Гаагский суд окончательно запутал Косово
В мире активно комментируют вчерашнее заключение Международного суда ООН в Гааге о том, что самопровозглашение независимости Косово не противоречит международному праву.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что решение носит рекомендательный характер. Поэтому, как справедливо заметил сегодня в этой связи представитель Словакии, "данный вердикт не обязывает государства-члены ООН им руководствоваться". Следовательно, никто не должен в срочном порядке выстраиваться в очередь за признанием отделения края от Сербии.
Ещё одну особенность данного решения подметил МИД России. "Суд дал оценку только собственно Декларации, специально оговорившись, что он не рассматривал в более широком плане вопрос о праве Косово на отделение от Сербии в одностороннем порядке. Суд не высказался также относительно последствий принятия этого документа, в частности о том, является ли Косово государством, и о правомерности признания края рядом стран". Получается, что "эпохальный документ" носит весьма ограниченный, мало к чему обязывающий характер.
Реакция заинтересованных сторон оказалась предсказуемой. Представители Сербии дали понять, что не станут признавать Косово. Не изменили своё отрицательное отношение к отделению края Россия, Словакия, ряд других стран, считающих это ошибкой. В свою очередь, косовские албанцы, а также признавшие их независимость США, Германия и ещё 67 государств решение приветствовали.
На первый взгляд, кажется, что с практической точки зрения ничего не изменилось. Но решение суда ООН — всё-таки решение суда. И пройти мимо него не получится. Каковы же могут быть последствия вчерашнего вердикта?
На эту тему корреспондент "Правды.Ру" побеседовал с руководителем Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, экспертом Гаагского трибунала, сенатором Республики Сербской в Боснии и Герцеговине Еленой Гуськовой.
— Как Вы можете охарактеризовать решение Международного суда в Гааге?
— Замечу, что этого решения Международного суда ООН с нетерпением ожидали два года. Ожидали, что оно будет мудрым и что оно откроет возможности для начала переговорного процесса между Белградом и Приштиной. Однако вынесенное 22 июля заключение таковым не было. Оно лишь еще больше запутало ситуацию не только в Косове, на Балканах, но и вообще в многонациональных и многоконфессиональных государствах по всему миру, где существуют проблемы сепаратизма.
Суд попытался выйти из очень трудного положения странным образом — переформулировав вопрос, который ему пришёл из Генеральной Ассамблеи ООН. Поставленный перед Судом вопрос звучал так: "Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косова нормам международного права?" Ответ был о другом — о Декларации о независимости: "Принятие Декларации о независимости 17 февраля 2008 г. не нарушает общих правил международного права и резолюции 1244…".
Подобное беззубое заключение могло быть обусловлено либо расколом в составе судей, либо мощным давлением на них государств Запада.
Иными словами, подобное решение Международного суда разрешает любому сообществу или группе людей принимать любую декларацию. Однако ясности по-прежнему нет, могут ли они в результате претендовать на собственную независимость и государственность, поскольку, повторюсь, четкого ответа на поставленный вопрос суд так и не дал. Заключение суда построено таким образом, что оно не является указанием для членов ООН признать независимость Косова.
— И что теперь?
— Теперь следует ожидать продолжения "трудных дней" на Балканах. Албанцы, живущие в соседних странах, в том числе в Македонии и северной Греции, а также мусульмане, проживающие в южных районах Сербии и Черногории, ожидали, что Международный суд санкционирует признание независимости Косово. Это позволило бы им продолжить свою борьбу с целью создания новых независимых государств.
Подобное уклончивое решение Международного суда не оставляет места для продолжения переговорного процесса, на что особенно надеялись в Белграде. Следует понимать, что Косово находится сейчас в очень затруднительном положении. Сербия наотрез отказывается признавать независимость этого края. Причем в воздухе витает предложение об обмене территориями. Об этом уже вполголоса рассуждают и в Косове, и в Сербии. При определенных условиях Белград мог бы пойти на обмен части своих южных территорий, населенных албанцами, на северную часть Косова.
Однако такой вариант сейчас невозможен, поскольку уклончивое решение Международного суда, по сути, блокировало саму возможность в ближайшее время для переговоров.
— Получается, что ситуация патовая. Можно ли предположить, что албанцы попытаются, как и в конце 1990-х гг., взять своё силой?
— Я сомневаюсь, что албанцы изберут подобный вариант. При нынешних условиях для них это стало бы самоубийством. Сейчас ведь не 1999 год. И вряд ли НАТО их безоговорочно поддержит. А без этого рассчитывать победить сербов им невозможно.
Ситуация в Македонии непростая. Дело в том, что в 2001 году албанцы уже поднимались на восстание в Македонии. В результате они получили очень много прав, и им осталось сделать всего два шага к получению независимости и оформлению полноценного государства. Безусловно, лидеры албанских меньшинств, живущих в Македонии, пойдут обязательно на это, но лишь тогда, когда будет полное признание Косова как государства со стороны ООН. Только в этом случае (после его легитимизации) они смогут надеяться на полноценную поддержку извне. В Греции ситуация для албанцев сложнее. Многие из живущих там представителей албанской общины в отличие от своих собратьев, живущих в Македонии, вообще не имеют гражданства.
— Как всё это может отразиться на ситуации в Боснии и Герцеговине (БиГ), которая также является одним из самых взрывоопасных мест на Балканах?
— Руководство БиГ не намерено признавать независимости Косова. Ибо в противном случае находящаяся в ее составе Республика Сербская тут же объявит о своем выходе.
— Повлияет ли решение суда на позиции других стран?
— Целый ряд стран, в том числе и Россия с Китаем, являющиеся, кстати, постоянными членами Совбеза ООН, по-прежнему будут отказываться от признания Косово. И в этом смысле ситуация не меняется. Например, тот же Китай расценивает заключение Гаагского суда не как серьезный документ, признающий независимость Косово, а как простую декларативную бумажку. Но с другой стороны, целый ряд самопровозглашенных государств, вроде Приднестровья или Нагорного Карабаха будут трактовать заключение Международного суда в Гааге в своих собственных интересах — как возможность поддержки их самостоятельности.
— Остаются ли у Белграда хотя бы призрачные шансы на восстановление своего контроля над Косово?
— Их крайне мало. В любом случае, окончательная судьба этого края должна определиться на переговорах между Приштиной и Белградом. Косовские албанцы также заинтересованы в этом. Дело в том, что Косово зависит от Сербии по многим вопросам. От поставок топлива и электроэнергии до выдачи паспортов. Ведь формально косовары не могут выехать в Европу без оформления заграничного паспорта в Белграде. А всё потому, что Косово до сих пор не признано на международном уровне. Евросоюз также находится в затруднении, что делать с этой проблемой… Ситуация зашла в тупик, но решение Международного суда не внесло ясность в её разрешение.