Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Куча мала - всё обо всём » Затонувшие суда


Затонувшие суда

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Кому достанется "Фрау Мария"

Финляндия предлагает поднять на поверхность корабль "Фрау Мария", затонувший в 1771 году с драгоценным грузом.

Шнява "Фрау Мария" - небольшое двухмачтовое судно с прямыми парусами - перевозила из Амстердама закупленные дилерами императрицы Екатерины II произведения западноевропейского искусства для Эрмитажа. Ценный груз сопровождал граф Андрей Шувалов, в коллекцию входили картины голландских художников, различные металлические и фарфоровые статуэтки, вазы, монеты и небольшие предметы мебели. По некоторым данным, одно из полотен представляло собой жанровую сцену авторства Питера Брейгеля Старшего. Его картины никогда не выставляются на аукционах и не имеют цены. Единственная в России картина Брейгеля исчезла при таинственных обстоятельствах еще в 30-е годы прошлого века.

Судно, следуя из современного г. Турку (тогда Або), затонуло в 1771 году во время бури около мелких островов на юго-западе Финляндии и лежит на глубине 40 метров. Команда и пассажиры сумели спастись, но груз затонул. Несмотря на многочисленные попытки обнаружить затонувшую шняву, предпринимавшиеся еще во времена императрицы, "Фрау Марию" финские дайверы нашли только в 1999 году. И лишь недавно финны предложили поднять судно за 80 млн евро, причем всю операцию они собираются проводить за совершенно немыслимые семь лет. Отечественные специалисты уверяют, что это можно сделать за пару месяцев, и такой срок представляется реальным - судно лежит на небольшой глубине.

Однако технические проблемы не являются самыми сложными в истории с "Фрау Марией". Дело в том, что в 1771 году никакой Финляндии не было, а катастрофа произошла во внутренних водах шведского герцогства Финланд. Поэтому на драгоценный груз могут претендовать не только правительство Финляндии, но и Швеции, а на само судно - Голландия, которой "Фрау Мария" когда-то принадлежала. Разумеется, на груз претендует и Россия, поскольку заплатила за картины и фарфор все-таки русская императрица, да и сама Финляндия до 1917 года входила в состав Российской империи. Впрочем, возможны самые различные компромиссные решения, от устройства музея шнявы в Финляндии до дележа груза.

Но по этому поводу возникает вопрос - а есть ли что делить, то есть сохранились ли прежде всего картины? Согласно описаниям, они были свернуты в трубки и помещены в свинцовые цилиндры, которые были заплавлены, а затем еще и покрыты слоем воска. И свинец, и воск довольно устойчивы по отношению к морской воде, но прошло все-таки 240 лет. Так что для начала следовало бы не поднимать шняву целиком, а ограничиться изучением состояния груза, тем более что часть его, судовую кассу, уже подняли на поверхность.

И наконец, сколько могут стоить голландские артефакты? Это совершенно неизвестно, поскольку просто переводить известную стоимость картин, монет и фарфора на современные деньги бессмысленно. Имеются оценки, что груз стоит $1 млрд, но методика оценок не выдерживает никакой критики, а аукцион по понятным причинам никто пока не проводил. Проще считать, что груз бесценен, но не тратить на его подъем безумные $80 миллионов. Например, благотворительный некоммерческий фонд "Крейсер "Варяг" может сделать это гораздо дешевле.

0

2

В Панаме обнаружено место крушения судна знаменитого пирата Моргана

Археологи из Техасского государственного университета в сотрудничестве с местными дайверами нашли таки место последнего пристанища пиратской шхуны Генри Моргана.

Недалеко от Панамской банки обнаружен затонувший корабль, который наверняка принадлежал британскому пиратскому братству под предводительством Генри Моргана, промышлявшему там в 17 веке. Останки судна покоятся на морском дне у подножья скалы недалеко от Лахаса.

Водолазы нашли основную часть корпуса. На месте крушения обнаружено большое количество запертых ящиков и сундуков, заросших кораллами. Коробки по форме полностью соответствуют находившимся в одном из пяти грузовых судов, которое Морган потерял именно в этом месте в 1671 году.

http://s017.radikal.ru/i432/1111/d7/f8c01c591018.jpg

Команда исследователей во главе с подводным археологом Фрицем Хансельманнемом ранее обнаружила недалеко от судна шесть железных пушек, которые по всей видимости принадлежали судну.

"Для нас найденный корабль и его история являются сокровищами сами по себе", - говорит Хансельманнем.

http://s017.radikal.ru/i414/1111/67/45341bbeba41.jpg
Пират Генри Морган

Валлиец Морган бежал из Панама-Сити со своими людьми в январе 1671 года. То, что он грабил испанские корабли от имении Британской короны сегодня вызывает сомнение. Панама-Сити был важным торговым центром и одним из ключевых испанских портов в Америке и Карибском бассейне. Хотя Моргану удалось сокрушить город, он потерял здесь 4 из пяти своих кораблей. Найденное судно, по мнению исследователей, напоролось на мелкий риф в бурлящем море возле форта Кастильо-де-Сан-Лоренцо и после этого затонуло.

