Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Гранит науки » Системы образования: за и против


Системы образования: за и против

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

НЕТ ИЕРАРХИИ - НЕТ ПРОБЛЕМ
25.01.2016

Школа Саммерхилл — одно из самых обсуждаемых учебных заведений в мире. Слоган школы звучит так: открыта в 1921 году и до сегодняшнего дня опережает время. Мы встретились с внуком основателя Саммерхил Генри Редхедом на форуме Открытые инновации и узнали, насколько широкой может быть автономия и ответственность школьника, и боятся ли учителя прогрессивной школы смартфонов и интернета.

— Есть ли в вашей школе хоть какие-то ограничения? Или ученики свободны выбирать даже ассортимент блюд на обед?

— Ежедневно все работники и ученики собираются для обсуждения итогов дня и принятия любых решений. На этом собрании любой из нас может вынести на обсуждение своё предложение, которое может касаться и обедов в том числе. Инициатива может исходить хоть от самого младшего члена сообщества. Если за неё проголосуют остальные, то так и будет.

Хотя, разумеется, есть определённые ограничения, тщательно сформулированные за долгие годы существования школы Саммерхилл. Большая часть из них касается безопасности. Например, самостоятельно в город могут пойти только те, кому больше 12 лет. С другой стороны, никто не будет останавливать ребёнка, если он соберётся залезть на дерево. Кроме того, мы стараемся руководствоваться декартовским принципом «свобода человека кончается там, где начинается свобода другого человека», поэтому спать в чужой постели или без спроса взять чужой велосипед у нас нельзя.

— В учёбе же вы предоставляете полную свободу выбора ученикам?

— Не всегда полную. Часть нашей программы соответствует GCSE (Общий Сертификат Среднего Образования — система экзаменов в Великобритании по базовым предметам), поэтому есть определённый набор тем, которые каждый ученик должен пройти. Детям важно скорее предоставить не абсолютную свободу выбора тем занятий, а погрузить их в непринуждённую атмосферу, где учитель находится наравне с ними, никто не следит за посещаемостью и успеваемостью.

http://zakonvremeni.ru/images/stories/thumbnails/images-stories-remote-http--www.edutainme.ru-upload-medialibrary-c19-Class-One-cooking-711x473.jpg

— И как на это реагируют сами учителя? Сложно ли адаптироваться новичкам?

— В большинстве случаев они получают огромное удовольствие от того, что все ученики крайне мотивированы на занятиях. А происходит это из-за того, что они сами приняли решение прийти на урок. Преподавателям играет на руку и размер классов. На одном занятии присутствуют от четырёх до одиннадцати учащихся. Но важнее, конечно, самостоятельность выбора школьников. В такой ситуации учителям не нужно придумывать никаких приёмов для вовлечения ребят, потому что они уже вовлечены с первой минуты. Они пришли к определённому человеку на выбранный предмет, потому что у них уже есть заинтересованность в этом.

Иногда бывает забавно, когда учитель приходит к нам вооружённый сложносочинёнными методиками, чтобы мотивировать учащихся, а ребята воспринимают это с недоумением. Они просто хотят послушать рассказ, допустим, о строении атома. Преподавателей это удивляет, но очень скоро они расслабляются и начинают получать удовольствие от своего дела.

— В своей презентации вы утверждали, что у всех детей есть врождённый интерес к познанию и при всём отсутствии контроля со стороны взрослых в истории Саммерхилла не было случая, чтобы кто-то из учеников отказался от посещения всех занятий. В то же время многие родители и учителя нашли бы столь демократичные принципы сумасшествием. Как по-вашему, откуда берётся столь сильная боязнь предоставить детям свободу и отвественность?

— Корень проблемы в том, что они не уверены в собственных детях. Очень распространён предрассудок, что если, например, оставить ребёнка наедине с собой, то он вдруг слетит с катушек и разнесёт всё. Большинство взрослых не отдают себе отчёт в том, что дети точно так же, как и мы способны принимать разумные решения. Всё это в большой степени обусловлено давлением общества, негласное, но обязательное правило которого гласит: тебе нужна хорошая работа и много денег, чтобы быть счастливым. Но это же неправда. Все мы знаем богатых людей, кто полностью несчастен.

Родителями руководит страх, что их дети не получат хорошую работу, много денег и в результате не смогут быть счастливы. Это стремление нельзя осуждать, ведь оно инспирировано любовью к своему ребёнку. Хотя, к великому сожалению, такое проявление любви оборачивается плохими последствиями для самих детей. Ведь они в итоге оказываются под огромным давлением уже со стороны родителей.

