Сообщение от военкора Руслана Ляпина
04.04.16.
"Карабахский запал: на грани большой войны. Ситуация в зоне карабахского конфликта продолжает накаляться. Азербайджан заявляет, что боевые действия в целом прекратились, армянские источники указывают на то, что это не так, и бои до сих пор идут. Применяются минометы и артиллерия. Обе стороны идут на резкое увеличение сил и стягивают тяжелые вооружения. Так, в субботу вечером из Армении в Нагорно-Карабахскую республику были доставлены тактические ракетные комплексы «Точка У» и реактивные системы залпового огня «Смерч». «Накануне вечером из Армении в Арцах (Нагорный Карабах) были доставлены тактические ракетные комплексы «Точка У» и реактивные системы залпового огня «Смерч», — говорится в сообщении. Ранее со ссылкой на Times.am сообщалось, что вооруженные силы Армении перебросили в НКР ракетно-артиллерийскую бригаду. Тянет вооружения и Азербайджан.
По сообщениям с фронтов, к вечеру ситуация несколько стабилизировалась. Войска Карабаха отбили на большинстве участков атаки азербайджанской армии, хотя азербайджанцы смогли удержать за собой некоторые высоты, которые они заняли, пользуясь внезапностью атаки. Сейчас там продолжаются бои с применением бронетехники и артиллерии.
Азербайджан на вечер признает 12 убитых, 1 потерянный танк, 1 БПЛА и 1 вертолет и заявляет о 100 убитых солдатах противника, а также о 6 танках и 15 орудиях.
Карабах признает наличие 18 убитых и 35 раненых и заявляет о 200 убитых солдатах противника, 8 уничтоженных танках, 3 БТРах, 2 вертолетах и 2 БПЛА.
Учитывая масштаб боевых действий и задействованные силы, я бы предположил, что отсчет потерь сторон надо вести с нескольких десятков. Уверен, что конечные цифры потерь за 2 апреля будут исчисляться как минимум десятками с обеих сторон.
На текущий момент в Армении, Карабахе и Азербайджане полная мобилизация не объявлялась — начало полномасштабных мобилизационных мероприятий будет означать, что полномасштабная война неизбежна.
Между тем, есть и первые признаки шагов к примирению: «По заявлениям Министерства обороны страны: Азербайджан принял решение в одностороннем порядке остановить все военные операции и ответные меры на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе.
— В ответ на настоятельные обращения международных структур и как результат миролюбивой политики государства Вооружённые силы Азербайджана в одностороннем порядке приостанавливают контратаки и ответные меры против неприятеля и принимают решение начать организационные мероприятия по усилению обороны освобождённых территорий, — сообщение военного ведомства Азербайджана.
Также в Минобороны Азербайджана отметили, что в случае продолжения армянской стороной «провокационной деятельности и обстрела населённых пунктов и позиций азербайджанской армии будут продолжены наступательные операции для освобождения территорий и обеспечения территориальной целостности страны с использованием всех имеющихся на вооружении войск средств».
Насколько заявление соответствует истине, узнаем в самое ближайшее время.
Так что же все-таки произошло? Какая муха укусила азербайджанцев и армян? Попробуем разобраться в хитросплетениях массовой информационной войны.
Война, которой не могло не быть
Бессмертный классик Антон Павлович Чехов написал: «Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит», а в нашем случае ружье висело уже более 20 лет. При этом его постоянно смазывали своими речами политики, заряжали покупкой техники и наращиванием численности военные, и даже иногда брали друг друга на прицел.
Ситуация интересна тем, что международное сообщество, боясь тронуть оружейные лобби, вместо того, чтобы ввести ограничения на поставки хотя бы тяжелой техники в регион, всячески этому способствовали.
Так, только в Азербайджан было поставлено вооружений на 2 миллиарда из Израиля, покупал он оружие и у Турции, и у США, но главным продавцом была Россия. За месяц до нынешнего обострения Баку посетил вице-премьер Рогозин со скандальной темой о задолженности Азербайджана за очередные поставки вооружений на сумму 4 миллиарда долларов: «Азербайджан является крупным игроком на оружейном рынке, и терять его Россия не собирается, — пишет газета и напоминает, — в период 2010-2014 годов Баку заключил с Москвой контракты на закупку двух дивизионов зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитно-ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около ста боевых и транспортных вертолетов. Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, а также реактивных систем залпового огня «Смерч». Общая стоимость такого пакета оценивалась не менее чем в 4 млрд долларов».
