Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Политика » Узбекистан


Узбекистан

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Арабская весна берёт курс на Ташкент
23 октября 2014 
http://ruposters.ru/images/news/544947788b9e0_1.jpg

Ключевая среднеазиатская страна находится на грани «взрыва».  Драка местных кланов за наследство Ислама Каримова грозит погрузить Узбекистан в пучину анархии. Для всего региона «падение Ташкента» может обернуться катастрофой. Некоторым внешним игрокам, возможно, это и нужно.

Весь минувший год Узбекистан «бурлил». Внутренние процессы в этой стране привели к тому, что недавно была взята под домашний арест дочь действующего президента Ислама Каримова - Гульнара.

Наблюдатели считают, что это является свидетельством утраты Каримовым контроля над ситуацией в стране.

Джизакский, Ташкентский и Ферганский кланы, по мнению эксперта М. К. Бадракумара, уже развернули борьбу за власть в стране.

Бадракумар предположил, что если Узбекистан опустится в анархию, то утянет с собой весь регион.

«Ставки для России и Китая настолько высоки, что на определённом этапе с их стороны может потребоваться своего рода интервенция по стабилизации положения», - констатировал он в своей статье, посвящённой ситуации в Узбекистане.

Многие высказывают предположение, что Узбекистан может стать целью «цветного переворота». США выгодно погружать в хаос соседствующие с Китаем и Россией страны. Ведь это точно отвлечёт и Москву, и Пекин от их действий в других регионах земного шара.  Наличие военных баз США в Афганистане существенно упрощает организацию «узбекского Майдана».

Вместе с тем, если новый узбекский режим будет ориентирован на Москву - это кардинально изменит всю геополитическую ситуацию в Средней Азии. Объединив в Евразийском Экономическом Союзе Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизию Москва сможет всерьёз претендовать на гегемонию во всей Евразии при условии дружественных отношений с Китаем.

«И именно по этой причине от США в ближайшем будущем можно ожидать попытки повлиять на ход событий в Узбекистане», - предположил среднеазиатский эксперт.

0

2

Чем грозит Узбекистану и региону смерть Ислама Каримова
Обозреватель “Ъ” Максим Юсин — о возможных последствиях смены власти в крупнейшей стране Центральной Азии

Главный вопрос, который возникает в связи со смертью Ислама Каримова, можно сформулировать так: сумеют ли новые лидеры Узбекистана удержать контроль над 32-миллионной страной?

Вопрос отнюдь не праздный: несмотря на кажущуюся стабильность, ситуация в Узбекистане взрывоопасная. Исламские радикалы, которых особенно много в Ферганской долине, ушли в подполье, но не исчезли. И если эти люди почувствуют вакуум власти, ослабление железной хватки, они вполне могут попытаться воспользоваться ситуацией и спровоцировать беспорядки — если не по всей стране, то, как минимум, в некоторых регионах.

При этом дестабилизация в Узбекистане — ключевом государстве Центральной Азии — может вызвать хаос во всем регионе, затронув и Таджикистан, и Киргизию, и (хотя и в меньшей степени) Казахстан.

Правозащитникам, критикующим Ташкент за нарушения прав человека, не стоит питать иллюзий: на смену жесткому, порой сверхжесткому, но светскому правлению Ислама Каримова едва ли придут либеральные политики, которые поведут страну к европейским ценностям и открытому обществу. Таких сил в сегодняшнем Узбекистане не просматривается.

Единственной реальной альтернативой нынешней власти могут стать носители идеологии, замешанной на исламизме, национализме и популизме. Нечто подобное произошло в Египте, когда президента Хосни Мубарака сменили «Братья-мусульмане» — правда, у власти они пробыли недолго и уже через год были свергнуты военными. Но в Узбекистане даже недолгое правление национал-популистов, да еще и с религиозным уклоном, может иметь драматические последствия для этнических меньшинств, в первую очередь 1,2 млн русских.

Поэтому, если рассуждать прагматически, а не идеалистически, для Москвы, для региона, да и для цивилизованного мира в целом, оптимальным представляется сценарий, при котором власть в Узбекистане сохраняет окружение Ислама Каримова, а назревшие, необходимые обществу перемены претворяются в жизнь постепенно — эволюционно, а не революционно.

