5. Боевые человекоподобные роботы
Рукопашные баталии, которые воспевал в своем творчестве Лев Николаевич Толстой, давно в прошлом. На поле боя человек уступает место искусственному интеллекту. Впрочем, до интеллекта как такового нынешней прогрессивной робототехнике пока далеко, но судя по темпам, с которыми в мире развивается это перспективное военное направление, не за горами дни восстания машин.
По мнению доктора военных наук Константина Сивкова, роль "интеллектуального" оружия со временем будет только возрастать. "Наземные боевые роботы, танки-роботы, роботы малогабаритные и т.д. Будет развиваться интеллектуализация средств поражения. "Умные" снаряды, ракеты и бомбы, которые будут распознавать цель по целому ряду признаков. Присутствие человека все больше будет дистанцироваться", - уверен эксперт.
Родина Терминатора
Сегодня боевые роботы - от машин-саперов, беспилотников и разведчиков до настоящих "боевиков" - прочно утвердились во многих армиях мира. "Разработки беспилотных летательных аппаратов ведутся везде, сейчас любая уважающая себя страна этим занимается. Естественно, лидируют США, Израиль и Китай в этом плане", - рассказал А.Храмчихин.
США – родина Терминатора - в плане роботизации оказались самыми плодовитыми. Здесь на машины возлагается все больше военных задач, причем как на земле, так и в воздухе. В стране ведется множество проектов по разработке новой техники, которая поможет более эффективно вести боевые действия, сберегая жизни людей.
"Американцы тратят на это дело в общей сложности половину того, что тратит весь мир", - считает ответственный редактор еженедельника "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин.
В частности, 30-летний план развития ВВС США подразумевает увеличение числа беспилотных летательных аппаратов в четыре раза с нынешних 6 тыс. единиц. По мнению В.Литовкина, "самое сильное звено" робототехнического военного вооружения США – это беспилотники: "Посмотрите, как ловко американцы управляют беспилотными летательными аппаратами, которые наносят удары в Пакистане".
Армия и морская пехота тоже не отстают. В интересах военных уже разрабатываются несколько видов роботов, которые должны будут значительно облегчить жизнь простого солдата. Например, разработка компании Lockheed Martin под названием MULE будет носить провизию, боекомплекты и экипировку.
Механические саперы, снайперы и медсестры
Всех роботов, которые уже пополнили ряды американской армии, перечислить просто невозможно. Главным образом, все они выполняют задачи по разведке, наблюдению и обезвреживанию самодельных взрывных устройств.
Из тех, что уже активно себя проявили непосредственно на поле боя, примечательны американские роботы-саперы семейства PackBot, которые принимали участие в военных операциях в Афганистане и Ираке с 2002г. В настоящее время их насчитывается около 300 штук. В обязанности этих машин входит разминирование территории и прокладывание коммуникаций, механические бойцы выполняют до 600-700 операций в день.
Кроме того, с 2005г. в Ираке американские военные начали использовать боевых роботов Talon, которые были разработаны по специальному заказу Пентагона. Сначала в их обязанности входили только постановки мин, разминирование, уничтожение взрывчатки (на их счету уже более 50 тыс. обезвреженных взрывных устройств), связи и разведки. Однако после некоторой доработки эти роботы получили полноценное вооружение - на них устанавливается автоматическая винтовка или пулемет.
Российским аналогом Talon стал робот МРК-27 – БТ, разработанный КБ прикладной робототехники МГТУ им.Н.Э.Баумана. Эта машина выполнена на мобильном гусеничном шасси и имеет комплекс вооружений на все случаи жизни: два реактивных огнемета, пулемет, два реактивно-штурмовых гранатомета и 6 дымовых гранат. Поговаривают, по устойчивости этот робот даст фору своему зарубежному прототипу. Впрочем, пока он вынужден пылиться на полке: для машины еще даже не разработали доктрину применения.
Тем временем в США робототехнический конвейер продолжает выпускать новых киборгов. В перспективе, если ведущиеся на сегодняшний день в США проекты будут реализованы, военные получат роботов-охранников, роботов-эвакуаторов раненых и даже роботов-медиков, пользоваться которыми будет уже каждый солдат.
"Цифровой" пример
Что касается отечественных боевых машин, то пока, по мнению экспертов, они не могут составить конкуренцию заграничным "терминаторам". Хотя в 1970-х гг., считает А.Цыганок, "наша роботизированная техника была одной из лучших".
"Роботизированные комплексы впервые появились в 1914г., потом в 1942г. Это в России и в Англии. В свое время в 1984г., когда я трудился в Инженерной академии, мы разрабатывали робот-комплексы прикрытия госграницы. Тогда уже был готов экспонат, который испытывался во многих регионах. Сейчас, к сожалению, мы отстаем. И отстаем не только от американцев, взгляните, где сейчас Израиль, и где мы!" - говорит А.Цыганок.
По словам эксперта, израильская армия – "единственная армия в мире, которая почти полностью перешла на цифровые технологии", и с нее надо брать пример.
"Все войны, которые Израиль проводил – Ливанская война или в Секторе Газа – все они по одному принципу велись. Они сидят у себя в штабе, а у них на дисплеях все высвечивается: все беспилотники, все специалисты, которые там действуют, они только кнопки нажимают! Израиль в тех войнах имел возможность, определив, в каком месте стреляет ракета, за полторы минуты дать команду либо самолету, либо вертолету, либо танку вести огонь по конкретной мишени", - рассказал А.Цыганок.
Справедливости ради заметим, что израильские технологии уже нашли применение в российской армии. Россия закупила небольшую партию беспилотников в Израиле и начала активно внедрять использованные в ней технологии. К концу 2012г. планируются испытания ударных "беспилотников" отечественного производства.
Финансовые проблемы российских роботов
Причину нашего инновационного отставания в обороне А.Цыганок видит в "традиционной нехватке финансирования", что красноречиво подчеркивают цифры статистики. По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, за последние полгода на развитие российских инноваций было потрачено 470 млрд руб. бюджетных денег. Поддержку получили IT и энергосберегающие технологии, а военная робототехника осталась без внимания вкладчиков капитала.
В то время как армии западных стран активно переходят на массовое использование роботизированных военных систем, в России ни один из проектов подобных систем (а их насчитывается более 50) так и не был запущен в серию.
Столь печальный факт считает вполне закономерным главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. Эксперт уверен, что "чудес не бывает", и прежде, чем перейти непосредственно в войска, любые разработки должны пройти "цикл проектирования и испытания":
"Никакие фантастические виды оружия не появляются просто так. Заранее определяется государственная программа вооружения, в том числе в области НИОКРов. А дальше уже НИОКРы превращаются в полномасштабные серийные образцы после того, как проходят цикл испытаний, и оружие подтверждает заявленные характеристики. По каждому направлению мы можем говорить, что существует определенный технологический задел", - рассказал И.Коротченко.
Байки из фильма
Классика жанра, позволяющая ознакомиться с возможным робототехническим оснащением прогрессивных вооруженных сил, - это конечно, нетленное творение Джеймса Камерона "Терминатор".
В центре сюжета — противостояние солдата и киборга, прибывших в 1984г. из постапокалиптического 2029г. Цель киборга - убить Сару Коннор, девушку, чей еще нерожденный сын выиграет войну человечества против машин. Благодаря фильму слово "терминатор" стало нарицательным, а коронная фраза "I'll be back" входит в число самых известных киноцитат всех времен и народов.