Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Синематограф » Владимир Конкин


Владимир Конкин

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Играть добро труднее, чем зло
19 августа исполняется 60 лет Владимиру Конкину
http://s02.radikal.ru/i175/1108/e4/308ddc1d993c.jpg

Обычно сдержанный в оценках, тем более похвалах, Леонид Быков очень верно подметил определяющую черту артиста Владимира Конкина: умение вживаться в положительный образ и воплощать его без надрыва, без слащавости и сюсюканий.
http://s005.radikal.ru/i209/1108/10/f3004a4bcfe0.jpg

Так рано ушедший от нас талантливейший киноактер и режиссер Леонид Быков однажды признался автору этих строк, когда мы обсуждали его последнюю картину "Аты-баты, шли солдаты...": «Многие наивно полагают, что Сват - герой, сыгранный мной, - главный персонаж, центральная фигура картины. И потому, дескать, я за неё взялся, пользуясь властью режиссера. На самом же деле, лейтенант Суслин – стержень фильма, его сверхзадача. Ибо именно таких, как он, сражалось на фронте большинство. И во многом благодаря именно их крепости духа, их стойкости и мужеству была добыта Победа. Володя Конкин очень точно и глубоко осмысленно передал философию, сверхзадачу образа. Не будь этой безусловной удачи - фильм не получился бы».

Конкин практически никогда не прибегает к внешне броским приемам и средствам лицедейства. Почти всегда играет в строгой, временами даже академической манере. И, тем не менее, все его герои становятся очень близкими и узнаваемыми. Так повелось ещё с легендарного Павки Корчагина и с популярного в народе Шарапова.

Не о каждом киногерое сочиняются песни, рассказывают анекдоты. Конкин вот сподобился и на то, и на другое. Ленинградские «Митьки» вообще растащили «Место встречи…» на цитаты. Откуда такое умение? Что питает его творческий потенциал сорок лет, отданных искусству из шестидесяти прожитых?

Нашей дружбе с Конкиным пошёл четвёртый десяток лет. Поэтому не удивляйтесь, что обращаюсь к нему «на ты».

- Володя, я так полагаю, что если вести серьезный разговор о творчестве актера Конкина, то обойти фигурой умолчания его Павку Корчагина невозможно…

- А я уже подумал, что ты начнёшь, как нынешние молодые журналисты: «Здрасте! Скажите, как вы работали вместе с Высоцким над ролью Шарапова?» У меня более шести десятков киноролей, но спрашивают только о Шарапове…

- Не сомневайся, и мы дойдём до Шарапова, но начнём всё-таки с Павки. В последней «Литературной газете» я прочитал: «Если бы он (то есть ты) сыграл только одну роль – Павку Корчагина в телефильме по роману Николая Островского «Как закалялась сталь», - то уже остался бы в истории отечественного кино. Но и кино-, и театральных ролей у Владимира Алексеевича было и – уверены! – будет немало». Как говорится, под каждым словом подписываюсь…

- Да, Павка… Понимаешь, я прожил эту роль (заметь: не сыграл - прожил) в таком возрасте и в такое время, что даже представить что-то иное, чем то, что получилось, невозможно было. Я был тогда предельно искренен, выложился по полной.

Поверишь, я на время съемок, - а работали мы больше года,- как бы растворился в этой великой и фанатичной личности. Он меня внутренне взбудоражил, всего перестроил. Учти, я же тогда впервые в жизни познакомился с подлинным Островским, который для школьных учебников был "кастрирован" на треть. Плюс прочитал подлинные дневники, письма. Так вот, что бы мы сегодня ни говорили, ни писали, но это характер, каких во все времена - раз, два и обчёлся.

Разумеется, сыграть Павку посредственно или даже хорошо в то время - об этом нельзя было и думать. И дело тут не только в том, что нашу работу курировал Идеологический отдел ЦК КПСС, не в возможной актерской неудаче, от которой никто, кстати, не застрахован. Для меня лично всё дело было в тех тысячах, а может быть, и миллионах мальчишек и девчонок, которым предстояло смотреть фильм. Не поверив моему Павке, вдруг они не поверят ему вообще - вот что терзало мою душу.

Мне предстояло как бы заново «перепахать» личность Павки Корчагина, снять с неё пелену «забронзовелости», сложившуюся по школьным учебникам и сыграть его «живым», очень неординарным человеком. Наверное, лишь мой собственный юношеский максимализм помог мне тогда справиться со столь трудной задачей.

- А не задают тебе такой вопрос: зачем понадобилась новая экранизация? У нас ведь был художественный фильм с таким же названием.

- Который, кстати, я смотрю и поныне с интересом. И молодой Василий Лановой мне в нём нравится. Но тут, брат, вот в чём дело. Понимаешь, такого героя, как Корчагин, сыграть раз и навсегда нельзя. Как нельзя этого сделать ни с Гамлетом, ни с Ричардом, ни с братьями Карамазовыми… Даже сейчас, в период всеобщего нигилизма, можно обращаться к Корчагину. Не исключаю, что через некоторое время появится такой же молодой, фанатичный юноша с горящим взором и будет по-своему отвечать на вызовы времени. Мы же тогда старались показать в Павке необыкновенную, по-человечески запредельную силу, бескомпромиссность, при огромной, испепеляющей окружающих, фанатичной преданности идее.

…А вообще, я сейчас бы совсем по-иному сыграл Корчагина. Если вообще играл бы.

- Но всегда ли наши новые убеждения вернее?

- Разумеется, не всегда. Прежде всего, по своей жизни сужу об этом. Сам я рос "маменькиным сынком", этаким пай-мальчиком, почти что вундеркиндом. В доме была огромная библиотека. Я поглощал книги с "ять", занимался в исторической школе при университете. А на улице, естественно, общался с пацанами, со своими полубеспризорными сверстниками. Их родители или на войне погибли, или были репрессированы, или просто попадали в тюрьму, спивались. Некоторые из ребят поэтому сидели в каждом классе по нескольку лет. Я перенимал от них опыт курения, мат, выпивки и всё такое, что «вундеркинизму» мало способствовало. Но в итоге и сам бандитом не стал и подавляющее большинство моих сверстников в люди вышли.

- Актерский твой стаж весной нынешнего года перевалил за сорокалетний рубеж. Чтобы не ошибиться, я из той же «Литературки» процитирую: «Творческое объединение «Дети Мельпомены» Москвы представляет бенефис к 40-летию творческой деятельности народного артиста России, заслуженного артиста Украины, лауреата Государственных премий Владимира Конкина в эксцентрическом детективе «Муж, жена и сыщик» (редакция для сцены и воплощение В.А. Конкина…»

- Начну с того, что 60 лет для мужчины - это очень серьезно и очень по-взрослому. Юбилей хотелось отметить трудом. Но бенефисный спектакль я посвятил памяти своей жены, которая из-за тяжелой болезни скончалась 31 марта прошлого года. Не мне тебе говорить: всю нашу совместную жизнь Аллочка моя незабвенная несла тяжелейший семейный груз – меня, какой уж я есть, троих детей. Очень мужественно, самоотверженно несла. И даже незадолго до смерти она не о себе – обо мне думала. И просила, чтобы я не унывал, не казнил себя ни в чём, а с головой погрузился в работу. Это она хотела, чтобы я сыграл роль в спектакле по пьесе Питера Шеффера «Муж, жена и сыщик». Я эту пьесу полностью переписал по ее просьбе, о чём и сказано в программке. Тема спектакля абсолютно созвучна нашему времени. Я думаю, что именно о семье надо сейчас говорить со сцены.

- В театре и кино ты сыграл множество самых разнообразных ролей - от лирико-комедийных до трагических. Но, если так можно выразиться, - особый раздел твоего творчества - люди служивые: солдаты, офицеры, милиционеры. Чем обусловлено твоё постоянное обращение к военно-патриотической тематике?

- Причин тут несколько, как объективного, так и субъективного плана. К людям служивым любовь мне привита с детских лет. Отец, капитан в отставке, всю войну служил в учебном подразделении, готовил младших авиаспециалистов для фронта. Считал звания сержанта, старшины основополагающими в армии. На них, родимых, любил повторять, вся служба держится или «зиждется», как говорил Михаил Фрунзе. Оно и в самом деле так. Папа всегда с такой любовью и восторженно-светлой грустью вспоминал о своей службе, что я ему откровенно завидовал.