Узбекистан, во многом законсервировавший советскую модель, нуждается в модернизации. Но это должна быть именно модернизация, а не стремительный демонтаж всей государственной модели, которая худо-бедно функционировала 25 лет и уберегла страну от гражданской войны. Несмотря на массу проблем, которые периодически, как в 2005 году в Андижане, напоминали о себе.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3078534

0

3

Да ничем это не грозит, режим тот же и будет

0

4

Зачем Узбекистану ОДКБ: мнение эксперта
6 июля 2017

Сегодня, 5 июля, министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов впервые в прямом эфире ответил на вопросы граждан. Всего было задано 39 вопросов. В своих ответах он разъяснил позицию Узбекистана по вопросам региональной и международной политики. Камилов отметил, что неприсоединение к каким-либо военно-политическим блокам, недопущение пребывания наших военнослужащих за пределами страны, установление дружественной и прагматичной политики со всеми государствами, особенно с соседними странами останутся приоритетными направлениями внешнеполитической деятельности Узбекистана. Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев прокомментировал EADaily наиболее актуальные моменты в ответах главы узбекского МИДа.

На протяжении многих лет после развала СССР Центральная Азия считалась и была одним из конфликтных регионов планеты. Достаточно вспомнить гражданскую войну в Таджикистане, нестабильность в Киргизии, периодические теракты, попытки госпереворотов, многочисленные потенциальные опасности, которые несли в себе противоречия по водным вопросам, межгосударственным границам. Что изменилось и какая ситуация сегодня?

О высокой конфликтогенности региона на протяжении четверти века не писали только самые ленивые, и подавляющее большинство прогнозов с результатами сегодняшнего дня не совпадают. Во многом это связано с субъективным фактором, в первую очередь, в основных регионообразующих странах — Казахстане и, особенно, в Узбекистане. Особенно, потому что весомая доля потенциальных конфликтов связана именно с ним. В двух межэтнических конфликтах — 1990 и 2010 годов, когда на юге Киргизии уничтожалось этническое узбекское население, у руководства Узбекистана хватило мудрости не вступать в прямой конфликт, дабы не переводить его в плоскость межгосударственного.

Во всех окружающих Узбекистан странах присутствуют большие узбекские общины, и с момента распада СССР главным принципом для Ташкента было то, что это граждане других стран и их проблемы — это проблемы этих стран. На мой взгляд, сейчас появляются признаки того, что этот подход может измениться. Это не означает, что Узбекистан по любому случаю, связанному с узбекскими ирредентами, начнет вводить войска на соседние территории, но можно ожидать и более существенных реакций, чем это было раньше, тем более, что в той же Киргизии этот вопрос остается крайне болезненным.

С учетом того, что нынешнее руководство Узбекистана акцентированно подчиняет всю внешнюю политику экономической прагматике, можно ожидать, например, расширения влияния Узбекистана на соседей с использованием экономических инструментов и наличия этнических общин. Противоречия по границам в регионе остаются, их наибольшая концентрация по-прежнему в Ферганской долине. Но здесь наибольший потенциал конфликтов в меньшей степени связан с Узбекистаном. Сложнее ситуация при отсутствии видимого стремления сторон к компромиссам на участках киргизско-таджикской границы. В целом же регион остается потенциально конфликтогенным, если вспомнить о стремительно растущем факторе религиозного экстремизма, слабыми звеньями которого я уверенно могу назвать Киргизию, Таджикистан и Туркмению.

Обычно в связи с этим вопросом начинают говорить о близости Афганистана. Зная неплохо тамошнюю ситуацию, наблюдая ее десятки лет, могу утверждать, что внутренний конфликтный потенциал в каждой из названных республик на много порядков превышает тот уровень угроз, который можно ожидать со стороны Афганистана. К сожалению, в информационном пространстве тотально преобладают политически ангажированные, конъюнктурные оценки, гипертрофирующие реальность. И в этом потоке забывается главная из угроз с афганского направления — оборот наркотиков. А это фактор криминализации стран региона, роста коррупции государственных, в первую очередь, силовых структур. Во взаимосвязи с религиозным радикализмом, ростом протестных настроений на социально-экономической почве, получается весьма взрывоопасный «коктейль». Так что несбывшиеся прогнозы просто оказываются долгосрочными, пролонгируются во времени, оставаясь вполне реалистичными.

