Как подлодки Гитлера проиграли битву за Атлантику ("Die Welt", Германия)
Свен Феликс Келлерхофф (Sven Felix Kellerhoff) 30.03.2012

http://s019.radikal.ru/i610/1204/27/20a5a6c045d4.jpg

70 лет назад битва за Атлантику достигла своего апогея. Судьба смертельной схватки решалась на суше: на американских верфях и в одном английском городишке

Первый лорд адмиралтейства был серьезно встревожен. В последнюю неделю марта 1942 года британская служба информации военно-морского флота передала сэру Дадли Паунду (Dudley Pound) последние данные о количестве затопленных судов. Главнокомандующий королевского военно-морского флота понял с первого взгляда: положение хуже некуда. Только за последние четыре недели США и Великобритания потеряли в Атлантике суда общим объемом более 500 000 брутто-регистровых тонн, то есть столько, сколько за весь период с сентября по декабрь 1941 года.

Опытному флагману Паунду, командовавшему дредноутом «Колоссус» еще в 1916 году, не было нужды говорить: даже самый крепкий альянс не выдержит столь крупных потерь на море.

Дёниц надеялся на решающую роль

Великобритания оставалась последним оплотом антигитлеровской коалиции в Западной Европе и отчаянно нуждалась в поддержке США. Помощи, доставляемой терпящим бедствие британцам через Атлантику по воздуху, никогда не хватало. А нехватка боевой техники для открытия второго фронта ради облегчения положения Советского Союза ощущалась еще более остро. Весной 1942 положение сил на Атлантике, этом важнейшем стратегическом театре военных действий во Вторую мировую войну, была не в пользу западных держав.

В то же самое время немецкий вице-адмирал Карл Дёниц (Karl Dönitz) глядел в будущее с надеждой. Командующий подводным флотом надеялся, что для этой войны, в отличие от минувшей Первой мировой, его войска будут иметь воистину решающее значение. В 1917 году Верховное командование сухопутными войсками Германии решило объявить подводную войну. В ней участвовал некий молодой офицер, а с 1918 года командир подводной лодки по имени Карл Дёниц. Борьба одиноких охотников за кораблями в открытом море в конце концов доказала свою неэффективность. Дёниц был настроен решительно: повторения подобной ошибки надо избежать.

Все началось с операции «Паукеншлаг»

Весной 1942 года он как никогда был близок к реализации своей цели. С 11 декабря 1941 года, когда Гитлер официально объявил войну Соединенным Штатам, зона действий «волчьей стаи» (так выглядит немецкое название группы подводных лодок в северной Атлантике) была расширена до восточного побережья США. 13 января в рамках операции «Паукеншлаг» три  немецкие подводные лодки дальнего радиуса действия новейшей IX серии начали охоту за грузовыми судами противника. До этого момента подлодки были вынуждены пропускать колонны грузовых судов, сопровождаемые военными кораблями США.   

В феврале-марте 1942 года колонны судов формировались только перед крупными американскими портами, такими как Нью-Йорк или Норфолк. Немецкие подводные лодки поджидали свои цели вдоль побережья США, когда те брали курс к месту сбора. Успех был сокрушительный: с середины января до начала февраля силами всего пяти подлодок дальнего радиуса действия были потоплены 23 грузовых судна союзников. В последующие несколько недель до конца марта продолжали поступать новые донесения о серьезных потерях союзников.

Четыре ротора «Энигмы» вместо трех

1 февраля удача нечаянно улыбнулась немцам. К этому моменту все немецкие подлодки, несли ли они боевое дежурство или стояли в порту, должны были сменить тип шифровки радиосообщений: вместо шифровальной машины «Энигма М3», использовавшейся с октября 1941 года, вводилась улучшенная модель «Энигма М4».

Немецкие радисты и не подозревали, что в городишке Блетчли, находящимся в 70 км севернее Лондона,  британские криптоаналитики читают сообщения, зашифрованные с помощью «Энигмы М3». Немцы решили перейти на усовершенствованную шифровальную машину вскоре после нападения Германии на Советский Союз в июне 1941 года.

Вместо трех роторов, состоящих из восьми различных элементов, радисты выбрали версию с четырьмя роторами. Одним махом число вариаций шифра выросло в 1000 раз. «Энигма» с ее 150 миллиардами возможных комбинаций и раньше считалась невзламываемой машиной. А теперь для того, чтобы найти нужный код, придется ежедневно просчитывать 150 биллионов  возможных комбинаций, так как в полночь код всегда меняется.

