Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Политика » ЕАЭС


ЕАЭС

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Евразийский союз. К вступлению в силу Договора о создании ЕАЭС

1 января 2015 года вступает в силу Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанный 29 мая 2014 года Россией, Белоруссией и Казахстаном

ЕАЭС — это 170 миллионов человек, более 20 миллионов квадратных километров территории (15% земной суши), первое место в мире по добыче газа (22% мировой добычи), первое место в мире по добыче нефти (14,6% от мировой добычи), второе место в мире по производству минеральных удобрений (14% мировой доли), третье место по производству электроэнергии (9% мирового производства), четвёртое место по производству стали (6% мирового производства) и добыче угля (6% мировой добычи)… А главное, ЕАЭС — это «модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».

Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Это означает, что решения Союза и его органов (например, Экономического cовета, Экономической комиссии, Экономического суда) приобретают статус норм международного права. Это очень важно, так как долгое время Россия ориентировалась на нормы международного права, созданного другими, что в условиях тотального разрушения действующего международного права и создания нового регрессивного международного права становилось нетерпимым.

Среди сфер деятельности нового Союза следует выделить внешнюю торговлю и общую таможенную политику. Внешняя торговля будет осуществляться на основании принципов свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования. Члены ЕАЭС будут проводить скоординированную политику в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте, энергетике и согласованно применять санитарные и технические нормы. К 2016 году должен быть создан общий фармацевтический рынок, к 2019 году — общий рынок электроэнергии, к 2025 году — общий рынок нефти, газа и нефтепродуктов.

Союз носит подчёркнуто экономический характер. Практике известны примеры, когда экономические международные организации постепенно становились политическими и даже военными союзами (наиболее яркий пример — ЭКОВАС, Экономический союз стран Западной Африки, который довольно быстро перешёл от общих торговых проектов к совместным военным операциям на территориях государств-членов). Попытка создать союз постсоветских государств более широкий, нежели только экономика, предпринималась, но оказалась неудачной. Некоторое время назад президент Казахстана высказывался против присоединения к Таможенному союзу (ТС) Киргизии, Таджикистана и Армении, но при этом поддерживал принятие в ТС Турции — только потому, чтобы помешать превращению ТС в надгосударственное политическое объединение наподобие Европейского союза. Из проекта Договора о Союзе были исключены положения по общему гражданству, общей внешней политике и общей охране границ стран-членов ЕАЭС.

Вступление в силу Договора о ЕАЭС происходит на фоне заметной активизации договорных отношений России с соседними государствами, прежде всего союзными. 22 декабря президенты России и Казахстана обменялись ратификационными грамотами по Договору о союзничестве РФ и Казахстана в XXI веке. Этот договор не отменяет базовый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Республикой Казахстан, заключённый в 1992 году, а будет действовать параллельно с ним. 23 декабря в Государственную Думу был представлен на ратификацию Договор между Россией и Абхазией. Он был подписан 24 ноября и выводит отношения между двумя странами на новый уровень. Если в 2008 году (сразу после признания Абхазии независимым государством) Россия и Абхазия заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, то новый договор именуется договором «о союзничестве и стратегическом партнерстве».

Кстати, новый договор с Абхазией приведёт к применению статьи 15 Конституции России, устанавливающей приоритет норм международного права перед нормами российского законодательства. В частности, это касается введения правила об упрощённом порядке предоставления гражданства России гражданам Абхазии. Главными направлениями, которые регулирует новый договор, являются общая внешняя политика, военные и социально-политические вопросы.

Обязательство проведения согласованной внешней политики означает, что стороны будут «тесно взаимодействовать» в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности. Статья 4 договора устанавливает, что Российская Федерация будет «всемерно способствовать укреплению международных связей Республики Абхазия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию предпосылок для ее вступления в международные организации и объединения».

Важной является статья 6, которая предусматривает, что агрессия на одного государства-участника будет рассматриваться как агрессия против другого государства-участника. В таком случае одно государство-участник обязуется предоставить другому необходимую помощь, включая военную, а также оказать поддержку находящимися в ее распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону.

Данные положения полностью соответствуют нормам международного права, прежде всего статье 51 Устава ООН. В договоре прописано также, что о мерах, принятых в порядке самообороны, договаривающиеся стороны незамедлительно известят Совет Безопасности ООН, а при осуществлении этих мер будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН.

