Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Басмачи


Басмачи

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Басмачи: властелины песков
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/06/235297_original.jpg
Вокруг басмачей создано немало мифов. Одни видят в них бандитов, другие борцов за свободу против власти Советов.

«Белое солнце пустыни»
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/06/Abdulla.jpg
Однозначную характеристику движению басмачества в Средней Азии дать крайне сложно, да и вряд ли стоит это делать. С одной стороны, образ басмачей, донесенный до нас через призму советского кинематографа, в подавляющем большинстве случаев вполне прост и понятен – ватага жестоких бандитов и грабителей, которые не щадят пленных и держат в страхе мирное население региона. Однако зачастую людьми, ушедшими в басмаческое движение воевать с Красной Армией, руководили несколько менее приземленные мотивы, и пример такого рода – также из советской массовой культуры – наверняка известен каждому.

«Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком, и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный». Черный Абдулла – главный антагонист ставшего классическим советского истерна «Белое Солнце пустыни». Являясь персонажем, безусловно, отрицательным, он несет в себе черты, вызывающие у зрителя как минимум сочувствие. Полевой командир, грабитель и контрабандист не только обладает харизмой и обаянием, но и сражается с красноармейцами за то, что считает правильным, - а именно, за жизненный уклад, неписаный закон и традиции своего народа, идущие вразрез с идеологией и действиями пока что молодой советской власти. При этом, уже, будучи в состоянии позволить себе дорогой халат, он предпочитает носить военный френч европейского покроя. Абдулла – пусть в высокой степени идеализированный и романтизированный, но все-таки представитель басмаческого движения.

Горно-пустынная герилья
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/06/af1c345e1d81-663x515.jpg
Басмачество – среднеазиатская горно-пустынная герилья, возникшая после развала Российской империи на огромных территориях бывшего Туркестанского генерал-губернаторства (после проведения большевиками политики национально-территориального размежевания разделенного на Казахскую, Узбекскую, Таджикскую, Киргизскую и Туркменскую ССР). Единую дату разгрома басмачей назвать крайне сложно – отдельные конфликты и вооруженные столкновения продолжались, в разных регионах и с разной степенью интенсивности, вплоть до конца 1930-х – начала 1940-х годов. Движение захватило многовековые центры тюркской цивилизации и исламской культуры, такие как Самарканд, Бухара, Хива и Хорезм, нашло свои отклики и отголоски в панисламистских кругах Турции, коснулось Афганистана и Персии.

Разумеется, стоит принять во внимание тот факт, что к моменту распада Российской империи среднеазиатские территории находились в ее составе в общей сложности меньше полувека, и отношения колониальной администрации с коренным населением выстраивались отнюдь не гладко и просто. Одно из последних массовых выступлений в Средней Азии против имперской колониальной политики пришлось на 1916 год и было вызвано, помимо общего недовольства конфискацией земли у коренного населения для нужд переселенцев, массовым возмущением попыткой призвать аборигенов на фронт для строительства укреплений. Подобного рода решение, будучи продиктовано крайней необходимостью, не учло настроений населения, массово сочувствовавших турецкому султану и Османской империи, находившейся на тот период времени в состоянии войны с Россией. Восстание было жестоко подавлено, что также не способствовало укреплению «взаимного диалога и сотрудничества» между русскоязычным и тюркоязычным населением империи.

Кокандская автономия
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/06/d9cbcaa1bc1a.png
Своего рода триггером к возникновению басмаческого движения послужил разгром советскими войсками самопровозглашенной Туркестанской, или Кокандской, автономии зимой 1918 года. И это несмотря на то, что временное правительство автономии в основной своей массе отличалось весьма либеральными взглядами, провозглашая необходимость принятия европейских ценностей в исламскую культурную парадигму (это интеллектуальное течение называется джадидизм). Местные власти были настроены скорее на дипломатическое сотрудничество со Страной Советов с последующим вхождением в ее состав на правах автономии, нежели на вооруженную борьбу. Но непримиримые разногласия внутри самого правительства привели к тому, что никакой окончательной стратегии в области отношений с большевиками выработано не было и в ответ на ультиматум о признании власти Советов в январе 1918-го правительство ответило отказом. Уже к февралю 1918 непризнанная автономия перестала существовать, положив начало национально-освободительному движению, вскоре охватившему весь Среднеазиатский регион – и, как часто бывает в подобного рода случаях, о дипломатических методах борьбы речи уже не шло.

Таким образом, с зимы 1918-го и приблизительно по середину 1920-х годов на территории Средней Азии шла кровопролитная война. Басмачество было практически полностью ликвидировано к середине 1920-х годов, но в связи с политикой насильственной коллективизации оно развернулось с новой силой.

Тактика басмачества
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/06/290591_original.jpg
Тактика басмачей в борьбе с частями Красной Армии не сильно отличалась от стандартных методов ведения партизанской войны в пустынных и горных регионах с использованием хорошего знания местности в качестве преимущества. Основной упор делался на избежание столкновений с многочисленными соединениями советских войск, организацию засад, базирование в труднодоступных местностях и вооруженные кавалерийские рейды в населенные районы. При этом главной целью налетчиков, наряду с материальными ценностями и оружием, являлись сторонники советской власти, большевики и военные комиссары.