Жизнь свела меня еще с одним замечательным солдатом-фронтовиком. Это отец моей жены Аллы Лев Николаевич Выборнов. Юношей ушел на войну. Был командиром тридцатьчетверки. Воевал на многих фронтах. Дважды горел в танке. Домой вернулся без кисти левой руки. Уже много лет, как Льва Николаевича нет с нами, а память о нём живет в моем сердце.

Вспомнилось об этом не случайно. Так ли иначе, но в каждой моей роли военного человека, будь то лейтенант Суслин из "Аты-баты...", Оленин из фильма "Кавказская повесть", старший лейтенант Шарапов из телефильма "Место встречи изменить нельзя", лейтенант Ерошин из спектакля "Батальоны просят огня",- в каждой буквально есть ведь что-то и от отцовской влюбленности в армейскую жизнь, и от душевных рассказов необычайно скромного Льва Николаевича, и от моих многочисленных встреч, бесед с воинами, милиционерами, моряками, пограничниками. Хочу я того или не хочу, но душа накапливает, аккумулирует знания, впечатления от жизни и службы этих государственных людей и в нужный момент на сцене или на съемочной площадке именно такие приобретения помогают мне быть искренним, правдивым, понятным зрителю. За такие роли краснеть не приходится, даже когда приходилось взбираться на патетические по нынешним понятиям высоты.

- Ну, что касается Шарапова, к которому мы сейчас обратимся, то здесь, по-моему, нет ни грана патетики - голая жизненная правда, причем, очень энергоемкая, как бы вневременная и потому актуальная особенно сегодня. Или я что-то не так понимаю?

- Я бы целиком отнес эту характеристику на счет друга и партнера Володи Высоцкого. Мой же герой, если быть до конца объективным,- не лишен некоторого романтического налета. Что, впрочем, вреда образу не принесло. Наоборот, только в таком ключе можно было "философски победить Жеглова". Потому что, если бы я играл по канве сугубо линейной житейской логики, то крепость позиции Жеглова, оплодотворенной талантом Высоцкого, осталась бы неприступной. Хотя должен признаться - опыт моего общения с Высоцким на съёмочной площадке не самый безоблачный и благостный. Видно, Владимир Семёнович видел свою, отличную от моей, трактовку образа Шарапова. Вполне возможно, поэтому отношения наши, действительно, ровными не назовёшь. Такая неровность создавала определённую нервозность, причём, не только у меня, но и у всей съёмочной группы. Гораздо позже я узнал, что Высоцкий на момент нашей совместной работы был тяжело болен. Поэтому не исключаю, что его повышенная экзальтированность, слабая предсказуемость в отношениях были естественным следствием его болезни. Трения у нас возникали буквально на ровном месте, – он был постоянно озабочен моей игрой. А поскольку Владимир Семёнович дружил с Говорухиным ещё со времён «Вертикали», ему позволялось высказывать своё мнение по любому поводу и делать замечания всем и вся.

Честно скажу, ссору из-за подкинутого Кирпичу кошелька нам было играть легче лёгкого. Наше «не сошлись характерами» напрямую работало на мизансцену. Тут уж мы дали волю своим эмоциям. Мы с Володей могли орать друг на друга, доходя до белого каления: я отстаивал собственные представления о Шарапове, а он пытался навязать мне свои. Говорухину в этой ситуации часто приходилось выступать третейским судьёй. Кстати, хоть мы с Высоцким порой и гавкались, но гавкались публично и по делу, а вовсе не потому что нам не нравились глаза друг друга…

Сейчас я обо всем этом вспоминаю спокойно, а тогда, в 1978 году, даже готов был в какой-то момент бросить всё и уехать со съёмок. И если остался, то в решающей степени благодаря стараниям великолепного актёра и человека Виктора Павлова. В отличие от многих в съёмочной группе, он просто понял, что я нахожусь в состоянии определённого психического стресса, что меня выбило из колеи отношение ко мне некоторых коллег. Мне те отношения казались почти дискриминационным. Всё, что делал Высоцкий, всем казалось гениальным, всё, что делал я, - вызывало, порой, какие-то кривые ухмылки. При этом по особенностям своего характера я утрирую каждый недоброжелательный взгляд, и всё это мне было очень больно. Так вот однажды, когда я уже начал собирать чемоданы, Витя отнёсся ко мне, как добрый доктор Айболит. Он проявил ко мне удивительную тактичность, природный юмор, находчивость и, главное, доброжелательность, чего мне тогда чрезвычайно не хватало. Я был там одинок, чего скрывать.

Витюша взял меня под руку, прихватил сценарий, и мы вышли из гостиницы «Аркадия». Там рядом находилась Высшая партийная школа, а рядом с ней – гранитные бюсты Маркса и Ленина. Облокотившись на череп одного из основоположников коммунизма, Павлов начал читать сценарий. А с его мимикой, с его ужимками, интонациями, паузами, с его моментальными голосовыми переключениями это было безумно смешно! Не помню, когда я так гомерически хохотал. И вот таким образом, очень просто и незатейливо, он вытащил тот клин, который торчал в моём сердце. После этого мы пришли в гостиницу, чемодан был разобран, а в съёмочной группе так и не узнали, что я готов был уехать. А рано утром мы уезжали на натуру пролога – Левченко и Шарапов ползут через линию фронта, за колючей проволокой берут «языка» (кстати, «языком» был старший сын Марины Влади - Петька Оссейн). Потом пошли взрывы, мы ползли через болото. По этой сцене погиб наш третий товарищ. Тем не менее, «языка» мы притащили.

В фильм пролог не вошёл, Говорухин от него отказался. У меня осталось лишь несколько фотографий из тех, безусловно, интересных съёмок. Помню, когда Витюша снял с себя мокрую и грязную гимнастёрку, я увидел у него на спине штук двадцать засосов от банок. Дело в том, что у него только что закончилось воспаление лёгких, но вот такой он был ответственный человек: раз съёмки, то надо ехать. Другой начал бы кобениться, капризничать: я только что переболел, а вы меня в болото суёте! Он позаботился тогда обо мне, а о себе не очень-то и думал. В этой душевной самоотверженности был весь Павлов. Его я до конца дней своих буду вспоминать с величайшей благодарностью.

В итоге, мы сделали фильм, который заслуженно считается народным. Он и в самом деле, пожалуй, один из лучших в своём жанре. Прошло столько лет, поколения сменились, а многие люди продолжают ценить нашу картину. И это притом, что на всех каналах – одни криминалы, но любят «Место встречи изменить нельзя».

С другой стороны, эта картина лишний раз доказала, что даже люди, что называется, с разных планет, как мы с Высоцким, могут и должны идти на компромисс ради большой цели.

А вообще киноплёнка обладает великим качеством лакмусовой бумажки, – она проявляет актёрские глаза. Как бы ты ни пыжился, объясняясь в дружбе своему партнёру, однако если продолжает накапливаться отрицательная энергия, то плёнка это враньё в глазу обязательно распознает, какой бы талантливый артист ни был.

Возвращаясь к своему командиру разведроты Шарапову, замечу, отбросив ложную скромность, что горжусь это ролью. Повторюсь: мой-то герой не лишен некоторого романтического налёта. В споре по поводу поимки вора-Кирпича, когда Жеглов сказал: сейчас я выйду на улицу, сто человек опрошу, и каждый со мной согласится - вор должен сидеть в тюрьме. Разве это не правда на все времена? Но ведь у моего героя была и высшая нравственная правота, которую я постарался сыграть: закон не должен фигурировать ни кистенем, ни тем дышлом, которое куда ни поверни, туда и вышло.

- Как ты организуешь свою актерскую работу, чем в ней руководствуешься, что тебе помогает, что мешает?

- Чтобы ответить на твой вопрос, пришлось бы целый трактат написать. В искусстве всё не так просто, как кажется. Впечатления актера, его жизненные наблюдения, все то, что называется накоплением материала, воплощается в ролях весьма и весьма опосредованно. Но закономерность при этом очень четкая: глупый, недалекий, приземленно, если не примитивно мыслящий актер никогда ничего путного не сыграет. Отсюда простой, но очень важный вывод: нашему брату надо всю жизнь учиться, хотя бы потому, что из незаполненного сосуда нечему выливаться.