Для отражения агрессии против любого государства-участника стороны создают Объединенную группировку войск вооруженных сил России и Абхазии под управлением Объединенного командования и общую оборонную инфраструктуру. Устанавливается, что в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время командующий Объединенной группировкой войск вооруженных сил России и Абхазии назначается уполномоченным органом РФ. Более детальное регулирование этого вопроса будет установлено отдельным соглашением. Кроме того, договор установил в качестве основных направлений сотрудничества формирование общего пространства обороны и безопасности, создание единого социального и экономического пространства, сохранение общего культурного и гуманитарного пространства.

Нельзя не отметить и подготовку нового договора России с Южной Осетией, который значительно обновит договор 2008 года, заключённый сразу после признания Россией Южной Осетии в качестве независимого государства. Спикер парламента Южной Осетии А.Бибилов заявил, что в договоре «будут отражены базовые интересы республики, которая заинтересована в максимальной интеграции с Россией» по самым разным направлениям.

Возвращаясь к Договору о ЕАЭС, следует отметить, что Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, «на условиях, согласованных государствами-членами». Ещё до вступления Договора в силу к нему присоединилось два государства: 10 октября 2014 года был подписан договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу Армении, а 23 декабря Договор подписал Киргизстан. Армения присоединилась также ко всем другим заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам. Во время визита В.В.Путина в Узбекистан стороны договорились о проведении консультаций по поводу возможного подписания договора между Узбекистаном и Евразийским экономическим союзом о зоне свободной торговли. Спикер Совета Федерации сообщила, что ведутся консультации о возможном вступлении в ЕАЭС Таджикистана…

Создание ЕАЭС стало результатом длительной подготовительной работы в рамках таких объединений, как ЕврАзЭС и Таможенный союз. Говоря о пройденном пути, В.В.Путин отметил, что «интеграционный проект уже приносит практическую отдачу». В рамках Таможенного союза «с 1 июля 2011 года товарооборот вырос на 50%, превысив отметку 64 млрд долларов, улучшилась структура взаимной торговли», — сказал В. Путин. Президент подчеркнул при этом, что доля продукции с высокой степенью переработки существенно увеличилась, а доля сырьевых товаров снизилась с 40 до 28,9%».

Учитывая остроту противодействия планам развития Евразийского экономического союза со стороны Запада, следует отдавать себе отчёт в том, что построение «модели мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира» потребует напряжения сил далеко не только экономического характера. Предстоит противостояние на всех фронтах.

0

2

Разуваев: алтын может заменить рубль уже в 2016 году
11.03.2015 

Еще прошлом году в Казахстане были подписаны документы, которые предполагают создание к 2025 году Евразийского ЦБ и появление единой валюты для Белоруссии, Российской Федерации и Казахстана.

МОСКВА, 11 мар — РИА Новости/Прайм. Единая валютная зона в рамках ЕАЭС, целесообразность введения которой во вторник поручил проработать президент РФ, сделает союз более устойчивым и экономически привлекательным, говорят эксперты, опрошенные РИА Новости, но советуют пока не педалировать этот процесс.

Президент России Владимир Путин во вторник поручил ЦБ РФ и правительству до 1 сентября определить целесообразность создания валютного союза ЕАЭС.

ЕАЭС с 1 января 2015 года стал правопреемником Таможенного союза. В его состав входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения, ведутся переговоры о присоединении к объединению Киргизии.

Еще прошлом году в Казахстане были подписаны документы, которые предполагают создание к 2025 году Евразийского ЦБ и появление единой валюты для Белоруссии, Российской Федерации и Казахстана. "Но внешнеполитическая ситуация, вероятно, повлияла на экономические решения, и президент России решил ускорить данный процесс", — полагает директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев.

Целый алтын

Рабочее название единой евразийской валюты — алтын. О таком варианте сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Но, по данным ряда СМИ, есть и другое обсуждаемое название — евраз.

Центробанк ЕАЭС, который будет курировать единую монетарную политику, должен располагаться в Алма-Ате. "Только это не будет аналогом Европейского ЦБ. Вероятно, решения там будут приниматься единогласно премьерами или руководителями нацбанков стран", — говорит Разуваев.

Предлагается, что единая валюта будет похожа на российский рубль и обеспечена сырьевым экспортом России и Казахстана. Потенциальный рынок обращения — порядка 180 миллионов человек, суммарный объем ВВП — свыше 2 триллионов долларов.

Логичный шаг

С одной стороны, введение единой валюты на просторах ЕАЭС — логичный шаг в рамках экономической координации, отмечают эксперты.

"Валютный союз — это последняя ступень монетарной интеграции", — говорит директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) Евгений Винокуров.

Создание валютного союза может положительно сказаться на развитии общего рынка в рамках ЕАЭС как с точки зрения ухода от влияния колебаний курсов валют государств-участников, так и с точки зрения упрощения внутренних расчетов, прокомментировал РИА Новости идею единой валютной зоны генеральный директор Центра международной торговли Владимир Саламатов.