Все артефакты и сокровища, которые будут подняты со дна моря будут выставлены в главном панамском музее. Сейчас место крушения корабля Моргана тщательно охраняется местными властями.

0

3

Судно с грузом советской платины нашли на дне Атлантики  
2 февраля 2012

Охотник за сокровищами из США объявил, что обнаружил затонувшее судно времен Второй мировой войны, трюмы которого заполнены платиной, оценивающейся в 3 млрд долларов, сообщает BBC.

Морской исследователь Грег Брукс обнаружил британское судно SS Port Nicholson в Атлантическом океане в 80 км от побережья США. По данным Брукса, судно было атаковано немецкой подлодкой в 1942 году.

Как уверяет охотник за сокровищами, подтверждение того, что трюмы SS Port Nicholson заполнены платиной, он получил из регистров Минфина США. По его словам, драгоценный металл предназначался США за военные поставки СССР.

Брукс заявил, что нашел SS Port Nicholson еще четыре года назад, но не сообщал все это время о находке, оформляя документы на подъем корабля.

Между тем Энтони Шуста, поверенный британского правительства, сообщил Associated Press, что Британия не подтверждает наличие платины в трюмах SS Port Nicholson. «Первоначальное исследование показало, что судно перевозило технику и военное имущество», – заверил Шуста, передает BBC.

Платины там нет, верьте мне, Шура.))

0

4

В Финском заливе начали исследовать судно, затонувшее 150 лет назад
12/03/2012

С.-ПЕТЕРБУРГ, 12 мар - РИА Новости. Археологи экспедиции "Память Балтики" начали изучать судно с грузом гранита, затонувшее более 150 лет назад в Финском заливе Ленинградской области, рассказал РИА Новости руководитель экспедиции Константин Шопотов.

"В выходные мы провели подледные погружения в районе бухты Дальняя. Больше 20 лет назад мы нашли здесь новгородский струг, но серьезно исследовать начинаем его только сейчас", - сказал он.

Шопотов напомнил, что в конце лета археологи провели первое предварительное изучение, подняв с затонувшего корабля находку.

"Под мачтой мы нашли красномедную монету 1842 года с вензелем Николая I. Ее положили туда, когда строили струг", - рассказал ученый.

Шопотов отметил, что струги предназначались для перевозки грузов и переброски войск. На борту найденного специалистами в Ленобласти корабля - гранитные блоки.

Он добавил, что пока ни одной из подводных экспедиций не удавалось найти струг. Главная задача археологов - реконструировать конструкцию судна. Для подробного изучения этого шедевра приладожского судостроения и постановки его на учет археологам потребуется несколько лет.

0

5

Корабль, груженный серебром, покоится на дне Атлантики. Подводная съемка
28/09/2011
http://ria.ru/video/20110928/445242271.html

Торговое судно времен Второй мировой войны, на борту которого находится 200 тонн серебра, исследователи американской компании Odyssey Marine Exploration Inc обнаружили на дне Атлантического океана. По оценкам специалистов, драгоценный груз оценивается в 150 миллионов евро.

В феврале 1941 года британское судно Gairsoppa направлялось из Индии в Ливерпуль, но было торпедировано германской подлодкой. После чего пароход затонул в 560 километрах от побережья Ирландии.

По договору, подписанному с британским правительством, компании ОМЕ достанется 80% от стоимости поднятого на поверхность серебра.

"Нам повезло, что мы обнаружили судно, которое стоит прямо, его трюмы открыты. Это позволит нам разгрузить корабль через люки, как это происходило бы во время разгрузки судна у причала в порту", - сказал генеральный директор Odyssey Marine Exploration Inc. Грег Стем.

По словам представителя компании Эндрю Крейга, компания сможет полностью поднять на поверхность все найденное серебро. Подъем клада запланирован на весну 2012 года.

0

6

Найден броненосец "Петропавловск", затонувший в русско-японскую войну
09/11/2011

ПЕКИН, 9 ноя - РИА Новости, Василий Кашин. Совместная российско-китайская экспедиция, проводившая с 21 октября по 6 ноября поисковые работы в районе китайского порта Люйшунь (бывший Порт-Артур) в Желтом море, по предварительной оценке, обнаружила российский броненосец "Петропавловск", потопленный в 1904 году в ходе русско-японской войны, сообщил советник-посланник посольства России в КНР Евгений Томихин.

В ходе обследования участка акватории в районе Люйшуня, с учетом архивных материалов российской стороны, в предполагаемом месте обнаружен объект, по описаниям похожий на останки "Петропавловска, - сказал Томихин.