Мои учителя - старшие братья по цеху. И здесь мне очень повезло, со многими известными артистами работал, снимался. А еще - книги. Как-то очень давно я играл в советско-болгарском пятисерийном телефильме "Путь к Софии" русского офицера Киреева. Пришлось усиленно проштудировать специальную литературу. В итоге я стал таким докой, что ассистенты болгарского режиссера обращались ко мне за консультациями.

Говорю тебе это не ради бахвальства. Просто хочу лишний раз показать: для того, чтобы проникнуть в естество, в сущность героя, раствориться в нём, мало одного лицедейства. Нужны твердые, а не умозрительные знания о конкретном герое, об эпохе. Конечно, есть режиссер, консультанты, которые обязаны подсказывать актеру, наставить его. Есть еще их ассистенты, художники, композиторы и т.д. и т.п. Только ведь, в конечном итоге, я один несу ответственность перед зрителями за качество лично своей работы. Поэтому о своих персонажах я должен знать всё или почти все, что может знать тот же режиссер, если не больше его.

А мешает мне всё то же, что мешает и остальным гражданам России - нестабильность нашей жизни с ее экономическими, финансовыми и политическими несуразностями. Спасает врожденный оптимизм, вера в то, что переболеем, сдюжим.

- О чем мечтает актер и человек Владимир Конкин?

- Говорю же: о лучшей жизни для своего многострадального народа, для своих близких, для себя. Надеюсь и на то, что еще сыграю в кино или в театре масштабную, значимую роль, хотя бы такого уровня, как Шарапов.

- Ну, дай тебе Бог…

P.S. В последнем номере уже упоминаемой «Литературной газеты» опубликованы два эссе Владимира Конкина – о Н.В. Гоголе и П.Я. Чаадаеве. Я давно знаю о литературных упражнениях артиста. В своё время публиковал его вещи в журнале «Вестник ПВО», где был главным редактором. Но когда прочитал эти мастерски сделанные эссе – без преувеличения восхитился!

0

2

Владимир Конкин

Дата рождения: 19 августа 1951
Место рождения: Саратов, Россия
Достижение: Заслуженный артист России (2010).

Детство

Владимир Конкин родился в Саратове. В детстве родители дали ему хорошее воспитание. Как признается сам актер: "Не было ненужной, пошлой дидактики, которая утомляет молодых людей, уводит их на улицу. Меня родители увлекли, научили работать. <…> У меня было освобождение в школе от труда и физкультуры из-за порока сердца. И все свободное время родители водили меня по театрам да музеям".

Владимир и Алла

По окончании школы Владимир поступил в Саратовское театральное училище на курс Л.А. Лядова. Тогда же, он встретил ту единственную, которая стала его верной спутницей по жизни. А произошло это так...

Как-то вместе со своим отцом Владимир пришел на сбор выпускников в школу. Там он сразу же обратил внимание на одну девушку. Спустя год юноша вновь пришел в школу, и вновь увидел ее. Алла оказалась дочерью бывшей классной руководительницы Владимира.

Владимир ухаживал за Аллой три года. "Наши родители знали о наших отношениях и доверяли нам. И это было целомудрие!" - вспоминает он. На четвертом курсе они, наконец, поженились, и вскоре у счастливых супругов родились близнецы - Ярослав и Святослав.

Павка Корчагин

В 1972 году Владимир Конкин окончил Саратовское театральное училище, и был в Харьковский ТЮЗ. В 1973 году он перебрался в Академический театр им. Моссовета, где проработал так же около года. Уже с 1974 года Владимир стал работать актером на киностудии им. Довженко.

Первая же работа Владимира Конкина в кино - роль Павла Корчагина в телефильме Николая Мащенко "Как закалялась сталь" - мгновенно принесла начинающему актеру широкую известность и официальное признание (1974 году актер был отмечен премией Ленинского комсомола). Успех был неслучаен - Павка в исполнении Конкина отличался от прежних экранных Корчагиных большим лиризмом, романтичностью и интеллигентностью.

Стойко перенести тяжелое бремя славы в столь молодом возрасте (Владимиру было всего то 22 года) и не сломаться – это давалось не каждому. Конкин выстоял. Вот что он рассказывает о том периоде: "После картины "Как закалялась сталь" мне проходу не давали, на меня бросались толпы поклонниц, мне приходили десятки тысяч писем, я почти полмира объездил. Искушений было очень много. Тогда я понял, что такое слава и как это страшно. И я не лукавлю, когда это говорю. Я был готов ко многому, но не к тому, что такая лавина молодых девчонок мне не давала бы проходу. Вы думаете, меня это не смущало? Еще как смущало! <…> В те дни спасали только письма – хорошо, что мои родители научили меня писать их. Я писал письма семье, и меня это утешало".

На волне популярности

Другой стороной популярности стало то, что на Владимира обрушилось множество предложений от разных режиссеров. Как это часто бывает, многие пытались поэксплуатировать удачно найденный типаж. Конкин вспоминает: "И тогда я понял, что если я пойду на поводу у этих предложений, то я очень скоро уйду в тираж. Ну две "кожанки", ну три "кожанки" - все равно нужно повторяться. Сколько же можно ходить в этой коже?".

От многих предложений актеру приходилось отказываться, но без работы он не сидел. За период с 1974 по 1978 год он снялся в ряде интересных картин. При этом, оставаясь в рамках романтичного героя, Конкин старался не повторяться. У Андрея Кончаловского в мелодраме "Романс о влюбленных" актер сыграл Никитина-младшего, у Бориса Ивченко в фильме "Марина" - поручика Бориса Извольского, в телефильме Георгия

Калатозишвили "Кавказская повесть" - Дмитрия Оленина, а в детском телесериале Артура Войтецкого "Волны Черного моря" - подпоручика Костю.

Можно заметить, что Конкину, не служившему из-за болезни в армии, по иронии часто доставались именно армейские роли. И именно эти роли - в числе его наиболее удачных работ. Одна из таких ролей - младший лейтенант Суслин в драме Леонида Быкова "Аты-баты, шли солдаты". Персонаж Конкина – интеллигентен и лиричен и, вместе с тем, не лишен комических красок.

Володя Шарапов

Еще один взлет популярности актер пережил, сыграв в 1979 году Владимира Шарапова в телесериале Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя".

В картине два главных героя – Глеб Жеглов и Володя Шарапов – составляли друг другу антитезу. На роль Жеглова сразу же был утвержден Владимир Высоцкий. Рассказывают, что он был одним из инициаторов создания этого фильма. К тому же он был дружен со Станиславом Говорухиным и знаком с братьями Вайнерами, по чьей книге "Эра милосердия" и снималась картина.

Кандидатура же на роль Шарапова обсуждалась долго. Так среди вариантов были Евгений Герасимов и Евгений Леонов-Гладышев. Приглашая на эту роль Конкина, Станислав Говорухин исходил опять-таки из его первой работы, в которой увидел необходимое сочетание героизма и интеллигентности.

Неожиданно против Конкина выступили Вайнеры, которым он показался неубедительным. Недовольным оказалось и телевизионное руководство. Они в принципе выступили против дуэта Высоцкий-Конкин, заявив, что "будете снимать Высоцкого - Конкина не будет, Конкина будете снимать - Высоцкого не будет". К счастью, Станислав Говорухин все же настоял на своих кандидатурах и приступил к съемкам.

Владимир Конкин признается, что поначалу съемки давались ему очень тяжело в психологическом плане. Было время, когда он все хотел бросить.

"Я не чувствовал поддержки. Не было того настоящего партнерства, к которому я уже привык. Не знаю, может быть, это тоже была какая-то актерская наша зависть, не зависть. Я никому никогда в жизни не завидовал. Пускай у Володи был "мерседес", у меня тогда была черная "Волга" - какая разница? Дело-то не в этом. И я почувствовал, что я не нужен этой картине. То есть я почувствовал, что у меня нет тыла. Обычно во всех моих картинах до того времени меня съемочная группа любила, и я всегда был к людям благорасположен, но здесь я чувствовал, что что-то нам мешает жить в дружбе и согласии. И я собрал чемодан, я решил покинуть съемочную группу.