Ну, и важнейшей конфликтной темой остается, конечно, тема использования трансграничных водных ресурсов, конфликта стран верхнего течения Сырдарьи и Амударьи — Киргизии и Таджикистана, и остальных стран нижнего течения — Узбекистана, Туркмении, Казахстана. По понятным географическим причинам Узбекистан в этом конфликте находится на первой, так сказать, «линии обороны».

Узбекистан дал согласие на строительство Рогуна, но при условии соблюдения национальных интересов. Многие это расценили как одобрение: можно строить, а дальше посмотрим. Что может ожидать Таджикистан в этом случае?

Ключевые слова в высказанном Абдулазизом Камиловым мнении по поводу Рогунской ГЭС — «должны быть учтены и национальные интересы Узбекистана». Да, кто-то спекулятивно начинает их интерпретировать как некое «добро» со стороны Узбекистан на строительство ГЭС с каменно-насыпной плотиной высотой 335 метров. Вообще, восторги таджикской стороны по поводу высоты плотины напоминают порой какой-то спортивный ажиотаж: выше, больше, а в последнее время — и быстрее… Общеизвестно беспокойство стран нижнего течения по поводу изменения, в случае завершения строительства, ирригационного режима Амударьи. Есть еще, кстати, и не ставший пока актуальным вопрос о правах Афганистана на свою часть стока, это вопрос близкого будущего и афганской стороной он уже поднимается. Но Узбекистан беспокоит не только гидромелиоративная составляющая Рогунской проблемы, есть еще и техногенная, связанная как с высокой сейсмичностью региона, так и с сомнениями в качестве строительства с точки зрения безопасности.

В самом простом приближении «национальные интересы Узбекистана» могут здесь заключаться в пересмотре проекта и резком снижении мощности будущей ГЭС. Одновременно Узбекистан мог бы быть привлечен в качестве одного из ведущих участников проекта со всеми вытекающими из этого последствиями: участии в обеспечении безопасности и в получении всех преференций акционера. В случае, если преференции вообще возможны, поскольку серьезный маркетинг рынка электроэнергетики до сих пор отсутствует. Руководство Таджикистана (как и соседней Киргизии) апеллирует к американскому проекту CASA-1000, гипотетически выводящему генерирующие мощности из Средней Азии в Пакистан и Индию. Проект малореалистичен, сомнительным остается участие в нем Пакистана, да и Индии.

Вообще, он политизирован и очень сильно напоминает тот случай, когда активная пиар-кампания (и даже частичное строительство каких-то элементов) конечного результата не дает. 16 мая этого года в Астане состоялась встреча руководителей энергетических ведомств пяти государств Центральной Азии, на которой обсуждался вопрос восстановления объединенной энергосистемы региона, действовавшей в советское время. Это направление в решении проблем энергетики представляется куда более реалистичным. Есть еще варианты по созданию малых и средних ГЭС. Для Таджикистана проблемным является то, что строительство Рогунской ГЭС возведено в ранг национальной идеи, и исходя из имиджевых и общих политических интересов руководство страны отказаться от строительства просто не может.

На пользу бесконфликтному решению вопроса с Рогунской ГЭС идет один факт: для полноценного завершения строительства у Таджикистана элементарно нет средств. В поиске денег руководство республики сейчас пытается выпустить евробонды на $ 1 миллиард, активно изыскиваются кредитные возможности. И это при том, что в 2018 году внешний долг страны превысит 39% от ВВП, критически приблизившись к пороговому уровню в 40%. Ну, и не новость же, что Таджикистан уже четверть века продолжает оставаться беднейшей из стран бывшего СССР. Позитивно все обстоит пока с другим аналогичным проектом — Камбаратинской ГЭС в Киргизии — там инвесторов вообще пока не предвидится. Да и вопрос этого строительства не доведен до такого абсурда, как в Таджикистане, в условиях предстоящей смены политической власти у нового руководство Киргизии будет определенный лимит возможностей постепенно снять тему Камбаратинской ГЭС с повестки дня навсегда.

