Абхазия по-новому оформит отношения с Россией
В воскресенье в Абхазии пройдут досрочные президентские выборы. Ни один из кандидатов на должность президента Абхазии не хочет вхождения ее в состав России, отношения с Москвой они хотят закрепить в большом договоре.
Выборы после революции
По плану избирать главу государства граждане должны были только в 2016 году — до этого срока в 2011 году президентом был избран Александр Анкваб. Однако в конце мая коалиция оппозиционных сил во главе с лидером партии «Форум народного единства» Раулем Хаджимбой и руководителем организации ветеранов абхазско-грузинской войны «Аруаа» Виталием Габниа провела массовые акции протеста против президента, итогом которых 1 июня стала отставка Анкваба. Исполняющим обязанности президента стал председатель парламента Валерий Бганба.
В выборах, по данным абхазского Центризбиркома, могут принять участие 132 861 человек, их проведение обойдется бюджету республики в 8 млн руб. Участвовать в голосовании запрещено 22 тыс. проживающих в Абхазии грузин.
ЦИК Абхазии зарегистрировал четырех кандидатов на пост президента, все они — выходцы из силовых органов, генералы. Помимо Хаджимбы, в разные годы занимавшего посты министра обороны, премьер-министра и вице-президента, это и.о. руководителя службы безопасности Аслан Бжания, и.о. министра обороны Мираб Кишмария и экс-министр внутренних дел Леонид Дзапшба. Из этой четверки только Бжания не поддержал протесты и отставку президента Анкваба.
Предстоящие выборы стали результатом майского госпереворота, что оказало существенное влияние на особенности избирательной кампании — она оказалась непродолжительной, но весьма напряженной, говорит президент Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Юлия Якушева.
Небезусловный фаворит
По данным московского Института социального маркетинга, если бы выборы прошли в минувшее воскресенье, за Рауля Хаджимбу проголосовали бы 51% избирателей при явке 74%, за Аслана Бжанию — 30%, за Мираба Кишмарию — 13%, за Леонида Дзапшбу — 6%. Хаджимба впервые за лето, по данным исследования, преодолел порог в 51% голосов, что обещает ему победу в первом туре. Исследование проводилось с 11 по 16 августа, были опрошены 1000 респондентов из числа взрослого населения республики.
Впрочем, говорить об однозначном фаворите предвыборной гонки нельзя, вероятность второго тура довольно высока, считает Юлия Якушева: согласно соцопросам, позиции Хаджимбы выглядят более прочными, однако Бжания также обладает высоким уровнем поддержки избирателей, прежде всего из числа сторонников бывшего президента. Кишмария и Дзапшба имеют достаточно большое число сторонников, чтобы «размыть» результаты Хаджимбы и Бжании, увеличивая вероятность второго тура, говорит эксперт.
Председатель думского комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий в разговоре с РБК сказал, что Россия не поддерживает кого-либо из кандидатов, она пошлет в Абхазию своих наблюдателей. «Мы будем наблюдать за соответствием выборов действующему законодательству. Уверен, что наше сотрудничество пройдет эффективно, и будут созданы все условия свободного демократического волеизъявления абхазского народа», — сказал Слуцкий.
Позиции кандидатов
В центре внимания кандидатов в предвыборный период была необходимость политической реформы, борьбы с коррупцией, развития отношений с Россией, а также решение вопросов о паспортизации этнических грузин, предоставлении права покупки недвижимости иностранцам и восстановлении железнодорожного сообщения.
Хаджимба в интервью «Апсныпресс» заявил, что во внутренней политике считает необходимым передать часть полномочий президента парламенту и правительству. Парламент, по его убеждению, должен избираться по смешанной или пропорциональной системе (сейчас по мажоритарной), главы местных администраций также должны избираться. Бжания, как и Кишмария, является сторонником сильной президентской власти.
Борьбу с коррупцией Хаджимба считает необходимым начать с внедрения процедуры конкурсных госзакупок и введения обязательного декларирования доходов и расходов чиновниками; Кишмария — принятием антикоррупционного закона; Бжания — реформой правоохранительной системы; Дзапшба — за счет усиления правопорядка.
Говоря о правах грузин, Хаджимба заявил, что пора начать их экономическую интеграцию, а проблемы гражданства решать без кампанейщины. Бжания считает возможным интегрировать тех, кто сам этого желает. Кишмария предлагает сначала установить, могут ли этнические грузины иметь абхазское гражданство. «Морально трудно признать своими согражданами людей, имеющих гражданство Грузии», — сказал он в интервью «Апсныпресс». Дзапшба в интервью Caucusus Times назвал жителей Гальского, Очамчирского и Ткуарчальского районов полноправными жителями республики, пообещав после выборов создать комиссии, которые изучат вопрос паспортизации.
Бжания положительно относится к продаже недвижимости россиянам. Хаджимба указывает, что это возможно при соблюдении интересов государства и законодательной упорядоченности. О необходимости подобного закона говорил и Кишмария.
Хаджимба готов учитывать интересы России в восстановлении железнодорожного сообщения с Арменией, которое прервалось в результате грузино-абхазского конфликта 1992–1993 годов. Бжания предлагает сначала обсудить все с обществом, а Кишмария указывает на риски, связанные с угрозой безопасности и утратой суверенитета над частью территории. Дзапшба поддерживает восстановление железной дороги.