Обнаруженный металлический массив имеет длину 70-90 метров и ширину до 13 метров, он возвышается над морским дном всего лишь на два метра. По предварительным выводам специалистов, можно говорить о точном установлении места гибели броненосца "Петропавловск", от которого к настоящему времени сохранился лишь остов, отметил Томихин. Окончательные выводы предстоит сделать после обработки всех собранных данных.

Флагман 1-й Тихоокеанской эскадры броненосец "Петропавловск" погиб от подрыва на японской мине 13 апреля 1904 года (по новому стилю). Вместе с кораблем погибли 620 матросов, 29 корабельных и штабных офицеров, а также известный русский флотоводец адмирал Степан Макаров и художник-баталист Василий Верещагин.

В экспедиции с российской стороны участвовали Морской поисково-исследовательский центр Тихоокеанского флота "Искра", с китайской - Государственный центр по охране подводного культурного наследия и Государственный музей КНР с привлечением подразделений китайских военно-морских сил. Финансирование экспедиции взяла на себя российская компания "Роснефть", подготовка к экспедиции велась на протяжении четырех лет при активной поддержке со стороны российского МИД. "Китайские участники экспедиции проявили хороший дух сотрудничества и взаимодействия, предоставив большое количество оборудования и специалистов", - сказал Томихин.

Район проведения работ находится в зоне ответственности главной военно-морской базы китайского Северного Флота, в связи с этим для проведения экспедиции потребовались согласования с рядом китайских государственных органов, отметил Томихин. Подготовка экспедиции продлилась в общей сложности четыре года, в течение которых также изучались архивные материалы и данные из других источников, касающиеся броненосца "Петропавловск". По словам дипломата, о подъеме каких-либо предметов с места гибели судна речь в настоящее время не идет.

Томихин отметил значительный прогресс, достигнутый в последние годы в российско-китайском сотрудничестве в военно-мемориальной сфере. В столице Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР городе Урумчи 15 ноября состоится церемония переноса братского захоронения советских военнослужащих, погибших на территории Синьцзяна в начале 1930-х годов, проект переноса согласован с российским посольством.

0

7

Самые крупные сокровища с затонувших кораблей, найденные в XX-XXI вв

2 февраля 2012 года стало известно, что искатель сокровищ из США Грег Брукс (Greg Brooks) установил местонахождение затонувшего британского торгового судна Port Nicholson, на борту которого находятся слитки платины из СССР стоимостью более трех миллиардов долларов.

Судно Port Nicholson направлялось в Нью-Йорк с грузом платины и было потоплено немецкой подводной лодкой в 1942 году у берегов полуострова Кейп-Корд на северо-востоке США. Платина предназначалась для расчетов советского правительства с властями США за поставки оружия по госпрограмме ленд-лиза, по которой США передавали союзникам боеприпасы, военную технику, продовольствие и стратегическое сырье.

Брукс сообщил, что судно находится на глубине более 213 метров (700 футов) в 50 морских милях от побережья Кейп-Корда.

Самой большой морской сокровищницей считается бассейн Карибского моря. В начале XVI века завоеватели Америки везли по нему сокровища в Европу. Тяжело груженные испанские галеоны подстерегали пираты Карибского моря. Но в их руки попадало не так уж много сокровищ по сравнению с тем, что уходило на дно в кораблях, разбитых во время абордажных схваток и жестоких штормов. В Атлантическом океане, по приблизительным подсчетам, за несколько столетий утонуло более 100 тысяч кораблей. Их груз оценивается триллионами долларов.

В XX веке самые крупные сокровища были найдены американцами Мелом Фишером, Барри Клиффордом, Бертом Уэббером и Джимом Хаскинсом.

Мел Фишер - самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами. Именно он обнаружил в июле 1985 года сокровища легендарного испанского галеона "Аточа", затонувшего во время урагана в 1622 году в прибрежных водах Флориды. С морского дна были подняты более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков (весом от 15 до 37 килограмм каждый), а также ювелирные изделия - золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами. Кроме того, был обнаружен целый арсенал оружия XVII века. Общая стоимость найденных сокровищ оценивается более чем в 400 миллионов долларов США.

Еще до обнаружения сокровищ с властями Флориды было достигнуто соглашение о том, что штату будет принадлежать 20% от всего, что найдет Фишер и его команда.

С именем Барри Клиффорда связаны удачные поиски пиратской галеры "Уайда", которая в 1717 году села на мель и затонула на мелководье всего в нескольких сотнях метров от флоридского пляжа Кейп-Код в Маркони-Бич. О богатствах "Уайды" ходили легенды. Согласно историческим хроникам, прежде чем разбиться о рифы, пираты успели ограбить примерно полсотни кораблей. Изучение их судовых документов позволило Барри решить несложную задачу на сложение и оценить пиратские сокровища примерно в 400 миллионов долларов. Одного только золотого песка по самым скромным подсчетам на галере находилось не менее 4,5 тонны.  Останки галеры "Уайда" были обнаружены Клиффордом в 1984 году. Общая сумма сокровищ, которые аквалангисты Клиффорда добыли со дна, достигла примерно 15 миллионов долларов.