«А» никогда не будет зашифровано как «а»

Немецкие командиры и офицеры подводных лодок не знали, что их противникам не пришлось предпринимать столько усилий по дешифровке кодов «Энигмы М3». Еще в начале Второй мировой войны польские математики открыли слабое системное место «Энигмы»: машина сконструирована таким образом, что ни одна буква не может быть зашифрована такой же буквой. «А» никогда не будет зашифровано как «а», «б» как «б» и так далее.

Это открытие оказалось решающим для огромного числа математиков и шахматных  гениев, свезенных в Блетчли-парк – поместье, находящимся за пределами самого Блетчли.  Благодаря коллективному мозговому штурму сотрудники шифровального подразделения нашли «мостики»,  которые часто позволяли им расшифровывать немецкие радиосообщения в день получения.

Так как криптоаналитки из Блетчли-парка могли читать и сообщения немецких подводных лодок, находящихся в Атлантике, германский флот нес серьезные потери от воздушных сил Великобритании, а с декабря 1941 и от США. 1 февраля 1942 года ситуация резко изменилась. Шифры «Энигмы М4» не поддавались дешифровке в течение нескольких месяцев.

Конвойные суда курсировали и вдоль восточного побережья США

В феврале и марте 1942 года потери немецкого флота существенно сократились, а успехи возросли. Именно этот факт так сильно беспокоил сэра Дадли Паунда в конце марта 1942 года. Первый морской лорд не мог ускорить процесс дешифровки радиограмм, зашифрованных с помощью «Энигмы М4», но в распоряжении опытного адмирала флота имелись и другие средства. Он отдал срочный приказ, чтобы к 1 апреля 1942 года конвойные суда, охранявшие британские воды, патрулировали и восточное побережье США.

Кроме того, он форсировал на первый взгляд шокирующую, но, тем не менее, совершенно логичную идею, оговоренную с адмиралом флота военно-морских сил США Эрнестом Дж. Кингом (Ernest J. King): на верфях, недосягаемых для ударов Люфтваффе, нужно запустить серийное и штучное производство такого количества грузовых судов, чтобы подводные лодки Карла Денница если и потопят несколько судов союзников, не смогут серьезно ослабить поток грузов, идущих из США в Великобританию.

Серия кораблей «Либерти» в простейшем исполнении

Первые корабли серии «Либерти» США построили еще в 1940 году – простейшие транспортные судна с грузоподъемностью 7000 брутто-регистровых тонн и оптимальными габаритами для перевозки грузов через Атлантику. Добрых 150 дней, а впоследствии всего одна неделя уходила на то, чтобы сварить из заранее собранных блоков судно, предназначенное для плавания в открытом море. Ни один подводный флот в мире не мог бы так быстро разбить корабли противника.

Но чтобы оправдать себя, контрмерам Паунда требовалось время. В апреле 1942 года потери союзников в Атлантике сократились до 430 000 брутто-регистровых тонн с тем, чтобы стремительно вырасти в мае до 600 000, а в июне превысить 700 000 брутто-регистровых тонн. Соответственно, снабжение Великобритании по-прежнему оставалось недостаточным.

Прорыв принес захваченный трофей

Поставки, осуществляемые восьмой воздушной армией США, медленно, но верно иссякали. Хотя резервные самолеты и личный состав прибывали по воздуху, но запасные детали и в первую очередь бомбы для ведения боев против немцев прибывали на базы на юге Англии по морю. Материально-техническое снабжение Великобритании опять ухудшилось.

Ситуация разрядилась только в декабре 1942 года. Благодаря захваченному трофею британские криптоаналитики из  Блетчли-парка нашли новый ключ к шифровальной машине и получили возможность почти мгновенно расшифровывать сообщения, зашифрованные «Энигмой М4». Прямым следствием этого стал взлет результативности в отслеживании немецких подводных лодок. Однако Карл Дёниц остался вне подозрений.

Почти в то же время в эксплуатацию стали вводиться все новые и новые корабли серии «Либерти». После 40 кораблей, спущенных на воду в мае 1942 года, и по 54 в июне, июле и августе соответственно, начиная с сентября в действие вводились по 64 корабля ежемесячно. В декабре был достигнут рекорд –  78 новых судов. Такое количество судов не могло уничтожить ни одно подводное оружие. Чаша весов в битве за Атлантику склонилась не в сторону Третьего Рейха.