— В России исследователи из Института образования ВШЭ провели опрос, в ходе которого выяснилось, что большинство родителей даже младшеклассников уже переживают о подготовке к выпускным школьным экзаменам.

— Всё это связано с контролем со стороны государства. В экономике любой страны основной запрос на работников, которыми легко управлять, поэтому насаждение контроля начинается ещё со школьной скамьи. Это проявляется в всём: специальности, учебные цели, статистика и так далее. В результате всё это отзывается давлением на детей, что для меня в любом случае предстаёт негативным фактором. Я считаю, что основной переменой в образовании должна стать смена фокуса с нужд экономики на личность ученика. Главное — человек. Государство, экономика и всё остальное — вторично.

— Когда формулировались принципы школы Саммерхилл в начале 1920—х, пожалуй, единственной образовательной технологией была доска с мелом. Сегодня мир стал совсем другим. Повлияло ли как-то развитие технологий на устройство вашей школы? Можно ли сказать, что современные дети, использующие преимущества информационных технологий стали более самостоятельными?

— Я скорее согласен с тем, что интернет помогает детям учиться, у нас с этим нет никаких проблем. Но мне не кажется, что современные технологии кардинально меняют основы образования. Они дополняют то, что уже существовало, делают процесс обучения даже более простым.

Так как мы являемся частной школой, у нас нет достаточных средств, чтобы закупить самое современное оборудование во все помещения. Но каждый учитель и каждый ученик вправе использовать те технологии, доступ к которым у него и так есть. Как и во всём остальном, образовательные технологии у нас используются по инициативе учеников или преподавателей. Например, учитель труда ведёт специальную группу в Фейсбуке.

— Нет ли у ваших преподавателей настороженного отношения к технологиям? Ведь каждый ребёнок со смартфоном может во время урока заглянуть в Википедию и оспорить какой-либо из ключевых тезисов урока.

— В системе государственного образования это может быть проблемой, так как в основе такой системе лежат иерархические отношения между учеником и учителем. Но в Саммерхилле ребёнок может сказать преподавателю: «эй, что за глупости, вы ошибаетесь». И последний не выдворяет за это ученика из класса, а вполне может сказать: «да, точно, здесь я неправ; спасибо, что заметил это, поехали дальше». Если убрать из отношений ученика и учителя иерархические отношения, то проблемы со смартфонами и неуважением на человеческом уровне просто не существует. Какие вообще могут быть проблемы, если вы все вместе учитесь и развлекаетесь?

— Иногда даже обновление технического обеспечения школ оборачивается большим контролем за успеваемостью и даже за поведением. На каждого ученика собирается статистика, видеоматериалы и тому подобное.

— Я повторюсь, что любой контроль рождается из стремления сделать детей успешными. Мы же стараемся не исходить из общепринятых представлений об успехе. Например, если ученик поступил после нашей школы в университет и даже написал докторскую — это ещё необязательно успех. Нет ничего плохого в том, чтобы стать мастером или фермером. Успех для нас — это самостоятельный выбор и личный комфорт. Ещё одна проблема — состязательность. Соревнование друг с одноклассниками вредно для учеников. Суть в том, что ни учителя, ни родители, а только ты сам можешь измерить свой уровень счастья.

— Всё, что вы говорите, очень созвучно с финской идеологией образования.

— Да, я слышал об их системе много положительного.

— Ваш взгляд на образование и принципы, сформулированные вашим дедом Александром Сазерлендом Ниллом, во многом совпадают с современными тредами. Такими как геймификация, персонализированное обучение, важность эмоционального интеллекта и другими. Чувствуете ли вы, что школа Саммерхилл опередила другие учебные заведения на многие десятки лет?

— С одной стороны меня это впечатляет. С другой, все эти заявления и стремление превратить учёбу в игру заставляют меня беспокоиться. У нас нет надобности встраивать видеоигры в образовательный процесс, потому что мы считаем, что сама учёба является достаточно увлекательным занятием. Она может быть весёлой и впечатляющей, а может — трудной и выматывающей. Нельзя утаивать от учеников ни одну из сторон этого процесса.

В современной педагогике очень много говорят о вовлечении и мотивации учащихся. И всё, что они делают — это кладут перед детьми печеньку, приговаривая «смотри, как это здорово», создавая у учеников ложную привязанность к предмету, но получается в итоге не по-настоящему. И на выходе мы получаем математиков, которые не любят математику. Поэтому самое важное для детей — выбирать и пробовать, основываясь на собственных ощущениях, а не обёртках. Если мы представим себе десять классов, в одном из которых все будут играть на уроках в многопользовательские ролевые видеоигры, то все ученики побегут туда, но в дальнейшем останутся, скорее всего, разочарованы.