Другой крупнейший "улов" XX столетия достался двум американцам - Берту Уэбберу и Джиму Хаскинсу. В 1977 году они нашли останки испанского галеона "Нуэстра сеньора де ля Консепсьон", затонувшего в 1641 году у берегов Гаити. Всего с морского дна было поднято 32 тонны серебра в слитках и монетах, золотые украшения, антикварной фарфоровой посуды. Общая стоимость сокровищ составила 14 миллионов долларов.

В 2007 году был обнаружен, по мнению специалистов, крупнейший клад в истории. 18 мая 2007 года компания Odyssey Marine Exploration, которая специализируется на поисках морских сокровищ, объявила об обнаружении около 500 тысяч золотых и серебряных монет, но категорически отказалась сообщить, кому принадлежал затонувший корабль, на котором находились сокровища, и где он был обнаружен. Заявление компании было обнародовано, когда поднятые на поверхность сокровища уже были переправлены в США. Компания получила от Испании в 2006 году лицензию на поиски затонувшего в 1694 году в районе Гибралтарского пролива английского судна "Sussex", на борту которого находилось около 9 тонн золота. Однако американцам было запрещено искать сокровища с других судов на дне пролива, где в течение нескольких веков, начиная с 16-го столетия, затонули сотни испанских галеонов.

Испанская сторона высказала подозрение, что американские искатели сокровищ незаконно достали сокровища с морского дна в территориальных водах страны.

В результате расследования удалось установить, что сокровища были обнаружены на месте затопления испанского военного корабля Nuestra Senora de las Mercedes, который подвергся атаке английских судов в октябре 1804 года на пути в Испанию из Перу и пошел ко дну недалеко от побережья Португалии.

В декабре 2009 года суд штата Флорида постановил, что морской клад на сумму 370 миллионов евро, обнаруженный американской компанией Odyssey Marine Exploration, принадлежит Испании и должен быть возвращен королевству в течение 10 дней.

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же постановил, что морской клад принадлежит Испании.

В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, обнаружили кладоискатели у побережья Гайаны (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон").

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что немецкие кладоискатели обнаружили 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes, затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, обнаружили сокровища на месте произошедшего в ХVI веке кораблекрушения в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) обнаружила в Атлантике потопленное во время Второй мировой войны британское судно Gairsoppa, на борту которого находится 200 тонн серебра.

Пароход, который кроме серебра в 1941 году вез из Индии в Ливерпуль груз железа и чая и был потоплен нацистской подводной лодкой, специалисты обнаружили в 560 километрах от побережья Ирландии.

Эксперты называют серебро с борта Gairsoppa самым крупным грузом драгоценного металла, когда-либо обнаруженным в морских глубинах.

Планируется, что работы по подъему серебра и других ценных предметов с Gairsoppa начнутся во втором квартале 2012 года.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

Подводным археологам удалось обнаружить британское судно Mantola, которое затонуло в феврале 1917 года после атаки немецкой подводной лодки U-81.

Стоимость груза на судне может составлять более 19 миллионов долларов.

Самые известные клады, обнаруженные у берегов России

У берегов России одной из главных сокровищниц является Финский залив - на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы - корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др.

В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку (Финляндия). Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту "Святой Михаил". Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне - резной золоченый кабриолет.

Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора (кофейные и чайные сервизы, декоративные статуэтки); коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета - подарок императрице Елизавете Петровне.

Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".

В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга". В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль, затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария". Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают, что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта принимают участие фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам, если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

+1

8

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/Luzitaniya_02-663x489.jpg
7 крупнейших кораблекрушений в истории 

16 апреля 1945 года, ровно через 117 лет после смерти Франсиско Гойи, торпедной атакой, проведенной советской субмариной, был затоплен корабль «Гойя». Эта катастрофа, унесшая 7000 жизней, стала крупнейшим в мировой истории кораблекрушением.