Меня спасли два человека. <…> Эти два человека - это покойный Евгений Шутов, замечательный актер и человек прекрасный, он был в тот момент в Одессе, и замечательный артист Витечка Павлов. Я собрал чемодан, он постучал ко мне в номер - он не знал, что я хочу уехать, еще никто не знал, что я еду в Киев из Одессы, навсегда, как я решил, - и он говорит: "А почему ты такой смурной?" - "Все, Вить, просто все достало, все не так складывается. Отношения не сложились, и значит, кино не будет". Он говорит: "Володь, да чего ты переживаешь? Пойдем, подышим воздухом". <…> И вот Витя Павлов взял сценарий и повел меня прогуливаться. И начал читать сценарий. Это было так смешно! Оказывается, это комедия! Витя Павлов с меня снял вот эту вот стрессовую ситуацию, вот этот мой клинч. <…> Вот благодаря этому человеку я остался в группе. Я понял, что если я дам слабину, во-первых, это минус моей профессии, минус мне во всех отношениях; я должен доказать, что это все-таки роль моя, и у меня все равно что-то да получится.

И дело постепенно пошло. Когда мы начали снимать четвертую и пятую серии, где Шарапов уже как бы набирает силу, то это было лишний раз доказано, а в пятой серии он вообще исполняет роль в роли, когда он попадает в банду. Там нужно уже было быть не Шараповым, а другим человеком".

Фильм получился гениальным. Станислав Говорухин сумел не только собрать целое созвездие замечательных актеров, но и максимально использовать их лучшие качества. И каждый из них: Сергей Юрский и Виктор Павлов, Наталья Фатеева и Леонид Куравлев, Александр Белявский и Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян и Лариса Удовиченко, Станислав Садальский и Зиновий Гердт, Евгений Леонов-Гладышев и Александр Абдулов, Иван Бортник и Валерия Заклунная внесли свою частичку в общий успех. И все же, в первую очередь, фильм обязан своим успехом дуэту Высоцкого и Конкина, создавших поистине легендарных персонажей. Дуэт Жеглова и Шарапова привнес в фильм не только драматургически заложенное столкновение мировоззрений, но и неподдельную внутреннюю конфликтность, естественно возникшую при сочетании очень разных индивидуальностей двух "звезд". Ведь в ту пору Конкин был "звездой" официальной, а Высоцкий – неофициальной, что придавало фильму столь актуальную в 1970-х годах аллюзионность.

При этом фильм не потерял свою актуальность и спустя десятилетия. И сегодня "Место встречи изменить нельзя" пользуется огромным успехом у зрителей, приобретая все новых и новых поклонников.

Владимир Конкин по этому поводу говорит: "Я думаю, что наш фильм - жизнеутверждающая картина. И 25 лет тому назад, когда мы ее делали, никогда и не думали, что она будет иметь такую большую и серьезную жизнь. Мало того, мы все-таки его создавали совершенно в другой стране, в других условиях. И у нас было очень много сложностей и проблем, обо всех не рассказать. Но мне кажется, что сейчас, именно сейчас, почему этот фильм и стал ценен и, может быть, приобрел еще большее даже значение, потому что люди скучают по добру, по порядочности, по тем человеческим институтам, которые сегодня подменены суррогатами. Когда человек с денежным мешком диктует все, и он для тебя царь и бог, это страшно. И когда человек сталкивается с какой-то бедой, ему хочется, чтобы рядом был дядя Степа, ему хочется, чтобы был Шарапов, вот такой Шарапов, который отстоит Груздева и тебя отстоит. И поэтому очень многие люди, которые меня встречают по жизни, они как бы ассоциируют меня с моими героями, в частности, с Шараповым - порядочным, замечательным человеком, которого я с удовольствием играл".

80-е – 90-е годы

В 1979 году Владимир Конкин был приглашен в московский театр им. Ермоловой. Одной из первых работ в новом театре стала роль Володи Ульянова в спектакле "Казанский университет", за которую Конкин был в том же году отмечен премией Ленинского Комсомола Коми АССР. Впоследствии на сцене этого театра им были сыграны романтические и героические роли в спектаклях: "Батальоны просят огня", "Товарищи-граждане", "Старший сын".

Немало в 80-е годы Конкин работал и в кино. В своих экранных работах он доказал, что его актерский диапазон может быть достаточно широким. Очень интересными были его работы в картинах режиссера Вячеслава Никифорова. Так в телефильме "Отцы и дети" Конкин сыграл Аркадия Кирсанова, акцентируя внимание на драме увядающего дворянского сословия, а в "Благородном разбойнике Владимире Дубровском" – острохарактерную роль заседателя Шабашкина. Небольшой, но заметной работой стал его доктор Робинсон в "Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна" Станислава Говорухина.

В 1988 году Владимир Конкин вновь сменил место работы – перешел в театр-студию под руководством Е. Радомысленского. Переходить из театра в театр актера толкал неустанный поиск разнообразия. Проработав здесь до 1991 года, Конкин пришел в театр "Вернисаж", где наряду с актерской работой пробовал заниматься режиссурой. В 1995 году он пришел в труппу театра "Содружество актеров Таганки", где сыграл Захара Бардина в спектакле "Враги" по пьесе Максима Горького.

Надо отметить, что с возрастом Владимир Конкин все более отходил от романтических ролей, тяготея к острохарактерным, а порой и комическим работам. Таким, например, был его персонаж (муж главной героини) в фильме "Принцесса на бобах".

Сегодня

В настоящее время Владимир Конкин снимается в кино редко. Но периодически он все же радует своих поклонников новыми работами. В 2001 году он сыграл полковника Кобылянского в историческом фильме "Романовы - Венценосная семья".

Две совершенно разноплановые роли были сыграны Конкиным в 2004 году. В сериале "Время жестоких" режиссера Всеволода Плоткина он исполнил роль помощника президента, по словам самого актера - "такого нехорошего человека, умного, продажного до мозга костей". А в картине Игоря Талпы "Сармат" Владимир Конкин сыграл следователя Федулова. Как признается актер: "Отчасти это продолжение Шарапова для меня. Прошло 25 лет. Он - майор, порядочный, честный, кротик такой. Ему самые висячие дела доверяют. И он довел дело до ума, и человека, у которого минимум 15 лет срока должно было быть, он к Новому году отпускает из тюрьмы, проявив свою человеческую порядочность и подарив ему свободу".

Семья

В семейной жизни у Конкиных все нормально. Жена Владимира Конкина окончила иняз, но работать по профессии не стала. "…мы с самого начала, когда еще были юны, <…> определили, что она не будет работать. Она сказала: "Я буду любить тебя и воспитывать твоих детей". И она соответствует своему слову. Не думаю, что у нее возникала мысль пойти куда-то трудоустраиваться. Пока мужчина жив, зачем это женщине?" - рассказывает Владимир Конкин.

Сыновья Ярослав и Святослав выросли и стали художниками-реставраторами. Подрастает дочка Софьюшка. Она учится в православной гимназии и в музыкальной школе Дунаевского на фортепиано.

0

3

Владимир Конкин: Телевизор говорит мне, что я мразь

В канун своего 60-летия народный артист России Владимир Конкин  предельно честен и бескомпромиссен. В интервью «Фонтанке» юбиляр объясняет, почему «ящик» считает народ быдлом, но правители это поощряют, утверждает, что театр сегодня – отхожее место, а русский в кино – психопат и алкоголик, рассказывает, как справиться с новыми Крошками Цахесами и почему в «Месте встречи» перетянули одеяло на Высоцкого.

«Наши правители делают огромную ошибку, возвеличивая глупость. Власть поступила безобразно, спустив на людей свору телеразбойников»

- Вы подарили народу много незабываемых телевечеров. Интересно узнать Ваше мнение о современном телевидении. Кстати, сами-то телевизор смотрите?

- Крайне редко. Можно перенажимать все кнопки и прийти в исступление. Сплошная пошлятина! Тенденция сегодняшнего телевидения - чем гаже, тем лучше. Поэтому мне хочется бросить в экран чем-нибудь тяжёлым. За то, что он глумится надо мной. Не уважает. Не любит. Не пестует. Он говорит мне, что я быдло, скотина, мразь. И что такая же мразь вокруг меня. Да и сам про себя "ящик" говорит, что он мразь. Ещё большая сволочь, чем зритель.