Региональная политика Ташкента в последнее время отличается заметным стремлением к снятию конфликтности там, где это возможно. Думаю, что и поэтому, продолжая негативно относиться к строительству Рогунской ГЭС, руководители Узбекистана дипломатично избегают каких-либо конфликтных заявлений, оставляя возможность для диалога с оппонентами по наиболее острым вопросам. В любом случае, у Узбекистана существует и огромное количество возможностей для отстаивания своих национальных интересов другими средствами, если не будет работать дипломатия. В отношении Таджикистана в связи с Рогунским проектом такой опыт есть.

Камилов в очередной раз заявил, что страна в ОДКБ не вступит. По его словам, «вопрос на повестке вовсе не стоит, он также не обсуждался в ходе госвизита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Москву». Заинтересован ли Узбекистан в военном сотрудничестве с РФ?

Иногда забывают о том, что в 1992-м году именно первый президент Узбекистана Ислам Каримов стал инициатором Договора коллективной безопасности, подписанного, кстати, в Ташкенте и ставшего, использую известный оборот, «формой цивилизованного развода» бывших советских республик в военной сфере. Военное сотрудничество РФ и Узбекистана помимо появляющихся и исчезающих многосторонних, во многом формальных и неэффективных, структур, было всегда, именно оно во многом позволило, в частности, прекратить гражданскую войну в Таджикистане. Это же военное сотрудничество в двустороннем формате происходит и сейчас.

С 2005 года действует договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, в рамках которого оно и осуществляется. Сегодняшний интерес к этой теме возник в связи с новостным сообщением о запланированных совместных тактических учениях армейских подразделений двух стран и штабных переговорах. Это сразу стало поводом говорить о возможном возвращении Узбекистана в ОДКБ. Думаю, что министр иностранных дел Узбекистана дал вполне полноценный ответ на этот вопрос, поскольку не существует в природе ответа на вопрос «а зачем»? Зачем Узбекистану ОДКБ? В ходе визитов в Москву Ислама Каримова в апреле прошлого года и Шавката Мирзиёева в апреле нынешнего подписан целый пакет соглашений, относящихся к военно-техническому сотрудничеству. Действуют программы взаимодействия всех структур двух стран, обеспечивающих безопасность. В российских военных учебных заведениях обучается значительно большее число военнослужащих Узбекистана, нежели, скажем, из многих стран-участниц ОДКБ. Отказ от ОДКБ четко вписывается в основные парадигмы внешней политики Узбекистана, которая в принципиальных моментах состоялась давно, и оснований к ее изменению не видится.

0

5

Узбекистан не станет "подчиняться" никакой другой стране

Узбекистан - особое государство, единственное (кроме, понятно, России) из постсоветских республик, которое исторически может считаться "сверхдержавой", по крайней мере региональной. Самарканд был одно время столицей огромной империи Тимуридов, Бухарское ханство, затем Бухарский эмират (1500 - 1920 г.) включал в себя в разное время территории не только современных Таджикистана, Туркменистана, Киргизстана, Казахстана, но и куски Афганистана, Ирана, Китая. Столицей Туркестанского края в Российской империи был Ташкент. Наконец, в СССР в ходе национально-государственного размежевания первыми статус "Союзной Республики" в октябре 1924 г. получили Узбекистан и Туркменистан, Казахстан и Киргизия были выделены из РСФСР только в 1936 г., а Таджикистан до 1929 г. входил в состав Узбекистана на правах автономной республики.

Такое прошлое остается в долговременной памяти элит и всего народа, влияет на самооценку, самоидентификацию. В своей "Великой шахматной доске" (1997) Бжезинский писал, что "Узбекистан является главным кандидатом на роль регионального лидера в Средней Азии". Звучит многозначительно, пафосно, а то и угрожающе. Жаль только, знаменитый геополитик забыл уточнить, что это может значить практически?

Но и без него мы знаем: ничего. В XXI веке "империи не носят": никто больше не претендует и тем более ничего не делает, чтобы захватывать, колонизировать другие страны или подчинять их политически, делать "протекторатами", "доминионами" и т.д. Иное у нас "тысячелетье на дворе" - нравится это кому-то или нет.

Естественно, не является исключением и Узбекистан. Формального, да и фактического статуса "Лидер Региона" у него нет и быть не может. Зато уж и "подчиняться" никакой другой стране - будь то Россия, Китай, США или кто угодно еще - Узбекистан, конечно, не станет. Страна не только де-юре, но де-факто вполне самостоятельна - политически, экономически, психологически. А вот это - в отличие от юридической независимости - уже относится далеко не ко всем государствам мира, в том числе и не ко всем странам бывшего СССР.