"Гойя"
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/sm.jpg
«Гойя» был норвежским грузовым кораблем, реквизированным немцами. 16 апреля 1945 года не задалось с самого утра. Мрачным предзнаменованием грядущей катастрофы стала бомбардировка, которой подвергся корабль. Несмотря на оборону, во время четвертого налета снаряд все же поразил носовую часть «Гойи». Было ранено несколько человек, но судно осталось на плаву и рейс решили не отменять.
Для «Гойи» это был пятый рейс по эвакуации от наступающих частей Красной Армии. За четыре предыдущих похода было эвакуировано почти 20000 беженцев, раненых и солдат.
В свой последний рейс «Гойя» отправился загруженный до отказа. Пассажиры были в проходах, на лестницах, в трюмах. Не у всех были документы, поэтому точное количество пассажиров до сих пор не установлено, от 6000 до 7000. Все они верили в то, что война для них закончилась, строили планы и были полны надежд…
Корабли («Гойя» шел в сопровождении конвоя) были уже в море, когда в 22:30 наблюдение заметило справа по борту неопознанный силуэт. Всем было приказано надеть спасательные жители. На борту «Гойи» их оказалось только 1500. Вдобавок на одном из кораблей группы, «Кроненфельсе», случилась поломка в машинном отделении. Ожидая конца ремонтных работ, корабли легли в дрейф. Через час суда продолжили путь.
В 23:45 «Гойя» содрогнулась от мощной торпедной атаки. Советская подводная лодка Л-3, следовавшая за кораблями, приступила к действиям.
На «Гойе» началась паника. Йохен Ханнема, немецкий танкист, ставший одним из немногих выживших, вспоминал: «Из огромных пробоин, образовавшихся в результате попадания торпед, с шумом ринулась вода. Корабль разломился на две части и стал стремительно погружаться. Слышен был только жуткий гул огромной массы воды».
Огромный корабль, лишенный перегородок, потонул за какие-то 20 минут. В живых осталось только 178 человек.

"Вильгельм Густлов"
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/LWGPLKU5tQ.jpg
30 января 1945 года в 21 час 15 минут субмарина С-13 обнаружила в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось, по современным оценкам, свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие.
Капитан подводной лодки Александр Маринеско начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн).
Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Подводникам чудом удалось избежать взрыва на лодке.
Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб.
Затопление "Вильгельма Густлова" считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. По официальным данным в ней погибло 5 348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9 000.

Junyo Maru
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/junyo.png
Их называли «Корабли ада». Это были японские торговые суда, используемые для перевозки военнопленных и рабочих (фактически – рабов, которые были прозваны «ромуши») на оккупированные японцами территории в годы Второй мировой войны. «Корабли ада» официально не входили в военный флот Японии и не имели опознавательных знаков, но силы союзников топили их от этого не менее яростно. Всего за военное время было потоплено 9 «Кораблей ада», на которых погибло почти 25 тысяч людей.
Стоит сказать, что британцы и американцы не могли не знать о «грузе», который перевозился на кораблях, так как японские шифры были дешифрованы.
Крупнейшая катастрофа произошла 18 сентября 1944 года. Британская подводная лодка Tradewind торпедировала японский корабль Junyo Maru. Из спасательного оборудования на корабле, набитом военнопленными под завязку было две спасательных шлюпки и несколько плотов. На борту же находились 4,2 тысячи рабочих, 2,3 тысячи военнопленных американцев, австралийцев, англичан, голландцев и индонезийцев.
Условия, в которых приходилось выживать невольникам на кораблях, были просто ужасающими. Многие сходили с ума, умирали от истощения и духоты. Когда торпедированное судно начало тонуть, никакого шанса на спасение у пленников корабля не было. Сопровождавшие «корабль ада» катера поднимали к себе на борт только японцев и небольшую часть пленных. Всего в живых осталось 680 военнопленных и 200 ромуши.
Это был тот случай, когда живые позавидовали мертвым. Чудом спасшиеся пленники были отправлены по месту назначения – на строительство железной дороги на Суматру. Шансов выжить там было не многим больше, чем на злополучном корабле.

"Армения"
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/image002.jpg
Грузопассажирское судно «Армения» было построено в Ленинграде и использовалось на линии Одесса – Батуми. Во время Великой Отечественной войны в августе 1941 года «Армения» была переоборудована в санитарно-транспортное судно. Борт и палубу стали "украшать" большие красные кресты, которые, по идее, должны были уберечь корабль от атак, но...
В ходе обороны Одессы «Армения» совершила 15 рейсов в осажденный город, откуда на его борту были вывезены более 16 тысяч человек. Последним рейсом «Армении» стал поход из Севастополя в Туапсе в ноябре 1941 года. 6 ноября, приняв на борт раненых, практически весь медицинский персонал Черноморского флота и гражданских лиц, «Армения» покинула Севастополь.
Ночью судно прибыло в Ялту. Капитану "Армении" запрещалось совершать переход в Туапсе в светлое время суток, но военная обстановка диктовала иное. Порт Ялты не имел прикрытия для защиты от налетов немецкой авиации, а на ближних подступах к городу уже находились немецкие войска. И выбора практически не оставалось...
В 8 часов утра 7 ноября «Армения» покинула Ялту и взяла курс на Туапсе. В 11 ч 25 минут судно подверглось атаке немецкого торпедоносца He-111 и затонуло менее чем через 5 минут после попадания торпеды в носовую часть. Вместе с «Арменией» погибли от 4000 до 7500 человек, а спастись удалось лишь восьмерым. До сих пор причины этой страшной трагедии вызывают споры.