По словам Винокурова, валюты стран ЕАЭС де-факто уже сильно зависят от российского рубля: "Это, на наш взгляд, лишний повод рассмотреть вопрос об интеграции. Коль скоро курсы так или иначе корректируются вслед за рублем, то не лучше ли сделать этот механизм прозрачным и регулируемым".

Период настройки

Просто взять и ввести единую валюту нельзя. "Необходим достаточно долгий период настройки. Она предполагает координацию валютных и монетарных политик; взаимную увязку курсов национальных валют", — продолжает Винокуров.

Важным условием успешного функционирования монетарного союза является фискальная координация (в части налогового законодательства). Только после этого возможно введение единой валюты и единого эмиссионного центра, продолжает эксперт.

Министр по интеграции и макроэкономике ЕАЭС Татьяна Валовая во вторник тоже предостерегла страны-участницы от спешки. Она заявила, что сначала нужно создать единый рынок, а затем говорить о возможности единой валюты. "Но координировать денежную политику необходимо", — подчеркнула Валовая.

Пара лет или десятилетий

В вопросе о том, сколько времени займут все эти процессы и когда в кошельках граждан стран-участниц ЕАЭС появится новая валюта, мнения экспертов разделились. Одни говорят, что реформу можно провести и за два года. Другие считают, что реальный срок — десятилетия.

"С моей точки зрения, новая валюта может появиться уже с 1 января 2016 года. Политика определяет экономику", — говорит Разуваев. "Валюту можно ввести через два года", — парирует заведующий лабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель. Но для этого нужна политическая воля не только России, но и участников ЕАЭС.

"Утрата собственной валюты — это потеря части суверенитета, вряд ли к этому готовы все участники союза, — объясняет он. — ЕАЭС готов к введению новой валюты гораздо меньше, чем когда-то ЕС к введению евро". По словам Кнобеля, чтобы подготовиться, нужно "не одно десятилетие".

Даже у ЕС процесс обеспечения длительной стабильности валютных курсов занял 25 лет. Сначала в рамках так называемой "валютной змеи", потом при помощи механизма обменных курсов в рамках Европейской валютной системы и, наконец, в формате валютного союза, добавляет Винокуров.

Представители администраций стран ЕАЭС на момент подготовки публикации на запрос РИА Новости не ответили. Однако ранее идею единой валюты поддерживало руководство Казахстана. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, напротив, заявлял, что при его президентстве единая валюта не появится.

"Экономика России намного больше, чем экономика Белоруссии и Казахстана. При этом по своей структуре экономики РФ и Казахстана очень близки", — говорит Разуваев. Поэтому для Белоруссии процесс объединения может быть болезненнее. Но и здесь можно найти компромисс. "Вопрос может быть решен за счет предоставления Белоруссии лимита кредитования в Евразийском ЦБ", — считает эксперт.

По стопам ЕС

Проведение согласованной монетарной и фискальной политики на базе ЕАЭС либо создание валютной зоны или монетарного союза может привести к устранению валютных межстрановых рисков в ЕАЭС и, соответственн, к сокращению издержек взаимной торговли и инвестиций.

Если же ссылаться на опыт Евросоюза, то зависимость стран Европы от расчетов в долларах, очевидно, тоже снизилась. Это привело к снижению межстрановых рисков, углублению европейского финансового рынка и интенсификации взаимной торговли и инвестиций, добавляет Винокуров.

Разуваев же считает, что вопрос нужно было поднимать еще раньше. По его словам, "прошедшая девальвация подорвала доверие к рублю, российским акциям и облигациям". Новой валюте придется еще много лет избавляться от негативного наследия российского рубля. Если бы решения были более быстрыми, новая валюта была бы устойчивее.

0

3

Евразийский Союз как проект спасения Российской цивилизации
7 Марта, 2016

29 февраля в Москве произошло жестокое убийство, протрясшее всю страну. Няня зверски убила четырехлетнего ребенка. Это страшное событие сейчас обсуждают многие. Поскольку убийца оказалась уроженкой Узбекистана, а убийство очень напоминало кровавые расправы, которые устраивает террористическая группировка ИГИЛ, в интернете участились призывы к введению визового режима со странами Средней Азии.

Удивительно, но патриоты-державники, выступающие за объединение республик бывшего СССР, почему-то почти никак не отреагировали на наивную националистическую пропаганду о том, что визовый режим со станами Средней Азии якобы сможет обеспечить безопасность граждан нашей страны. Поэтому считаю необходимым изложить державно-патриотический, евразийский взгляд на проблему взаимодействия России со странами среднеазиатского региона.

