Добьются ли курды федерализации?
21.03.2016

http://rusvesna.su/sites/default/files/styles/node_pic/public/kurdistan_karta.png?itok=BPdZTUh7

Почему сирийские курды проявляют такую поспешность в вопросах организации федеративного устройства и кто отказывает им в праве закрепить свою автономию?

17 марта 2016 года в городе Румейла состоялась учредительная конференция представителей курдского населения Сирии, результаты работы которой произвели эффект разорвавшейся информационной бомбы не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире.

Дело в том, что на фоне продолжающегося раунда межсирийских переговоров в Женеве, на которые так и не пригласили представителей курдов, участники упомянутой конференции, среди которых было около 200 делегатов из северных (курдских) районов Сирии, провозгласили своей целью за полгода разработать и имплементировать документ, которым на севере САР будет введено федеративное устройство.

Таким образом, перспектива федерализации Сирии, о которой много говорили в кулуарах влиятельных международных организаций и которую неофициально обсуждали между собой многие лидеры ведущих держав, едва ли не впервые получила четкое словесное оформление. И с этого момента участники переговорного процесса не могут закрывать глаза на очевидные вещи и делать вид, будто федерализация Сирии вынесена за скобки обсуждения проблемы урегулирования гражданского кризиса в САР.

Показателен тот факт, что после того, как участники учредительной конференции в Румейле озвучили свои чаяния, все стороны переговорного процесса поспешили в тех или иных выражениях отказать сирийским курдам в праве на автономизацию регионов их компактного проживания, несмотря на то, что речь на данный момент вовсе не идет об их стремлении добиваться независимости и выхода из САР.

Так, в министерстве иностранных дел САР подчеркнули, что «сирийское правительство предостерегает (курдов — прим. ред.) против любой попытки подорвать единство Сирии и территориальную целостность (страны), под какими именами они бы ни выступали». В свою очередь, посол Сирийской Арабской Республики в РФ Рияд Хаддад подчеркнул, что разговоры о федерализации «напрямую угрожают целостности нашей страны, противоречат конституции, противоречат национальным понятиям, даже противоречат международным резолюциям и решениям, поэтому всякие заявления такого плана являются незаконными».

Понять Дамаск можно. В условиях крайне хрупкой государственности, ослабленной многолетней гражданской войной и изматывающей борьбой с международным терроризмом, любая конституционно зафиксированная автономия грозит Сирии последующим «парадом суверенитетов».

Учитывая официальную позицию правительства Сирии, Москва также призвала участников учредительной конференции не заниматься подобными важнейшими вопросами
в одностороннем порядке. При этом российская сторона не заявила, однако, о своем идейном неприятии процесса федерализации в Сирии.

«Такие могут быть переговорные позиции. Но односторонних решений здесь невозможно достичь. Надо договариваться с другими участниками — о прекращении огня, о политическом процессе, о выработке новой конституции, которая может предусматривать новое, в том числе, устройство Сирии.

Но это все связано с налаживанием устойчивого и инклюзивного политического процесса в рамках межсирийского диалога», — приводит агентство РИА Новости слова заместителя главы МИД России Михаила Богданова, сказанные им 17 марта.

Аналогичную точку зрения, правда, с использованием более резких формулировок, высказывают и в Вашингтоне.

«Мы не признаём и не признаем никакой самопровозглашенной „полуавтономной“ территории. Мы сохраняем свою приверженность единству и территориальной целостности Сирии», — заявил официальны представитель госдепа США Марк Тонер.

Но больше всех процесса легальной автономизации сирийских районов на севере Сирии боится Анкара. Дело в том, что федерализация в САР может подтолкнуть и без того непокорных турецких курдов к новому витку борьбы за свои права, в которых власти Турции им отказывают. Именно страшный сон Эрдогана о том, что он может потерять территории, населенные курдами, ведет к тому, что Анкара категорически протестует против любой формы участия представителей курдского населения Сирии в межсирийских переговорах.

Однако многие эксперты уверены, что именно факт «выброшенности» из процесса политического урегулирования сирийского кризиса вынуждает курдов идти ва-банк и заявлять о готовности в одностороннем порядке начать процесс федерализации страны.

По сути можно констатировать, что федеральное устройство могло быть стать неплохим вариантом решения глубокого гражданского конфликта в Сирии. Но для его всестороннего обсуждения необходимо пригласить курдов за стол переговоров и услышать их идеи и пожелания из первых уст.

На этом в преддверии возобновления межсирийских переговоров настаивали многие участники мирного процесса, в том числе, Москва. Однако неконструктивная позиция Эрдогана, категорически отказывающегося разговаривать с курдами, ведет к дальнейшей эскалации напряженности на Ближнем Востоке, которая в итоге в значительной степени угрожает и самой Турции.