"Донья Пас"
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/ag_small_44fedf2c5f654a96b77fb1fceea63a74.jpg
Гибель парома "Донья Пас"- крупнейшее кораблекрушение, произошедшее в мирное время. Эта трагедия стала жестоким уроком, обличающим жадность, непрофессионализм и разгильдяйство. Море, как известно, ошибок не прощает, а в случае с "Даньей Пас" ошибки следовали одна за другой.
Паром был построен в Японии в 1963 году. В то время он назывался "Химэури Мару". В 1975 -м он был выгодно продан Филиппинам . С того времени его эксплуатировали даже больше, чем нещадно. Предназначенный для перевозки максимум 608 пассажиров, он обычно забивался до упора, вмещая от 1500 до 4500 человек.
Дважды в неделю паром выполнял пассажирские перевозки по маршруту Манила – Таклобан – Катбалоган – Манила – Катбалоган – Таклобан – Манила. 20 декабря 1987 года "Донья Пас" ушла в свое последнее плавание из Таклобана в Манилу. На этот рейс забилось максимум пассажиров - филиппинцы спешили в столицу к Новому году.
В десять вечера того же дня паром столкнулся с огромным танкером "Вектор". От столкновения оба судна буквально переломились пополам, по океану разлились тысячи тонн нефти. От взрыва произошло возгорание. Шансы на спасение были сведены практически к нулю. Усугубляло ситуацию и то, что океан в месте трагедии кишел акулами.
Один из выживших, Пакито Осабель, позже вспоминал: "Ни матросы, ни офицеры судна никак не реагировали на происходящее. Все требовали спасательных жилетов и шлюпки, но их не было. Шкафчики, в которых хранились жилеты, оказались заперты, а ключей не могли найти. Шлюпки сбрасывали в воду просто так, без всякой подготовки. Царили паника, бардак, хаос".
Спасательная операция началась только через восемь часов после трагедии. Из моря удалось выловить 26 человек. 24 - пассажиры "Доньи Пас", двое - матросы с танкера "Вектор". Официальная статистика, верить которой не приходится, говорит о гибели 1 583 человек. Более объективные, независимые специалисты утверждают, что в катастрофе погибли 4341 человек.

"Кап Аркона"
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/Cap_Arcona_1-663x378.jpg
"Кап Аркона" было одним из крупнейших пассажирских судов Германии, водоизмещение – 27 561 тонн. Пережив практически всю войну, "Кап Аркона" погибло уже после взятия Берлина союзными войсками, когда 3 мая 1945 года лайнер был потоплен английскими бомбардировщиками.
Биньямин Якобс, один из узников, бывших на "Кап Арконе",  в книге "The Dentist of Auschwitz" писал: "Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!“ — кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий „Cap Arcona“. На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной".
На борту полыхающей «Кап Арконы» больше 4000 заключенных сгорели заживо или задохнулись от дыма. Некоторым заключенным удалось вырваться и выпрыгнуть в море. Тех, кому удалось избежать акул, подобрали траулеры.  350 узников, многие из которых пострадали от ожогов, сумели выбраться до того, как лайнер опрокинулся. Они выплыли на берег, но стали жертвами эсесовцев. Всего на «Кап Арконе» погибли 5594 человека.

"Ланкастерия"
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/RMS_Lancastria-663x361.jpg
О трагедии, произошедшей 17 июня 1940 года западная историография предпочитает умалчивать. Более того, пелена забвения покрыла эту страшную катастрофу в день, когда она случилась. Это связано с тем, что в этот же день перед гитлеровскими войсками капитулировала Франция, и Уинстон Черчилль решил ничего не сообщать о гибели корабля, так как это могло надломить моральный дух британцев. Это не удивительно: катастрофа "Ланкастерии" стала крупнейшей массовой гибелью англичан за все время Второй мировой войны, количество жертв превысило сумму жертв гибели "Титаника" и "Луизитании".
Лайнер "Ланкастрия"  был построен в 1920 году и после начала Второй Мировой войны эксплуатировался  в качестве войскового судна. 17 июня он эвакуировал войска из Норвегии. Заметивший судно немецкий бомбардировщик Юнкерс 88 начал бомбардировку. В лайнер попало 10 бомб. По официальным данным, на борту находилось 4500 солдат и 200 человек экипажа. Спасти удалось около 700 человек. По неофициальным данным, обнародованным в книге Брайна Крабба о катастрофе, сказано, что численность жертв сознательно преуменьшается.