Хорошие передачи, учащие людей добру с младых ногтей, сегодня не нужны, ибо они заставят человека задуматься о том, как он живёт. И как только человек поймёт, что он живёт более чем плохо, а последние 20 лет с помощью телевизора его так вообще превращают в обезьяну и дебила, то тогда недалеко и до всенародной бузы.

- Интересное начало! Хотелось бы узнать, кто, по-Вашему, виноват в этой телевакханалии?

- Наши правители, которые делают огромную ошибку, возвеличивая глупость. Власть поступила безобразно, спустив на людей эту свору телеразбойников, которые, кроме того, что унижают достоинство человека, не делают абсолютно ничего хорошего. Я недавно спросил одного такого "властителя" федерального телеканала в приватной беседе: "Тебе не стыдно, - сказал я ему, глядя прямо в глаза, - что на важнейшем канале ты показываешь одно дерьмо или шоу уродов, которое судят другие уроды, а третьи уроды потешаются?" "Володя, добро в твоём понимании закончилось на твоём Шарапове", - ответил он мне абсолютно цинично, и тоже глядя мне в глаза.

- Кто это был?

- Ну вот ещё, называть фамилию этого ублюдка. Зачем мне это надо? Тем более, что каша-то всё равно одна. Короче, как говорила Екатерина II: народ нищ, пьян, убог, сер, а чиновники воруют. 

- Хотелось бы уточнить: "правители делают ошибку" или сознательно насаждают разгул телепошлости?

- Думаю, что прежде всего виноват уровень сегодняшних правителей. Я имею в виду большинство мировых лидеров. Потому-то они, кстати, и держатся вместе, ибо так легче делать свой обезьяний мир. В связи с этим культура, как инструментарий воздействия на людей, позволяющий впитать что-то возвышающее их над пошлостью и рутиной, правителям не нужна. Ведь чем человек возвышенней, тем сложнее им управлять. У Дени Дидро в "Племяннике Рамо" по этому поводу есть замечательные слова: "Каждый раз, когда при мне хвалили талантливого человека, похвалы эти вызывали во мне тайную ярость. Я завистлив. Когда мне сообщали какую-либо нелепость, подробности их частной жизни, мне приятно слушать, это сближает нас. И мне легче переносить моё ничтожество". Согласитесь, злоба дня. Правители всегда обманывали народ. На ум приходит тот же Дидро: "Нет ничего более полезного для народа, чем ложь. И ничего более вредного, чем правда". И это, конечно, очень печально.

- Всегда так было.

- Не всегда. Ещё при дворе Нерона были талантливые люди, которых, правда, время от времени травили цикутой и бросали со скал. А во времена Ренессанса каждый европейский монарх считал за честь украшать свой двор живописцами, скульпторами, музыкантами, пиитами, актёрами. И чем больше творческих людей было при дворе, тем культурнее, образованнее, цивилизованнее он был. Эти правители тратили на культуру большие деньги. Ведь культура всегда была вещью затратной. Я, конечно, не имею в виду сегодняшний Голливуд и шоу-бизнес, понятия нарицательные с точки зрения культуры и не имеющие к ней никакого отношения.

- А разве спайка «звёзд» эстрады и «народных артистов» с депутатами, мэрами, генералами и миллиардерами - это не форма современного Ренессанса, в том смысле, который в него вкладываете Вы?

- У нас не Ренессанс, у нас дичь! Возьмите полоумную, до женского экстаза влюблённость Бабкиной в Лужкова! Уж как она его любила! И как она тут же, словно ветреная особа, влюбилась в Путина, чтобы стать депутатом. Как только она видит денежных дядь у власти, у неё явно что-то происходит с организмом, она тут же забеременевает "бескорыстной" любовью. И таких господчиков от искусства очень много, потому что обслуживать власть очень удобно.

Если бы вы видели посеревшие, вытянутые лица депутатов Мосгордумы, всех московских чиновников, когда выгнали Лужкова! Они не знали, как подступиться к новой начальственной заднице. Возникла огромная очередь, в первых рядах которой сидели те, кто больше всех изголодался. Не буду называть имена, но это люди очень известные, получившие громадный опыт по этим делам ещё в советские времена.

Так вот они сидели в этой очереди, чтобы хоть чуть-чуть лизнуть. Хоть на вкус попробовать, какое у нового начальника это вещество. Поэтому для меня они Крошки Цахесы, хотя вряд ли об этом догадываются, потому что Гофмана явно не перечитывают. Почему у нас хроническое обожание к уродам-властителям? Потому, что народ не читает книжек. Зато сколько озлобленных, околпаченных дураков смотрят гнусности какого-нибудь Цекало?

- Ваша первая цитата из Дидро намекает на то, что народ отчасти сам виноват в засилии дурновкусия, поскольку, согласно рейтингам, десятками миллионов потребляет эту продукцию?

- Неправда! А куда им деваться? Что им смотреть?

- Ну, если книги не читают, то хотя бы читали качественные газеты. Интернет опять же...

- И газеты читать давно разучились. Да и писать их грамотно тоже. Многие корреспонденты не в состоянии отличить причастный оборот от деепричастного. А рейтингам я не верю по одной причине: на телевидении нет альтернативы. Даже на "Культуре" идут передачи то про бандитов, то какая-нибудь американская поделка, то фильмы про их актёров... Кроме того, важно помнить, что на территории нашей страны много районов, где ловятся только два главных канала: Первый и "Россия".  Соответственно люди только их и смотрят.

А чем заполнены эти каналы? Бесконечными шоу. На них что-то бесконечно готовят, жарят-варят. Одни и те же передачи про здоровье. Всё это мне, например, смотреть совершенно невозможно. А разноликость нашего зрителя никто не учитывает. Не учитывается моя индивидуальность. Мне нужно часами сидеть у телевизора, чтобы найти передачу, которую я буду смотреть без отвращения. Но, слава богу, я избавлен от этих поисков, потому что родители научили меня читать книжки, и я с этим занятием не расстаюсь.

- Хорошо, Вы телевидение оставили в покое. А оставило ли Вас в покое оно и другие средства массовой информации? Переживаете, когда видите материалы о себе не очень приятного для Вас содержания?     

- Я очень переживаю за тех людей, которые это читают. Почему, например, на меня ополчилась всякая сволочь? Потому, что я труженик. Я - талантливый человек. И я имею право об этом говорить. 44 года я преданно служу Мельпомене. Миллионы людей относятся ко мне с благодарностью и вниманием. А вспомнят ли тех, кто сегодня разевает на меня рот, хоть через день после того, как их мясо отнесут червям? Никто не вспомнит! Недаром они изгаляются.

Представьте, я с группой НТВ еду к себе на родину в Саратов, а в это время мне звонят из Москвы: "Володь, тут в газете вышла статья. Ты действительно в реанимации? Мы очень волнуемся!" Изумляюсь. А в газете, оказывается, написано, что 60-летний Володя Шарапов попал в реанимацию из-за того, что пил. И никакой подписи. Ну что за гадость?! Мне, к слову, и шестидесяти лет на тот момент не было. Я не пью, я не лежу в реанимации. Ложь на лжи.

А постановочные ситуации, которые были заказаны уродами, вредившие мне и, главное, тем людям, которые меня любят? Смотрите, какой плохой Конкин! И показывать это 4 года подряд! Согласитесь, это не очень честно и не очень достойно. Но этим манкируют. Потому что продолжения-то нет, сериала не получилось. Ну а раздразнить хоть раз в жизни можно любого. При этом эти же самые люди не хотят замечать, что уже выросло поколение исколотых ручонок, которые имеют колоссальные деньги от своих воров-папаш и о которых СМИ почти ничего не сообщают. Они для них как херувимы. Почему их никто не ставит на место? Не подглядывает за ними, не фотографирует, не записывает? Потому, что сразу ручонки отрубят. А здесь над известным человеком можно безнаказанно глумиться.

- Если Вы недовольны теми, кто нами правят, вступите в какую-нибудь партию, изберитесь в Думу. Чем не проторённая дорожка для сотен народных артистов?

