Главный толстяк нацизма. Неизвестный Герман Геринг
Подсудимый Геринг на международном военном трибунале по делу военных преступников в Нюрнберге. 20 ноября 1945 г.
На скамье подсудимых Нюрнбергского трибунала он смотрелся почти комично. Этот разжиревший мужчина скорее походил на героя сказки про Трех толстяков, нежели на одного из вождей Третьего Рейха.
Иллюзия исчезала, когда ему давали слово, и подсудимый ловко загонял обвинителей в смысловые ловушки, оборачивая дело в свою пользу. Герман Геринг не зря считался блестящим оратором, ничуть не уступающим Гитлеру.
Когда-то благодаря Герингу НСДАП приобретало тысячи новых сторонников — мужчины шли за ним как за героем Первой Мировой, а женщины не могли устоять перед его внешним обаянием. Ведь когда-то Герман Геринг был настоящим красавцем, которому было бы нетрудно стать звездой киноэкрана.
Геринг в 1917 году во время службы в имперских ВВС Германии
Сын генерал-губернатора
Он родился 12 января 1893 года в семье генерал-губернатора немецкой Юго-Западной Африки Эрнста Генриха Геринга. Отец Германа, друживший с самим «железным канцлером» Отто фон Бисмарком, мечтал о том, что сын сделает блестящую военную карьеру.
Герман не обманул ожидания отца. После окончания кадетской училища и военной академии он поступил на службу в 112-й пехотный полк принца Вильгельма фанен-юнкером.
Старший Геринг умер в декабре 1913 года, буквально месяца не дожив до того момента, как его сын стал офицером.
Мастер воздушного боя
С началом Первой Мировой войны Геринг сражался в пехоте на Западном фронте. Но его манили военные новинки, и осенью 1914-го он добился перевода в авиацию. Новичок оказался настоящим талантом. Войну Геринг завершал в качестве командира 1-й истребительной эскадры «Рихтгофен» — наиболее известного элитного авиасоединения германской армии. На его личном счету было 22 сбитых самолета, он был удостоен высших военных наград Германии.
Но победы Германа Геринга обесценило поражение его страны. Демобилизованный в чине капитана, летчик зарабатывал на жизнь показательными полетами в Дании и Швеции, и копил злобу, наблюдая со стороны, в какую нищету и отчаяние ввергли Германию победители.
Как Адольф встретил Германа
Вернувшись в 1922 году на родину, Геринг решил для себя, что необходимо бороться за освобождение угнетенных немцев. Бороться с англичанами, французами, большевиками, евреями — всеми, кого счел «противниками немецкого народа». Ближе всего Герингу оказались взгляды лидера НСДАП Адольфа Гитлера.
Прославленный ас пришелся как нельзя кстати Гитлеру. Уже через несколько месяцев Геринг стал в главе отрядов штурмовиков — главной силы нацистов.
Жертва «Пивного путча»
Во время «Пивного путча» 1923 года Геринг был рядом с Гитлером, и получил тяжелое ранение от пуль полицейских. Раненый Геринг спасался от ареста — невероятная ирония судьбы — в доме еврея Роберта Баллина. Затем жена Геринга сумела нелегально вывезти его за пределы Германии.
Ранение серьезно повлияло на жизнь Геринга. Страдая от боли, он «подсел» на морфий, следствием чего стало новое лечение, теперь уже от наркотической зависимости. Но если с этой проблемой справиться удалось, то вызванное ранением нарушением обмена веществ осталось с Герингом навсегда, из-за чего он постепенно стал превращаться в героя всем известных карикатур.
В 1927 году, после амнистии участников «Пивного путча», Геринг вернулся в Германию, и уже в 1928 году стал одним из первых депутатов-нацистов в парламенте.
Герман Геринг на митинге в 1927 г.
Товарищ Димитров наносит ответный удар
Гитлер возложил на Геринга вопросы, связанные с военной промышленностью, и он справился с задачей блестяще. Поддержка, оказанная крупными немецкими промышленниками НСДАП, была обеспечена Герингом, наладившим крепкие связи с воротилами бизнеса.
В 1932 году НСДАП выигрывает выборы и становится крупнейшей партией Германии. Герман Геринг избирается председателем рейхстага. Эту должность он сохранит до 1945 года, хотя она будет иметь чисто декоративный характер.
В 1933 году гитлеровцы приступают к ликвидации политических оппонентов, сигналом к чему становится так называемый «поджог рейхстага», виновными в котором будут объявлены коммунисты.
Лейпцигский процесс, по задумке нацистов, должен был всему миру показать «преступную сущность коммунистов», и развязать руки для проведения репрессивной политики. Геринг как глава рейхстага выступал на процессе в качестве свидетеля, и должен был своей блестящей речью припереть обвиняемых к стенке. Но его подвела самоуверенность — болгарский коммунист Георгий Димитров, находившийся на скамье подсудимых, в поединке ораторов положил Геринга на обе лопатки. Судебный процесс провалился, что, конечно, не помешало нацистам развернуть репрессии, однако добиться одобрения своих действий со стороны мирового сообщества им уже не удалось.
Герман Геринг и Адольф Гитлер в 1933 году
Рейсхмаршал и преемник
Вторая половина 1930-х годов — период активной деятельности Геринга. Он курирует военную промышленность, которой предстоит создать новейшее и самое совершенное вооружение для новой армии Третьего Рейха. Он с нуля создает Имперское министерство авиации, и благодаря ему Германия получит основу своей военной мощи — люфтваффе.