0

9

Удивительные находки с затонувших кораблей

Древний механизм, соус из рыбьей крови, кольцо с гигантским изумрудом, скала из серебряных слитков… Что еще таится на дне мирового океана, где за всю историю человечества затонуло около 3 млн кораблей?
http://pulson.ru/wp-content/uploads/2016/10/1-28.jpg

Счастливчик Фишер
http://pulson.ru/wp-content/uploads/2016/10/2-19.jpg
Король Испании Филипп IV был разгневан: вместе с одним только галеоном Nuestra Señora de Atocha, 6 сентября 1622 года налетевшим на коралловые рифы у побережья Флориды, на дно отправились более 40 т драгоценного груза — золота, серебра, драгоценных камней и оружия. Такая же участь постигла и другие восемь кораблей, следовавших из испанских колоний Нового Света в метрополию. Всего потерь — около 550 человек и ценностей более чем на 2 млн песо. Срочно снарядили экспедицию для вызволения груза. Казалось бы, этому все благоприятствовало: глубина затопления Atocha составляла всего 16 м, имелся точный ориентир — торчащие на поверхности обломки бизань-мачты. Но пока капитан Гаспар де Варгас с рабами-ныряльщиками добрался до места, шторм сравнял останки судна с океанской гладью. Поиски оказались безуспешны. Через три года попытку повторили, и снова безрезультатно.
Видимо, чтобы поднять историю со дна забвения должен был появиться Мел Фишер — человек, посвятивший жизнь поиску испанского Серебряного флота. Поисковики по документам пытались обозначить хотя бы район поисков. Периодически что-то находили: огромный якорь, горсть золотых монет, оправленные в серебро пистолеты… В 1975 году — бронзовые пушки с Atocha, но главного груза все не было. Понадобилось еще десять лет, чтобы магнитометр на поисковом катере зафиксировал скопление металла. Скала, к которой подошло судно, оказалась спекшимися воедино серебряными слитками — основной частью груза Atocha. Всего было обнаружено 3200 изумрудов, 150 000 серебряных монет и более 1000 серебряных слитков — каждый весом свыше 40 кг.
Поиски дорого обошлись «счастливчику» Фишеру — еще тогда, в 1975 году, его сын Дирк с женой попали в кораблекрушение на поисковом буксире и погибли. Тем не менее, внук Шон продолжил семейное дело и во главе компании Mel Fisher’s Treasures ищет сокровища Серебряного флота неподалеку от острова Ки-Уэст, Флорида. Он полагает, что находок хватит еще надолго: «Где-то неподалеку лежат еще три корабля этой флотилии». В июле 2011 года дайверами Фишера было найдено золотое кольцо с изумрудом в 10 карат, оцененное в $500 000.

Серебро и субмарина
http://pulson.ru/wp-content/uploads/2016/10/3-13.jpg
Вышедший из Калькутты в составе конвоя британский торговый корабль SS Gairsoppa вез в Великобританию чай, чугун и серебро. В феврале 1941 года во время шторма он отстал от сопровождения и был торпедирован немецкой подводной лодкой. В 300 км к юго-западу от Ирландии судно пошло ко дну. Из 85 человек выжил только один — помощник капитана Ричард Айрес, добравшийся до берега на спасательной шлюпке через 13 дней одиночного плавания.
Корабль затонул на очень большой глубине — 4700 м. Тем не менее, надежда достать ценный груз с рекордной глубины не угасала. Великобритания заключила контракт с американской компанией Odyssey Marine Exploration, специализирующейся на подъеме покоящихся на морском дне грузов. И в 2011 году, через 70 лет после кораблекрушения, на поверхность было поднято около 50 т серебра (более 1200 слитков), что составляло примерно пятую часть груза. Компания, весьма заинтересованная в контракте (по условиям, она получает 80% от найденного), продолжила работы. В 2013 году успех повторился: с глубины достали более 1500 серебряных слитков. Их стоимость составляет около $35 млн.
Примерно в 160 км от места работ, на глубине 2500 м, американцами было обнаружено еще одно британское судно, также пущенное ко дну немецкой субмариной, но еще во время Первой мировой войны. Груз Mantola оценивается примерно в $19 млн.

Сокровища Черного Сэма
http://pulson.ru/wp-content/uploads/2016/10/4-12.jpg
Whydah Gally — первый пиратский корабль, обнаруженный подводными кладоискателями, но примечателен он не только этим. Судно принадлежало в своем роде чемпиону среди морских разбойников — Сэмюэлю Беллами по прозвищу Черный Сэм, ухитрившемуся всего за год взять на абордаж в Карибском море более 50 судов. Трехмачтовый парусник Whydah Gally был захвачен в марте 1717 года. Сэм сделал его своим флагманским кораблем. На нем будто бы и хранились все награбленные за год сокровища. Говорили, что катализатором подвигов Сэмюэля стала любовь. И вот, когда он уже развернул корабль на север, чтобы кинуть добытое богатство к ногам возлюбленной, парусник отнесло к берегу и выбросило на отмель. Корабль опрокинулся и развалился. Из 146 человек выжили только двое.
Известный американский кладоискатель Барри Клиффорд обнаружил Whydah Gally в 1982 году — всего в нескольких сотнях метров от пляжа Кейп-Код на побережье Флориды. На поверхность были подняты богатства примерно на $15 млн: золотой песок, старинные монеты и оружие. Но одной из самых ценных находок считается обычная судовая рында. Когда колокол очистили от вековых наростов, на нем явственно читалась надпись «The Whydah Galle 1716», полностью подтвердившая догадки исследователей.