Я сам до недавнего времени не знал, чем хочу заниматься. Я отучился в Саммерихиле до шестнадцати лет и полюбил музыку, затем я был диджеем и стал преподавать музыку в нашей школе. И только недавно я понял, что моё призвание — образование, социализация и эмоциональное развитие детей. Вышло забавно: я проводил очередную экскурсию для гостей Саммерхилла, рассказывая о музыкальной студии, я немного заскучал «вот это студия, здесь ребята играют на музыкальных инструментах, бла-бла-бла», но когда речь зашла про образовательный процесс в целом, я вновь загорелся. Так я и понял, к чему у меня есть страсть, но для этого я должен был пройти весь этот долгий путь.

Несмотря на это многие исходят из того, что ничто никогда не поменяется. Они с содроганием принимают решение о том, в какой университет пойти, будто это налагает обязательства по тому, как прожить всю дальнейшую жизнь. И в большинстве случаев некому сказать им «нет, вообще-то это не так; ты можешь заниматься десять лет одним, а потом кардинально сменить направление деятельности, в этом нет ничего предосудительного».

— Не могли бы вы рассказать, как можно попасть в Саммерхилл родителю, учителю или ученику?

— О, я бы всем советовал побывать у нас! Если вы прочли книгу Нилла и согласны с его принципами, то необходимо увидеть воочию их воплощение. Но наша школа даже слишком известна, порой наплыв сторонних посетителей заставляет ребят чувствовать себя, как в зоопарке. Поэтому мы ввели дни для посещений, которые проводятся два раза в год. В любом случае первым делом следует заглянуть к нам на сайт. На нём можно найти информацию как о днях для гостей, так и о возникающих порой возможностей для стажировок, в ходе которых можно провести какое-нибудь исследование или просто неделю пожить с нами. Но стажировки нечасты: такая возможность появляется лишь раз в год или около того. Ну и книги о нас тоже можно почитать, как основателя Нилла, так и более современные.

Детей же мы принимаем с 6 до 12 лет. Сейчас у нас учатся двое детей из России, которые изначально не знали языка, но быстро его выучили, общаясь здесь с англоязычными сверстниками. Мы всегда стараемся поддерживать интернациональность коллектива. Узнать о том, как подать заявку на обучение у нас, можно опять же на сайте школы.

— Всё, что вы говорите, очень воодушевляет. Но при этом в каждой стране есть всеобъемлющая система государственного образования, полная правил, нормативов и предписаний. Что вы могли бы посоветовать учителям, которые хотят проводить уроки в стиле Саммерхилл, но работают в обычной школе?

— Прежде всего необходимо быть правдивыми и настоящими со своими учениками. Не нужно из кожи вон лезть, доказывая, что ты самый умный в этом классе. Да, ты знаешь свой предмет, ты знаешь, как лучше преподнести ту или иную тему. Но самое главное — ты хочешь помочь детям узнать то, что ты знаешь. Чтобы ученики чувствовали твоё желание помочь им, необходима личная, человеческая связь с ними, нужно постараться получше узнать каждого из них.

Ситуация заключается в том, что учитель должен быть в классе, потому что это его работа, ученика тоже заставляют быть на занятиях. В этом случае нет лучшего выбора, чем всем вместе учиться и веселиться. В начале учебного года мне, в первую очередь, всегда интересно поговорить с учениками, узнать об их хобби. И через это уже можно понять, через что они вовлечены в учёбу. К сожалению преподавать так более трудозатратно, но и награда от учеников за самоотдачу будет соответствующей.

0

2

ВРАГИ УБЬЮТ РОССИЮ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

В гостях у Pravda.Ru историк, педагог, автор народного единого учебника по истории Евгений Спицын. Главные темы интервью — издание в России единого учебника по истории, преподавание истории в школах, использование "Википедии" в написании школьных учебников и беспределе на рынке книгоиздания.

Жертвы Болонского процесса

— Евгений Юрьевич профессиональный историк и педагог. То есть, он был учителем истории в школе, он был директором школы, и он же автор первого, наверное, в нашей стране так называемого народного учебника по истории, созданного в рамках концепции единой образовательной среды, которую провозгласил совсем недавно, пару лет назад, президент Владимир Путин. Народный, это потому, я так понимаю, что он собран был на народные деньги.

— Да, и первый тираж был издан исключительно на народные средства.

— Как вы пришли к этой идее?