Визовый режим и любые способы огораживания Российской Федерации от республик бывшего Советского Союза не решает проблему безопасности и нелегальной миграции, а представляет собой попытку уйти от решения проблем. В большой геополитике, так же как и в повседневной жизни одного отдельно взятого человека, бегство от решения проблем оборачивается их накоплением. За четверть века постсоветского мира мы уже накопили горький опыт военной напряженности возле наших границ. Например, на данный момент мы имеем возле своих западных границ русофобское, олигархическое государство, в котором фашистские батальоны осуществляют карательные походы против русского населения. И теперь различного рода пропагандисты предлагают огородиться от Средней Азии и никак не реагировать на проблему проникновения с Ближнего Востока  в этот регион фундаменталистских идей.

Мы должны, учтя негативный опыт, не допустить взращивание в Средней Азии исламского фундаментализма. Иначе мы не только окажемся в окружении враждебных политических режимов, но и столкнемся с огромной волной нелегальной миграции. Спровоцированная США «Арабская весна» разожгла войну и разгул исламского фундаментализма на Ближнем Востоке, вследствие этого Европу сотрясают наплывы нелегальной миграции. Постсоветское пространство ждет та же учесть, если мы будем игнорировать страны Средней Азии и отталкивать их от России. В сложившейся ситуации единственный выход – это вхождение всех среднеазиатских республик в Евразийский Союз суверенных государств. На основе равноправия и уважения к государственному суверенитету Россия должна осуществлять свое геополитическое присутствие на юго-восточных территориях постсоветского пространства для того чтобы в альянсе со своими партнерами по Евразийскому Союзу противодействовать проникновению и распространению исламского фундаментализма. В этом заинтересованы и Россия, и страны Средней Азии.

Слабо контролируемая миграция, экстремизм, терроризм – это не побочные явления евразийской интеграции, как это пытаются доказать некоторые, а результат распада Советского Союза. Евразийский Союз создаст порядок и обеспечит безопасность в наших гигантских просторах. Конфедеративный Евразийский Союз, объединяющий все страны СНГ, - это гарант выживания, сохранения и развития Российской цивилизации в XXI веке. Недаром великий русский историк Лев Гумилев, наблюдая развал СССР, сказал: «Россия будет спасена только как евразийская держава».

0

4

Коньяк и помидоры: Армения с нами
Молдавия получила статус наблюдателя в Евразийском союзе

Главной интригой заседания глав ЕАЭС в Сочи стали переговоры Владимира Путина и нового премьера Армении Никола Пашиняна. Выходить из Союза оппозиционный лидер не собирается, с Москвой готов дружить. Но проблем достаточно, и пока, например, неясно, что будет с поставками российского вооружения в Азербайджан и с продажей армянских помидоров и коньяка в Россию. Остальные лидеры ЕАЭС также пообщались с президентом РФ, и предложили ему не смешивать политику и торговлю.

В понедельник в Сочи состоялось заседание высшего совета глав-государств Евразийского экономического союза. Но начался саммит не с традиционного фотографирования лидеров, а со встречи Владимира Путина с новым премьером Республики Армения Николом Пашиняном.

При этом главам-основателям Союза пришлось дожидаться своей очереди на аудиенцию. Лидеры коротали время на открытых балконах сочинского пятизвездочного отеля с видом на море и сидя на ротанговой мебели с белоснежными подушками с гравировкой Moet&Chandon. То есть, в полном комфорте, но в порядке живой очереди.

Вообще-то встречаться один на один перед началом саммита – это сложившаяся бюрократическая традиция. В этом году Россия по принципу ежегодной ротации председательствует в Евразийском союзе. Вот Путин и встречается с лидерами в двустороннем формате. Но начал с Пашиняна. «А что вы хотите? Пашинян тоже выказал знак уважения Путину. Первый свой зарубежный визит начал с России, хотя его звали в Грузию, например», — пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» армянский политолог Айк Халатян.

Перед телекамерами Путин и Пашинян обменялись любезностями. Российский президент поздравил армянского коллегу с избранием на пост главы правительства и сказал, что Армения остается для России «ближайшим партнером и союзников в регионе». Доля России во внешней торговле Армении — 26,7%.

Пашинян ответил, что лидерам есть что «пообсуждать», а с Россией у Армении «союзнические стратегические отношения». Он также поблагодарил Владимира Путина за сбалансированную позицию «в ходе нашего внутриполитического кризиса».

