Прожженный немецкий разведчик сильно ошибался

Если ехать на поезде от Астрахани до дагестанского города Кизляр, а это не один час, удивляешься местности, мелькающей за окном. Ровная, безлюдная, и кажется, что безжизненная земля. Но попадаются маленькие полустанки, небольшие станции с довольно простой железнодорожной архитектурой. Но мало, кто знает, что это по сути легендарная ж/д – дорога жизни и смерти, ее строительство – пример истинного героизма и самопожертвования советских людей в годы Великой Отечественной войны.
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-7ee4c745-1e32-46fa-90fb-2eaa7dcc3961
Как это было? Осень 1941 г. 1-ая немецкая танковая армия под командованием Э.Клейста перерезает главную нефтяную артерию СССР – ж/д. Баку – Ростов – Харьков – Москва. В резервуарах бакинских промыслов стали «складироваться» очень большие запасы нефти – ее просто не успевали переправлять по Каспийскому морю, среднеазиатскому транспортному каналу. Известно, что тогда Баку в Союзе добывал 70% углеводородов. Это грозило большой бедой – танки, автомобили, самолеты, корабли РККА могли остаться без топлива и масел. Армия лишается своих главных ударных сил и неминуемо погибнет, а значит погибнет и страна.

В конце лета 1941 г. ГКО принимает решение о строительстве запасной ж/д по маршруту (Баку) Кизляр-Астрахань. Вокруг – калмыцкие степи. Никакой техники здесь сроду не бывало. Дорог – нет. Рабочих поблизости – нет. Как строить? Чем строить? В это же время авиационная разведка докладывает начальнику отдела Абвер-2 Э.Штольце о том, что там в степях начали строить дорогу. Он ответил, этого не может быть, потому, что этого не может быть никогда. Другими словами: у СССР для этого просто нет сил и экономических возможностей. Но прожженный немецкий разведчик жестоко ошибался.

https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-eef342cf-007a-4272-baeb-57d00011a1b2
Э. Штольце. Фотография из следственного дела

Мобилизован был рабочий люд – нестроевики, добровольцы, женщины, старики, дети-подростки. Строителей поставляли Астрахань, Калмыкия, Кизляр. Последний – почти опустел, кто на фронте, кто – строит ветку. За три месяца самоотверженной работы сделали насыпь в 356 км.

Землекопы, путейцы, инженеры, техники, служащие днем и ночью на трассе. Строительной техники – единицы. Жарища неимоверная, песчаные бури, происки диверсантов. Ближе к концу строительства, немцы опомнились и начали бомбить дорогу.

Лето 1942 г. Идут кровопролитные бои на Кавказе, враг рвется к Сталинграду. К этому времени как раз на отдельных участках и началось движение грузовых поездов. Строительство трассы шло к завершающей фазе. Это говорило и о другом – жутком провале германской разведки, которая недооценила возможности Советского Союза и позволили в сжатые сроки построить новый участок ж/д. и тем самым повысить качественно уровень боевых действий РККА, в частности, на кавказском и сталинградском направлениях.

Когда Гитлеру доложили о вводе в эксплуатацию в СССР новый и эффективно работающий участок ж/д, он был вне себя от бешенства. Он поручил Герингу стереть с лица земли эту трассу. Немецкая авиация сбросила на ветку сотни тонн бомб. Горела степь и плавился металл. Но отлично работала советская авиация и силы ПВО. До половины бомбардировщиков оставались гореть в степях.

В августе 1942 г. строительство магистрали было завершено окончательно и бесповоротно. Так завершился проект НКПС (Наркомат путей сообщения) №8 под грифом «Совершенно секретно». 4 августа по ней из Баку пошел первый поезд из двенадцати цистерн с топливом для боевой техники. Гитлеровцы делали все возможное, чтобы ликвидировать эту ж/д. К ней пытались проникнуть разведгруппы Вермахта, отряды диверсантов. Но они были обречены. Кроме авиации дорогу охраняли 2 кавалерийские дивизии и несколько бронепоездов.

Только за несколько месяцев 1942 г. в войска поступило 18 тыс. цистерн с топливом. Гитлеровцы за это же время получили меньше четверти от этой цифры ГСМ. По маршруту Кизляр –Астрахань за определенное время прошло 9 тыс. вагонов с боевой техникой, оружием и боеприпасами. По этой ветке постоянно курировали 9 санитарных поездов, которые вывозили раненых при обороне Сталинграда.

Железные дороги СССР внесли достойный и решающий вклад в святое дело Победы над немецко-фашистскими ордами. Железнодорожники, как и все советские люди, на деле доказали, что человек защищающий Родину не победим.