Красивое описание женщины бальзаковского возраста:
«Юность любит лакомиться зрелыми плодами, а ими изобилует щедрая осень женщин. И действительно, разве не восхитительны эти взгляды, и смелые, и осторожные, порой томные, увлажнённые последними отблесками любви, такие жаркие и такие сладостные?
А это искусное кружево слов, эти ослепительные, золотистые, роскошные плечи, эти округлые линии, эти волнистые очертания пышных форм, эти красивые руки в ямочках, эта кожа, нежная, как сочная мякоть плода, насыщаемого животворящими соками, это чистое чело, в котором отражается вся полнота созревших чувств, изящная причёска с наивным ровным пробором, эта шея с неповторимыми складками, этот волнительный изгиб затылка, где искусство парикмахера умело акцентирует контраст блестящих чёрных волос и блистательную белизну кожи, - во всём чувствуется переполненность чаши жизненной мудрости и таится необыкновенная дерзость всепоглощающей любви.
Такую женщину позабыть невозможно: всё великое и возвышенно благородное — незабываемо. Молодых женщин слишком многое отвлекает от её чувства любви, но с годами большинство причуд проходит, пропадает самолюбие, гордыня, мелочность, и любовь зрелой женщины — это Луара, широко разлившаяся в берегах: она безгранична, она вобрала в себя все разочарования, все белые и черные воды жизни...» / Оноре де Бальзак в романе «Беатриса»
Согласитесь, Оноре де Бальзак умел говорить комплименты женщинам, и у него это здорово получалось. Знатоки бальзаковского творчества утверждают, что его комплимент женской половине человечества растянулся то ли на сорок, то ли на все пятьдесят томов, вызвав в благодарных женских сердцах такое умиление и восторг, какой поначалу обычно бывает у новообращенных религиозных фанатиков.
Кстати, Бальзак знал, что говорил про женщин бальзаковского возраста — ведь первая его возлюбленная, Лора де Берни, была примерно в два раза его старше, а ещё была чужой женой, а по совместительству — и многодетной матерью. Бальзак вообще был выдающимся любовником, был даже случай, когда мужу его одной любимой женщины пришлось за Бальзака заплатить приличный долг преследовавшему Бальзака судебному исполнителю.
Да, временные рамки понимания термина «женщина бальзаковского возраста» существенно сдвинулись. В начале позапрошлого столетия девушка выходила замуж рано, лет в пятнадцать-шестнадцать, а потому в тридцать лет у неё уже был один ребёнок или несколько почти взрослых детей. Получается, что раньше у женщины в 30-ть лет заканчивалась жизнь — ведь начиналась взрослая жизнь её чад, которых надо было удачно выдать замуж или женить, и всё — ты бабушка! Обществом приговор подписан.
Но ведь и такая молодая «взрослая» мать и бабушка тоже хотела любить и быть любимой! А любовь в браке, как известно, умирает быстро. А разводы тогда были не в почёте, более того — они были запрещены роялистским правительством, а потому супружеские измены и шуры-муры на стороне господствовали практически по всех браках Франции.
Конфликт усугублялся не только тем, что после тридцати лет любовь светской женщины в большинстве случаев являлась любовью вне закона, но и тем, что общество даму после тридцати буквально «хоронило» - вешало на неё табличку «реликт, табу», т.е. - отказывало даже в незаконной любви (а над супружеской любовью ехидно потешалось).
А господин Оноре де Бальзак взял на себя смелость воспеть тридцатилетнюю женщину, ранее до него единолично барахтавшуюся в болоте своих личных переживаний, он подставил зрелой, созревшей женщине с расцветшей плотью своё крепкое мужское плечо и литературное перо с тем, чтобы отстоять право женщины после тридцати лет на активную жизнь и любовь.
Поэтому все мы, женщины, которым уже исполнилось тридцать, сорок, пятьдесят, а то и шестьдесят лет, а также все те девушки и женщины, которые когда-либо перешагнут через этот возрастной порог, должны встать и громко аплодировать творчеству гениального, мудрого Бальзака и кричать ему восхищённое «Браво!»
Сегодня бальзаковской женщине уже не тридцать, а сорок-пятьдесят лет. Сегодня бальзаковская женщина способна сама принимать решения в жизни (а раньше за неё всё решал муж и только он - так было установлено законодательно). В наши дни женщины бальзаковского возраста сами решают, любить ли и быть ли любимыми, разводиться с уже опостылевшим мужем или хранить верность институту брака до гроба.
Любопытно то, что сам Оноре де Бальзак равно осуждал как супружескую измену во имя любви, так и супружескую верность во имя измены любви. И тем, и другим он сулил в своих романах такие кары небесные, как смерть, презрение общества и пренебрежение детей, утрату красоты и положения.
Но, если бы Бальзак жил в наши дни, в наши времена, когда счастливая любовь может быть не только беззаконной, но и вполне честной со всеми её углами, тогда бы великий певец умудрённых опытом женщин, возможно, сменил бы гнев на милость и благословил последнюю любовь бальзаковской женщины, признав за ней право на заслуженное полное счастье.
Отдадим, конечно, должное Бальзаку и его благородному и абсолютно справедливому желанию морально поддержать женщину среднего возраста и обратить внимание общества на её, быть может, уже не столь яркую и безупречную красоту, но привлекательность особенную - основанную на смеси ещё не угасшей природной красоты и внутреннего обаяния уже достаточно опытного и умудрённого человека.
И спросим себя: а кто же всё-таки обладает для нас более притягательной силой - молоденькие девушки до 25 лет или зрелые, те, кому за 30?
Какие мнения?