Вместо алмазов — слоновьи бивни
http://pulson.ru/wp-content/uploads/2016/10/5-11.jpg
Найти затонувшие сокровища случайно шансов мало, уж слишком глубоко они «закопаны», но с португальским кораблем Bom Jesus получилось именно так. Геологи международной корпорации, специализирующейся на добыче алмазов, в 2008 году неожиданно наткнулись на обломки древнего судна у побережья Намибии, неподалеку от Берега Скелетов. Останки покоились под внушительным слоем песка на месте рукотворной морской лагуны, превратившейся в настоящее время в соленое озеро. Со дна были подняты множество испанских, португальских и венецианских золотых монет, слоновьи бивни, медные слитки и оружие. Общая стоимость извлеченного груза оценивается более чем в $13 млн. Bom Jesus, исчезнувший в 1533 году по дороге в Индию, — одна из старейших находок подводных кладоискателей.

Соус из рыбьей крови, вино 150-летней давности и астрономический механизм
http://pulson.ru/wp-content/uploads/2016/10/6-7.jpg
Кроме находок, имеющих перманентную стоимость (драгоценные металлы и камни), обнаруживается и то, что приобретает особую ценность только со временем. Так, в 1900 году в Эгейском море, неподалеку от острова Антикитера, греческим водолазом был найден остов античного корабля. Среди обломков находился удивительный механизм, время создания которого ученые датировали приблизительно 100 годом до н. э. Устройство имело деревянный корпус, на котором спереди и сзади были размещены бронзовые циферблаты со стрелками, а внутри — около 30 шестеренок. По мнению исследователей, «антикитерский механизм» использовался для расчета движения небесных тел.
В 2015 году в Лигурийском море было найдено римское судно I или II века, курсировавшее, предположительно, между Римом и Кадисом и перевозившее высоко ценившийся соус гарум. Приправа готовилась из рыбьей крови и внутренностей. Ингредиенты в течение нескольких месяцев выдерживались в каменных ваннах на солнце. Из-за специфического запаха изготовление гарума в городах было запрещено. Соус запечатывался в сосуды и поставлялся в римские провинции. Оценить вкус деликатеса археологам не довелось — море оставило только его следы.
Зато вино 150-летней выдержки дошло до нас в целости и сохранности. Бутылку обнаружили в 2011 году среди обломков судна Mary Celestia, во время Гражданской войны в США перевозившего груз для армии Конфедерации и затонувшего в 1864 году у побережья Бермудских островов. Дегустация «выдержанного» напитка состоялась в 2015 году на кулинарном фестивале в Южной Каролине. По мнению сомелье, находившаяся в бутылке мутная желтовато-серая жидкость по вкусу напомнила смесь бензина, уксуса и соленой воды.

0

10

В средиземном море столько всего хранится.  Есть даже люди которые живут поисками различных затонувших кораблей.

0

11

Это ужасно, такие махины и на дно... Но завораживает одновременно.

0

12

Некоторым странам затонувшие судна только на руку,  очередное завлечение туристов, не кого не беспокоит, какой они вред для окружающей среды несут!

0

13

Ужасная красота затонувшей техники

Моря, океаны, озера и реки хранят еще много тайн и сокровищ. Предлагаю вам подборку затонувшей техники и прочего имущества, доставшегося рыбам.
Очень много затонувших самолетов — от совсем старых, до современных
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/9a33bd802f.jpg
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/52d1ce7902.jpg
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/6cf0b2b2ac.jpg
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/966e8e655f.jpg
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/6e9c2fc082.jpg
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/14353bb36f.jpg
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/e923a461ab.jpg

Машины и мотоциклы
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/306e008672.jpg

Затонувший корабль британского флота, перевозивший военную технику

http://image3.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/8b1d7a6e00.jpg
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/a758efe5fb.jpg
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/16ade6bce3.jpg

Танки

http://image3.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/94cae1182e.jpg
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/1dabda4be4.jpg

И конечно же корабли

http://image2.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/c70a68d4f0.jpg
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/19a2870936.jpg
http://image1.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/5f113e5382.jpg
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/8581ab7acc.jpg
http://image2.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/c0b2d9d661.jpg
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/aed11b5c61.jpg

Оружие и снаряды

http://image3.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/b472756e83.jpg

И прочие богатства

http://image1.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/4c48de2efc.jpg

Страшно и красиво…

http://image2.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/7a164017f5.jpg
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/f151d1bfe5.jpg
http://image3.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/39532f456a.jpg

Знаменитый «Титаник»

http://image2.thematicnews.com/uploads/images/45/16/83/02018/01/14/be550f3cf3.jpg

+1

14

Как это интересно!!!

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Куча мала - всё обо всём » Затонувшие суда