По сведениям «Коммерсанта», например, в прошлом году азербайджанские военные получили последние шесть из 40 заказанных в 2010 году вертолетов Ми-17В1.
При этом танки Т-90С куплены в наиболее совершенной на данный момент серийной комплектации, включающей новую модификацию системы оптико-электронного подавления «Штора».
Азербайджан вошел в пятерку главных покупателей продукции нашей оборонки за последние два года, но против кого он готовился применять эти вооружения?
Против России или Ирана? Смешно, не те масштабы, для России или Ирана Азербайджан не соперник.
Против Грузии или Турции? Так, там наоборот, полная идиллия в отношениях.
После того, как мы отсеяли нереальные варианты, остается лишь одна страна — Армения. Она тоже не сидела на месте и купила в прошлом году у той же России — а у кого еще, как не у союзника по ОДКБ — вооружений на 200 миллионов долларов с союзной скидкой.
Таким образом, мы имеем непризнанную республику с армянским населением, Армению, которая вооружается по мере возможности и Азербайджан, который вооружается на все и в долг и постоянно говорит о возвращении Карабаха. Ожидать, что в такой ситуации будет вечный мир, может только супероптимист. Дайте Украине оружия на 4 миллиарда и даже после смены правительства она все равно будет жить реваншизмом в отношении Донбасса.
Касательно России, которая не хотела войны, но продавала оружие, то, на мой взгляд, ей прежде всего надо было потребовать ввести мораторий, но в 90-е самой России было не до того, а там торговали совсем другие «партнеры», а в двухтысячные Россия наращивала оборонный экспорт, и отдавать контракты США и Израилю, видавшим в далеком гробу все ограничения, кроме своих собственных — глупо. Да и сам российский бизнес еще те «честные товарищи», одни поставки солярки на Украину чего стоят.
Да, вместо сотни Т-90 там ездило бы полсотни «Абрамсов», вот и вся разница.
Дан приказ идти на запад
И все же, то, что обе стороны накачивали мышцы и посылали друг друга словесно, еще не означает начало полномасштабной войны. Они так 20 лет общались и ничего, как-то существовали. Должна быть веская причина для начала новой войны.
И причина появилась: по странному совпадению обострение Карабаха началось на следующий день после беседы Обамы и Эрдогана. При этом изначально Обама совсем не хотел видеть главного турка, который не то, что Сирию для Вашингтона завоевать не может, а все дальше опускается в пучину собственной гражданской войны.
Однако, ветер поменялся, встреча состоялась, а риторика Госдепа стала сразу более чем дружеская и даже заготовленная Нью-Йорк Таймс статья про падлюку Эрдогана была быстренько заретуширована чернилами американо-турецкой дружбы, вон и охрану, которая митингующих поколотила, простили и сделали вид, что так и надо.
Что же такого привез этот самый Эрдоган в Вашингтон, что там чуть не по стойке «смирно» все встали? И не получил ли он добро на начало Карабахской авантюры?
Для США тут, в общем-то, одни плюсы при отсутствии потерь, тем более, что армянский майдан провалился, а здесь появляется возможность решить все руками местных аборигенов, которые будут весело друг друга истреблять. А там, если карта ляжет красиво, то втянут две, а то и три крупные державы в схватку между собой, учитывая довольно теплые отношения между Ираном и Арменией.
В миротворческие призывы Госдепа, которые он лил вчера по поводу Карабаха и любые другие, давно верят только пингвины и российские либералы — там, где на первом месте стоит установление нового мирового порядка, прокатит любая ложь. Это вам любой Геббельс подтвердит.
Вообще, как ни посмотри, с любой стороны один профицит: турки окажутся в полной власти США, так как над ними будет тяготеть обвинение в развязывании войны, Россия и Иран ослабнут и могут потерять важнейший геополитический центр в Закавказье, что равно потере самого Закавказья.
Если это так, то тогда и Азербайджан должен быть уверен в подключении Турции в случае выполнения Россией своих обязанностей по ОДКБ, а это уже совсем не радует.
Если не затушить огонь сейчас
Если не остановить войну политическим путем, как смог сделать президент России в прошлый раз, и исключить вмешательство третьей стороны, то больше шансов на победу у Азербайджана, но тут, как говорила одна известная дочь офицера, не все так однозначно. Даже первые дни боев показали, что преимущество в технике и количестве, при большой мотивации у противника — а у армян мотивации хоть отбавляй — быстро выравнивается, а война превращается в весы. Где, как на Донбассе, этого не знать.