- Я независим по своей природе, поэтому у меня и не сложилась любовь ни с одной партийной организацией. А уж ходить под указкой какого-нибудь партийного дурака - извините. К тому же, бывало, выходил я несколько раз в жизни на сцену с каким-нибудь политическим деятелем, которого собирался поддержать на выборах и который опрометчиво думал, что я смогу помочь ему избраться. Начинал что-то говорить. Очевидно, в моей речи присутствовал какой-то пафос, юмор, некий интеллект, как раз тот коктейль, который публике и нравится. В результате два раза из пяти мои речи заканчивались тем, что люди собирались голосовать за меня, а не за этого политика. Приходилось объяснять, что на самом деле в депутаты стремлюсь не я, а он. А он сидел рядом оплёванный, вбухавший миллионы в эту кампанию.

Кстати, впервые в партию меня пытались принять на XVII съезде комсомола ещё в 1974 году. Собрались поощрить: на фоне плачущего Брежнева первый секретарь ЦК ВЛКСМ Тяжельников должен был вручить мне партийный билет, хотя я на тот момент даже не прошёл положенный кандидатский стаж. Хорошо, что я об этом заранее узнал. Прибегаю в ЦК комсомола: "Правда, ребята?" "Да, Володь, всё уже согласовано". Наседаю: "Это невозможно. Представляете, сколько молодых парней и девушек, которые мечтают вступить в партию и для этого проходят кандидатский стаж, вдруг узнают, что я этого стажа не проходил. Они скажут: "Конкин - выскочка! Только-только сыграл Корчагина, а ему тут же такой приз!" Нельзя этого делать. Иначе вы меня отъедините от молодёжи, которая едет строить БАМ". А так как "Как закалялась сталь", естественно, негласно была приурочена как раз к началу строительства БАМа, ко мне прислушались.

Повторяю, я всегда был независим. В советское время наряду с Брамсом и Моцартом я, например, слушал "Лед Зеппелин" и "Битлз". Читал Достоевского и Сомерсета Моэма. До фильма, во время фильма и после фильма я носил длинные волосы, и при этом был делегатом XVII и XVIII съездов ВЛКСМ.

- В пух и прах раскритиковав власть, Вы тем не менее не объяснили, как она должна себя вести по отношению к искусству и его представителям? Ну, например, по отношению конкретно к Вам?

- Как и подобает власти. А если Медведев встречается не с Конкиным, а с "Камеди Клаб", он уже не власть. Почему бы ему публично не пожать руку мне, не сказать, что он воспитывался на моих фильмах? Что, не воспитывался разве? Воспитывался. Вместо этого он садится за руль "Чайки" и везёт Шварценеггера. Вози его, где угодно, но показывать-то это зачем?

А какое у Медведева было заискивающее перед Шварценеггером выражение лица! Невозможно представить, чтобы Александр III сел на облучок и повёз каких-то там посланников. Сидел, как вы помните, рыбу ловил. "Ваше Величество, европейские послы пожаловали". "Пока русский царь ловит рыбу, Европа подождёт!" И говорило в нём в этот момент не чванство, а достоинство. И Запад знал своё место. А сегодня о нас все вытирают ноги.

Оградить людей от пошлости искусство может, но если оно исходит от любви власти к такому искусству. По Белинскому, цель искусства - выращивать сильного и умного человека. Искусство нужно для бодрого народа, для его духа, для крепких семей. Мужчина должен быть рыцарем с цветами в руке, а не с презервативом и пулемётом. Сцена - это амвон, а у нас она отхожее место. Ведь сегодняшнее искусство, уже даже не эпатаж, а идеология. Чья рука осмелилась нарисовать фаллос на памятнике инженерного искусства, внесённом в сокровищницы ЮНЕСКО? А чья рука за это дала премию? Скажите мне после этого, в каком обществе мы живём?! Как не вспомнить после этого Гоголя: "Ну вот опять, англичанин живёт, немец мечтает, француз играет, а русский обезьянствует". Почему мы всегда обезьянничаем?

- Сакральный вопрос: что же нужно сделать, чтобы лишить российский народ теленаваждения и вообще влияния псевдоискусства?

- Всё очень просто. Если вы помните, секрет величия Крошки Цахеса, маленького урода-упырька, был в том, что ему в башку вставили три золотых волоска, которые стали распространять на людей дурман обаяния этого косноязычного, тупого, кривоногого ничтожества маленького роста. Все вдруг увидели его Аполлоном, ума палатой, гением. Лишь бедный студент Ансельм, чья очаровательная крошка-невеста Марта вдруг влюбилась в этого упыря, с помощью небесных сил понял, что надо вырвать эти три золотых волоска из башки Крошки Цахеса, чтобы все увидели, какой он урод на самом деле. Это сегодня ни на одно мало-мальски значимое собрание всех этих начпупсов не проникнешь, тебя прежде сто раз обыщут, а уж к власть имущему и на пушечный выстрел не подойдёшь, а во времена Крошки Цахеса всё было попроще и демократичней, поэтому Ансельму и удалось вырвать эти три золотых волоска у Крошки Цахеса. И у всех спали чары.

А как иначе избавить общество от наваждения, когда тебе говорят, что всё хорошее и достойное - неформат? Что мы видим на экранах большого кино, которое, по моему мнению, как искусство уже давно не существует в России? Русский там - обязательно дебил, психопат, алкоголик. Если генерал, то обязательно в исполнении Булдакова. Булдаков озолотился потому, что современные режиссёры считают, что у нас должен быть именно такой генерал-дебил. Интеллигентного генерала в исполнении Стриженова или Конкина быть не может. Сегодня не нужны Шараповы-полицейские. Или Корчагины, которые в одной шинели будут строить светлое будущее.

- Михаил Булгаков советовал ничего не просить у сильных мира сего. Пренебрегали когда-нибудь его заветом?

- Приходилось. А что же остаётся бедному артисту, если у каждого сегодня своя кормушка. У начальника ЖЭКа своя вотчина, он там грабит народ, у начальника трамвайно-троллейбусного парка своя, в метро - своя. У всех всё расписано. У кого лес, у кого самолёты, у кого пароходы и так далее. А об искусстве забыли. Поэтому я и обратился как-то за поддержкой моему спектаклю в Министерство культуры. Но там один чиновник мне прямо сказал: "Володя, тебе помогать, это шаг вправо - шаг влево, расстрел. Ты же не государственный артист", - заявил он, имея в виду, что я уже 20 лет не служу ни в каком государственном театре. То есть народный артист России Конкин, лауреат трёх Государственных премий - не государственный артист, зато он - государственный чиновник. И ведь так мне ничем и не помог, хотя это и была его прямая обязанность.

Мне помогли с этим спектаклем совершенно далёкие от искусства и, кстати, от бандитизма тоже люди, которых я знал по ЦК комсомола. Показал одному из них смету на спектакль, он с улыбкой спрашивает: "В долларах?" "В рублях", - отвечаю. И тут он начинает смеяться. Я думал, его сейчас родимчик хватит, так он смеялся, перекатываясь, как колобок, в своём кресле. Я попрощался и ушёл. На выходе из его офиса меня нагоняет его помощник и трепещущей рукой, тоже улыбаясь, суёт конверт с деньгами.

- Ни той, ни другой ситуации в советское время, когда Вы и добились вершин своего телетворчества, быть не могло. Что для Вас жизнь в новой России в сравнении с временами СССР?

- За те 20 лет, что не стало СССР, очень многие достойные люди сошли в могилу, а те, у кого были слабые нервишки или тонка кишка, стали холуями. Ведь жить-то хочется хорошо. Приглашая порой на свои спектакли столичных чиновников, я шесть раз из семи слышу примерно такие слова: "Спасибо, Володь! Жалко, моя жена не сможет прийти, она у меня с детьми постоянно на Кипре живёт". У другого семья в Германии. То есть деньги и семью туда, а сам здесь на раскладушке осуществляет власть. Недаром же в аэропорту Внуково-3 круглосуточно под парами стоят 300 частных самолётов, готовых улететь в любую минуту. Поэтому-то у нас частной авиации и больше, чем истребителей. Некого истреблять, обитатели этой страны скоро благополучно вымрут сами.

Но до этого народ ещё и обдерут как липку. У меня, например, ощущение, что из всех моих карманов не вылазят немилосердные волосатые ручонки государства. Боюсь, что как бы в своей алчности они не оторвали мне причиндалы. Поэтому, кстати, никто из уехавших из современной России в Европу или Америку, а я там часто бываю и знаю, что говорю, не хочет оттуда возвращаться. Никто! Даже если там нет работы, а здесь есть. Сдают квартирушки в России, и на эти деньги живут там. Дожили!