«Думаю, что это была очень конструктивная позиция, это высоко ценится не только со стороны нашего правительства, но и вообще в армянском обществе», - сказал премьер Армении.

Новый армянский лидер также считает, что «есть большая энергия дать новый импульс нашим отношениями – и в политическом, и в торгово-экономическом смысле».

В присутствии СМИ лидеры России и Армении общались не более 10-15 минут. Но после того, как прессу попросили на выход, говорили еще час. Советник посольства Армении в РФ Левон Торгомян на вопрос о предмете переговоров ответил уклончиво: тем много, а встреча первая.

«Например, есть проблема поставок армянских помидоров в Россию, идущих через соседние страны», — сказал он.

Халатян называет две проблемы, которые неизбежно придется обсуждать лидерам. Первая – это поставки Россией оружия Азербайджану. «Армянских солдат убивают из российского оружия, когда в очередной раз вспыхивает обострение в Карабахе. А Армения, между прочим, союзник России», — говорит Халатян. Он считает, что Пашинян будет ставить вопрос об отказе России от поставок хотя бы наступательных видов вооружений.

Второй камень преткновения – тарифы на газ для населения Армении. Российский газ идет в Армению по более или менее приемлемым ценам, но местная «дочка» «Газпрома» устанавливает тарифы с удвоенной маржой.

Из-за общения Путина и Пашиняна график сместился, и в итоге саммит начался с опозданием на полчаса. Во время фотографирования улыбался только Пашинян, Путин и казахский президент Нурсултан Назарбаев сохраняли выдержку, а белорусский лидер Александр Лукашенко и киргизский глава Сооронбай Жээнбеков сурово смотрели в объектив.

В повестке саммита были примерно те же вопросы, что и всегда — «активизация совместных усилий по созданию единых рынков товаров и услуг». В заключительном слове Пашинян сказал, что готов подписать все согласованные лидерами документы, но предупредил, что ЕАЭС «пока не оправдывает ожиданий бизнеса».

Лукашенко традиционно пожаловался, что «в торговлю регулярно вмешивается политика, а это идет вразрез с нашим договоренностями». Глава Казахстана предложил проанализировать, как лучше развиваться Союзу в условиях санкций Запада. И подумать над строительством мега-проекта – судоходного канала «Евразия», который соединит Черное и Каспийское моря.

Тем не менее, прессе раздали статотчеты, из которых следовало, что Евразия развивается — в прошлом году ВВП стран-участниц вырос на 1,8%.

Причем этот «средний по больнице», но все-таки рост экономики значительно улучшила экономика именно Армении, ее ВВП вырос на 7,5%, тогда как ВВП России показал самый скромный среди членов результат – 1,5%.

Кроме того, Евразийский союз расширяет торговые отношения — планируется подписать договор о преференциальных торговых отношениях с Сербией, Израилем, Сингапуром.

Товарооборот внутри ЕАЭС тоже растет – на 26,1% за прошлый год. А инфляция снижается, в среднем по Союзу – она составила 3,1% по итогам 2017 года. В рейтинге Doing Business Евразийский союз за год поднялся с 40 до 35 места (из 190), а по отдельным позициям поднялся до невиданных высот: 12 место по регистрации прав собственности и 17 место по присоединению компаний к электросетям.

«Положительное влияние Евразийского союза на цены очевидно. Если раньше стоимость товаров в России росла примерно на 10% ежегодно, то сейчас рост замедлился до 2,5%», — сказала «Газете.Ru» министр экономики Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая, добавив, что называет эти данные по памяти, приблизительно. Но порядок цифр примерно такой и есть.

Она считает необоснованными опасения, что Армения после смены власти в республике «уйдет под Евросоюз» и начнется процесс развала Евразийского союза. Зачем Армении куда-то уходить, если четверть экспорта армянских товаров идет на рынок России и Евразийского союза, задает она риторический вопрос. Правда, Валовая не стала уточнять, какой объем товаров Армения экспортирует в ЕС. Порядок цифр сопоставим с российским, примерно та же четверть всего армянского экспорта идет в Европу.

Возможно, Армении все-таки скоро придется выбрать себе основного экономического партнера. И в этом случае Россия вынуждена будет идти на уступки, в ущерб собственным интересам, как в случае с Белоруссией.

На российские преференции вправе рассчитывать и молдавский президент Игорь Додон. Он, вопреки политике правительства Молдавии, последовательно проводит курс на сближение с Москвой. На саммите в Сочи Кишинев получил статус государства – наблюдателя в ЕАЭС, а Игорь Додон провел двусторонние переговоры с Владимиром Путиным и Николом Пашиняном.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Политика » ЕАЭС