Я не великий военный эксперт, но одно могу сказать точно: без третьей стороны молниеносной войны не выйдет, зато полномасштабная позиционная с тысячами трупов, на месяцы, если не годы, более чем вероятна.
Будем надеяться, что у Кремля есть козырь в рукаве и он снова разведет бойцов по углам.
ОДКБ: быть или не бить
Одним из самых болезненных вопросов становится членство Армении в Организации Договора о коллективной безопасности, так как, согласно ему, Россия обязана защитить союзную Армению. Пока война не вошла в полную силу, и идут бои между НКР и Азербайджаном, ОДКБ как бы ни при чём, но как только в схватку вступит официальный Ереван, а он вступит, если не остудить горячие головы, то автоматически срабатывают и все обязательства со стороны России. Она будет обязана выслать в помощь союзникам состоящие из наших десантников силы быстрого реагирования или признается в роспуске самой организации.
Вчера генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил: «Секретариат ОДКБ очень внимательно отслеживает ситуацию, которая сложилась на линии соприкосновения. Ночные события могут привести к крупномасштабному конфликту. Это невыгодно никому, всем нужен только мир».
По его словам, позиция стран — членов ОДКБ по этому вопросу заявлена много раз — прекращение огня и мирное решение карабахского конфликта.
Стоит отметить, что в случае прямого конфликта Армении и Азербайджана ОДКБ придется закрывать, так как вероятность включения России в военный конфликт мала, а существование еще одной организации, которая высказывает озабоченность, не имеет смысла, вполне достаточно вечно озабоченных и ничего не решающих ОБСЕ.
Беда в том, что вступление России в войну автоматически заставляет Азербайджан обратиться к Турции, и дальше события будут разворачиваться по уже описанному не раз сценарию новой русско-турецкой войны.
Украина на подхвате
В случае втягивания России в Карабахский конфликт она автоматически получает и возобновление войны на Донбассе. После столь долгой обработки украинских элит в Анкаре и получения разрешения из самого Вашингтона ВСУ вынуждены будут идти вперед, несмотря на распутицу, потери и выгоды. Только в случае войны со всех сторон у противника есть возможность не победить, а надорвать Россию, которая в кризис вынуждена будет отвечать на множественные уколы вдоль границы.
Учитывая близкие выборы в Госдуму, это даст США шанс попробовать качнуть ситуацию внутри для повторения не то 1991, не то 1917 годов.
Чем сердце успокоится
Итак, мы подошли к главному — к чему приведет нынешнее обострение в Нагорном Карабахе.
Основных путей тут три:
1) Политическое урегулирование, и это идеальный вариант, с какой стороны ни глянь.
2) Война Армении и Азербайджана — затяжной конфликт со множеством жертв, который закончится спустя месяцы или годы тем же самым. Стороны так же будут сидеть на рубежах, постреливая друг в дружку и наращивать мускулы для следующей схватки. Вероятно, границы НКР изменятся, но в полную и безоговорочную победу не верю.
3) Масштабный региональный конфликт, в который втянутся все страны-соседи и Украина. При этом раскладе Россия, даже победив, окажется в сложной экономической ситуации и под еще более сильными санкциями за Карабах. А при нынешнем либеральном курсе экономики — это может быть и критическим как для самой России, так и для союзников.
Здесь наращивается сразу два вывода. Во-первых, следует признать, что времена непризнанных республик ушли, Приднестровье, Нагорный Карабах и Донбасс для России становятся местами для втягивания ее в войны на чужих условиях.
Надо определяться в своей дальнейшей политике с признанием независимости этих республик, как в случае с Ю.Осетией и Абхазией и заключении полноценных договоров о безопасности или включении их в состав РФ, касательно НКР — Армении, без оглядки на полностью дискредитировавшее себя «мировое сообщество».
Во-вторых, и самых главных: и тот и другой вариант невозможны при нынешнем курсе — мы докажем Западу, что мы хорошие — и либерально-ориентированной экономике, которой гораздо важней хорошие отношения с Западом даже в границах Московского княжества, чем противостояние ради спасения «какой-то там России».
В любом случае будем надеяться, что сегодня эти проблемы удастся переложить на более спокойное завтра, если удастся и если оно будет более спокойным."