- Мы постепенно перешли к Вашим театральным делам. Давайте поговорим о ситуации в современном российском театре. Там тоже сегодня сложно?

- Сегодня вообще оставаться в искусстве и служить ему правдой, как Дон Кихот, очень сложно. Если в сегодняшнем театре герой или героиня не спускают с себя штаны, то это уже и не спектакль. Можно ещё наложить кучу экскрементов на рампу. Что ещё? Осталось только резать человека на сцене. Хотя и это человечество уже проходило. Древний Рим и рухнул оттого, что все нравственные устои в нём были разрушены. Что такое бои гладиаторов? Это сражение двух несчастных людей, один из которых должен убить другого. И за это зрелище люди платили большие деньги. Так вот, уверяю вас, если сейчас в Доме кино, в зале которого тысяча мест, объявить, что на его сцене состоится первое в России публичное убийство, то этот зал будет забит битком, даже если билет будет стоить 1000 долларов. 

Поэтому, повторяю, когда я смотрю на этих уродов в телевизоре или на сцене, я понимаю, что рейтинги здесь ни при чём. Ведь даже ненормативная лексика в театре стала уже почти нормой. Господин Табаков, например, уничтожил МХТ, который всегда был форпостом культуры, нашим бастионом, на который, как и на Малый театр, ориентировались все театры страны. А как это иначе назовешь, если его ученик Серебренников ставит на сцене МХТ спектакль, где буквально мат на мате? О какой нравственной школе в этом случае мы можем говорить?

- Что такое зависть в актёрской среде, познали?

- Да при чём здесь актёрская среда! Ей грош цена в этом смысле! Вот если во власти завидуют, что тебя любят миллионы, а власть нет, то тогда это чувствуется. А вы почему-то упираете в мелко-цеховую ерунду. Мелко-цеховая ерунда присутствовала всегда. За кулисами театров кости хрустели во все времена. Поэтому-то у меня, кстати, и было 11 театров, а жена одна. И такое количество театров у меня обусловлено не тем, что я неуживчивый человек, а потому, что мне время от времени становилось неинтересным обслуживать какую-то компанию. Театр - это ведь всегда двухпартийная система. Кто-то вылизывает анальное отверстие директору, а кто-то художественному руководителю. А я никому вылизывать не могу - у меня язык шершавый. Лизну, и кровянка пойдёт. Кто ж после этого со мной дружить будет? Да и невкусно. Я же Дон Кихот. Дон Кихот - и корчагинский, и шараповский, какой угодно.

- А нужны ли новые Корчагины сегодня?

- Не нужны. Потому что Корчагин фанатично работал и фанатично любил свою страну. А, кстати, ведь уже тогда были бритоголовые, которые хотели хорошо жить любой ценой. Вспомните, в одной из серий такой бритоголовый предлагает Корчагину: "В канцелярию хочешь?" Тот отказывается. "А на продовольственный склад?" "Нет". "Слушай, ну ты и капризный товарищ! Я же не могу тебе пост наркома продовольствия предложить..."

Кстати, в картине "Как закалялась сталь" было много смелых для того времени вещей. Она бы никогда не вышла на экраны в 1973 году, если бы не работник идеологического отдела ЦК КПСС товарищ Смирнов. Перед 7 ноября ему показали несколько кусочков нашего фильма. Он тут же захотел посмотреть его весь и просидел в зале 7 часов! Я - свидетель. После чего сказал: "Немедленно в эфир!"...

-... а до этого Павка Корчагин сформировал Владимира Конкина?

- Корчагин ничего мне не добавил, потому что главные черты этого героя были присущи мне с рождения. Да и вообще, не стоит думать, что роли что-то там добавляют в характер актёра. Напротив, они только здоровье у тебя отнимают. Вытягивают и рвут нервы. Если в тебе изначально нет определённых данных, ты ничего в кино не сделаешь. Если ты кривоногий, то оттого, что тебе дадут роль Давида, убивающего Голиафа, ноги у тебя не выпрямятся. Ерунда всё это!

Другое дело, что, как писал Станиславский, - цитирую главную фразу из многопудья его системы: "Актёры! Будьте беременны ролями!" И вот если этой беременности нет, ничего стоящего не выйдет. Почему сегодня такое дерьмо в телевизоре? Потому что ужимки заменяют мастерство актёра. А ведь раньше была даже лицевая селекция актёров. Были характерные актёры. Я, к примеру, после окончания театрального училища, до Корчагина, играл Шмагу в "Без вины виноватых", Гаврилу в "Горячем сердце", пел, плясал, танцевал, но после Корчагина на меня повесили ярлычок: "Социальный герой".

- В целом такая градация, как я понимаю, благо, но разве с Вами она не сыграла дурную шутку?

- Конечно, Корчагин проехал танком по моей актёрской судьбе. Ведь был даже негласный приказ по Госкино СССР, отчасти перегрызший мне судьбу, в котором было написано: "Актёра Конкина не рекомендуется снимать в ролях, дискредитирующих образ Павла Корчагина". Это, по сути, был профессиональный смертный приговор. Тем более, я о нём долгое время ничего не знал. Всё думал: "Почему же меня не утверждают? Прошёл одну пробу, другую. Совершенно разные картины. Довольны режиссёры..." И из-под этого камня мне пришлось вылезать постепенно. Сначала снялся в "Аты-баты, шли солдаты" Лёни Быкова, потом "Кавказская повесть" Калатозова и так далее.

Но молодым, на пике популярности, когда со мной отчасти считалась даже власть, а любили миллионы людей, конечно, я бы ни за что не поверил, что в будущем мне придётся заново доказывать свою состоятельность. Доказывать, что у меня за душой не только Корчагин и Шарапов, хотя я очень люблю эти картины, но и, например, роль в "Отцах и детях" по Тургеневу, за которую в 1984 году я получил Государственную премию, и многие другие роли в кино и театре.

- Знаю, что Вы не очень любите эту тему, но, конечно, не могу обойти вниманием фильм "Место встречи изменить нельзя"...

-... Кстати, а вы знаете, что и в романе, и в сценарии Шарапов был задуман как единственный главный герой? Так же, как Корчагин в "Как закалялась сталь". Остальные должны были появляться эпизодически. Но в "Месте встречи" таких героев оказалось два. Потому что, потом перетянули одеяло на Высоцкого. В титрах его выделили. А это было неправильно. Хотя, конечно, это дело этическое, тем более, что оно ничего не изменило. Уже прошло 30 с лишним лет после выхода этой картины, а люди по-прежнему подходят ко мне, жмут руки.

А тех, кто сегодня тоннами выпускает кишки и льёт кровь на экране, кто-нибудь вспомнит через полгода? Их настоящие фамилии и сегодня-то никто не знает. Они никому не нужны, потому что ими движет исключительно рвачество. Потому что они всеми правдами и неправдами хотят усидеть на канале, сняться в сериале исключительно из-за денег, а не из-за какого-то там искусства. А я - человек другой формации. Вы не представляете, как я внутренне ликую и как мне хорошо, когда я своим творчеством доставляю удовольствие зрителю. Я устал, я мокрый, у меня последние волосы вылазят из черепа, но я счастлив, что смог кому-то «протянуть руку».

- Мы беседуем в очередную годовщину смерти Высоцкого. В одном из интервью Вы упомянули о "своеобразной манере Владимира Семеновича жить на съемочной площадке и вне ее". Что имели в виду?

- Это сейчас все всё знают, а я, полтора года работая с Высоцким, не знал, что ему были необходимы наркотики. Понятия не имел. Поэтому изумлялся перепадам в его настроении. С Высоцким мы никакими друзьями не были, да я и не стремился навязываться ему в друзья, потому что каждый раз было непонятно, с какой ноги он встанет. То он рассыпается, юморит, шутит, и всем, в том числе и мне, хорошо и весело. То, через две секунды, он становится злой и может наорать, послать и всё, что угодно. В этом смысле он был совершенно неуправляем.