— Это был определенный вызов на сложившееся положение. Меня подвигли к написанию учебника, в первую очередь, два обстоятельства. Мне повезло учиться в советские годы у двух замечательных русских историков. Аполлон Григорьевич Кузьмин нас взял сразу на первом курсе, а историографию у нас читал Николай Иванович Павленко. Эти два учителя сделали из меня историка в профессиональном смысле этого слова.

Второе обстоятельство было вызвано объективными причинами. Я пришел работать в школу в 1990 году, когда старая советская система всего, в том числе образования, пришла в упадок, а новые концепции, принципы не были еще сформулированы, выработаны, навязаны. В этой ситуации пришлось просто самому писать лекции, и чтобы каким-то образом не менять плюсы на минусы, пришлось обратиться к историографии основных событий отечественной истории, которые повлияли не только на весь ход российского исторического процесса, но и на мировой общественный процесс.

— К середине девяностых была выпущена линейка разных учебников, была предложена так называемая концепция либерализации, многовариантности, нелинейного течения и разбития, когда не по хронологии идет, а разбивается на какие-то куски. После этого у ребенка в голове остается просто каша. Вы это заметили?

— Каша, конечно. Я преподавал в школе все-таки двадцать лет и читал историю России, так как считал нужным, хотя в журнале формально заполнял страницы, как требовала нормативно-правовая база. Так же делали многие учителя именно советской закваски. Потому что у нас все-таки качество образования, подготовка и опыт были гораздо лучше, мы меньше зависели от влияния администрации, управленческих структур и так далее.

Сейчас ситуация кардинальным образом поменялась, потому что ужесточен контроль, и на смену педагогам старой советской закалки приходит новая поросль, учившаяся в условиях Болонского процесса. А при Болонском процессе получаются просто учителя-недоучки, они сами от этого страдают.

А я не могу несколько лет устроиться на работу в школе даже на полставки, потому что как только видят, что я бывший директор школы и москвич, мне под всякими любыми предлогами отказывают.

— То есть — будет ершистый, станет качать права, иметь какое-то мнение…

— Конечно, вы абсолютно правы. Более того, директор одной бутовской школы набирал себе учителей специально из Московской области, потому что там зарплаты были значительно ниже, то есть обкладывал их данью. Они платили ей по пять тысяч рублей со своей зарплаты и сопели в две дырочки, боялись вообще что-либо вякнуть!

— То есть — школу фактически превратили в ОПГ.

- Бизнес-проект. Она также набирала гостей из южных республик в качестве экстерната. Естественно, они подписывали все протоколы о якобы сданных итоговых экзаменов, потому что не могли рот открыть. Ситуация, конечно, в этом отношении аховая.

Учебник по истории написали на основе "Википедии"

— В новых учебниках что вас не устраивает? Что вредит сознанию?

— Сейчас прошел так называемый конкурс, а по правде — просто липовый конкурс, на создание учебника истории. Путина в очередной раз просто надули. Он правильно говорил, что надо создавать единый учебник по истории Речь не идет о профильных классах, а для основной массы базовый учебник — один единственный для всей школы. И учебник мы пишем опять-таки не для учителей, а именно для ребенка.

И что сделали эти наши реформаторы — организаторы конкурса, во главе с товарищем Чубарьяном? (Его, к счастью, уже отстранили от должности руководителя Института всеобщей истории, хотя он остался научным руководителем.) Конкурса как такового не было. Я за полгода до конкурса знал о том, что победят три издательства: "Дрофа", "Просвещение" и "Русское слово". Просто это колоссальный бизнес.

Самое смешное, что авторами этих учебников остались те же самые персонажи, которые и раньше писали негодные, всех возмущавшие учебники. Например, беру учебник специалиста по истории КПСС Данилова, который был наиболее широко распространен в учебном процессе. Он выступил руководителем авторского коллектива в составе себя любимого и Косулиной, они выпустили линейку учебников. Было бы все ничего, если бы не одно обстоятельство — товарищ Данилов уже многие годы возглавляет отдел гуманитарной литературы того самого издательства "Просвещение".

Сам учебник с точки зрения наполняемости материала вообще никуда не годится. Ребенок, который хочет что-либо знать или просто сдать экзамен, вынужден покупать еще кучу пособий, чтобы просто насытить себя элементарно фактами, — датами, событиями, именами. В самом учебнике вообще этого нет.

Так называемая антропология истории отдана на откуп каким-то левым схемам и так далее. С точки зрения методики преподавания — учебник ужасно структурирован. Идет пустой, голый текст, с какими-то формальными, дежурными вопросами, который не интересен детям и по которым не могут работать педагоги. И там — просто масса погрешностей.