Национал-освободители

В основе идеологии движения басмачей лежали панисламизм и пантюркизм, называемый также пантуранизмом, - а именно, религиозно-националистические конструкты о том, что народы, говорящие на тюркских языках и являющиеся приверженцами ислама, должны проживать в одном государстве под эгидой тюркского правительства. Стоит отметить также тот факт, что слово «басмач» - то есть бандит или налётчик, отнюдь не является самоназванием участников движения. Басмачи предпочитали называть себя хорошо знакомым каждому европейцу словом «моджахед», что позволяет нам сделать вывод о характере их идеологии. Ради защиты своей религии, традиций и ценностей, прямо противоречащих принципам строителей коммунизма, и сохранения собственного влияния в регионе они встали на путь джихада. Вот вам и «Белое солнце пустыни».

0

2

Басмачи: какие факты о них утаивали в СССР

https://russian7.ru/wp-content/uploads/2021/05/1-23.jpg
Официальная история басмачества в СССР была во многом мифологизирована: ни о реальных причинах возникновения, ни о масштабах и массовости данного движения в Советском Союзе предпочитали не говорить.

Бандиты или партизаны?

Как считает современный таджикский историк Камолудин Абдуллаев, то, что на движение басмачей определяющее влияние оказывали англичане и ваххабиты, – это один из главных советских мифов о басмачестве. Абдуллаев убежден: решающими мотивами для возникновения массового сопротивления новой власти стало ее насилие по отношению к дехканам и многочисленные бесчинства со стороны советских комиссаров и РККА – именно это и привело к гражданской войне, в которую оказались вовлечены противники и сторонники Советов.

Религиозный фактор, мотивировавший басмачество, также имел место, однако, по мнению Абдуллаева, в целом это движение не являлось национально-освободительным.Басмаческие отряды были разобщены, у них отсутствовала единая цель, они не имели центрального руководства.

Некоторые курбаши сотрудничали с Советами

По данным российского историка Александра Андреева, приводимым в его книге о «восточных орденах», первым басмачом в Туркестане можно назвать Кичика Эргаша (Маленького Эргаша) – такое прозвище было у бывшего руководителя милиции Туркестанской автономии, не признавшей советскую власть. К Эргашу увел свой многочисленный отряд, поначалу созданный большевиками для охраны правопорядка, такой авторитетный курбаши как Мадамин-бек.

Мадамин-бек обладал огромным авторитетом в Туркестане и в короткие сроки взял под контроль территорию практически всей Ферганской долины. Некоторое время курбаши руководил Временным Ферганским правительством, но после поражения отрядов басмачей в боях с частями РККА начал сотрудничать с Советами. Его использовали как переговорщика, пытавшегося склонить на сторону новой власти других лидеров басмаческого движения. В 1920 году курбаши Кур-Шерман обманом заманил Мадамин-бека с небольшим отрядом охраны «на переговоры» в кишлак Вуадиль, где все приглашенные были убиты.

Кремневые «карамультуки» – главное оружие

В исследовании узбекского публициста Ядгора Норбутаева развенчивается еще один миф о басмачах, созданный апологетами версии об «английском покровительстве» движения. Туркестанские «коллаборационисты» воевали в основном с «карамультуками» – старинными кремневыми ружьями. Английские «спрингфилды» и немецкие «маузеры» у басмачей имелись, но их было сравнительно немного.

Первые отечественные истерны создавались именно на темы борьбы с басмачеством. Басмачи — лихие кавалеристы – тоже выдумка советского кинематографа. Как пишет Ядгор Норбутаев, отлично держались в седле только басмачи-туркмены, ферганские и бухарские дехкане им в этом умении сильно проигрывали. Азиаты не имели боевой кавалеристской практики в ХХ веке: в Первую мировую войну их в армию не призывали. Поэтому лошадей басмачи чаще всего использовали при передислокациях с места на место, а непосредственно перед боем с противником спешивались.

Круги, кресты, полумесяцы: знаки отличия командиров басмачей

В советской историографии, доступной широкому кругу читателей (зрителей кино), чаще всего употреблялся один термин, обозначающий командира басмачей – «курбаши». Однако, согласно исследованию историка Александра Андреева, на начальном этапе басмаческого движения, до разгрома самопровозглашенной Туркестанской автономии, в этом «восточном ордене» было утверждено 5 воинских званий, в зависимости от численности формирования, которым руководил тот или иной «баши»: командиры подразделялись на унбашей (десяток), юзбашей (сотня), курбашей (отряд), ляшкар-башей (военный район) и эмиров ляшкар-башей (военный округ). Командиры низшего звена отличались красными кругами (один в другом), расположенными на правой стороне одежды, у юзбашей там же был знак с кругом, обрамлявшим крест, а правый рукав помечался двумя полумесяцами.

Когда басмаческое движение стало массовым и отряды в основном пополнялись за счет простых дехкан, необходимость в подобных знаках отличия отпала.

Действовали вплоть до начала Великой Отечественной

В сознании большинства укрепилось мнение о том, что с басмачеством было покончено еще в Гражданскую войну. Однако это далеко не так. С разгромом крупных банд большое количество маргинализировавшихся мелких отрядов и групп передислоцировались на иранскую, китайскую и афганскую территории, и оттуда совершали нападения на советские погранотряды. Часто это были контрабандисты.

Согласно истории Пянджского погранотряда, с 1931 по 1940 годы советские пограничники только этого подразделения ОГПУ – НКВД СССР уничтожили свыше 40 басмаческих банд, ликвидировав или пленив более тысячи их участников. В докладной записке НКГБ Таджикской СССР сообщается, что во время Великой Отечественной войны германская агентура предпринимала неоднократные попытки возобновления басмаческого движения на южных границах Советского Союза. Полностью ликвидировать активность басмачей в этих районах чекистам удалось только к 1944 году.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Басмачи