
Хайр-ад-Дин Барбаросса

Тогда же была построена Стамбульская верфь. Османская империя при Селиме I получила контроль над двумя важнейшими торговыми путями – Великим шёлковым и Дорогой специй. А сам Селим в 1517 году получил ключи от священных городов Мекки и Медины и звание «Правителя двух святынь», но скромно попросил называть себя их «Служителем». Говорили даже, что он носил «рабскую» серьгу в левом ухе в знак того, что он «тоже раб, но раб Всевышнего Аллаха».

https://r.mt.ru/r29/photo7F13/20666644594-0/jpg/bp.webp
Османская империя в год смерти Селима I

Умер этот султан в сентябре 1522 года, наиболее вероятной причиной его смерти считают сибирскую язву.

В следующей статье мы продолжим рассказ о законе Фатиха и его жертвах.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Османская империя