Вышла новая линейка учебников "Дрофа", как бы в конкурсе победившая. Там, например, иллюстративный материал: физиономия последнего министра внутренних дел Российской империи Протопопова, а под фотографией написано "председатель первой Государственной думы Сергей Андреевич Муромцев". Я начинаю логически мыслить, захожу в "Википедию", и там вместо портрета Муромцева стоит портрет Протопопова. — Вот и все!

Рынок издания школьных учебников поделен

— То есть учебники писали по "Википедии"!

— Да, вот эти победившие учебники формируются за счет "Википедии", так называемой народной энциклопедии, где любой может писать что угодно. Вообще сейчас книгоиздание учебной литературы превратилось в огромный бизнес-проект, а содержание учебников никого не волнует, в том числе и министерство образования. Ведь у нас в девяностые годы чиновники между собой поделили, в том числе все издательства. Шла просто кровавая борьба за учебный рынок, за передел рынка. В девяностые годы была сплошная стрельба.

Сейчас ситуация несколько утряслась, но здесь возникла уже монополия. Издательств "Просвещение" и "Дрофа" фактически уже не существует, они — под "АСТ". А чиновники от образования просто получают свою маржу, качество учебника их совершенно не интересует.

Но за этим кроется просто оболванивание детей, переформатирование создания. У детей даже просто идет сбой логики при таком изложении материала, причем сбой такой конкретный и постоянно повторяющийся. Это уже ближе к НЛП получается.

У нас многие не понимают, что вот под внешней оболочкой этих историй, связанных с изданием учебником, с мнимым реформаторством, вариативностью все годы постсоветского периода происходит целенаправленное, глубоко эшелонированное, хорошо управляемое из-за океана, разрушение национального образования. Причем тотально.

Завоевание России через систему образования

— Кто этим занимается?

— Этим занимаются хорошо известные персоны и совершенно определенные фонды Сороса, Эрхерда и так далее. После принятия известных законов многие из них поменяли обличие. Например, Институт открытого образования — это структура Сороса. Директор Библиотеки иностранной литературы Гениева умерла недавно, на ее похоронах собрался весь бомонд, все те, кто стоял у истоков разрушения и сейчас продолжает рулить — Адамский, Асмолов, Каспржак, Ливанов и т. д. и т. п.

Образование — это действительно масштаб государственной безопасности страны. Это сопоставимо со значимостью военно-промышленного комплекса. Ведь удар наносится по двум основным областям. Американцы, англосаксы прекрасно понимают, что пока у нас существуют научные школы, которые являются базой для нашего военно-промышленного комплекса, они нас уничтожить как реального конкурента не могут.

Поэтому перед ними стоит задача — разрушить преподавание точных физико-математических наук в школе, всех более-менее толковых детишек через систему грантов перетащить к себе. Это — первое. И вторая главная задача — через историю, литературу, сокращения часов по русскому языку и наоборот увеличение в два раза иностранного языка — переформатировать сознание нации.

Как так переформатировать сознание? — да элементарно. Познания 99 процентов населения страны об истории базируется именно на школьных представлениях. Люди уверены, что была Киевская Русь, которой в природе не было. Сам термин Киевская Русь — чисто научное изобретение господина Максимовича, которое впервые в научной литературе появилось в 1937 году. Но всех этому учили, и представление о том, что была Киевская Русь, у всех есть.

Татаро-монгольское иго — термин, реанимированный Карамзиным, при написании своей истории. Естественно, что историки прежних веков создавали мифы, мы знаем, что это совсем не так. Поэтому переформатировать сознание — элементарно. И это делается именно на школьной парте.

— Вы верите в то, что нам удастся преодолеть эту среду, победить эту структуру?

-Я вообще оптимист по жизни, и до последнего не привык отступать. Если мы всем миром, всем народом сплотимся, поддержим здоровые, политические и государственные силы в нашем обществе, которые ведут эту борьбу, то победим. Им тоже очень тяжело, поэтому им не надо отмахиваться от помощи. Вместе мы победим.

Древняя мудрость гласит: хочешь завоевать народ, воспитай его детей. Если мы будем опять сидеть у себя на диванчике, махать на все рукой, то нас просто не станет. Если сейчас нашим врагам не удастся одержать над нами верха военно-экономической и иной силой, то через десять-двадцать лет они это сделают тихой сапой через систему образования.

0

3

спасибо за инфу

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Гранит науки » Системы образования: за и против