Тайный политический сыск Третьего Рейха — гестапо — был основан в 1933 году Германом Герингом. Разгром ненужных больше штурмовиков во главе с их зарвавшимся предводителем Эрнстом Ремом также произошел при активном участии Геринга. Во время аншлюса — присоединения Австрии в 1938 году — Геринг по телефону координировал действия австрийских нацистов, обеспечив решение задачи в кратчайшие сроки.
Гитлер осыпал Геринга наградами, специально для него ввел звание «Рейхсмаршал Великогерманского рейха», а в 1941 году объявил его своим преемником.
Герман Геринг в 1942 году
Роскошная жизнь и нехорошие предчувствия
Но вслед за этим влияние Геринга постепенно начинает снижаться. Он все больше уделяет времени своему роскошному поместью Каринхалл, где собирает предметы искусства из захваченных стран. Рейхсмаршал закатывал роскошные пиры и пропадал на охоте, что было ярким контрастом с аскетичными манерами Гитлера.
Среди нацистов началось брожение: говорили, что партайгеноссе Геринг предал идеалы и погряз в роскоши. Гитлер, продолжавший ценить соратника, посоветовал оставить его в покое.
Кажется, Геринг раньше других почувствовал, к чему все идет. В 1942 году он мрачно бросил имперскому министру вооружений и боеприпасов Альберту Шпееру: «Если после этой войны Германия сохранит границы 1933 года, можно будет сказать, что нам крупно повезло».
С каждой военной неудачей доверие Гитлера к Герингу падало. Люфтваффе оказались не такими уж и непобедимыми, и бомбы союзников сыпались на Германию, заставляя даже вождей НСДАП проводить немало времени в бомбоубежищах.
Герман Геринг и Адольф Гитлер в 1943 году
«Государственный изменник»: как Геринг пытался взять власть в свои руки
Несмотря ни на что, до 23 апреля 1945 года Геринг сохранял свои титулы, оставаясь «преемником фюрера». Он явно рассчитывал в самом конце войны перехватить власть, чтобы успеть заключить мир с США и Великобританией.
23 апреля 1945 года Геринг обратился к Гитлеру с предложением передать ему всю полноту власти, заметив при этом, что отсутствие ответа будет считать согласием.
Но чутье подвело рейхсмаршала. Гитлер еще не утратил остатки воли, и пришел в бешенство, услышав, чего хочет Геринг. По приказу фюрера рейхсмаршал был арестован как государственный изменник. До расстрела не дошло, но всех постов, званий и наград он был лишен.
Геринг пробыл под охраной подразделения СС до 5 мая, когда его, по сути, предоставили самому себе. Эсэсовцам, занятым собственным спасением, стало не до него.
8 мая 1945 года Герман Геринг добровольно сдался американцам в Берхтесгадене.
Герман Геринг в 1945 году
Аргументы и факты Нюрнберга
Существует фото, сделанное в первые часы пребывания Геринга в плену. Среди американцев рейхсмаршал чувствовал себя уверенно, а те относились к нему не как к военному преступнику, а как высокопоставленной персоне.
Вскоре, правда, ситуация изменилась — Геринг оказался в тюрьме в качестве главного обвиняемого на Нюрнбергском процессе.
Он был уверен в себе, и не давал обвинителям спуску. Американцам припомнил сегрегацию, британцам — репрессивную политику в колониях, СССР — ГУЛАГ. Западным союзникам ткнул в нос договором в Мюнхене, Москве — пактом о ненападении 1939 года.
Лихость и бравада его исчезли тогда, когда вереницей пошли вещественные доказательства истребительной политики на оккупированных территориях. «Лагеря смерти», газовые камеры, мыло, сваренное из людей, абажуры и портфели из человеческой кожи — от этого уже невозможно было отбиться мастерством оратора.
Ответчики в своей ложе, примерно 1945-1946 год. В переднем ряду, слева направо: Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель. Во втором ряду, слева направо: Карл Дёниц, Эрих Редер, Бальдур фон Ширах, Фриц Заукель
Надежда на «холодную войну»
Геринг пытался говорить о том, что он был не в курсе происходящего, но ему в ответ предъявляли бумаги, на которых стояла его собственная подпись.
Наблюдатели, следившие за процессом, пришли к выводу — Герингу, высшему руководителю из числа тех, кто оказался на скамье подсудимых трибунала, не избежать виселицы.
Когда в марте 1946 года была произнесена знаменитая речь Черчилля в Фултоне, ознаменовавшая начало «холодной войны», Геринг воспрял духом. Он надеялся на то, что конфликт СССР с бывшими союзниками приведет к провалу процесса и освобождению подсудимых.
Но у союзных держав хватило воли довести начатое до конца. Герман Геринг был приговорен к смертной казни через повешение. Он обратился с просьбой заменить виселицу на расстрел, но получил отказ.
«Пепел тайно развеян по ветру...»
Свидетели утверждают, что, услышав приговор, Геринг сквозь зубы бросил: «Фельдмаршалов не вешают».
За два часа до исполнения приговора он принял яд. До сих пор достоверно неизвестно, кто именно и как передал его Герингу. Известно лишь, что он отправился в мир иной при помощи ампулы с цианистым калием.
Вместе с телами повешенных нацистов труп Германа Геринга был сожжен в крематории на окраине Мюнхена. Официальное коммюнике гласило: «Тела Германа Геринга вместе с телами преступников, казнённых по приговору Международного военного трибунала 16 октября в Нюрнберге, сожжены, и пепел их тайно развеян по ветру...»