Кроме того, Высоцкий был избалован любовью съёмочной группы "Места встречи". Говорухин постоянно смотрел ему в глаза, как и вся женская половина. Но это не значит, что на съёмочной площадке этого фильма я чувствовал себя изгоем. Нет. Напротив, я был сильнее всех их вместе взятых. К тому моменту я уже был заслуженным, и всё у меня в этом смысле было в порядке. Меня угнетало, что не было дружбы, а я люблю, когда во время съёмок дружат. Тогда легче работается. А мне приходилось преодолевать все эти ненужные отрицательные эмоции. А это очень тяжело.

- Читал, что Вы были одним из самых благополучных в материальном смысле советских актёров?

- Моя семья всегда была обеспеченной, и я никогда не занимал денег потому, что с утра до ночи крутился как белка в колесе. Хотя, хочу особо отметить, при этом не снимался в плохих фильмах. Большие деньги я получал за мои творческие встречи, на которых всегда были аншлаги. Я занимался этим 30 лет! Изъездил страну вдоль и поперёк. У меня никогда не работала супруга, с которой мы прожили 39 лет и которая недавно ушла из жизни. Для меня это страшнейшая трагедия. Я вырастил троих детей. Сегодня у меня пять внуков. Так что, если кто-то думает, что Конкин прошагал по жизни с песней, это будет несправедливо. Это значит, ничего не понимать в моей жизни.

Я максимально ответственный человек, трудяга, волевой и собранный. Умею распоряжаться своими прихотями. Поэтому и жил всегда достаточно хорошо. Мы, артисты, много раз сидели-бражничали, но только Конкин в 8 утра был в рабочем состоянии, стоял перед камерой и работал. После Корчагина я купил себе чёрную 24-ю "Волгу", которая тогда была, как сейчас новейший "Мерседес". Потом у меня появился "Вольво", когда их было всего-то 5 штук на весь Советский Союз. Кстати, лет 20 я практически не показывал гаишникам свои права...

-... что, надо думать, было показателем Вашей всенародной популярности. Довелось проснуться знаменитым?

- После первой же серии "Как закалялась сталь". Я шёл по переходу от прабабушки, которая жила у Кутафьей башни на Манежной площади. Навстречу девчонки-школьницы. Ноябрь месяц. Я в пальто, в шапке. И вдруг эти девчонки начинают спорить: "Он? Не он! Да нет же, точно он!". И от их слов мне стало жарко. Я снял шапку, расстегнул пальто. И запомнил этот момент на всю жизнь. А дальше такие ситуации в моей жизни стали общим местом.

Издержки славы настигали меня практически всю жизнь. Помню, в гримёрках разных театров, где у меня были спектакли, стали пропадать мои перчатки. Какое-то наваждение. Долгое время я думал, что стал просто-напросто рассеянным, и их теряю. А потом одна директор Дома культуры мне всё объяснила: "У вас их поклонницы таскают на память". (Смеётся).

- Многие актёры бывают недовольны издержками славы, да и славой вообще.

- Я ни в коем случае ни к кому не в претензии! Я не кокетка. Внимание - это награда труду. Почему многие бездарности эпатируют публику? Потому что в ином случае на них бы никто не обратил внимания. Ведь масса актёров не умеет ничего в том, за что взялась. И если бы не их постоянные скандалы, бракоразводные процессы, дебоши и прочие мерзопакостные вещи, они бы были никем. Я ж говорю, Крошки Цахесы. Поэтому я советую вашему читателю перечитывать классику. Она откроет вам глаза на сегодняшний день, как студенту Ансельму.

К примеру, называть звёздами деятелей шоу-бизнеса, смешно. Потому что дальше Жмеринки они на фиг никому не нужны. Поэтому говорить о них, как о звёздах, неприлично. Но неприличие у нас сегодня, это же достоинство. Я бы о себе, как о звезде, никогда бы не осмелился сказать, а если бы так сказали другие, то, как мазохист, съел бы себя от позора. А этим, как с гуся вода. Ну, а за ними, естественно, следует вся эта шелупонь, которая вообще ничего из себя не представляет. Ни в чём! Ни как люди, ни как артисты. Послушайте, как они говорят. Сплошное косноязычие, как и у наших политиков. А как может быть иначе, если в башке только деньги и желание урвать свой кусок.

- Но отрицать звёздную болезнь как таковую даже у прирождённых актёров Вы же  не станете?

- Не стану. Но у меня её не было. Хотя слава ко мне пришла и резко, и рано - в 22 года, а вслед за этим я ещё сразу же получил и звание заслуженного артиста. А избежал звёздной болезни я потому, что Завадский в это время пригласил меня в театр Моссовета на роль Раскольникова. А там, когда ты работаешь в коллективе, где Плятт, Марецкая, Любовь Орлова, Раневская - воистину "могучая кучка", попробуй заболеть звёздной болезнью. Эти люди учили нас, что если ты начнёшь задирать нос, то тебе быстро могут выкопать ямку, поэтому лучше оставаться здоровым и смотреть под ножки...

-... и старших уважать? 

- Естественно. Помню, мы, самые молодые с Игорем Старыгиным актёры, по хлопку лифта на верхних этажах научились отличать, кто пришёл: Раневская или Орлова. Или Плятт. Который, входя в буфет, восклицал своим знаменитым голосом: "О! Володенька! Теперь мне будет с кем посидеть», - и звал буфетчицу. Та, зная привычки великого актёра, приносила Ростиславу Яновичу к кофе рюмочку коньячку. "И Владимиру Алексеевичу", - говорил Плятт. Он всегда обращался ко мне по имени-отчеству, несмотря на то, что мне было всего 22 года.

- Вернёмся к началу нашей беседы. Вы камня на камне не оставили от отечественного телевидения, вернее, от его нынешних форм. Но, быть может, всё не так уж и плохо, а камедиклабы просто-напросто современная форма сатиры, которая была в любые времена?

- У нас нет никакой сатиры вообще! Есть только хохмление под фонограмму "ха-ха". Сатира предполагает критику. В этом смысле она была в Советском Союзе. Да, Райкину было не просто, но сатира, повторяю, тогда была. А сейчас нет. Вместо сатиры, какие-то непонятные персонажи: дядьки - все тётки, и наоборот. Гермафродиты, одним словом. И это печально. Но при этом, я уверен, что ещё при жизни увижу новую зарю в искусстве. Потому что без него наши люди захрюкают.

Посмотрите на лица людей, которые пришли сегодня в Дом кино, где мы с вами беседуем. Среди них много молодых. И на их лицах я вижу ожидание. Значит, им не совсем противно, они надеются увидеть что-то интересное, хотя внизу и не висит афиша "Сегодня в нашей программе крупным планом голая задница Пугачёвой". Значит, это и есть те не учтённые рейтингом зрители, которые ждут от искусства чего-то светлого, хотя я, честно говоря, даже не знаю, что им сегодня будут показывать. Может, "Броненосец "Потёмкин". Или какой-то другой "неформат".

- Как лично Вы учитываете  этих людей в своём сегодняшнем творчестве?

- Если не учитывать этого, самого дорогого, быть может, зрителя, вымирающего сегодня как динозавр, это очень дурно. Поэтому вся моя работа сегодня посвящена этим людям. Они приходят на мой спектакль не надрывать животики над пошлыми шутками, а сопереживать и радоваться вместе с героями. И пока я жив, и Господь даёт мне, несмотря на все мои трагедии, какой-то внутренний стержень, я не согнусь. А согнуться, честно говоря, есть от чего. Если бы я сегодня сел и призадумался, как мне живётся, я бы уже, наверное, с дивана не встал.

- Не преувеличиваете?

- Ничуть. У меня, к примеру, врождённый порок сердца, один клапан вообще не работал, а три года назад мне сделали тяжелейшую операцию, поставили искусственные клапаны. А это вам не ого-го-го! Меня запросто могла надломить моя личная трагедия - болезнь супруги, унесшая её в могилу. Но сидеть на диване у меня нет времени. Я постоянно в работе. Я обещал своей покойной жене сделать спектакль в её память, поэтому считал долгом чести сдержать слово. Кроме того, несмотря на всё сумасшествие сегодняшнего дня, я не разочарован своим делом. Поэтому, когда, помолившись, выхожу на сцену, я испытываю великое счастье.

- С днём рождения, Владимир Алексеевич…

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Синематограф » Владимир Конкин