Страна не только де-юре, но де-факто вполне самостоятельна - политически, экономически, психологически

Сегодня Узбекистан - не только самая населенная страна Средней Азии. Он занимает 3-е место среди республик бывшего СССР и неумолимо догоняет государство № 2 - Украину. Так, по переписи 1989 г. Украина - 51,7 млн, Узбекистан - 16,5 млн, меньше 32% от Украины. В 2021-м картина абсолютно иная: Украина - 41,7 млн (включая ДНР-ЛНР), Узбекистан - 34,7 млн, больше 83% от Украины. Я выбрал эти страны, просто чтобы наглядно-контрастно показать, как меняется демографическая картина на пространстве бывшего СССР (кстати, сходные процессы, конечно, идут во всем мире). При этом в самом Узбекистане с 1989-го значительно выросла доля узбеков (с 71 до 84%) и резко (с 8 до 2%) рухнула доля русских, уменьшилось и их число - с 1,7 млн до 0,7 млн чел. Картина тоже типичная для всех постсоветских республик.

Узбекистан, как известно, богат природными ископаемыми (золото, газ, медь), а также один из крупнейших в мире производителей хлопка. Это определяет структуру внешней торговли. Так, в 2020-м экспорт из Узбекистана составил 13,2 млрд, импорт в республику - 20 млрд долл. Крупнейшими партнерами по экспорту были названы Россия (13%), КНР (9%), Турция (7%). Но при этом львиная доля экспорта (45%) обозначена без названия страны. Речь тут в первую очередь идет о Швейцарии - главном покупателе узбекского золота, на ее долю в 2018 г. приходилось свыше 31% экспорта - больше, чем во все республики бывшего СССР вместе взятые. Нет причин считать, что в 2020-м ситуация изменилась. Другим крупным экспортным партнером Узбекистана является Англия.

Что касается импорта, то в 2020-м партнеры Узбекистана - КНР (22%), РФ (20%), Казахстан (10,5%), Корея (10,5%).

Диверсифицированная, многовекторная картина. Такой же является и внешняя политика Узбекистана. Так, в 1992 г. республика вошла в ОДКБ, в 1999-м - не подписала договор о продлении членства в ОДКБ, в 2006-м - опять вошла, а в 2012-м - снова "приостановила членство". Такой же сложный танец Узбекистан проделал и с "прозападной" организацией бывших республик СССР ГУАМ (Грузия-Украина-Азербайджан-Молдова): в 1999-м Узбекистан вступил, в 2005-м - вышел. В общем, Узбекистан явно предпочитает и имеет силы "гулять сам по себе". Проявляется это и в географии "государственных визитов президента". Шавкат Мирзиеев стал президентом в 2016-м (в 2003-2016 гг. - премьер-министр). За прошедшие 5 лет совершил визиты в РФ (2017), США (2018), КНР (2017), Республику Корея (2017), Францию (2018), Германию (2019) и т.д. Это тоже показывает "равноудаленность" государства, которое поддерживает ровные отношения с Востоком и Западом.

Диверсифицированная, многовекторная картина. Такой же является и внешняя политика Узбекистана

Мирзиеев имеет репутацию реформатора, либерализующего экономику. И как будто довольно успешного: во всяком случае ВВП растет неплохо, даже с учетом исходно низкой базы. Так, в 2019-м рост ВВП по ППС - 10,5% (выше всех среди бывших республик СССР) и даже в кризисном 2020-м - рост на 1,6% (выше только в Таджикистане - 4,5%). Вообще же, если брать период с 1990 по 2018-й (данные Всемирного банка) ВВП Узбекистана вырос на 463%, второе место среди постсоветских республик (почти вровень Туркмения - 467%. Для сравнения: РФ - рост на 390%). Правда, при этом страна остается бедной: в 2020-м ВВП по ППС на душу населения 7,500 долл. (121-е место в мире, среди постсоветских стран ниже только Киргизия и Таджикистан). Соответственно, по объему ВВП - 253 млрд - 62-е место в мире, 4-е место в бывшем СССР (выше только РФ, Украина и Казахстан).

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Политика » Узбекистан