Договор с Россией
Ни один из кандидатов в ходе кампании не высказывался за вхождение Абхазии в состав России или за получение ассоциированного членства. Все кандидаты говорили о необходимости расширения договорной базы или подписания нового договора о стратегическом сотрудничестве.
По мнению Хаджимбы, Россия заинтересована в том, чтобы Абхазия укреплялась в качестве независимого, социально и экономически развитого государства. По его мнению, Абхазии и России нужен общий оборонный контур, новая договорно-правовая база, направленная на дальнейшее развитие стратегического партнерства.
«Мы говорим об интеграционных процессах с Россией. Если и будет такой договор, он будет касаться возможной работы в направлении осуществления безопасности нашей маленькой Абхазии, создания условий укрепления пограничного сотрудничества, вопросов социально-экономического сотрудничества с Россией. Никаких других предпосылок к развитию так называемых ассоциированных отношений быть не может», — заявил он в интервью РИА Новости.
Бжания также считает необходимым «сделать очередной шаг в развитии российско-абхазского стратегического партнерства и вывести отношения на качественно новый уровень». Об этом же говорили Кишмария и Дзапшба.
Тема ассоциации с Россией на уровне общественной дискуссии в Абхазии обсуждалась с начала мая, высказывались аргументы за и против. «В целом и на уровне государственных структур, и на уровне общественных организаций отношение здесь к понятию «ассоциация» оказалось довольно скептическим. После событий 27 мая я не слышал в Абхазии обсуждения словосочетания «ассоциированные отношения», — рассказал РБК посол России в Абхазии Семен Григорьев.
Выход абхазско-российских отношений на новый уровень и то, каким он будет, зависит от решения существующих проблем, говорит посол. Кандидаты называют эти проблемы, замечает Григорьев: есть необходимость большей координации в военных вопросах и области безопасности, в распространении на Абхазию российских социальных стандартов, много говорится о режиме российско-абхазской границы на реке Псоу, что особенно актуально в туристический сезон. Как их решать — заключением договора о стратегическом союзе или новых межправительственных соглашений — предмет переговоров, которые могут начаться после избрания нового президента и формирования правительства, рассказал посол.
Сейчас отношения России с Абхазией регулируются договором от 2008 года и еще 84 соглашениями, напоминает Григорьев: «Есть такое понятие как инвентаризация договорно-правовой базы. Я бы сначала провел такую инвентаризацию. Посмотрел бы, какие соглашения работают, какие не работают, чтобы понять, какие договоры и соглашения нужно заключать заново».
Источник РБК в администрации президента России объясняет, что договор будет направлен на создание Россией и Абхазией единого пространства обороны и безопасности через создание интегрированной группировки войск двух стран, постепенное открытие российско-абхазской и, напротив, укрепление абхазско-грузинской границы, повышение координации усилий двух стран в области правопорядка и борьбы с организованной преступностью.
Документ также должен урегулировать социально-экономический блок вопросов — обеспечение максимально прозрачной границы, включая таможенную, продолжает собеседник РБК. Россия возьмет на себя поэтапное повышение зарплат силовиков и бюджетников в Абхазии, доведение пенсий до сопоставимого с российским уровня, стандарты медицинского страхования также приблизятся к российским.
Это будет комплексный документ, который, с одной стороны, выведет на качественно новый уровень возможности стран нивелировать риски внешней агрессии, с другой — за счет повышения качества и уровня жизни в республике даст Абхазии шанс для экономического рывка и снизит риски внутренней нестабильности, которые питает недовольство значительной части общества своим материальным положением, резюмирует собеседник. Он обращает внимание на то, что договор не затрагивает вопросы государственного суверенитета Абхазии — это для Москвы незыблемо и сомнениям не подвергается.
Как показал недавний опрос «Левада-центра», граждане России также не стремятся интегрировать черноморскую республику в состав РФ.
Полина Химшиашвили, Фарида Рустамова
Четвертая попытка Хаджимбы
Рауль Хаджимба впервые баллотировался в президенты в 2004 году. На выборах он получил поддержку России, но проиграл Сергею Багапшу. Итогом гражданского противостояния стало проведение повторных выборов, на которых Багапш одержал победу, а Хаджимба стал вице-президентом. В 2009 году Багапш был переизбран, в 2011 году на досрочных выборах после смерти Багапша Хаджимба проиграл Анквабу.
Согласно предвыборной декларации, ежемесячный оклад Хаджимбы как депутата парламента с 2012 года составляет 14 800 руб., он владеет домом и земельным участком. У Аслана Бжании ежемесячный оклад на посту председателя Совета государственной безопасности составляет 23 800 руб., в собственности — квартира в Москве, Сочи, участки в Сочи и Московской области, еще два — в Абхазии.
Вклад России
Доходная часть бюджета Абхазии на 2014 год, по закону о бюджете, определена в размере 8,4 млрд руб., расходная — 8,6 млрд руб. Доля финансовой помощи России в доходах бюджета на 2014 год составляет 61,8%, или 5,2 млрд руб. (источник: газета «Республика Абхазия»).