Евразийский союз. К вступлению в силу Договора о создании ЕАЭС
1 января 2015 года вступает в силу Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанный 29 мая 2014 года Россией, Белоруссией и Казахстаном
ЕАЭС — это 170 миллионов человек, более 20 миллионов квадратных километров территории (15% земной суши), первое место в мире по добыче газа (22% мировой добычи), первое место в мире по добыче нефти (14,6% от мировой добычи), второе место в мире по производству минеральных удобрений (14% мировой доли), третье место по производству электроэнергии (9% мирового производства), четвёртое место по производству стали (6% мирового производства) и добыче угля (6% мировой добычи)… А главное, ЕАЭС — это «модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».
Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Это означает, что решения Союза и его органов (например, Экономического cовета, Экономической комиссии, Экономического суда) приобретают статус норм международного права. Это очень важно, так как долгое время Россия ориентировалась на нормы международного права, созданного другими, что в условиях тотального разрушения действующего международного права и создания нового регрессивного международного права становилось нетерпимым.
Среди сфер деятельности нового Союза следует выделить внешнюю торговлю и общую таможенную политику. Внешняя торговля будет осуществляться на основании принципов свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования. Члены ЕАЭС будут проводить скоординированную политику в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте, энергетике и согласованно применять санитарные и технические нормы. К 2016 году должен быть создан общий фармацевтический рынок, к 2019 году — общий рынок электроэнергии, к 2025 году — общий рынок нефти, газа и нефтепродуктов.
Союз носит подчёркнуто экономический характер. Практике известны примеры, когда экономические международные организации постепенно становились политическими и даже военными союзами (наиболее яркий пример — ЭКОВАС, Экономический союз стран Западной Африки, который довольно быстро перешёл от общих торговых проектов к совместным военным операциям на территориях государств-членов). Попытка создать союз постсоветских государств более широкий, нежели только экономика, предпринималась, но оказалась неудачной. Некоторое время назад президент Казахстана высказывался против присоединения к Таможенному союзу (ТС) Киргизии, Таджикистана и Армении, но при этом поддерживал принятие в ТС Турции — только потому, чтобы помешать превращению ТС в надгосударственное политическое объединение наподобие Европейского союза. Из проекта Договора о Союзе были исключены положения по общему гражданству, общей внешней политике и общей охране границ стран-членов ЕАЭС.
Вступление в силу Договора о ЕАЭС происходит на фоне заметной активизации договорных отношений России с соседними государствами, прежде всего союзными. 22 декабря президенты России и Казахстана обменялись ратификационными грамотами по Договору о союзничестве РФ и Казахстана в XXI веке. Этот договор не отменяет базовый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Республикой Казахстан, заключённый в 1992 году, а будет действовать параллельно с ним. 23 декабря в Государственную Думу был представлен на ратификацию Договор между Россией и Абхазией. Он был подписан 24 ноября и выводит отношения между двумя странами на новый уровень. Если в 2008 году (сразу после признания Абхазии независимым государством) Россия и Абхазия заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, то новый договор именуется договором «о союзничестве и стратегическом партнерстве».
Кстати, новый договор с Абхазией приведёт к применению статьи 15 Конституции России, устанавливающей приоритет норм международного права перед нормами российского законодательства. В частности, это касается введения правила об упрощённом порядке предоставления гражданства России гражданам Абхазии. Главными направлениями, которые регулирует новый договор, являются общая внешняя политика, военные и социально-политические вопросы.
Обязательство проведения согласованной внешней политики означает, что стороны будут «тесно взаимодействовать» в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности. Статья 4 договора устанавливает, что Российская Федерация будет «всемерно способствовать укреплению международных связей Республики Абхазия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию предпосылок для ее вступления в международные организации и объединения».
Важной является статья 6, которая предусматривает, что агрессия на одного государства-участника будет рассматриваться как агрессия против другого государства-участника. В таком случае одно государство-участник обязуется предоставить другому необходимую помощь, включая военную, а также оказать поддержку находящимися в ее распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону.
Данные положения полностью соответствуют нормам международного права, прежде всего статье 51 Устава ООН. В договоре прописано также, что о мерах, принятых в порядке самообороны, договаривающиеся стороны незамедлительно известят Совет Безопасности ООН, а при осуществлении этих мер будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН.
Для отражения агрессии против любого государства-участника стороны создают Объединенную группировку войск вооруженных сил России и Абхазии под управлением Объединенного командования и общую оборонную инфраструктуру. Устанавливается, что в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время командующий Объединенной группировкой войск вооруженных сил России и Абхазии назначается уполномоченным органом РФ. Более детальное регулирование этого вопроса будет установлено отдельным соглашением. Кроме того, договор установил в качестве основных направлений сотрудничества формирование общего пространства обороны и безопасности, создание единого социального и экономического пространства, сохранение общего культурного и гуманитарного пространства.
Нельзя не отметить и подготовку нового договора России с Южной Осетией, который значительно обновит договор 2008 года, заключённый сразу после признания Россией Южной Осетии в качестве независимого государства. Спикер парламента Южной Осетии А.Бибилов заявил, что в договоре «будут отражены базовые интересы республики, которая заинтересована в максимальной интеграции с Россией» по самым разным направлениям.
Возвращаясь к Договору о ЕАЭС, следует отметить, что Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, «на условиях, согласованных государствами-членами». Ещё до вступления Договора в силу к нему присоединилось два государства: 10 октября 2014 года был подписан договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу Армении, а 23 декабря Договор подписал Киргизстан. Армения присоединилась также ко всем другим заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам. Во время визита В.В.Путина в Узбекистан стороны договорились о проведении консультаций по поводу возможного подписания договора между Узбекистаном и Евразийским экономическим союзом о зоне свободной торговли. Спикер Совета Федерации сообщила, что ведутся консультации о возможном вступлении в ЕАЭС Таджикистана…
Создание ЕАЭС стало результатом длительной подготовительной работы в рамках таких объединений, как ЕврАзЭС и Таможенный союз. Говоря о пройденном пути, В.В.Путин отметил, что «интеграционный проект уже приносит практическую отдачу». В рамках Таможенного союза «с 1 июля 2011 года товарооборот вырос на 50%, превысив отметку 64 млрд долларов, улучшилась структура взаимной торговли», — сказал В. Путин. Президент подчеркнул при этом, что доля продукции с высокой степенью переработки существенно увеличилась, а доля сырьевых товаров снизилась с 40 до 28,9%».
Учитывая остроту противодействия планам развития Евразийского экономического союза со стороны Запада, следует отдавать себе отчёт в том, что построение «модели мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира» потребует напряжения сил далеко не только экономического характера. Предстоит противостояние на всех фронтах.